02/07
02/07
30/06
28/06
26/06
24/06
22/06
20/06
19/06
18/06
16/06
16/06
13/06
13/06
12/06
11/06
11/06
10/06
10/06
09/06
09/06
05/06
04/06
03/06
02/06
Архив материалов
 
Мнение Калашникова

Что позволено звездно-полосатому Юпитеру...

 

В преддверии ежегодной встречи стран-поставщиков природного газа GECF в катарской столице Дохе ( 9 апреля 2007 г.) из США донеслись предупредительные окрики. Заместитель председателя комитета по инностранным делам Конгресса, республиканка Илеана Роз-Летинен в своем письме госсекретарю Кондолизе Райс назвала газовый картель "глобальной организацией по вымогательству и рэкету". Дескать, она станет угрозой мировым поставкам энергоресурсов. Угрозой Соединенным Штатам и их союзникам. ("Коммерсантъ", 4 апреля 2007 г.)

Это и немудрено: ведь горячий сторонник формирования "ОПЕК-газ" - власти весьма нелюбимого в Вашингтоне Ирана. Гипотетический картель будет состоять еще и из Росфедерации, Алжира, Венесуэлы, Катара, Омана, Омана, Объединенных арабских эмиратов, Брунея, Малайзии, Индонезии, Тринидада и Тобаго, Нигерии. А возможно, к ним примкнет и Туркмения. Как видите, в числе членов вероятного картеля - немало стран с ярко атиамериканскими настроениями, а также - новых поднимающихся индустриальных сил. А в Вашингтоне очень не хотят того, чтобы природный газ использовался как рычаг большой политики. Демарш Роз-Леттинен - не первый. Осень 2006 г. сенатор Лугар, напомним, заявил, что прекращение поставкок газа в любую европейскую страну может привести к человеческим жертвам и экономическим потерям отнюдь не меньшим, чем при боевых действиях. А потому такой случай Лугар призвал считать военным нападением или угрозой оного для одного из членов НАТО, что по 5-й статье Вашингтонского договора о создании Североатлантического блока требует ответных действий НАТО в отношении того, кто прекращает поставку "голубого топлива". Стало быть, заявил Лугар, необходимы планы действия блока в том случае, если русские пригрозят перкрать кран для Германии, Польши, Венгрии или Латвии. Более того, необходимо проводить регулярные учения НАТО на случай отражения "газовой агрессии".

В общем, все донельзя откровенно. Вы, мол, русские, проиграли Холодную войну 1946-1991 гг. - и потому, как побежденные, должны послушно снабжать газом победоносный блок НАТО. Отныне самые первые в мире - страны "развитой демократии". И все прочие (менее развитые) обязана покорно продавать им свои энергоресурсы на тех условиях, что выгодны "расе господ" глобализуемого мира. 

Знаете ли, нас, русских, это не очень устраивает. Тем паче, что в 1991 году американские контингенты все же не вошли победным маршем во взятую штурмом Москву, аки в Багдад 2003-го. Не заставили нас подписать формальную капитуляцию. Не лишили нас ядерного оружия и сильной науки. Руководителей СССР не судили на трибуналах, подобных Нюрнбергскому или Токийскому. Их не вешали, как Саддама Хусейна. А потому способность русских выстраивать политику в своих национальных интересах не утрачена. 

Объединение поставщиков того или иного товара (или ресурса), а также монополизация мировых рынков широко используется Соединенными Штатами и их союзниками. Разве мировой авиастроительный рынок не поделен гигантами "Боинг" и "Эрбас"? Разве в программном обеспечении "Майкрософт" не старается удержать планетарную монополию? Разве поставщики калийных удобрений не создали картель? Наконец, нефтяная ОПЕК существует с 1973 года - и ничего, мир привык.

Почему же попытка русских и других народов-поставщиков газа вызывает такую болезненную реакцию? Сновап мы видим политику двойных стандартов. Дескать, то, что позволено Юпитеру, не дозволено быку. Юпитер, естественно - самые демократические и экономически развитые страны. А бык - русские и остальные. Так сказать, смущества второго и третьего сортов в Глобальном Рейхе.

 

Газовое "разделяй и властвуй"

 

Соединенные Штаты и Европа давно хотят сделать газовый рынок разобщенным и конкуретным. Так, чтобы поставщики "голубого топлива" ожесточенно пихали бы друг друга локтями в борьбе за доступ к рынку стран НАТО, сбивая цены и разоряя друг друга. Кажется, события играли на руку Западу. СССР расчленили, и помомимо РФ, образовались новые поставщики природного газа: Туркмения и Казахстан. Причем с запасами оного ресурса, сравнимого с резервами самой РФ. В начале 90-х Запад стал загонять Москву в Энергетическую хартию, по которой мы должны покорно предоставлять свою трубопроводную систему для поставок газа в Европу из третьих стран.

Затем в Европе заговорили о том, что надо отказаться от практики 80-х: когда поставки газа из СССР производились по долгосрочным договорам на много лет вперед. С принципом: "Берите газ - или платите за убытки, причиненные строительством экспорнтных газопроводов и освоением новых месторождений. Мы же обязуемся стабильно поставлять газ - или платить неустойки за срыв контракта".  Такой порядок объявили нерыночным и нелиберальным. Стали строить планы конкуренного, спотового рынка газа, формирующегося на основании спроса и предложения. В последнем случае - конкурирующих между собой РФ, Туркмении, Алжира, Норвегии и Англии (газ Северного моря).

Такой порядок, естественно, невыгоден нам. Он несет нынешней Москве невеселую перспективу: уменьшение притока доходов в твердой валюте и большие проблемы с капиталовложениями в газодобычу и трубопроводную инфраструктуру. В условиях, когда страна пережила экономический погром и деиндустриализацию 90-х годов, когда РФ превратилась в сырьевую страну, сие равносильно нашей окончательной гибели. И нынешний-то порядок, когда цены на "голубое топливо" привязаны к нефтяным, не идеален. Ведь падение котировок на "черное золото" с полугодовым запозданием ведет к падению тарифов на газ.

Теперь в наших интересах - создать картель и поддерживать высокие цены на природный газ, елико сие возможно.

 

 

Слишком жива память о миллионах жертв и разрухе

 

Зачем нам это? Стоит напомнить, что развал СССР был спровоцирован умелой политикой алминистрации США рейгановской поры. Именно американцы, а не мы, стали рассматривать энергоносители как оружие, как рычаг политики. Чтобы вызвать экономический кризис в Советском Союзе (чьи последние вожди допустили чересчур большую зависимость страны от сырьевого экспорта), янки предприняли титанические усилия к тому, чтобы сбить высокие цены на нефть, державшиеся в 1973-1985 гг. (Второй целью был срыв строительства экспортных газопроводов "СССР-Западная Европа"). Американцы добились своего в 1985-м, когда Саудовская Аравия резко увеличила добычу и цены на нефть рухнули втрое к исходу 1986 г.  

Дальнейшее нам хорошо известно на собственной шкуре. Острый экономический кризис в СССР. Неумелые и непоследовательные попытки Кремля построить инновационно-высокотехнологичную экономику. Гражданские и межнациональные конфликты. Распад Союза - и затем страшные экономические и географические потери, сравнимые от ущерба от Второй мировой войны. Необратимые и невосполнимые потери в инфраструктуре, в научном и промышленном потенциале. Не менее 10 миллионов погибших от нищеты, болезней, психотравм, от межнациональных конфликтов, разгула преступности. (Если брать территорию не только РФ, но и всех экс-советских республик, то жертв будет еще больше). Десятки тысяч русских, вырезанных озверелыми этнократами и религиозными экстремистами в Средней Азии, в Закавказье и на Северном Кавказе. Холодная гражданская война в РФ в 90-е с реальными жертвами. Страшные войны в Таджикистане, Приднестровье, в Чечне, Нагорном Карабахе...

Таково развитие процесса, запущенного на наших просторах сбиванием мировых цен на нефть.

Российская Федерация, возникшая на месте СССР, обладала и обладает более слабой экономикой по сравнению с советской. Ее зависимость от уровня глобальных цен на нефть и газ куда сильнее, чем у СССР. Между тем, в 90-е годы энергоносители продолжали дешеветь, достигнув рекордно низких цен в 1997-1998 гг. Итогом стал острейший финансовый кризис в Росфедерации, знаменитый дефолт августа 1998 г. В тот момент снова стала реальной угроза территориального распада РФ, вспышек социальных бунтов, нарушения подовольственного и энергетического снабжения мегаполисов, масштабных техногенных катастроф из-за распада общества. В тот год нам чудом удалось избежать непоправимого.

Слишком живы в наших душах воспоминания о миллионных жертвах и неописуемых страданиях людей. Мы теперь имеем право обезопасить себя созданием газового картеля, не обращая внимания на американские вопли о "рэкете" и "газовом шантаже". Ибо в случае чего не Америке терпеть ужасы второго распада, не лить реки крови и слез.

Нынешняя РФ, увы, есть все еще неустойчивое образование, раздираемое острейшими социальными, территориальными, национальными и межрелигиозными противоречиями. Ее власть все еще не преодолела последствия разгрома 90-х годов. Росфедерация по-прежнему остается сырьедобывающей страной, придатком к нефтегазовой "трубе". Население РФ в основном - беднота. Пока не удалось Кремлю обеспечить реальный переход к экономике развития, к инновационной экономике. И потому сегодня все громче голоса тех, кто утверждает: подобно тому, как падение цен на углеводороды привело к крушению СССР, грядущее снижение цен на нефть и газ способно привести к распаду Росфедерации.

Отсюда вывод: сегодня Москве необходимо сделать все, дабы избежать такого поворота событий. Один из способов - создание "газового ОПЕК" Или, как минимум, тесная координация действий с иными газодобывающими странами. Так, чтобы как можно дольше удержать высокие цены на природный газ. А в идеале - вообще оторвать его стоимость от нефтяных котировок.

 

Совпадение интересов

 

В этом русские интересы во многом совпадают с устремлениями и нуждами других "газовых держав".

Стоит напомнить, что падение цен на энергоносители привело к тяжелому экономическому кризису в Иране. Он обострился еще и из-за резкого роста населения в той стране.

Для Алжира, например, удешевление газа привело в 1992 году к тяжелой и кровавой гражданской войне между исламскими фанатиками и сторонниками светской модели развития общества. Кровь лилась все 90-е годы. Тогда как в семидесятые и в первой половине 80-х годов правительству Алжира удавалось за счет доходов от экспорта газа проводить модернизацию страны, обеспечивать новые рабочие места для многочисленной молодежи и осуществлять неплохие социальные программы.

То же сбивание мировых цен на углеводороды привело к серьезнейшим социально-экономическим проблемам в Венесуэле и Малайзии, в богатых странах Персидского залива (включая и Саудовскую Аравию).

Сегодня высокие цены на газ нужны Малайзии, что осуществляет грандиозные пятилетние планы развития страны. Они нужны Ирану, строящего новую индустриальную, ракетно-космическую и ядерную державу. В них нуждается Венесуэла, ставящая на планы социалистического индустриального и социального развития.  Они необходимы и странам Персидского залива - с их программами экономического роста и диверсификации экономики. И для того же самого высокие газовые цены потребны Москве. 

Сам Бог велел русским и этим странам скоординировать усилия.

 

 

Каспийско-туркменское  направление: борьба неминуема

 

Можно смело прогнозировать действия США и их союзников на слом газового картеля. Самый ожидаемый их шаг - это поиск "штрейкбрехеров". Стран, что согласятся поставлять газ на рынки Европы по более низким ценам. И в этом смысле идеальный объект для западной разработки - Туркмения.

Сегодня бывшая Туркменская советская социалистическая республика зависит в смысле экспорта своего газа (в перспективе - до 90 миллионов кубометров в год) от Росфедерации-держателя экспортных трубопроводов. Запад непременно сделает попытку посулить Ашхабаду миллиардные инвестиции в газодобычу и соблазнить его на участие в проекте "Набукко". То есть - в прокладке газопровода по дну Каспийского моря в Турцию, а через нее - и в Европу. В обход русских просторов.

Задача Москвы - сорвать такой проект. Для этого РФ должна поставить Туркмению в число своих внешнеполитических приоритетов. Так же, как в первой половине ХХ века США сделали таким приоритетом Латинскую Америку. В пределе нам необходимо иметь в Ашхабаде полностью дружественный себе режим, зависимый от Москвы. И, если получится - военно-морскую и военно-воздушную базу в порту Красноводск (нынешний Туркмен-баши).

Во-первых, необходимо всячески разворачивать экспорт туркменского газа в Китай. (Тамошний рынок настолько велик, что его хватит и Москве, и Ашхабаду, но при этом мы сохраним свои сильные позиции на газовом рынке Европы). 

Во-вторых, нам нужно умело играть на внутриполитических полях Туркмении (умный - поймет, каким образом).

Особая песня - налаживание взаимовыгодной газовой "оси" "Москва-Ашхабад". В 1999 г. тогдашний министр топлива и энергетики РФ Виктор Калюжный сказал в беседе с автором этих строк:

- Нам нужен союз с Туркменией. Ведь дело касается нашей согласованной позиции по Каспию с его нефтяными богатствами. Но «Газпром» блокирует выход туркменского газа в Европу - трубопроводы-то в его руках. Зато США приходят на помощь слабому и предлагают Туркмении строить Транскаспийский газопровод. Западу то лишь на руку - ему сильная Россия ни к чему. Так что упрямство «Газпрома» ни к чему хорошему не приведет.

Говорю им - выпустите Туркмению в Европу на условиях равнодоступности. Не можем, отвечают, она нам весь рынок разобьет. Странно. Вот нефтяники сегодня равный доступ к «трубе» получили, друг друга не бьют-не стреляют. Рынок Европы поделили эффективно и цивилизованно, и цена  на нефть растет. «Газпром» на экспорт отправляют 130 миллиардов кубометров газа, туркмены - от силы шесть миллиардов смогут. Неужели они нам рынок поломают? Ведь это политика. Туркмения почувствует себя равным партнером, нам навстречу пойдет...

Нужен новый газовый альянс с Туркменией - но уже в реалиях 2000-х годов. И затягиваение оной в международный газовый картель всеми правдами и неправдами.

В-третьих, необходимо срывать и затягивать переговоры по статусу Каспия, раздувая споры между Азербайджаном, Туркменией и Ираном. Так, чтобы как можно больше мешать реализации плана "Набукко".

 

 

План "Антинабукко"

 

Все 90-е годы (после распада СССР) пять прикаспийских стран (РФ, Казахстан, Азербайджан, Турменистан и Иран) пытались найти принцип справедливого раздела его дна. До того Каспий делился лишь между Страной Советов и Ираном. Во времена Красной империи статус Каспия регулировался советско-иранскими договорами 1921 и 1940 годов, да еще секретным приказом шефа НКВД Генриха Ягоды 1935 года, по которому Ирану отводилась акватория на самом юге моря по линии между Астарой в советском Азербайджане и местечком Гассан-Кули в советской же Туркмении. Фактически Каспий был собственным морем СССР, принадлежа ему почти на 90 процентов. (В нынешнем Баку иногда в шутят, что Ягоде за это стоит установить памятник на набережной азербайджанской столицы). Договоры 1921 и 1940 годов  молчат по поводу и недр, и охраны природы.

Примечательная деталь: когда Туркмения в середине 1990-х  принялась при поддержке США активно лоббировать прокладку Транскаспийского газопровода - по дну прямо в Турцию и Европу, в обход России - резко против выступили и Иран, и Россия, говоря об экологической опасности.    

В 90-е же годы Москва выдвинула принцип модернизированной центральной линии Каспия. Это - черта, которую проводят на карте моря на равном удалении от берегов всех прикаспийских стран, служит основой для разграничения участков дна для каждого государства. Средняя линия - неровная "вертикаль". От северных и южных границ каждого прикаспийского государства проводятся ровные "горизонтали": линии от северных и южных окончаний сухопутных границ по побережью Каспийского моря-озера. В результате дно нарезается на неровные "делянки" для каждой республики. Самой большой кусок приходится на долю Казахстана. А Иран остается при своем: ему, как и в советские времена, прничитается 12 процентов морского дна на самом юге.

Еще в 1970 году в СССР была проведена центральная линия Каспия, равноудаленная от берегов прикаспийских республик. Если учесть Иран, то такая центральная линия делит море на пять участков. У пресловутой линии есть недостаток - она меняется со столь частыми колебаниями уровня Каспийского моря, которые меняют очертания побережья, с не менее частым поднятием и опусканием островов. Дело осложняется еще и тем, что в июле 1998 года, при подписании российско-казахстанского договора о разграничении прав на недра каспийского дна, была введена так называемая модернизированная линия - несколько сдвинутая по сравнению с центральной. Но  и она не уберегла от появления спорных участков недр. Споры возникли между Казахстаном и РФ, между Тукрменией и Азербайджаном, между Ираном и всеми прочими "прикаспийцами".

Скажем, Казахстан пытается доказать, что островки Укатный, Малый Жемчужный и Укатный на Северном Каспии принадлежат ему, тем самым стараясь отодвинув модифицированную линию на запад, отхватив себе российский участок дна. Интерес Казахстана ясен: северная часть моря очень богата нефтью.

В СССР эти островки были общими для всего Союза, внутри которого были не государственные, а чисто административные границы. В административном плане они в советские времена относились к Астраханской области. А вернее - к базирующейся в области Каспийской военной флотилии, которая отвечала за находящиеся на этих островах маяки, тригонометрические знаки и гидрометеорологические посты.

Иран же пытается ввести новый принцип раздела дна Каспия - на пять ровных долей по 20 процентов. Но как это сделать - непонятно.

 Таким образом, при возникновении опасности осуществления "Набукко" Москве  выгоднее сорвать переговоры по Каспию, покончив с принципом центральной модифицированной линии. И сыграть в общую с Тегераном игру, действуя методом тайных сговоров. Да еще и создать на трех островках в северной части моря-озера военную базу. И пусть споры по статусу Каспия длятся еще долгие годы: нефть и газ под его дном никуда не денутся. А вот строительство транскаспийского газопровода "Набукко" мы сильно затрудним. Да еще и под флагом защиты экологии мобилизуем международную общественность. Пусть борется против "трубы" в защиту осетровых рыб и каспийских тюленей.  

 

 

Картель - лишь часть дела

 

Если нам удастся создать дееспособный газовый картель, то Росфедерация сохранит и приток валюты от продажи "голубого топлива", и зависимость Европы от Москвы в сем вопросе. А это - реальный приток средств для перевода РФ на рельсы инновационного, высокотехнологического развития. Выполнение судьбоносной задачи, на которой надорвалось горбачевская администрация (1985-1991 гг). Заодно мы обеспечим могучий рычаг политического давления, что дает нам кое-какие возможности для противодействия натовской экспансии на Восток.

Но надо предупредить: внешнеполитические шаги - едва ли не самая легкая часть дела. Мало создать картель. Надо еще не превратить сохранение высоких цен на газ в самоцель. Что толку от повышения мировых цен на газ, коли доходы РФ от этого не перераспределяются в сферы инноваций и высоких технологий, а авиастроительные и космические программы? В программы развития современного станкостроения и машиностроения? В создание технополисов и зон "хай-тек"-развития? В программы новой урабанизации? В создание ЖКХ-систем будущего, автономных и экономичных? Если у РФ до сих пор нет внятного плана создания инновационной экономики, промышленной политики и так далее? Здесь мы рискуем повторить ошибки 1970-х и остаться ущербной, полуколониально-неразвитой страной. Страной-придатком при "нефтегазовой трубе". А чтобы реально осуществить переход Росфедерации с сырьевой на сверхиндустриальную траекторию развития, необходимо принятие первого после гибели СССР плана пятилетнего развития. Причем как можно скорее.

Никакого проку от успешного строительства газового картеля не будет, если мы не примем грандиозных и выполняемых планов энергосбережения в РФ и газозамещения. Если не подкрепим все это планами развития атомной отрасли, гидроэнергетики, ветровой и солнечной энергетик.

Нет никакого смысла добиваться увеличения доходов от газоторговли, если доходы от нее продолжат уходить в средства Резервного фонда. То есть - в западные ценные бумаги и на депозиты в американо-европейские банки. Ведь тогда участие в картеле станет питать чужестранные, а не русскую экономику. То бишь, надо менять нынешний финансово-экономический блок правительства. Особенно забубенного либерала и неисправимого бухглатера, главу Минфина Кудрина. Того самого строителя насоса по перекачке финансовых резервов РФ на Запад.

Надо дополнить создание "газовой ОПЕК" реальным строительством транспортного коридора "Балитка-Волга-Каспий-Персидский залив", что обеспечит русским интеграцию экономик с Ираном, Индией и странами Аравийского полуострова. А также нужен такой компонент, как программа несырьевого развития русского Дальнего Востока - с укреплением научно-технологических связей с Малайзией и Индонезией.

Наконец, необходимо навести порядок в "Газпроме". А то получается бессмыслица: чем больше доходов от экспорта газа - тем больше его затраты на самого себя. На скупку нефтяных и непрофильных активов. На выплату огромных процентов по кредитам, что "Газпром" берет везде и под большие проценты. В то время, как он уже не обеспечивает РФ газом (его дефицит - суровый факт) и не может найти средств на освоение новых месторождений в своей главной добывающей базе - на Ямале.

Но все это - отдельные темы для разговора. Главное понятно: Россия должна строить международный газовый картель, дабы избежать больших бедствий. Высокие цены на газ дают РФ шанс на прорыв в экономику развития. А вот будет ли он использован - вопрос второй. Но в любом случае Москве придется проявить твердость и сыграть в отчетливо антизападную и антиамериканскую игру! Нужно, как когда-то США при Рейгане, не стесняться в средствах и отказаться от ложного стыда. Ибо победителей не судят. Особенно в современном жестоком мире...  

 

 М. Калашников

http://forum.msk.ru/material/economic/326250.html 


0.70202112197876