13/09
10/09
07/09
04/09
02/09
31/08
25/08
22/08
19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
Архив материалов
 
Что вытворяет дорожное лобби

Говорят, в России две беды. И одна из них все время ремонтирует другую…
Нет в нашей стране человека, который бы не знал знаменитой гоголевской фразы о том, что в России две беды – дураки и дороги. Откуда берутся дураки, сказать сложно, но почему с гоголевских времен у нас не изменилась ситуация с дорогами? Ведь технологии с той поры шагнули далеко вперед…

Несекретная тайна

Вот совершенно официальная статистика. Из-за плохих дорог средняя скорость автомобильных перевозок в России вдвое ниже, чем в промышленно развитых странах. Наш автотранспорт на одну подвижную единицу перевозит самый маленький груз в мире.

На плохой дороге автомобиль расходует до полутора раз больше горючего. Стоимость обслуживания автомобилей, которые ездят по ухабам, возрастает в 2,5-3,4 раза, срок службы машины сокращается на 30%, а ее производительность падает более, чем в два раза. Результат? Он ужасен - некачественное покрытие дороги повышает стоимость перевозок на 30-50%.

Вот тут и зачешешь репу – отчего же у нас такие дороги? Есть мнение, что от климата. Но это мнение неверное. Климат тут совершенно не при чем. В Финляндии и Канаде тоже холодно, но дороги там от европейских в плохую сторону ничуть не отличаются. А у нас отличаются.

Если вы полагаете, что ответ на этот вопрос лежит где-то в области мистики, загадочности русского характера или глубочайших тайн природы, то очень ошибаетесь. Ответ известен всем российским службам, которые так или иначе имеют отношения к дорогам. Его знают в лаборатории грунтоведения Геофака МГУ. В Инженерном центре геологии и экологии Российской академии наук. На кафедре инженерной геологии Геологоразведочной академии. В МАДИ. В РосдорНИИ. Во Всероссийском НИИ строительного и дорожного машиностроения. В Федеральной дорожной службе России. Теперь и в Академии наук.

Его знал Гайдар, его знал Немцов, его знал Чубайс, его знал Ясин… Его знали почти все бывшие премьеры, вице-премьеры и министры нашего правительства, так скоропостижно сменявшие друг друга на своем горячем посту за последние 15 лет. Знают, потому что каждому на стол ложились документы и заключения из вышеупомянутых организаций. Для окончательного решения проблемы плохих дорог любому российскому премьеру нужно было подписать всего одну бумагу. Но главное тут не подписать. Главное - провести через огромную бюрократическую машину сверху вниз. Это не получилось даже у железного Чубайса.

Почему не получилось, расскажем позже, а пока откроем тайну одной из двух российских бед… В России с 1939 года не менялся стандарт на плотность грунтовой насыпи, на которую кладут асфальт. За 65 лет выросли скорости и грузоподъемность машин, а дороги строят по-довоенному - не для многотонных трейлеров, летящих со скоростью 120 км/час, а для полуторок. Американцы сразу после войны подняли свой стандарт плотности дорожной подушки на 5%, а мы нет.

На первый взгляд это очень странно - если разница между американским стандартом и нашим всего 5%, то почему же качество российских и американских дорог отличается не на 5%, а в разы? Это справедливый вопрос. И на него нужно ответить…

Давайте разберемся, почему вообще портится русская дорога. Отчего на ней по весне образуются страшенные ямы, которые потом дорожники залепляют грубыми асфальтовыми заплатками? Все дело в грунтах. Россия – страна уникальная не только в смысле климата, но и в том, что она «сделана» из неудачного материала. 86% всех грунтов в России – это так называемые связные грунты, то есть грунты с примесью глины или целиком состоящие из таковой. А глины и суглинки имеют такую особенность – они хорошо набирают и плохо отдают влагу. Подпочвенные воды подсасываются по рыхлостям и пустотам грунта слоев прямо под дорожное полотно и с первыми морозцами замерзают. Между прочим, давление замерзающей в замкнутой системе воды, достигает 2000 кг/см2! И происходит то, что специалисты называют «морозным пучением» - асфальт трескается. А весной верхний слой грунта непосредственно под асфальтом размораживается, обводняется, теряет несущую способность. И колеса грузовиков просто проламывают асфальт над пустотами. Аут...

И весь этот разрушительный механизм может остановить небольшое – всего на 5% уплотнение грунта. Не верится? Тогда посмотрите на график, который есть практически во всех учебниках по строительству автомобильных дорог и в книгах по теории уплотнения грунтов. Экспонентная кривая на нем ясно показывает, что небольшое (5-7%) повышение плотности грунта дает увеличение прочности дороги в 2,5 раза. Если грунт утрамбован так, что вода не может по его порам подсосаться к асфальту, дорога переживет не одну зиму, она будет стоять десятилетиями без ремонта!

Неужто сложно повысить ГОСТ на плотность дорожного полотна? И почему этому так сопротивляются дорожники? А потому что трудно в российских условиях преодолеть этот самый пятипроцентный «рубеж качества». Эти последние пять процентов уплотнения вчетверо увеличивают энергозатраты на трамбовку! Капиталистам за границей проще. У них, во-первых, грунтов связных мало (песчаные грунты трамбуются легче), а во-вторых, за рубежом используют для трамбовки грунта 60-, 100- и даже 200-тонные пневмокатки, которых в России нет. Равно, как нет и тягачей, способных такие катки перемещать. А наши 25-тонные каточки проблему уплотнения грунта решить не могут. Даже если мы закупим тяжелую технику за рубежом, не факт, что она с нашей глиной справится. Но в любом случае это грозит увеличением объема подготовительных работ в 3-5 раз. Дороговато. Тупик?

Нет. На излете перестройки в СССР была построена уникальная машина, которая для забивки грунта использовала не давление, а вибрацию. Это был не обычный виброкаток, каких много. Машина представляла собой плоскую платформу, на которой стоял дизель, создающий вибрацию. Всего за один проход эта штуковина своей огромной рабочей плоскостью забивала грунт на 7% выше ГОСТа! По такому грунту уже можно было ходить как по асфальту, он не проминался под ногой. Машина была построена в единственном экземпляре. Опытном. И опыт удался.

А дальше случилось то, что случилось – распался СССР, и всем сразу стало не до новых изобретений. Когда же социальные бури слегка поутихли, изобретатель-конструктор машины Феликс Губерман и его коллега Вячеслав Быкадоров, предложивший идею машины-трамбовщика, начали свои долгие хождения по инстанциям, пытаясь внедрить хорошие дороги в России. Именно тогда, в печальные 1990-е документы о необходимости увеличения стандарта на 5% последовательно ложились на стол всем нашим руководителям. И самое интересное, что все они были «за»! Но пробить бюрократическую стену дорожного ведомства так и не смогли. Почему?

Потому что ремонтировать дороги гораздо выгоднее, чем их строить.

Дело в том, что две трети дорожного бюджета страны тратится на ремонт дорог и только треть – на строительство новых. Это значит, что плохие дороги дорожникам нужнее, чем хорошие: на них больше денег дают!.. Дорожный бюджет России за 2002 год, например, - 54 миллиарда рублей. Огромные деньги! И любой, кто попытается их у дорожников отнять или как-то перераспределить сразу же столкнется с тем, с чем столкнулся изобретатель замечательной машины. Однажды в темном подъезде ему в нос сунули пистолетный ствол и спросили, а не слишком ли мало дырок у него в голове и не стоит ли проделать еще одну. Изобретатель все понял и быстро-быстро эмигрировал из России. Благо его фамилия сделать это позволяла без труда.

…В этой истории нет финала. Сейчас под прикрытием академика Лаверова предпринята очередная (бог знает, какая уже по счету) попытка достучаться до небес. Боимся, что и она провалится. Потому что в ситуации, когда все на всех уровнях всё понимают, но никто ничего не делает, чтобы не вставать па пути опасной и полноводной финансовой реки, вряд ли найдется человек, которому нужна лишняя дырка в голове. Даже если этот человек вице-премьер Академии наук РФ.

P.S.

Из официальной переписки.

«Предлагаемое автором создание нового типа грунтотрамбующих машин позволит практически реализовать предложение для улучшения качества дорог. По нашему мнению, необходимо незамедлительно (!) ввести в практику дорожного строительства подобный метод повышения плотности дорожного полотна.

Вице-президент РАН, академик Н.П. Лаверов. 2000г.»

* * *

«Руководителю Федеральной дорожной службы России
В. Г. АРТЮХОВУ

Уважаемый Виталии Григорьевич!

Результаты исследований показали, что если увеличить плотность связного грунта земляного полотна на 5—7% выше существующей нормы плотности, то объем и размеры пор в грунте и объем подтянутой при промерзании влаги уменьшатся настолько, что изменения этого объема при замерзании и оттаивании уже не смогут вызвать разрушения дорожной одежды. Одновременно повышенная степень уплотнения грунта земляного полотна увеличивает его несущую способность до необходимых значений.
Обеспечить эффективное и надежное уплотнение связных грунтов до указанной плотности при необходимой толщине уплотняемого слоя существующей грунтоуплотняющей техникой практически невозможно, поэтому разработан и испытан экспериментальный образец принципиально новой грунтотрамбующей машины, способной уплотнять связные грунты до указанной плотности и при этом за один проход по одному следу. Такая техника позволит качественно возводить и ремонтировать наши дороги

Ректор МАДИ Луканин В. Н.
Директор ВНИИСтройдормаш Кузин Э. Н.
Директор ЗАО “СКМ-Гейзер” Мосесов С. К.
Директор ЗАО “Регитон” Грузинов В. Е.
Директор РОСДОРНИИ Кретов В. А.»

* * *

«Заместителю Председателя
Правительства Российской Федерации
Б. Е. НЕМЦОВУ

О решении проблемы
качества российских дорог.

Уважаемый Борис Ефимович!

В настоящее время существуют предложения по решению дорожной проблемы, и Правительство Российской Федерации может и должно придать этой работе необходимый импульс.
Еще в 1989 году Госстрой СССР поручил независимой группе инженеров и ученых найти действительную причину низкой долговечности российских дорог. Оказалось, что совокупность грунтово-климатических особенностей России, не имеющая аналогов в мире, не учитывается в принятой технологии строительства и не соответствует применяемой технике…
Вывод очевиден: уже сейчас состояние российских дорог усугубляет тяжелое финансовое состояние страны и станет существенным сдерживающим фактором в реализации политики экономического роста в перспективе.
Решение проблемы, по мнению специалистов, заключается в необходимости повышения нормы плотности земляного основания дорог на 5-7%...
Полагал бы целесообразным рассмотреть поставленный вопрос на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам… Реально ввести новые нормы можно было бы с 2001 - 2002 гг., но решение должно быть принято уже сейчас...

Е. Ясин"

* * *

«Заключение Лаборатории грунтоведения и технической мелиорации Геологического факультета Московского университета им. М.В. Ломоносова.
По докладу Ф.С. Губермана «Основная причина утраты проезжаемости Российских дорог, способ и средство устранения этой причины».
"В целом авторы доклада совершенно правильно понимают основную причину недолговечности российских дорог и связывают её с процессами морозного (или криогенного) пучения грунтов в процессе их сезонного промерзания и оттаивания…
При пучении и последующем оттаивании грунтов в весенне-летний период резко изменяются их физико-механические свойства, повышается их водопроницаемость и сжимаемость, что приводит к неравномерным просадкам земляного полотна дорог, сопровождается разжижением и выплеском грунта, образованием бугров выпирания, смещением откосов и кюветов и, естественно быстрым разрушением дорожного покрытия под влиянием механического воздействия проходящего транспорта…
Авторы доклада безусловно правы в своем утверждении, что начальная плотность грунта дорожного полотна является одной из важнейших характеристик, определяющих его поведение…
Таким образом, резюмируя все сказанное выше, следует признать, что предложения авторов… научно обоснованы и правильны по своей сути…"
Зав. Лабораторией грунтоведения и технической мелиорации
Геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
Доктор г-м. наук, профессор Е.Н. Коломенский.
Подпись Е.Н. Коломенского удостоверяю
Зав. канцелярией геологического ф-та МГУ М.Г. Вебер.

* * *

"Заключение о докладу Ф. С. Губермана “Основная причина недолговечности российских дорог”
Основной причиной плохого состояния российских дорог Ф. С. Губерман считает морозное пучение земляного полотна как следствие таких факторов как его недостаточное для наших климатических условий уплотнение... Давление воды, замерзающей в замкнутой системе, достигает 2000 кг/см2 при to = -22оС. (Залесский, Флоренский, 1952)…
Трудно не согласиться с этим диагнозом застарелой болезни дорожного строительства России. На ее неизбежность в случае недооценки фактора плотности указывали еще основоположники дорожного грунтоведения П. А. Земячинский, Н. В. Орнатский, В. В. Охотин, М. М. Филатов и др. Этому вопросу посвящены десятки серьезных диссертационных работ.
Основным преимуществом доклада Ф. С. Губермана перед его единомышленниками в этой полемике является тот факт, что он не останавливается на критическом диагнозе, а одновременно предлагает комплексное - техническое, технологическое и организационное - решение этой проблемы в конкретных условиях России. При этом все компоненты решения вполне выполнимы в наших реальных условиях.
Поэтому считаю своим долгом поддержать материал доклада Ф. С. Губермана, практическая реализация которого значительно улучшит состояние дорог и экономики России.
Доктор геолого-минералогических наук профессор В. А. Мымрин"

http://www.razgovor.org/projects/article43/page3/

http://www.razgovor.org/projects/article43/

0.19795298576355