31/08
25/08
22/08
19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
Архив материалов
 
Путин в Индии
Россия сделала важный шаг на пути сближения с Индией. Наш президент посетил эту страну, в результате чего обе стороны подписали пакет документов о сотрудничестве. Причем, как отмечают некоторые наблюдатели, «помимо контрактов о военно-техническом сотрудничестве, лидеры России и Индии подписали ряд политических документов, в которых признали общность позиций по самым горячим международным проблемам. Они заявили, что «выступают за формирование многополярного мирового порядка, основанного на принципах верховенства закона, суверенного равенства, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государств».

     Мы обратили свой взор к Индии с очень большим опозданием. И могли бы затянуть с этим еще больше, но, как говорится «не было бы счастья, но несчастье помогло». Наша внешнеполитическая активность начала захлебываться на тех направлениях, которые до этого считались важнейшими, приоритетными и самыми перспективными.
     Так, очень большие надежды Россия возлагала на Европу, точнее на ее франко-германскую ось. Сырьевая Труба здесь казалась важнейшим фактором, который со стопроцентной гарантией должен был бросить ЕС в объятия России.
     Но не тут-то было. В Германии к власти пришла проамерикански настроенная Ангеле Меркель, которая вежливо, но непреклонно от объятий уклонилась. Выяснилось, что идти с нами на альянс никто особо не желает, более того – от России требуют подписать крайне невыгодную нам хартию энергетической безопасности.
     И «облом» здесь может быть еще боле сильным. Не исключено, что скоро президентом Франции станет еще один проамериканский политик – Николя Саркози.
     Не менее проблемным стало и китайское направление. Сначала все очень радовались тому, что создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которой видели противовес США. Но потом выяснилось, что Китай использует эту структуру как своего рода прикрытие для экспансии в Казахстане и Средней Азии. По этому поводу вполне обоснованно высказался научный руководитель Института глобализации Михаил Делягин: «Первоначально миссией ШОС было использование китайского интереса к Средней Азии для сдерживания западного влияния. В условиях, когда российское руководство дало согласие на размещение там военных баз стран НАТО, актуальность этой задачи не вызывала сомнений. Но с того времени ситуация изменилась. Экспансия Запада в Средней Азии захлебнулась. Андижан окончательно убедил лидеров Средней Азии в стремлении Запада не к стабильности и прогрессу, а к насаждению демократии, даже если оно оборачивается насаждением хаоса. В этих условиях ШОС стала инструментом активного проникновения Китая в Среднюю Азию «под прикрытием» противостояния с США. Расширение полномочий ШОС ведет к тому, что она подменяет собой уже не только ЕврАзЭС, но и ОДКБ. «Мягкое» соперничество за ШОС и «перетягивание каната» в Средней Азии между Россией и Китаем неизбежно».
     Пока многие наши патриоты шлют дежурные проклятия в адрес США, Китай медленно, но упорно усиливает свое влияние в азиатских странах СНГ. Политолог Леонид Гусев отмечает: «В первых числах апреля Президент Туркмении С. Ниязов во время своего визита в Китай подписал с лидером страны Ху Цзиньтао соглашение о строительстве газопровода из Туркмении в Китай, а также соглашение о борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Это было воспринято как создание почвы для появления китайской армии на берегах Каспия… Можно заключить, что для руководства Туркмении присутствие в стране китайских войск будет весьма желательно, это же относится и к руководству Узбекистана, через территорию которого труба обязательно пройдёт. Авторитарный режим С. Ниязова и более мягкий режим И. Каримова очень опасаются повторения событий, произошедших в Андижане. Особенно в случае, если поддержка оппозиционерам будет оказана со стороны стран Запада. В Туркмении и Узбекистане понимают, что Россия поддержит подавление таких восстаний политически, но реальной военной помощи не окажет. Особенно, общественное мнение России будет настроено резко против возможной посылки российского контингента для защиты откровенно русофобского режима Туркменбаши. Что же касается Пекина, то он может помочь, так как режимы И. Каримова и С. Ниязова для него вполне родственны».
     Что ж, похоже, что китайский вектор действительно является важнейшим для Туркмении. Сегодня Ниязова уже нет, но его преемник Г. Бердымухаммедов заявляет, что строительство газопровода через Узбекистан и Киргизию до китайского Урумчи есть «главный завет Туркменбаши».
     Интересные дела происходят и в Казахстане. Недавно там был назначен новый премьер-министр, которым стал Каримов Масимов, окончивший Пекинский институт языка и юридический институт Уханьского университета. Кроме того, некоторое время Масимов работал старшим специалистом представительства Министерства внешнеэкономических связей республики в городе Урумчи (КНР), а также исполнительным директором торгового дома Казахстана в Гонконге. Комментарии, как говорят в таких случаях – излишни.
     Очевидно, что сближение России с Китаем усиливает Китай, но не Россию. И весьма тревожным фактом является то, что примерно половина нашего военного экспорта приходится на КНР. Не получится ли так, что мы сегодня вооружаем своего будущего противника?
     Остается еще возможность сближения со странами «средней руки» (Иран, Венесуэла, КНДР), которые являются объектами недовольства США. Они уж точно не перетянут одеяло на себя. И сегодня российское руководство, так или иначе, но сотрудничает с этими странами. Однако настоящего сближения здесь быть не может. Москва не готова к широкомасштабной конфронтации с США, которая, в этом случае, будет неизбежной. Да и не нужна нам эта конфронтация – слишком уж много сил она отнимет, а мы избытком силы похвастаться не можем – мягко говоря.
     Итак, остается Индия – как страна, наиболее подходящая для сближения. С ней у нас никогда не было никаких трений, что свидетельствует о великолепной совместимости национальных характеров. Дели никогда не было склонно ни к какому экспансионизму, что вполне соответствует национальному духу индусов. В их лице мы имеем дело с достаточно самодостаточной цивилизацией, обращенной вглубь себя. Кстати говоря, и нам не помешало бы поучиться у Индии этой вот сосредоточенности на себе, которой давно уже не хватает России.
     Впрочем, у этой страны есть и множество других достоинств, заслуживающих самого пристального внимания. Сегодня она семимильными темпами идет по пути развития компьютерных технологий, что крайне актуально в эпоху становления информационного общества.
     Сотрудничество с Индией крайне важно с геополитической точки зрения. Оно позволит создать некоторый противовес среднеазиатской активности Пекина. К тому же Индия является надежным и естественным союзников в сдерживании угрозы исламизма. Между прочим, если США уйдут из Ирака, то эта угроза станет для нас более чем существенной. Тогда тамошние радикалы (в том числе и заезжие) могут обратить свой взор на север.
     Кроме того, в Афганистане неизбежно победит Талибан, который не простит нам опрометчивой поддержки Северного альянса во время компании 2001 года.
     России никогда не везло с союзниками. И лучше бы нам вообще подальше держаться от разных коалиций. Но Индия – это дело особое. Здесь союз не повредит.
     Остается надеяться на то, что сближение с великой восточной страной станет долгосрочной и последовательной политикой России.

 Александр Елисеев

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=30962
     


0.27030611038208