16/03
15/03
13/03
12/03
09/03
08/03
08/03
28/02
23/02
22/02
17/02
15/02
13/02
11/02
08/02
07/02
04/02
02/02
31/01
29/01
26/01
23/01
22/01
18/01
16/01
Архив материалов
 
Если набраться смелости

НЕОЖИДАННЫЙ ВЫЗОВ


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входят Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, завершила формирование своих организационных структур и впервые выступила как самостоятельная политическая сила на своем июльском саммите в Астане - приняв декларацию, требующей от Америки определиться со сроками вывода своих военных баз с территории Средней Азии.

Заявление имело эффект разорвавшейся бомбы. Правда, Пентагон высказался в том духе, что он предупреждал о подобном развитии событий, но об этом предупреждении никто не помнил. Страны ШОС заявили, что американские военные базы имели смысл в период активной фазы антиталибской операции, но теперь они не нужны. Журналисты перевели с дипломатического: "Янки, go home".

Американцы испытали шок. Средняя Азия для них - одна из наиболее стратегически значимых для них территорий, прежде всего потому, что это нефтеносный регион. Противостояние за влияние в Средней Азии между Россией и Америкой называют "Большой игрой" - по аналогии с тем, как называли соперничество между Российской и Британской империями за Восток. Америка считала свое присутствие в регионе гарантированным.

Американские дипломаты поспешили в столицы среднеазиатских республик. "Пусть эти страны выскажутся, когда русский медведь и китайский дракон не дышат им в спину", - заявил один из них. Но лидеры стран Средней Азии оказались крепки в своих намерениях. В заявлении узбекского МИД, последовавшем немедленно, говорится, что предоставление территории аэродрома "Ханабад" в пользование военно-воздушным силам США и сроки пребывания там контингента вооруженных сил всегда обуславливались в прямой связи с проведением военной операции на севере Афганистана: "Другие варианты перспектив пребывания контингента вооруженных сил США на территории Узбекистана узбекской стороной не рассматривались". "Американская база на территории Киргизии рано или поздно будет выведена, - заявил посол Киргизии в Москве. - В связи со снятием напряженности в Афганистане, в связи с нормализацией обстановки в этой стране, пребывание базы будет подходить к окончанию". Американцы тут же принялись доказывать, что операция в Афганистане в самом разгаре, но звучит это не слишком убедительно.

На днях Узбекистан, отношения которого с США в последнее время крайне холодны, потребовал оплаты за пребывание американской базы на своей территории. До этого Узбекистан ограничил функционирование американской базы, запретив посадку на аэродроме ’Ханабад’ тяжелых бомбардировщиков. Ислам Каримов заявил, что главным гарантом безопасности Узбекистана является Россия. Более того, во время недавнего визита Каримова в Москву была достигнута договоренность о том, что Узбекистан в случае дестабилизации обстановки в стране и в регионе предоставит свою территорию для российских военных. В ближайшее время пройдут учения сухопутных войск России и Узбекистана. Во время своего июньского визита в Москву Каримов Заявил, что это именно американцы организовали андижанские события.

В свою очередь Киргизия некоторое время назад запретила полеты разведывательных самолетов системы AWACS с авиабазы "Манас". Одновременно из Киргизии поступила информация о том, что эта среднеазиатская страна желала бы разместить у себя вторую российскую военную базу.

Кто именно из членов ШОС предложил принять резолюцию о выводе американских баз, остается неясным. Называют и Узбекистан, и Киргизию, и Россию. Во всяком случае, среднеазиатские страны в рамках ШОС чувствуют себя более уверенно.

Если ситуация вокруг Узбекистана американцам понятна - она связана с недавними андижанскими событиями и стремлением США навязать собственное их расследование - то позиция Киргизии была для них абсолютно неожиданна. Недавно в республике вроде бы прошла "цветная революция", но новое ее руководство не стало более проамериканским. Как сказал писатель Чингиз Айтматов, ныне посол Киргизии в ЕС: "Я убедился, что колониализм и империализм могут иметь и позитивные стороны. Россия своими колониальными амбициями внесла большой вклад в развитие нашей территории. Только благодаря русскому колониализму нам в Средней Азии удалось приобщиться к общей цивилизации. Россия является и останется ядром евразийской оси. Мы - люди одной цивилизации".

Важно отметить, что на саммите ШОС была представлена половина человечества, если считать и те страны, которые получили статус наблюдателя в организации. Это Индия, Иран, Монголия и Пакистан. Последний уже заявил о том, что хочет стать членом ШОС. Таким образом, организация охватывает огромный регион. Но что принципиально, статус наблюдателя не был дан Америке, хотя она об этом и просила. Это означает, что дискуссии в организации - не для американских ушей.

КОНТУРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Контакты России, Ирана и Китая активизируются, так что даже заговорили о складывающейся оси Москва-Тегеран-Пекин. В марте 2004 г. китайская государственная нефтеторговая компания "Zhuhai Zhenrong Corp" заключила 25-летнее соглашение на импорт 110 миллионов тонн сжиженного природного газа из Ирана. Китай продавал Ирану крылатые ракеты "земля-земля" и, вместе с Россией, помогал Ирану в разработке баллистических ракет дальнего действия. Эта помощь включала в себя разработку иранских ракет "Шихаб-3" и "Шихаб-4" с радиусом действия примерно 2000 километров. За последние несколько лет ряд китайских и российских компаний был подвергнут санкциям со стороны США - из-за продажи ракет и ракетных технологий Ирану. Но вместо того, чтобы замедлить или остановить сделки такого рода, темпы приобретения и разработки ракет Ираном лишь увеличились. Присоединение Ирана к крупной международной организации в большой мере нейтрализует враждебные действия США.

Наиболее важно сближение России и Китая с Индией. Незадолго до саммита ШОС произошла встреча министров иностранных дел трех стран во Владивостоке. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров и его китайский и индийский коллеги Ли Чжаосин и Натвар Сингх впервые сосредоточились на стратегическом партнерстве, или азиатском "стратегическом треугольнике". Идею тройственного стратегического партнерства впервые предложил бывший премьер-министр России Евгений Примаков в 1998 году, но эта идея не сдвигалась с мертвой точки до тех пор, пока ее не стал продвигать президент Путин в 2002 году.

"Идея Тройки стала политическим фактом, отвечающим долгосрочным национальным интересам ее участников. Одновременно она все больше и больше будет превращаться в некий противовес позициям США в глобальном измерении", - предполагает немецкая газета "Юнг Вельт". "Военная реализация односторонней внешней политики администрации Джорджа Буша приводит к значительным изменениям в мировых геостратегических союзах. Наиболее значительное из этих изменений - формирование нового треугольника, состоящего из Китая, Ирана и России", - утверждает американская "Ейша Таймз".

Россия не идет на прямую конфронтацию с Америкой, однако события в Азии развиваются по своей логике. Сближаясь с Китаем, отстаивая свое влияние в Средней Азии, Россия оказывается в ситуации соперничества с США.

НЕФТЯНЫЕ ГОНКИ

Следующее десятилетие, утверждают американские аналитики, будет в Америке десятилетием Китая. Проблема Китая вытеснит проблему международного терроризма и сегодняшних стран-изгоев. Не потому, что эти проблемы исчезнут, а потому что Америка столкнется, наконец, с реальным противостоянием, с реальным соперничеством с крупной мировой державой, непримиримо враждебной той модели мира, которую выработали англосаксы.

Китай уже сейчас создает Америке проблемы, прежде всего в экономической и энергетической сферах. Вашингтон все настойчивее требует от Пекина освободить национальную валюту от привязки к доллару. Искусственно поддерживаемая слабость юаня, считают американцы, снижает шансы их фирм в конкурентной борьбе. Из-за низкой себестоимости китайские товары, от игрушек до телевизоров, не говоря уже об одежде, не боятся никакой конкуренции. Как следствие, Китай дестабилизирует все рынки, на которые проникает. Но особенно встревожило американцев поведения Китая на нефтяном рынке. Это включает в себя и конкуренцию между двумя державами за российскую и среднеазеатскую нефть. Кроме того, Китай, приступивший к созданию стратегического запаса нефти, сильно способствует повышению цен на нефть. Очевидно, что пока китайские неприкосновенные запасы не будут созданы, цены на черное золото не упадут, а будут и дальше радовать российское правительство.

Да, у Пекина пока нет возможности вести настоящие нефтяные войны на Ближнем Востоке, но он быстро учится. Моделью для него являются США, которые - от доктрины Эйзенхауэра (нефтяной пакт, заключенный между Рузвельтом и саудовцами в конце Второй мировой войны) до доктрины Картера (избежать второго иранского шока после свержения шаха аятоллой Хомейни) - десятилетиями создавали сеть надежных союзников, поставлявших им нефть, по возможности дешевую. В последнее время китайских визитеров можно было встретить в самых неожиданных местах. В коридорах министерства нефти в Хартуме (Судан). В приемной сатрапа Обианга Нгуемы в Малабо (Экваториальная Гвинея). В прихожей Уго Чавеса в Каракасе (Венесуэла). Угроза для Соединенных Штатов? Несомненно. Потому что нефти на всех не хватит, во всяком случае при нынешних темпах роста китайско-американских потребностей.

Пока что между американцами и китайцами ведется глухая борьба. Но близкая перспектива peak oil (пика производства нефти в мире, после которого оно начнет снижаться) может быстро превратить ее в войну за баррели. Ведь Пекин знает, что его завтрашний статус великой державы будет зависеть от нефти. О предстоящем великом сражении между США и Китаем говорит еще одно событие: китайская государственная компания CNOOC только что предложила 18,6 млрд долларов за американскую фирму Unocal, что вызвало настоящую панику у стражей американской "энергетической безопасности" - стержня бушевской концепции мира.

Однако, достаточно просто посмотреть на то, чем грозит Китаю Конгресс или послушать, что сказал в его адрес министр обороны США Дональд Рамсфельд в Сингапуре, чтобы узнать, что Пекин, оказывается, уже не входит в число стратегических партнеров Америки. Рамсфельд, представляющий в правительстве, как известно, фракцию "ястребов", относится к Пекину с нескрываемой неприязнью. На саммите в Сингапуре по вопросам безопасности в Азии он заявил, что повышение расходов Китая на оборону, по размеру которых он вышел на первое место в Азии и на третье место в мире после тех же Соединенных Штатов и России, является для него фактором беспокойства. Больше всего при этом Рамсфельда беспокоит то, что увеличение военных расходов Пекина приходится как раз на то время, когда в военном отношении Китаю никто не угрожает. Ему вторит госсекретарь США Кондолиза Райс: "Никто Китаю не угрожает, - говорит она, - приходится лишь недоумевать по поводу того, в чем состоит цель этого накопления вооружений".

Образ Китая в глазах Вашингтона переменился. В однополярном мире, где Америка остается единственной сверхдержавой, ей по-прежнему нужен соперник - настоящий или даже воображаемый, на каковую роль прекрасно подходит континентальный Китай - страна с самым большим в мире населением и активно развивающейся экономикой.

Именно поэтому континентальный Китай и изображают страшной, угрожающей и злобной страной. В последнем номере журнала "Атлантик" на первых полосах вышла статья "Как мы будем воевать с Китаем", в которой на фото изображен китайский матрос с очень злобным взглядом. В самой статье утверждается, что континентальный Китай и Соединенные Штаты уже вошли в первые стадии новой |холодной войны, которая в любой момент может превратиться в горячую. Автора не на шутку беспокоит модернизация военной организации Китая, особенно подводного флота и ракетных сил. То же самое, кстати, говорил и Рамсфельд, когда предсказывал, что по мощи военно-морских сил Китай может обогнать США уже лет через десять. Все подобные заявления раскрывают перед аудиторией одну большую концепцию - концепцию будущей Китайской угрозы, в рамках которой континентальный Китай представляет угрозу не только Тайваню и его соседям, но и всему миру вообще.

В ту же струю и в том же журнале попадает и другая статья о Китае эксперта-востоковеда Кеннета Либерталя, который пишет, что военная конфронтация между Китаем и Тайванем, приводящая к войне между Китаем и Соединенными Штатами - одна из самых серьезных угроз международной безопасности.

Официальные лица, депутаты конгресса и средства массовой информации выступают с нападками на политику Китая в самых разных сферах - от валютного курса до наращивания Пекином своей военной мощи, причем во многих случаях это делается таким тоном, словно Китай находится на положении условно освобожденного преступника.

О НАШЕМ ПОЛОЖЕНИИ

Россия оказывается в новой для себя геополитической ситуации.

Идеальный вариант - вернуть свое влияние в Средней Азии и сохранить хорошие отношения и с Китаем, и с США. Если дело дойдет до открытой враждебности между этими двумя державами, то лучше держаться в стороне. Разговоры о "горячей" войне, конечно, вряд ли имеют реальную перспективу. Вероятно, Америка доведет свою враждебность к Китаю до прямых угроз, но столь же вероятно, что со временем Америке придется идти на попятный.

Это очевидно исходя из ситуации с Северной Кореей. Америка ничего не может поделать с последней по той простой причине, что у той может быть - только "может быть"! - имеется пара ядерных зарядов. Но вступать в конфликт со страной, которая реально может нанести ядерный удар по Америке, последняя никогда не решиться.

Конечно, Америка во много раз сильнее Китая и все американские страхи перед возможной в будущем военной мощью Китая наиграны. Китай по уровню вооружения на десятки лет отстает от Америки. Но такова судьба современной сверждержавы: она как никогда уязвима. Достаточно небольшого ядерного потенциала, чтобы шантажировать ее до бесконечности. Она не может доказывать свое превосходство с оружием в руках, а без этого все ее превосходство в конечном счете является пшиком.

Стремление России и Китая немного потеснить Америку является вполне реалистичным. Россия может это сделать, даже сохраняя с США партнерские отношения.

Если говорить о Средней Азии, то ситуация во многом зависит от отношений с населяющими ее народами. На наших глазах они приобретают своей голос. И виновата в этом сама Америка со своим экспортом "цветных революций". Они в большинстве азиатских стран либо вообще невозможны (а попытки их проведения приводят только к ужесточению соответствующих режимов и охлаждению отношений с неудачливыми "экспортёрами свободы"), либо приводят не к той ситуации, которая Америкой замышляется - чему пример Киргизия.

Так что Чингиз Айтматов не зря заговорил об общности менталитетов. Далее в том же интервью Айтматов упоминает о том, что китайская цивилизация совершенно чужда народам Средней Азии. И в этом - наш шанс. Мы можем сотрудничать в этом регионе с Китаем, не опасаясь, что вместо американского влияния получим китайское. Однако чтобы вновь закрепиться в Средней Азии, нам необходимо опираться на альянс с Китаем.

Это необходимо нам прежде всего для того, чтобы смелости. Последние годы относительной слабости России привили нам комплекс неполноценности, определенную робость во внешнеполитических делах. Поэтому нам важен китайский пример.

 

 Светлана Лурье, specnaz.ru


0.103187084198