19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
Архив материалов
 
Вперед – к СССР!?

На прошлой неделе произошел ряд событий, которые требуют размышлений и осмысления (эти слова – не синонимы, в русском языке, по-моему, вообще нет безусловных синонимов).  17 декабря исполнилось 46 лет Ракетным войскам стратегического назначения (РВСН). Тем самым, что никогда не воевали и, даст Бог, никогда воевать не будут, но благодаря которым мы, как страна Россия, можем чувствовать себя в абсолютной безопасности, надежно защищенными от любой серьезной внешней агрессии. И хотя РВСН стремительно сокращаются (по одной-двум дивизиям в год), сегодня, на конец 2005 года, они насчитывают 549 стратегических ракетных комплексов, способных нести 1959 ядерных боезарядов. Это 85 тяжелых ракет «Воевода» по десять разделяющихся ядерных головных частей индивидуального наведения на каждой (РГЧ ИН), 129 ракет «Стилет» по шесть РГЧ ИН, 291 подвижный грунтовый моноблочный комплекс «Тополь» и 44 моноблочных комплекса «Тополь-М» РТ-2ПМ2 шахтного базирования.  Накануне праздника ракетчиков, как сообщил командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов, в поселке Татищево под Саратовом, в 60-й Таманской ракетной дивизии 27-й гвардейской ракетной армии был поставлен на боевое дежурство пятый полк «Тополя-М» шахтного базирования. А в будущем, 2006 году в войска поступят первые ракеты мобильного грунтового комплекса «Тополь-М». Вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов обещал, что военные закупят в том году 6 межконтинентальных стратегических ракет. Не исключено, что половина из них будет новым подвижным комплексом «Тополь-М». Чья боеголовка или, в перспективе, несколько боеголовок летят к цели с гиперзвуковой скоростью по непредсказуемой траектории и не боятся никакой противоракетной обороны. За что уже получили на Западе название квазибаллистические (quasiballistic missile).  

 

Есть еще две новости уходящего года. Объявлено, что в 2006 году будут отменены, как минимум, девять из 26 существующих отсрочек от призыва, в основном по профессиональным и социальным признакам, и призывной контингент сможет увеличиться сразу на 200 тысяч человек в год. Кроме того, генералы «слили» в прессу информацию о намечающихся реформах военной организации государства, создании в ближайшие два-три года командования Стратегических ядерных сил, командования Воздушно-космической обороны, территориальных командований по направлениям «Запад», «Юг», «Восток», а также о других коренных преобразованиях, что ожидают армию и флот. И все эти сообщения как раз и заслуживают того, чтобы о них мы порассуждали как можно подробнее. Но не вылезли за пределы отпущенного материалу места на сайте.  Скажу сразу, если реформа, о которой как бы говорят в Генеральном штабе, будет осуществлена, она может вывести вооруженные силы России на самый современный уровень развития. Хотя сам я, честно говоря, сильно сомневаюсь, что все это может произойти. Не только потому, что подобные преобразования, на мой сугубо журналистский взгляд, опоздали, как минимум, лет на десять, но и потому, что ожидаю очень сильного сопротивления им на всех этажах властной военной организации. Думаю даже, что «утечку» о предстоящих изменениях  допустили, как сторонники таких изменений, так и их противники. Одни для того, чтобы показать, что в недрах Минобороны есть думающие и современные люди, всерьез озабоченные судьбой родной армии, стремящиеся получить поддержку трезвомыслящей части гражданского общества. Другие – для того, чтобы на корню пресечь и заблокировать любые попытки что-либо менять.  А подобные попытки уже были. Впервые о коренных изменениях в военной структуре государства заговорили в Генеральном штабе еще в восьмидесятых годах прошлого века. Инициатором их был никто иной, как начальник ГШ ВС СССР маршал Советского Союза Николай Огарков. Что-то он успел сделать, но, увы, вскоре все застопорилось. Вторая попытка приходится на конец прошлого – начало нынешнего века. Министр обороны маршал России Игорь Сергеев и его единомышленники задумали создать Объединенное командование Стратегических сил сдерживания России (сокращенно СССР), куда должны были войти РВСН, Космические войска, Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН), система Контроля космического пространства, система ПРО А-135, 12-е главное управление Минобороны, которое отвечает за хранение и эксплуатацию ядерных боеголовок, а также стратегические ядерные силы ВВС и ВМФ. Правда, последние только в оперативное управление.  Идея была простой, как все гениальное. СССР надежно защитят суверенитет и территориальную целостность страны (никто не станет нападать на нас, зная, что немедленно получит адекватный ответ), а в это время можно не спеша, опираясь на экономические возможности государства, совершенствовать его авиацию, флот, сухопутные войска, ВДВ и прочее, искать современные формы их построения и создавать для них боевую технику и оружие, системы обеспечения боя, соответствующее требованиям времени. Заодно активно помогать спецподразделениям бороться с международным терроризмом.  План этот осуществить не удалось. Тогдашний начальник Генерального штаба, не из государственных, а чисто из конъюнктурных, даже интриганских, не побоюсь этого слова, соображений, настроил против него руководство Совета безопасности, правительства, своих заместителей. А главкомы ВВС и ВМФ стали его союзниками по определению, так как ни на мгновение не хотели выпускать из своих рук, даже в оперативное управление, «собственные» СЯС. Без которых их «вес» в военной организации государства резко снижался. Маршал Сергеев, которого обвинили в том, что он вытягивает «свои» РВСН (до назначения на пост министра обороны он был главкомом РВСН) за счет других видов вооруженных сил и родов войск, вынужден был уйти в отставку. Его даже забыли поблагодарить за то, что во многом благодаря его неимоверным усилиям у нас сегодня есть «Тополь-М», как шахтный, так и мобильный, и почти готовая «Булава-30». Ушли в отставку и другие, на редкость толковые и грамотные военные руководители. Российская армия потеряла очень многое и многих.  Но дело даже не в этом. Не состоялась полноценная военная реформа, которую уже объявили законченной, а по сути - законсервировали, хоть и в сокращенном составе, военную организацию не существующего ныне государства – Союза Советских Социалистических республик. Тоже СССР, но совсем с другим содержанием, ни по каким параметрам не совместимым с рыночными экономическими и социальными отношениями, на которые почти полностью перешло наше новое государство – современная демократическая Россия. И попытка вернуть советскую систему рекрутирования всех поголовно молодых людей, достигших 18-летнего возраста, отменить последние отсрочки от призыва, в том числе и для отцов грудных детей, сыновей пенсионеров и инвалидов, «загнать» в войска выпускников высших учебных заведений, кого в - офицеры, кого – в солдаты, - это как раз и есть последний всхлип этой мобилизационной, давно изжившей себя, устаревшей экстенсивной,  военной организации страны. Системы, которая давно себя исчерпала. Что наглядно доказали десять лет антитеррористической операции в Чечне.  Что же делать? Рецепт известен. Его не раз оглашали различные военные эксперты. В том числе и те, что еще носят генеральские погоны или недавно их сняли. Не исключено, кто допустил и «утечку» информации из Генерального штаба. Надо опять вернуться к идее ОК СССР. Правда, сегодня ее называют  командованием СЯС, но сути это не меняет. Вся система управления стратегическими ядерными силами, планирование их применения, обеспечение, развитие и комплекс решения других вопросов, без которых СЯС не существует, должны находиться в одних ответственных и грамотных руках. В том числе и та часть Космических войск, которая работает на СЯС.  Тут есть, правда, проблема. Как быть с командованием Воздушно-космической обороны, которое тоже надо создавать заново и куда, кроме истребительной авиации, ПВО, ПРО, СПРН, командования специального назначения (бывший Московский округ ПВО) и системы контроля космического пространства, надо включать Космические войска. Но решать эти вопросы должны специалисты. Одно очевидно – воздушно-космическое пространство над нашей страной должно быть надежно прикрыто. Как от чужих боевых самолетов, так и от стратегических, оперативно-тактических и крылатых ракет. С какого направления они бы не летели. От «агрессивного» космоса – тоже.  Необходимо также, видимо, создавать Командование специальных операций, куда могли бы войти воздушно-десантные войска с приданными им частями и подразделениями. Мобильные и профессионально подготовленные части и соединения нынешней российской армии. Готовые, что называется, вступить в бой по первому сигналу. Единственное, им должно быть придано достаточно число военно-транспортной авиации, которая могла бы перебросить «голубые береты» на тот или иной угрожаемый участок – на «Запад», «Юг». «Восток». И конечно, в распоряжении Командования специальных операций должно быть не только легкое оружие, но и более мощная, чем сегодня, самоходная артиллерия, системы залпового огня, тактические, а, может, и оперативно-тактические ракеты типа «Искандера-М». Разведывательно-ударные комплексы, получающие целеуказание из космоса или от авиации.  Требуется и коренная реорганизация сухопутных войск. Дивизии, корпуса, армии, даже военные округа, нравится это кому-то или нет, уже давно архаика. Когда министр обороны говорит, что танковых, как под Прохоровкой, атак у нас больше не будет, он абсолютно прав. Но непонятно, для чего тогда у нас в танковой дивизии три танковых полка, по три танковых батальона в каждом (по 100 танков) – всего в дивизии 900 танков, А есть еще мотострелковый полк, где тоже есть танковый батальон – 90 танков. В мотострелковой дивизии – три мотострелковых полка и один танковый, где количество танков можно подсчитать самим, исходя из показанной формулы. При этом армии большинства ведущих стран мира уже давно перешли на систему «бригада-батальон-рота». Причем, многофункциональных и разнородных сил. Легких в управлении, мобильных и профессионально подготовленных.  Такая система как раз и не терпит призывного, подневольного контингента Она предполагает серьезное сокращение непрофильного «людского материала». Ей нужен профессионал на всех этажах армейской и флотской иерархии, заинтересованный в постоянном совершенствовании своих специальных военных знаний. Уважаемый в обществе и хорошо оплачиваемый государством. А тыл этой военной организации обеспечивают гражданские специалисты. И есть еще подготовка резерва. Даже на примере Белоруссии.

 

Утверждают, что это «американская модель». Неправда. Это разумная и рациональная система построения современной военной организации государства, предназначенная для защиты его национальных интересов. Нужна ли нам такая оборона, решать, конечно, руководству страны и гражданскому обществу - специалистам. Единственное, что хотелось бы напомнить – сегодня у нас есть, пожалуй, последний шанс провести реальную военную реформу. Времени не очень много – всего каких-то пять-десять лет. Потом мы опоздаем навсегда.  

 

оригинал материала РИА-Новости


0.22323083877563