10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
13/04
11/04
Архив материалов
 
Геополитический узел

Сеул по-восточному деликатно отказался подписывать с Россией долгосрочный договор о сотрудничестве в газовой сфере, предпочтя закупать сжиженный газ непосредственно у оператора проекта «Сахалин-2» - консорциума Sakhalin Energy. Разумеется, сжиженный газ намного дороже, чем топливо, текущее по трубопроводу, но зато не ставит государство в жёсткую энергетическую, а, следовательно, и политическую зависимость от поставщика. Как известно трубопровод в Южную Корею невозможно проложить в обход Северной, точно так же, как нельзя наладить поставки электроэнергии РАО «ЕЭС» или, к примеру, соединить Транссиб с Транскорейской железной дорогой. Но если в рамках тройственного союза Москвы, Сеула и Пхеньяна ещё как-то можно было бы достигнуть взаимовыгодной договорённости, то с учётом влияния США на Кремль это, вряд ли, возможно. Сеул, скорее всего, боится, что Москва, заимев трубопровод, начнёт проводить в регионе политику Вашингтона, а не собственную. Поэтому договор, как говорится, чреват геополитическими последствиями. Сеул не готов жертвовать суверенитетом в угоду сиюминутным интересам экономики. С одной стороны, поддержка США нужна ему для того, чтобы урезонивать непреклонный Пхеньян, но с другой стороны, чрезмерно усиливать Вашингтон «московским» газопроводом - по меньшей мере, опасно. Южной Корее выгоднее, чтобы США и Россия по отношению к северному соседу занимали разные политические позиции, тем самым, сохраняя баланс сил, и не имели возможности оказывать на её экономику жёсткого давления. Между тем подписание договора о создании трубопровода из России в Южную Корею, по замыслу Кремля, должно было стать главным событием визита Владимира Путина в эту страну. Москва планировала не только расширить поставки своих энергоресурсов, усилить своё геополитическое влияние на регион, но заодно газифицировать Восточную Сибирь. Теперь с планами придётся подождать, т.к. Корея корректно предложила продлить переговорный процесс, а для того, чтобы он продолжался в дружественном русле, Москва пообещала отправить южнокорейского астронавта на Международную Космическую Станцию. Единственным утешением для Кремля, пожалуй, может служить только то, что американцы тоже не остались в выигрыше от переговоров с Кореей и тоже получили зуботычину по своим национальным интересам, не столь значительную, но всё же показавшую им, кто в доме хозяин.

Корея объявила о решении вывести треть своего контингента из Ирака, что для Вашингтона, накануне намечающейся войны с Ираном, звучит настораживающим предупреждением, ведь пример может оказаться заразительным для других партнёров по антитеррористической коалиции. Тем временем в Иране принят законопроект, обязывающий правительство заблокировать инспекции ядерных объектов страны международными представителями. То есть иранское правительство сознательно идёт на обострение конфликта, понимая, что Штаты от богатого нефтью региона не отстанут и только получение Ираном ядерного оружия может защитить его от нападения и экономических блокад. По некоторым сведениям, Тегеран приступил к обогащению новой партии урана. Разумеется, Вашингтон от такой «наглости», не позволяющей международным инспекторам открывать ногами двери на секретных объектах, пребывает в состоянии припадка. 24 ноября состоится заседание Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ), и если США добьются передачи иранского «ядерного досье» в Совбез ООН, то введение международных санкций против Исламской Республики станет практически неизбежным. А вслед за экономической блокадой неизбежно последует силовая операция, поэтому Вашингтону важно сохранить коалиционную сплочённость. США панически боятся, что Иран, завладев ядерной боеголовкой, станет абсолютно самостоятельным экономическим и политическим субъектом, способным на равных с США отстаивать интересы всего Ближнего Востока. Вашингтон уже сейчас мог бы начать активные боевые действия против Ирана, но дефицит бюджета США, усугублённый чередой стихийных бедствий, незавершенность военных операций в Ираке и Афганистане, рост антивоенных настроений в самой Америке не позволяют Бушу идти напролом. Поэтому для Америки сейчас важно максимально ослабить Иран, взяв его в экономическую блокаду, в надежде, что к тому времени, когда Белый Дом решит свои проблемы на других фронтах, Тегеран не успеет создать оружие массового поражения. Но курьёз в том, что ядерное оружие вполне можно создать и в условиях блокады, если уже есть наработки и хотя бы минимальный запас радиоактивного сырья.

Конечно, процессу вооружения можно помешать, нанеся по объектам, где потенциально может обогащаться уран, череду точечных ударов, в том числе и ядерных, но на это США вряд ли решатся, так как коалиция стратегических партнёров не отличается единодушием. Поэтому блокада более вероятна, и наложить на неё вето не смогут ни Россия, ни Китай, так как международное решение будет определяться простым большинством голосов, да и при других условиях вряд ли они пошли бы на такой риск. Переговоры России с Кореей и Японией о ведении совместных экономических проектов показывают, что на Востоке партнёры редко соглашаются на одномоментную экономическую выгоду в обход своих национальных и геополитических интересов, ценя в партнёре в первую очередь его политический вес и ответственность за принимаемые решения. Как мы видим, Сеул мягко уклонился от подписания договора по энергетическому сотрудничеству, хотя он ему в определённой степени выгоден, и предварительная договорённость уже была достигнута. Что касается Японии, то она и вовсе проявляет маниакальную настырность, сводя любые деловые или политические переговоры с Россией к проблеме Курильской гряды. Вот и на этот раз, всюду, где ступала нога российского президента, его сопровождали пикетчики с транспарантами, как утверждают переводчики, с не вполне цензурными выражениями, требующими вернуть часть островов. Похоже, Япония всё же надеется, что Москва дрогнет и уступит её абсолютно беспочвенным притязаниям. По завершении переговоров в Корее и завершении в целом саммита АТЭС, политических лидеров облачили в национальные одежды - турумаги. СМИ во всём мире уже высказались о комичности данного ритуала с переодеваниями, а ведь смешного в этом ничего нет. Корея не стесняется проводить свою национальную политику и не стесняется одевать гостей с Запада в свои национальные одежды. Может быть, и России не мешало бы предлагать своим политическим гостям фотографироваться в национальной косоворотке, вышитой крестиком или в боярском облачении, хватит уж нам парики заморские на себя примерять, пусть наше примерят.


0.12388515472412