25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
13/04
11/04
08/04
07/04
06/04
04/04
Архив материалов
 
Проблемы Московской недвижимости

Одним из показателей сегодняшнего состояния дел в российском социуме является  «взрывной» рост цен на недвижимость в Москве и Московской области, а также в целом по Северо-Западному и Центральному региону. Это, с одной стороны, ставит крест на широко разрекламированном национальном проекте «Доступное жилье», а с другой – порождает взрывоопасное, в преддверии предстоящих выборов, социальное напряжение, связанное с невозможностью улучшения жилищных условий для большинства населения России. В итоге власти начали активно искать выход из сложившейся ситуации. И, как обычно бывает, пошли по наиболее простому пути: усилить административные барьеры. И предложение г-на Ресина о заморозке цен на недвижимость, и «мысли» о дополнительных налогах для обладателей нескольких квартир, и «случайный» интерес ФАС и Генпрокуратуры к строительным компаниям и их ценовой политики, полностью укладываются в эту логику. Однако такие меры могут привести лишь к уходу более-менее открытого рынка недвижимости в серый сектор экономики, а, значит, к дальнейшему росту цен из-за увеличения административных издержек.

          Можно, конечно, решить эту ситуацию в старом ключе – свободный оборот недвижимости заморозить, ввести госрегулирование или даже родить монстра-сверхмонополиста в стройкомплексе, способного задушить в своих объятиях весь рынок, накачав его бюджетными деньгами, как предлагает Сергей Миронов. Правда, подобным образом рухнул Советский Союз. Достаточно вспомнить абсолютно чрезмерное регулирование экономики, ее перекосы от управления чиновниками, которые «все знают», дефицит и бешеные очереди за самым необходимым. Итог для великой страны оказался печальным...

          Лучше все же бороться с причинами, а не со следствиями. Основная причина в данном случае – рост спроса, который, по оценке Минэкономразвития, вдвое превышает предложение и обусловлен следующими причинами:

1)    перенаселенностью территории, в том числе ввиду демографической притягательности «центровых» регионов из-за больших возможностей по самореализации;

2)    наличия административного центра, где принимаются все серьезные решения, а значит и распределяются большие финансовые потоки – что привлекает деловую и профессиональную элиту, т.е. тех, кого не остановит вопрос цены при приобретении недвижимости и кто стимулирует рост зарплат обслуживающего населения в регионе, что также влияет на рост платежеспособного роста на недвижимость;

3)    инвестиционная привлекательность – так как рынок в таких регионах емкий, цены быстро растут, и недвижимость здесь наиболее ликвидна;

4)    эффектом «мыльного пузыря» (с которым уже столкнулись, как в области «информационных технологий», так и в строительстве, многие развитые страны, включая Японию, США), растущего по принципу «все побежали – и я побежал». В российских условиях этот эффект усиливается мощной «коррупционной составляющей».

Одним из средств преодоления кризисного положения, кроме резкого расширения предложения, является перераспределение спроса на недвижимость.

          Эффективным решением, перенаправляющим спрос, может стать создание альтернативного центра развития страны на Дальнем Востоке, в Приморье или в Восточной Сибири с переносом туда части административных функций, например Государственной Думы и Совета Федерации (ранее это предложение было озвучено Юрием Крупновым в программе «Пятилетка развития» недавно учреждённой ПАРТИИ РАЗВИТИЯ http://www.partrazvi.ru/).

           Создание такого центра «с нуля» способно обеспечить сразу несколько значимых для возрождения России системных эффектов:

Во-первых,  в современной России, несмотря на все достижения прогресса в области связи и передачи информации, продолжает работать закономерность: «чем ближе контролируемая территория к административному центру, тем эффективнее и оперативнее осуществляется управление». Создание мощного административного центра позволит оперативно и с большей эффективностью управлять прилегающими территориями. А ведь это – Дальний Восток России, вместе с Приморьем, Восточной и Северной Сибирью представляющие из себя немыслимые по своим запасам полезных ископаемых природные кладовые. Все вместе они могут быть назованы «Сверхрегионом» (создание которого, например, Амурского особого района, было представлено в вышедшей летом этого года брошюре Юрия Крупнова «Солнце в России восходит с Востока» http://www.kroupnov.ru/pubs/2006/07/20/10369/). Для разведки, добычи и использования природных ресурсов в «Сверхрегионе» - особенно учитывая необходимость высокой степени переработки сырья – должны быть созданы мощные научно-промышленные центры добычи и переработки полезных ископаемых, эффективно развивать которые позволит наличие мощного административного центра в регионе.

Во-вторых, присутствие крупного административного центра и значительного количества реальной элиты («элиты развития»), даст толчок созданию высококачественной научной и образовательной инфраструктуры – тем более, что основа для неё в этих регионах пока ещё сохранилась. Наряду с созданием крупных центров глубокой переработки сырья, это приведет к созданию мощных научно-промышленных кластеров высоких технологий (по аналогии с американской Силиконовой долиной и индийским Бангалором). Точками кристаллизации в Сверхрегионе могут выступить следующие города: Новосибирск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, космодром «Свободный».

В-третьих, финансово-промышленное развитие Сверхрегиона потребует притока мощного административно-властного, кадрового потенциала. На новое место, прочь с «насиженных гнёзд», в некотором роде «в чистое поле», поедут только наиболее активные и амбициозные управленцы, способные реализовывать даже самые смелые проекты. Перевод этой категории людей на новое место, позволит вывести их из «трясины» коррумпированного «традиционного» чиновничества, озабоченного только своими «шкурными» интересами. В отличие от «старых» управленческих центров, где «гасится» любая инициатива по улучшению действующего неэффективного механизма власти, на новом месте новая управленческая элита сможет инициировать и реализовать новые механизмы управления сначала Сверхрегионом. А затем, из-за наличия ГД РФ, органа власти общегосударственного уровня – переносить этот опыт на всю страну. Аналогичным образом, в условиях острой необходимости коренного реформирования страны, поступали, вынося центр управления  государством на новое место, в Турции (в период Мустафы Кемаля), в Бразилии а так же совсем недавно, в Малайзии, где под руководством государственника Махатхира Мохамада был построен административный город Путраджая. Да и в отечественной истории немало примеров, когда на «узловых» точках истории переносили столицу – в эпохи Ивана Грозного, Петра I и в начальный период становления Советской власти. Однако, можно предположить, что ошибкой в те времена был перенос сразу всех управленческих функций на новое место, что приводило к дезорганизации (а следовательно и к прямому и косвенному ущербу экономике) управления страной на несколько лет. А России сегодня нужна не революция, а эволюция развития.

В-четвертых, это сместит вектор развития России с европейской части на Дальний Восток. «Не-развитие» Сверхрегиона грозит вообще оторвать его от России через заселение другими народами и ползучие «присоединения» к Китаю, Японии и даже США. Уже сегодня этот богатейший край – пустой, заброшенный регион. Та страна, которая станет его реально развивать и вкладывать туда ресурсы, станет полновластным хозяином Сверхрегиона. Его потеря станет для России крупнейшей геополитической катастрофой, послужив мощным детонатором сепаратистских настроений в регионах, и наглядным примером другим странам – как можно решать территориальные вопросы с Россией... Уж чего-чего, а территориальных претензий к России со стороны всевозможных «соседей» предостаточно. «Свято место пусто не бывает»; в итоге от Великой России может остаться только «Московия». Откуда сбегут на запад проворовавшиеся чиновники, оставив население мегаполиса и области наедине со своими проблемами…

В-пятых, перенос части управленческих функций общегосударственного уровня позволит политической элите России эффективнее определять  развитие Тихоокеанского региона. Значение последнего, с учетом проживания там более 40% населения мира и наличия крупнейших научно-промышленных кластеров (Япония, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Малайзия и новые города Китая), для мирового развития в XXI веке сложно переоценить.

В-шестых, такой шаг покажет всей стране и миру, что Россия и российская власть вышла из состояния «реформенного» мародёрства и летаргии и теперь ориентирована на реальное прорывное развитие. Это даст политической элите так необходимую при реализации масштабных проектов развития поддержку в обществе и немалую – в мире, где ждут самоопределения России как мирового центра развития в противовес деспотичной монополярной модели развития предлагаемой США. А реализация масштабных проектов мирового развития в современных условиях невозможна без международной кооперации, которая в первую очередь возникает на взаимном доверии и приязни партнеров.

Кого и чем может заинтересовать проект переноса ГД РФ на Дальний Восток?

Население, так как первоначально стоимость жилья там будет ниже, чем в европейской части России, а возможностей самореализации, за счет развития мощного административного и научно-промышленного центра и меньшей людской концентрации, будет гораздо больше. Тем более, первоначально, в рамках приоритетнейшей задачи улучшения демографии и национального проекта «Доступное жилье», можно обеспечивать каждую переехавшую семью частным домом на безвозмездных или льготных условиях (за каждого ребенка или за определенное время работы по госконтракту уменьшать размер возвращаемого кредита за предоставленное жилье).

Строительный бизнес и банки, так как получат дополнительный емкий рынок для высокодоходных инвестиций, вследствие низкой первоначальной стоимости земли, и ее последующего экспонентциального роста по мере развития региона.

Бизнес, так как стоимость решения вопросов на новом месте будет меньше из-за отсутствия организованных коррупционных схем. Кроме того, появятся новые рынки сбыта, где все будут конкурировать с моментов их создания, а значит, выживут и разовьются наиболее эффективные и имеющие потенциал роста бизнес-проекты. К тому же, следует учесть что, создать «с нуля» бизнес для любой компании выходит проще и дешевле, чем модернизировать существующий, при том, что не всегда модернизация дает положительные результаты.

Чиновники, так как наиболее успешные и амбициозные получат шанс проявить себя и сделать успешную карьеру, реализовав свой потенциал развития. Собственно, сегодня в этом направлении начинают двигаться наиболее дальновидные политические силы и, что важно – чиновники с пониманием важности развития этого региона (http://d-razvitija.ru/index.php?modul=news&action=comment&idnews=114).  Кроме того, избавленные от балласта «старых и неэффективных» бюрократов в своих командах, новые лидеры смогут подобрать себе в соратники действительно людей дела и, соответственно, реализовывать те проекты развития, которые, на старом месте, «тонули в бюрократической трясине».

Ну, и разумеется, власть. Ей и прорывные проекты развития нужны принципиально (об этом не раз говорилось на самом высоком уровне http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=464693&ct=news), и решение проблемы доступного жилья важно для социальной стабильности. Да и развитие Дальнего Востока, Сибири и Приморья уже стало восприниматься как важный элемент развития страны (http://www.regions.ru/news/2017101/).

          Можно констатировать: создание нового административного центра на Дальнем Востоке не пустая фантазия, а необходимое действие – адекватный ответ на глобальные вызовы современности в общегосударственном масштабе. Насколько у российской властной элиты хватит решимости на такой шаг, покажет время. Которого, к сожалению, у нашей страны в условиях стремительно меняющегося мира, остаётся всё меньше.

 

Павел Умнов

Санкт-Петербургское Отделение Движения Развития


0.067780017852783