16/03
15/03
13/03
12/03
09/03
08/03
08/03
28/02
23/02
22/02
17/02
15/02
13/02
11/02
08/02
07/02
04/02
02/02
31/01
29/01
26/01
23/01
22/01
18/01
16/01
Архив материалов
 
Большая Россия. Постсоветского пространства больше нет

5 января 2005 года Виктор Ющенко вместе с Михаилом Саакашвили подписали в посёлке Тысовце Львовской области Карпатскую декларацию.

Главная мысль этого документа состоит в том, что украинская и грузинская революции являют собой «новую волну освобождения Европы, которая приведет к окончательной победе свободы и демократии на европейском континенте» и что эти две страны «будут и дальше идти по пути участия в строительстве объединенной демократической Европы».

Значение декларации выходит далеко за набор революционных банальностей, из которых, кстати, следует, что Украина и Грузия официально провозгласили себя в качестве плацдарма по экспорту «справедливых выборов» дальше, что ими запущена «новая волна освобождения» и экспорта «свободы и демократии».

Карпатская декларация объявила Украину и Грузию частью Европы и участниками европейского интеграционного проекта и тем самым окончательно отправила в историю советский период и так называемое постсоветское пространство.

Если вступление в Европейское сообщество и НАТО прибалтийских республик, не входящих в состав СНГ, ещё как-то позволяло делать вид, что всё идёт по-прежнему, то Карпатская декларация дезавуировала остатки СНГ как эвфемизма СССР.

Поэтому прав президент Эстонии Арнольд Рюютель, который 23 января в ходе мероприятий вокруг «народной инаугурации» В. Ющенко заявил, что события на Украине «окончательно утвердили распад СССР и зафиксировали отсутствие предпосылок для его восстановления». Тем более, что заявил он это после того, как Ющенко, выступая в тот день в Киеве подтвердил основное положение Карпатской декларации: «Наше место — в Европейском Союзе. Моя цель — Украина в объединенной Европе. Наш путь в будущее — это путь, которым идет объединенная Европа. Мы с ее народами принадлежим к одной цивилизации».

Дальше нельзя мыслить категориями ушедшего века. Никакого воссоединения разорванного в 1991 году на советских или постсоветских основаниях больше не будет. Перед нами не территория бывшего СССР, а клочковатое раздербаненное пространство, растаскиваемое всеми, у кого есть желание и ресурсы.

Но и простого развода тоже не получится!

Для Российской Федерации эта ситуация является крайне выигрышной.

Во-первых, после победы двух «бархатных революций» и фиксации этого в Карпатской декларации взорвана и без того хлипкая легитимность развала СССР и образования на его основе новых независимых национальных государств.

Во-вторых, у руководства РФ дальше не получится просто имитировать политику. Требуется ясный внешнеполитический курс и новый проект в отношении евразийского пространства.

В-третьих, наконец, можно трезво провести инвентаризацию евразийского пространства в примерных границах 1945 года.

И такая инвентаризация позволяет сделать удивительные выводы.

Оказывается, никакого набора единообразных национальных государств – бывших советских республик – нет. На бывшем постсоветском пространстве одновременно существуют пять совершенно разных типов государств.

Во-первых, это государства классического типа: состоявшиеся и признанные. Речь идёт, прежде всего, о Беларуси, Казахстане и Российской Федерации.

Во-вторых, это несостоявшиеся, хотя и признанные государства. Таковыми являются Грузия, Молдавия и Украина. Эти государства либо не контролируют свою территорию, как Грузия и Молдавия, либо почти не контролируют, как Украина Донбасс и Крым, либо находятся под внешним управлением и представляют из себя оккупационную демократию, а правительство состоит на содержании иностранных государств.

В-третьих, это несостоявшиеся и непризнанные государства как, например, Республика Ичкерия.

В-четвёртых, это состоявшиеся непризнанные государства – Южная Осетия, Абхазия, Карабах и Приднестровская республика.

В-пятых, это особое состоявшееся и признанное государство Российская Федерация. С одной стороны, внешне оно схоже с любым другим подобным государством, например, Республикой Беларусь. Но, с другой стороны, РФ является ядерным государством и правопреемником СССР-России, то есть единственным из всех государственных образований на территории бывшего СССР, которое несёт прямую ответственность здесь за порядок.

Это пёстро-лоскутное многообразие самостоятельно существовать не может и требует структурации и упорядочивания.

Чем и занимаются вплотную США и ЕС. И чем должно заниматься Россия – состоявшееся и признанное государство особого типа.

Странная империя

В ситуации того разгрома, который был учинён в РФ за полтора десятилетия после развала СССР, многим кажется естественным и единственно разумным отказаться от  «имперских притязаний» России и замкнуться, закрыться в границах РФ.

Вот программное положение, сформулированное недавно Ярославом Бутаковым: «Создание компактного этнического ядра государствообразующего народа на территории РФ, стягивание русского народа в Россию «heim in Reich», удержание существующих границ, в противовес бесплодным, вредным и дезориентирующим мечтаниям о скором имперском реванше - вот единственно реалистичное содержание российской политики на ближайшие десятилетия до тех пор пока, по крайней мере, не удастся демографически оздоровить сердце страны».

Впрочем, в самом таком заявлении уже содержится указание на фундаментальную методологическую ошибку, из-за которой заявляемый вожделенный реализм является на деле ненаучной фантастикой.

Сползание-стягивание всех в границы РФ как главная идея тут противопоставляется «мечтаниям о скором имперском реванше». А это неправильно, поскольку и первое, и второе никогда не являлось и не может являться программой русских. Империя и её экспансия или нация и компактное сжатие – это две равно ложных возможности и в целом ложная, дезориентирующая русских и Россию альтернатива.

Русский национализм никогда в истории не вдохновлял русских, а сегодня он и вовсе выступает доктриной проигравших и сдавшихся.

Но точно также и «русский империализм» является псевдодоктриной, которую выдумывали либо враги России, либо разрабатывали внутрироссийские западники. Россия никогда не была и не может быть империей (см. «Почему Россия не империя?»), поскольку всю свою историю она занималась не задачами власти и доминирования, а выживания ради решения абсолютных проблем человечества.

Россия всегда была самой странной в мире империей, которая фактически без боя приходила на новые земли, развивала и поднимала окраины за счёт центра. Не случайно в 1990 писатель Валентин Распутин в сердцах задавал вопрос на съезде народных депутатов: «А может быть, русским выйти из состава СССР?».

Путь России не в том, чтобы стать империей или типовым национальным государством. Тем более, что мировая ситуация не оставляет нам шансов на то, чтобы тратить время на игру в ложные альтернативы.

Соревнование глобальных государств

За последние пятнадцать лет мир кардинально изменился.

На место двух сверхдержав СССР и США пришло несколько мощных субъектов мировой политики. Все они интенсивно строят и достраивают себя до новых глобальных государств 21 века.

Это, прежде всего, США, которые в настоящее время открыто организуют гиперимперию.

Затем - Европейское сообщество, Китай, Израиль и Япония.

Серьезно идут по пути превращения в глобальные государства Бразилия, Индия и Иран, а также ЮАР, Индонезия, Турция, Малайзия, Венесуэла.

Мы сегодня живём в мире нескольких глобальных государств.

Что это такое – глобальное государство?

Во-первых, это государство, которое каждое своё действие исходно строит как мировое и непрерывно сопоставляет своё собственное продвижение с продвижением других глобальных государств - ведущих субъектом мировой политики.

Во-вторых, это государство, которое организует своё глобальное присутствие по всей поверхности Земного шара – т.е. всеприсутствие. Здесь не стоит забывать, что внешне независимые транснациональные корпорации (ТНК) выступают таковыми только на фоне небольших государств, а на деле являются инструментами всеприсутствия определённых глобальных государств.

В-третьих,  глобальным государство становится тогда, когда «изобретает» и отстраивает уникальную форму государственности.

США буквально помешаны на идее всеобъемлющей империи или гиперимперии, и видят себя не иначе как новым языческим Римом. Китай традиционно осознаёт себя срединным государством («чжун-го») – т.е. центром мира, по отношению к которому другие народы занимают периферийное положение и являются варварами.

При этом такие государственности являются наднациональными. США во многом «пристегнули» к себе Мексику и даже Канаду и ЕС, напрямую оккупировали Афганистан и Ирак и т.д. Даже Китай и тот через отношения с Гонконгом и Тайванем как специфическими государственными образованиями демонстрирует наднациональную государственность.

В-четвертых, глобальные государства опираются на мощные развитые диаспоры и иные формы прямого представительства.

В-пятых, они защищают свои стратегические устремления ядерным оружием и иными видами ОМП.

В-шестых, в них делается ставка на абсолютное технологическое лидерство в одной или нескольких сферах.

В-седьмых, созидается многовековая традиция – «история» - своей государственности. Даже «молодые» США или Бразилия бережно изучают и аккумулируют каждый год и буквально день своей истории.

Большая Россия

В мире глобальных наднациональных государств Российская Федерация как национальное государство не имеет никакой исторической перспективы.

Окружённая ожерельем несамостоятельных государств, зависимых от других геополитических субъектов типа США, ЕС, Турция, Китай, Россия с необходимостью является объектом дальнейшей экспансии глобальных государств.

В этой ситуации у России есть единственный выход – заново создавать и пересоздавать себя как оригинальное глобальное и наднациональное государство, т.е. строить Большую Россию.

Подобную задачу ещё несколько лет назад, разбирая проблему объединения Российской Федерации и Беларуси, обсуждал Виталий Третьяков.

Но сейчас ситуация стала критической и, с другой стороны, более перспективной для России.

Вокруг нас имеется несколько состоявшихся, но непризнанных государств, и несколько признанных, но несостоявшихся государств.

Либо они и далее будут выступать источниками нестабильности и, никто не в состоянии отрицать очевидного, плацдармом для дальнейшего удушения и ослабления России, - либо Россия сумеет предложить им свой проект стабильности и создания нового глобального государства.

В чём же может состоять приглашение к сотрудничеству со стороны России состоявшимся государствам и народам несостоявшихся государств на территории бывшего СССР, а также всем русским, разбросанным ныне по всем материкам и континентам?

В том, чтобы совместно создавать миропорядок по-российски, для достижения которого и нужна мировая держава Большая Россия как оригинальная евразийская версия нового глобального государства.

Такая Россия и продвигаемый ею миропорядок будет исходить не из идеи политической свободы и демократии, поскольку они являются всего лишь инструментами и составляют одну из возможных техник управления.

В качестве основы миропорядка по-российски будет предлагаться сохранение и максимальное раскрытие самобытности народов нашего исторического пространства, а вместе с тем, и всех народов Земли. За этим стоит принцип личности (не индивида!), согласно которому каждому народу и человеку даётся уникальное и неповторимое «лицо», которое есть залог бессмертия и которое недопустимо унижать или нивелировать.

Это есть исторически нажитая сверхидея России, имеющая всеобщий смысл и значение. Вокруг этой основы уникальной российской цивилизации и могут объединяться все народы и страны, которых интересует не только временное благополучие, но и сохранение себя в истории.

Распад СССР оказался не исторически закономерным событием, а следствием крайней дикости, в которую впало, не без внешней помощи, разумеется, руководство РСФСР и СССР, а также и значительная часть активного населения, поддержавшая курс Горбачёва и Ельцина.

Дикость вылечивается только культурой. В нашем случае культом создания нового глобального государства Большой России и служением её новой государственности.


0.19662404060364