06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
13/04
11/04
08/04
Архив материалов
 
Правда о конфликте Россия-Белоруссия

На сегодняшний день российским аналитическим сообществом так и не предъявлена адекватная картина белорусско-российского конфликта 2006−2007 гг. Россияне и белорусы продолжают считать нефтегазовые доллары и обвинять друг друга в нечестности, не обращая внимания на суть дела.


Очередной комментарий эксперта по поводу сложившейся ситуации был опубликован на сайте Ноополис.ру 8 августа 2007 г. В нем Александр Фадеев — руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ, указывает на то, что 1) белорусы не хотят брать кредит за нормальный процент – 12,5% годовых; 2) долги Беларуси прощать нельзя, т.к. она платить реально может и даже хвастается своими экономическими успехами; 3) дотировать Беларусь нет смысла, т.к. она не хочет входить в Россию; 4) в силу наличия конфликта интересов политические неурядицы в двусторонних отношениях будут продолжаться; но при этом они якобы не будут влиять на военно-стратегическое сотрудничество двух стран.


В этом аналитическом комментарии, как и в десятках других, все дело сводится к нескольким миллиардам долларов. Но дело в том, что в 2006−2007 гг. произошел не экономический конфликт местного значения, стоимостью в 4−5 миллиардов долларов. Произошел принципиальный надлом в отношениях Беларуси и России на всех уровнях: от самоидентификации рядового гражданина до геостратегических ориентиров и приоритетов национальных элит. Это выразилось, в частности, в следующем (о кризисе белорусско-российской интеграции как контексте рассматриваемого конфликта см. статью Ю.Царика От интеграционного тупика к Большой России – на основе принципа соразвития):
1. Впервые за более чем 200 лет Беларусь получила удар «с Востока», причем, удар, представляющий экзистенциальную угрозу, ставящий под сомнение сам статус белорусов как независимого народа. Этот удар помог «вскрыть» сознание белорусов, устранив традиционные консервативные стереотипы местного менталитета. Фактически произошел идентификационный дефолт с характерными для него чертами: депрессивное состояние населения; рост алкоголизма и других девиаций; стремление умнейших молодых людей выехать за рубеж (характерно обширное стремление выехать на 1−2 года, чтобы «пережить эти тяжелые времена» вне страны) и т.д. Общественное сознание Беларуси сегодня полностью открыто для воздействия извне. Элита, лишившись союзного интеграционного проекта, теряет легитимность и сейчас находится в лихорадочных поисках новых геостратегических ориентиров. Она готова усваивать буквально все, что создает иллюзию адекватности.


2. Нефтегазовый конфликт не просто объявил «белорусское экономическое чудо» (ЗАО «Белэкономчудо») банкротом. Он фактически заставляет белорусскую элиту и все общество признать несостоятельность и несамостоятельность белорусской модели «с самого начала». Это порождает особое шизофреническое состояние общественного сознания и сознания элит, когда «все, что было раньше, не просто исчезло; оно, оказывается, никогда не существовало». При этом очевидные достоинства белорусской модели нивелируются и теряются, так как ЗАО «Белэкономчудо» в свое время выступало как некоторый идеал и проект, а не как научная модель.
3. Банкротство ЗАО «Белэкономчудо» подрывает легитимность белорусской элиты изнутри. Во-первых, оно заставляет население усомниться в адекватности предлагаемого курса развития. Причем, чем старательней белорусское руководство делает вид, что «все в шоколаде», тем меньше остается доверия к этому курсу: ведь разительная перемена условий на лицо, а отсутствие коррекции курса в ответ на изменение условий – это плохой признак. Во-вторых, новые условия делают старый курс нереалистичным и для самой элиты. Всем понятно, что нужно что-то новое, но все боятся об этом заявить…
4. … но при этом все равно начинают делать что-то новое: ведь выживать как-то надо!!! Продажа завода «МОТОВЕЛО» австрийцам – это самое начало. Приватизационная программа заявлена, и она будет еще сильно расширяться. Причем, делаться все это будет сумбурно, втихаря, без открытой постановки вопросов и их обсуждения, с попытками показать, что «все по-прежнему под контролем». При этом, естественно, главным императивом такой негласной новой политики является «независимость от России», некоторая если и не анти-российскость, то уж точно а-российскость.


В общем, в Беларуси в ближайшее время может быть реализован худший из возможных сценариев – настоящая социальная катастрофа. Что же это значит для России? Для России это значит только одно: если она не сможет на новых основаниях восстановить белорусско-российские отношения и придать им центростремительный характер (с центром в России), то к 2011−2012 гг. в Беларуси будут натовские базы, а РЛС в Вилейке и Барановичах будут успешно «экспроприированы». Причем, никакой злой воли белорусов в этом не будет: они будут просто выживать, как умеют. При пассивной (в том числе тупо-силовой) политике России и повышенной активности Запада (которая уже наблюдается) Беларусь просто «незаметно», без всяких шумных «майданов» станет прозападной. Потому что именно Запад сможет предложить свою стратегию «независимой (читай «независимой от России») Беларуси». И в условиях отсутствия альтернатив, именно западный проект и западная стратегия будет принята в Минске, даже несмотря на то, что она будет напрямую вести к потере суверенитета Беларуси.


Поэтому российскому правительству (а также – особенно – СовБезу) и российским аналитикам следует совсем по-другому рассматривать «белорусский казус». В хитросплетениях белорусской политики сегодня решаются принципиальные вопросы национальной безопасности России. И единственное, что может удержать Беларусь от интеграции в западные структуры – это проект суверенной Беларуси и помощь России в его реализации. Только суверенная, самодостаточная Беларусь может быть гарантом безопасности «западного направления». Так же, как только сильная и миродержавная Россия может быть гарантом суверенитета Беларуси. Новый интеграционный проект Беларусь-Россия должен основываться на принципе суверенного равенства сторон, это может быть только проект соразвития двух суверенных государств.

Виктор Андреев


0.31213688850403