08/10
03/10
24/09
06/09
27/08
19/08
09/08
01/08
30/07
17/07
09/07
21/06
20/06
18/06
09/06
01/06
19/05
10/05
28/04
26/04
18/04
13/04
09/04
04/04
28/03
Архив материалов
 
Куда ведёт глобализация человечество?
Давайте заглянем в будущее, где прогресс достигнет такого уровня, что почти все товары и услуги будут производить машины. Что будет в таком будущем, построенном в соответствии с идеологией глобализации?

Останется несколько тысяч крупных компаний (корпораций) на всю планету, у каждой будет свой частный владелец, ну и в некоторых отраслях останутся мелкие и средние компании. Представим себе не самое плохое будущее, пусть монополий не будет, а будут созданы все условия для честной конкуренции. Некоторые предприниматели в зависимости от вида деятельности всё-таки будут нуждаться в найме некоторого количества учёных, программистов, художников, музыкантов, врачей и т.д. Но в целом, благодаря научно-техническому прогрессу, этой деятельностью будет занята лишь небольшая часть населения земли, а произвести товаров и услуг они смогут на всё человечество. Производство будет ограничено доступностью энергоресурсов, но допустим, что энергии для производства будет достаточно, для того чтобы каждый человек на планете жил в достатке.

Теперь посмотрим, как будут обращаться деньги в таком мире. Если всем раздать деньги поровну, такое количество, которое соответствует максимально возможному уровню производства товаров и услуг, то люди начнут делать покупки и через некоторое время деньги окажутся у компаний. Обратный переход денег напрямую будет возможен только к работникам этих компаний, через выплату зарплаты, переход же денег ко всем остальным людям будет возможен только с помощью налогов на компании или на их владельцев, то есть эти люди должны получать деньги из государственного бюджета. Число людей занятых во внебюджетном секторе экономики много меньше числа бюджетников, поэтому налоги на компании должны быть очень высокими. Но возникает проблема, как эти налоги собрать? Ведь идеология глобализации не предполагает единую налоговую политику для всех стран, а наоборот, государства конкурируют между собой, снижая налоги с целью привлечения иностранных инвесторов. Следует оговориться, что единая налоговая политика проводится в сфере внешней торговли, а именно, пошлины в глобальном мире стремятся к нулю, естественно, что от таких налогов бюджеты стран не наполняются. В предельном гипотетическом случае, если налоги в этом предполагаемом будущем сделать равными нулю, то все деньги соберутся во внебюджетном секторе экономики, где занято меньшинство населения, остальные люди станут безработными. Избыточная конкуренция за рабочие места позволит компаниям сокращать заработную плату своих рабочих до минимума. В результате имеем огромное количество безработных, работающие получают очень мало и всё это из-за недостаточного налогообложения. Особо стоит отметить, что при такой ситуации, при снижении налогов ниже оптимального уровня (уровня налогов достаточного для обеспечения полной занятости), будет наблюдаться снижение уровня потребления сырьевых ресурсов. Ведь у основной массы людей покупательная способность снизится до минимума. И, наоборот, если существующие налоги ниже оптимального уровня, то при последующем повышении налогов, спрос на сырьевые ресурсы будет расти из-за увеличения покупательной способности населения. Налоги с компаний можно взимать косвенным способом, продавать им сырьевые ресурсы по ценам выше себестоимости и полученные деньги направлять в бюджет. При таком сборе налогов можно будет наблюдать такой, на первый взгляд, парадоксальный эффект. Если уровень налогов изначально низок, и мы для его увеличения поднимаем цены на сырьевые ресурсы, то это приводит к росту доходов людей, а значит и к росту потребления сырья. То есть при недостаточном налогообложении рост цен на сырьё приводит к увеличению спроса и наоборот снижение цен на сырьё уменьшает на него спрос. Чем большая часть доходов от продажи сырья идёт в бюджеты стран, тем сильнее будет этот эффект. Не этот ли эффект мы наблюдали в 1998 году? Да, изначально толчок к снижению сырьевых цен дал разразившийся в 1997 году азиатский кризис, но дальнейший обвал цен вполне может быть связан с этим эффектом. А сейчас в 2004 году, несмотря на значительный рост цен на нефть, спрос на неё остаётся на рекордном уровне. Проявление подобного эффекта может служить доказательством недостаточности налогообложения.

Если в рассмотренном примере необходимость высоких бюджетных расходов и высоких налогов очевидна, то в современном мире это менее очевидно, но столь же необходимо. В современном мире основной объём продукции выпускают транснациональные корпорации (ТНК). Поэтому для стабильности мировой экономики необходимо, прежде всего, обеспечить надёжное налогообложение ТНК. В настоящий момент, 2004 год, существенный косвенный налог с ТНК взимается странами экспортёрами сырьевых ресурсов, путём продажи этих ресурсов намного выше себестоимости. К налогу можно отнести только ту часть от стоимости ресурсов, которая идёт в бюджеты стран экспортёров, назовём его сырьевым налогом. Другая основная часть налогов на ТНК это прямые налоги на корпорации и на их собственников. Эти налоги взимаются странами, в которых эти ТНК зарегистрированы. Если прямые налоги взимаются стабильно, то сырьевые налоги зависят от биржевых цен на ресурсы, а потому подвержены серьёзным колебаниям. Причём для этих колебаний характерна положительная обратная связь, то есть они усиливают сами себя, падение цен на сырьевые ресурсы уменьшает на них спрос, и обратно, увеличение цен — увеличивает спрос, причины этого были показаны выше. Нестабильная ситуация со сбором налогов может приводить к очень тяжёлым экономическим кризисам, подобным кризису примерно 1997-2001 годов. С того времени рост производительности труда, и концентрация капитала продолжились, а налоги на ТНК не увеличиваются. Увеличился только нестабильный сырьевой налог. Это всё существенно усиливает потенциал возможного кризиса.

Прежде чем перейти к прогнозу развития событий нужно рассмотреть ещё один важный фактор мировой экономики — учётную ставку в США, то есть процент, под который выдаются кредиты банкам федеральной резервной системой (ФРС). В 2001 году ФРС начала снижать учётную ставку, доведя её с 6% в начале 2001 до 1 % в начале 2003. Основной смысл этого действия в простом увеличении долларовой массы по всему миру. Так как доллар мировая валюта, то и действия от изменения долларовой массы будут ощущаться по всему миру. Результат таких действий всегда один и тот же, вначале растут инвестиции и занятость, затем инвестиции ослабевают и всё больше долларов попадает на валютные рынки к спекулянтам. Курс доллара начинает сильно падать и ФРС вынуждена уменьшать долларовую массу, поднимая ставки. То есть постепенно ситуация возвращается к начальному состоянию. С точки зрения денежного обращения, резкое снижение учётной ставки приводит к временному увеличению занятости во внебюджетном секторе экономики из-за роста реальной инвестиционной активности предпринимателей. Под реальной инвестиционной активностью понимается создание новых предприятий и расширение производства на уже существующих предприятиях, но не вложение денег в фондовую биржу.

Теперь непосредственно прогноз развития событий. Уже начавшийся в середине лета 2004 года период повышения учётных ставок в США, продолжится. Это усилит процесс сокращения инвестиций по всему миру и приведёт к сокращению занятости во внебюджетном секторе мировой экономики. Но развиться этот процесс в тяжёлый мировой экономический кризис сможет только в случае обвального падения цен на сырьевые ресурсы, то есть в случае сильного снижения косвенного налогообложения ТНК. Вероятность этого достаточно высока, но существует и вариант, что странам экспортёрам сырья удастся договориться и удержать высокие цены, прежде всего на нефть. Если события будут развиваться по худшему сценарию, то от кризиса сильней всего пострадают страны экспортёры сырьевых ресурсов, а так же страны сильно зависимые от их рынков. Благодаря возможности поддержания высоких бюджетных расходов, меньше пострадают страны, в которых зарегистрировано большое количество ТНК, это США, страны западной Европы и Япония, то есть так называемые развитые страны. Но и этим странам налоги становиться собирать всё трудней, многие из них уже вынуждены сокращать бюджетные расходы. Поэтому, в случае тяжелого мирового кризиса, и у развитых стран могут возникнуть серьёзные проблемы, безработица и снижение уровня жизни.

0.29994893074036