10/11
30/10
24/10
19/10
08/10
03/10
24/09
06/09
27/08
19/08
09/08
01/08
30/07
17/07
09/07
21/06
20/06
18/06
09/06
01/06
19/05
10/05
28/04
26/04
18/04
Архив материалов
 
Битва за Арктику

Вне всякого сомнения, все начинается с флагов и вымпелов. Флаг водружали на открытых землях мореплаватели эпохи Великих географических открытий. С флагами шли к Северному и Южному полюсам планеты санно-пешие экспедиции Нансена, Пири, Амундсена, Скотта. Флаг со свастикой поднимали в конце 1942 года на Эльбрусе гитлеровские горнострелки. Вымпелы с советским гербом и знаменем доставляли на Луну первые русские межпланетные автоматические корабли-станции.



Подъём и упадок

Но ведь это - только первый шаг. За ним должна идти реальная экспансия. Пока что Россия пользуется остатками советского арктического наследия. Какие глубоководные аппараты доставляли ее титановый флаг в пучину океана? «Мир-1» и «Мир-2», что построены по советским чертежам и наработкам финской фирмой «Раума Репола» в 1987 году. И экспедиционный ледокол-атомоход «Россия» - советское детище, лишь достроенное в РФ. Некогда сильный Северный флот СССР теперь слаб. Некогда сильная Полярная авиация СССР - в прошлом. Если не изменить положения, то через сравнительно короткое время шельфом Ледовитого океана займутся более развитые страны - во всеоружии и новейших сверхбесшумных атомарин, и совершенных батискафов, и роботов для подводных работ, и авиации, где будут не только самолеты с вертолетами, но и летающая техника завтрашнего дня: конвертопланы, автожиры, экранопланы.

Потерять контроль над арктическими водами нам опасно. Дело не только в природных богатствах под дном океана. Дело еще и в стратегической позиции. Из Ледовитого океана (особенно если окажутся верными прогнозы об очищении его от вечных льдов из-за потепления климата) удобно бить по РФ крылатыми ракетами. Да и не только крылатыми. И здесь же - отличная позиция для перехвата русских стратегических ракет.

Потому СССР с самых ранних этапов своего существования развернул настоящее наступление на Арктику. Флагами дело не ограничилось. Страна решила показать всему миру: «Я, еще вчера крестьянская и неразвитиая, сегодня веду освоение полярных областей всей современной (на тот момент) технократической мощью». Сталин завоевывал Арктику не на собачьих упряжках и наспех переоборудованных шхунах, а с помощью авиации и ледоколов отечественного производства. Было создано объединение «Аэроарктика». Мощная корпорация «Главсевморпуть», реально открывшая судоходную трассу вдоль северной кромки СССР. Национальным делом стало создание дрейфующих станций, первую из коих возглавил легендарный Папанин. Страна пробовала на Арктике новейшие на тот момент технологии, обкатывала здесь свою тяжелую авиацию и радиотехнику.

После 1945 года порыв сохраняется. Появляются вертолеты. Затем - атомоходы-ледоколы с базой в Мурманске. Затем - атомные подводные лодки, способные ходить под ледяным панцирем и всплывать хоть на полюсе, ломая лед. Север покрывается густой сетью военных и научно-исследовательских баз, промышленных объектов. СССР располагает сильным судоходством вдоль Северного Морского Пути. На Кольском полуострове базируется сильнейший, стратегический флот Красной империи - Северный.

И всё это рухнуло в одночасье. Теперь, с сильно побитым арктическим наследием СССР, мы помахали красной тряпкой перед злобными быками, у коих - свои виды на нашу Арктику.



Застолбить участок

Будем реалистами: широкое освоение природных богатств Ледовитого океана начнется не завтра, а в 2040-2050-е годы. Но до того Северная экспансия РФ может и должна давать эффект для общего развития страны немедленно. Здесь и сейчас.

Прежде всего, на Севере должен появиться скоростной и относительно дешевый транспорт, что позволит доставлять грузы в любую точку Арктики гораздо быстрее, чем нынешние караваны судов, ведомые ледоколами. И при этом - с меньшими затратами. Речь идет об оригинальной транспортной системе, предложенной знаменитым КБ «Малахит» и «Арктической торгово-транспортной компанией» еще в 1990-е годы: строительство атомных подводных грузовозов и танкеров, которые могут быстро и круглогодично курсировать по Арктике. Поскольку им трудно заходить во все порты (глубины не хватает), быстрая разгрузка-погрузка их осуществляется с помощью базовых экранопланов. Отдельно разработаны проекты пассажирских экранопланов дальнего действия. Они должны летать над льдами на высоте в несколько метров со скоростями в 300-500 км/час.

Развитие такой комплексной транспортной системы не только удешевит процесс освоения природных богатств полярной зоны - оно еще даст мощный толчок отечественному подводному судостроению. Позволит устраивать отставных моряков-подводников и создавать тысячи высокооплачиваемых рабочих мест. Экранопланострроение, годное для Арктики, породит машины, способные работать во всем мире - и выгодную статью экспорта. Экранопланы, показавшие эффективность в Ледовитом океане, купят многие. И для работы в теплых морях тоже. Кроме того, на основе гражданских экранопланов можно сделать скоростные военные охотники: за подводными лодками врага, за его авианосцами, за его кораблями-носителями крылатых ракет. Экраноплан - отличная техника и для доставки отрядов специального назначения.

Причем такой проект можно развернуть уже в ближайшие годы.

Необходимо изучить возможность прокладки на материковой части Русского Севера (где строительство обычных железных дорог невозможно) принципиально новых видов транспорта, разработанных в СССР и РФ. Это, например, струнные дороги Анатолия Юницкого, что дешевле обычной «чугунки», но по скорости переброски грузов - в четыре-пять раз быстрее. И строится они могут в условиях вечной мерзлоты.



ЖКХ и ядерное оружие

Отдельная статья - новое развитие полярной авиации. Транспортной - прежде всего. Нужно восстановить ее численность, сеть аэродромов и обязательно - освоить кроссполярные маршуры полетов. То есть, из Азии и Европы в Америку - через полюс, по кратчайшему пути. Аэронавигационное обеспечение здесь нужно обеспечить с помощью спутниковых систем. Это само по себе обеспечит большие доходы для РФ в целом.

Необходимо заняться конверсией военной акванавтики - и воплотить в металле созданные в позднем СССР проекты глубоководных аппаратов. Когда-то их создавали для уничтожения важных подводных кабелей НАТО и их гидроакустических станций. Теперь же нужно делать технику для освоения дна Ледовитого океана, для будуших подводных буровых и промышленных баз.

Арктика должна стать громадным полигоном для использования новых энергетических установок: малогабаритных АЭС, ветроэлектростанций. Новых систем жизнеобеспечения для городов и поселков. Все это потом поможет решить проблемы энергетики и ЖКХ по всей стране. Ведь здесь можно опробовать системы теплоизоляции, энергосбережения, автономные системы тепло- и энергообеспечения, новые технологии быстрого строительства без использования бетона и цемента.

Особая статья - военное присутствие РФ в арктическом бассейне. Здесь нам нужно создание нового подводного флота на основе малошумных многоцелевых субмарин. Тех, что могут и чужие лодки истреблять, и по территории стран-противников ракетами бить. Надо, наконец, принятие на вооружение принципиально новых систем сверхнизкочастотной гидроакустики Виктора и Валентина Лексиных, которая превосходит по дальности обнаружения даже самых бесшумных лодок лучшие американские образцы. Именно за счет принципиальной новизны лексиснской системы. Она успешно испытывается с 1984 года, прошла проверку в реальных условиях боевой службы - но до сих пор не принята на вооружение. Это сразу же усилит наш подводный флот. Есть и другая идея Лексиных. Уже сегодня с помощью двадцати малых, дешевых антенн их конструкции, установленных на дне, можно полностью прикрыть Баренцево море между Норвегией и Новой Землей, сделав полностью невозможным скрытое проникновение сюда натовских лодок. То есть, полностью прикрыть «домашние воды» Северного русского флота.

Нам не обойтись без расконсервации ядерного полигона на Новой Земле и возобновления испытаний на нем ядерного оружия новых типов и следующего поколения. Испытаний с реальными подземными взрывами.



Кто не рискует…

Словом, получается стратегия о многих измерениях. С транспортной, энергетической, природно-ресурсной, научно-исследовательской, авиационной, морской и космическими разделами, с социально-демографической и военно-стратегической составляющими. Воплотив ее, мы сделаем наше господство в своем секторе Арктики неоспоримым и сможем смело привлекать к сотрудничеству крупные западные корпорации в освоении богатств шельфа.

Трудно создать такую стратегию? Да. Нелегко. Трудно идти на смелые решения и рисковать. Но в противном случае Россия, подразнив сильных мира сего водружением подводного флага на полюсе, Арктику просто не удержит. Да нечем будет ее удерживать, друзья, в рамках нынешней экономической и технологической парадигм.

Ну, а успех возможной Арктической стратегии принесет успех всей стране, станет мощным катализатором перехода нас в новую эру развития.

 

М. Калашников

http://www.gazetanv.ru/archive/article/?id=979


0.22297406196594