21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
13/04
11/04
08/04
07/04
06/04
04/04
01/04
Архив материалов
 
Фармацевты готовятся к войне за «льготные» деньги
Социальная реформа, проводимая правительством, станет прекрасным способом для избранных фармпроизводителей и дистрибьюторов «освоить» бюджетные деньги.

Новые правила обеспечения льготных категорий граждан лекарственными средствами, которые вступят в силу с января следующего года, могут спровоцировать настоящую войну среди фармпроизводителей и дистрибьюторов. Дело в том, что, согласно предложенной Министерством здравоохранения и социального развития концепции, в следующем году всех льготников обяжут получать так называемый «социальный пакет». В него входят обеспечение льготников лекарственными средствами, санаторно-курортное лечение и транспорт. Самым лакомым куском всего этого «пирога» является, безусловно, лекарственное обеспечение.

По заявлению министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, в 2005 г. из бюджета будет выделено 53 млрд руб. на финансирование лекарственного обеспечения, 11 млрд – на санаторно-курортное лечение, и около 6 млрд на транспортные льготы. Полностью меняется и сама схема распределения лекарств: поставлять, распространять и продавать пилюли гражданам смогут лишь организации, вошедшие в «программу», попросту особо приближенные. Чиновники лукаво обещают, что уже через год после введения всей этой схемы граждане получат право сами выбирать, пользоваться ли им социальным пакетом или получать его деньгами. Но, по мнению экспертов, все это лишь пустые слова. Вряд ли Михаил Зурабов захочет выпускать из рук возможность ежегодно получать из бюджета около 70 млрд руб., тем более что распределением этих средств будет заниматься непосредственно Министерство здравоохранения и соцразвития.

Напомним, что, согласно принятому недавно закону о монетизации льгот, с 2005 г. все натуральные преференции льготникам будут заменены денежными компенсациями. Формально, делая реверанс в сторону оппозиции, которая твердила, что выделяемых государством денег не хватит льготникам, в первую очередь, на лекарства и проезд в транспорте, г-н Зурабов предложить объединить все эти самые «насущные» льготы в одном пакете и насильно вычитать из первоначально заявленной суммы 440 руб. с каждого льготника ежемесячно. Кроме того, Михаил Зурабов пообещал, что в ближайшее время Минздрав внесет в правительство новый перечень лекарственных средств для льготников, который должен стать «более широким», а сама стоимость лекарственных препаратов в 2005 г. снизится. По мнению же экспертов, все обстоит как раз наоборот.

Судя по оказавшейся в распоряжении RBC daily схеме организации субъектов, отвечающих за лекарственное обеспечение льготников, распределяться бюджетные деньги будут следующим образом. Получатель и держатель «льготных» денег – Министерство здравоохранения – готовит всю нормативную базу и определяет правила игры на рынке. Затем уполномоченный федеральный орган по организации программы проводит тендер по отбору партнеров программы, заключает соглашения о присоединении с производственными фармацевтическими компаниями и формирует реестр уполномоченных производителей. Проще говоря, круг поставщиков, через которых будут «проходить» деньги на лекарственные средства, будет сильно органичен, также будет ограничен и круг их дистрибьюторов (один-два на федеральный округ), которые также отбираются якобы на основании тендера.

Сейчас и фармпроизводители, и дистрибьюторы, как они сами признаются, готовятся к грандиозной битве за право поучаствовать в федеральной программе. Понятно, что, как обычно в таких случаях, не последнюю роль сыграет и административный ресурс руководителей компаний. Например, эксперты не сомневаются, что главными страховыми компаниями, которые также включены в схему обеспечения лекарствами (именно они и осуществляют оплату отпущенных лекарств, а при необходимости страхуют риски программы, связанные с правильностью назначений, отпуска и оплаты лекарств), будут созданная не без участия г-на Зурабова страховая компания «МАКС» и, скорее всего, РОСНО. В результате рынок обеспечения льготников лекарствами будет аккуратно поделен и фактически захвачен несколькими компаниями. «Во-первых, в этой ситуации наивно предполагать, что, после того как вся эта схема будет отлажена, правительство вдруг даст обратный ход и разрешит льготникам самим решать, брать пакет или нет, – говорит RBC daily один из чиновников Минздрава. – Во-вторых, никакого расширения спектра лекарственных льготных препаратов в реальности не будет. Согласно новой концепции обязательного медицинского страхования, меняется даже сам порядок
назначения этих препаратов».

Действительно, Михаил Зурабов упоминал о том, что до 15 сентября в Думу будут внесены новые законопроекты – «О госгарантиях бесплатного медицинского страхования» и «Об обязательном медицинском страховании». Все это происходит в рамках давно задумываемой правительством реформы медицинского обеспечения в России. Если говорить в целом, то суть ее – «сбросить» с государства как можно больше обязательств по лечению населения. Мол, все декларируемые обязательства российский бюджет «потянуть» уже не может. Так, в частности, одним из пунктов этой реформы является создание списка лекарственных средств, которые будут гарантироваться государством при бесплатном лечении. В него входят, в основном, простейшие препараты. Хотите чего-то более изысканного – доплачивайте отдельно. Расширение списка лекарственных препаратов для льготников будет идти примерно по такому же пути, считают эксперты. В основном количественно он возрастет за счет самых дешевых лекарств. «Кроме того, изменится и система назначения льготных препаратов, – рассказывает чиновник Минздрава, – в каждой поликлинике, по замыслу чиновников, должны быть утверждены строгие списки заболеваний и причитающихся при них лекарственных препаратов».

Что касается удешевления лекарственных препаратов, о котором также говорил г-н Зурабов, то, по мнению аналитиков, это также маловероятно.

В связи с переходом с 1 января следующего года всех фармпроизводителей на новые стандарты производства GMP (GMP, Good Manufacturing Practice – унифицированные правила производства лекарственных препаратов, которые производитель обязан выполнять, чтобы выпускать качественную фармацевтическую продукцию) и в связи с более жесткими требованиями к производству лекарств и необходимостью вкладывать значительные средства в переоборудование, число игроков на этом рынке неизбежно сократится, а цены на лекарства поползут вверх – например, после введения такого стандарта в Восточной Европе цены на лекарства выросли на 10-15%. «Если разобраться, то введение соцпакета не улучшает, а только ухудшает общую ситуацию, – говорит RBC daily депутат Госдумы Оксана Дмитриева. – На самом деле придуман он был для того, чтобы компенсировать фондам социального и медицинского страхования часть «выпадающих» денег в связи со снижением единого социального налога».

0.1179940700531