22/09
21/09
13/09
10/09
07/09
04/09
02/09
31/08
25/08
22/08
19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
Архив материалов
 
Реформы Рузвельта

7. КАК ВЫХОДИЛИ ИЗ КРИЗИСА

 

7.1. БАНКОВСКАЯ РЕФОРМА
В наиболее пострадавших странах стали принимать меры по недопущению Великой депрессии в будущем, поняли опасность зависимости от США. Поэтому установили контроль за иностранным капиталом, возник государственный сектор экономики и кое-где было ограничено господство латифундистов. Особенно в Бразилии (Житулио Варгас), Чили, Мексике (Ласеро Карденас). В Мексике реформы были настолько глубоки, что были национализированы железные дороги, нефтяная промышленность. В США правительство Г. Гувера пыталось ослабить действие кризиса путем оказания финансовой помощи банкирам и промышленникам. Была создана "Реконструктивная финансовая корпорация", кредитовавшая кампании, чтобы спасти их от банкротства. Тщетно пыталось изъять с рынка излишки сельскохозяйственной продукции образованное правительством "Федеральное фермерское бюро", оказавшее практически помощь лишь крупным фермерам.

За счет падения спроса началась дефляция - общее снижение индекса цен за 1929-1932 г. составило 25% [26]. Хотя учетная ставка последовательно снижалась с 6% в октябре 1929 г. до 1,5% в сентябре 1931 г. 9 марта 1931 г. был принят чрезвычайный закон о банках , главным положение которого было предоставление Федерально-резервной системой США (Центральный Банк) банкам займов. Минфин получил особые команды по предотвращению массового изъятия вкладов из банков. Установлен запрет на экспорт золота. Введены банковские каникулы , т.е. почти все банки были закрыты для проведения финансовой проверки. После нее к концу марта 80% банков было открыто, а 20% ликвидировано. Но это помогло мало. Как только Рузвельт занял свой пост, были срочно предприняты чрезвычайные меры по выводу банковской системы из кризиса. Как пишет Смирнов [27], одним из первых шагов было объявление 6 марта 1933 года, всего через два дня после инагурационной речи Рузвельта, «банковских каникул» на неделю, во время которой указом президента были закрыты ВСЕ банки США и взяты под контроль полиции с тем, чтобы провести проверку их деятельности и исключить малейшие намеки на махинации [28].

Далее с целью «очистки» банковской системы была проведена тотальная ревизия всех банков. Разорившиеся банки попали под внешнее управление. Устойчивые банки получили право на дальнейшую работу. 11 марта президент выступил сначала перед прессой, 12 марта - уже по радио, объясняя ситуацию и меры правительства по выходу из кризиса. Постепенно паника пошла на убыль, 15 марта открылись примерно 30% всех банков. В результате этих мер произошло укрупнение банковской системы - большинство банков, признанных «здоровыми», были крупными [29]. Был резко усилен контроль Федерального Резерва над денежным обращением, увеличен контроль за выдачей кредитов, за созданием кредитных денег. Только после этого Федеральный Резерв начал «развязывать кошелек» и подпитывать американские банки новыми деньгами. Были приняты два важнейших закона, регулирующих банковскую сферу - 21 июня 1933 г. - Закон Гласса-Стигалла , а в 1935 г. - Закон Флетчера-Стигалла . Именно тогда была создана современная финансовая система США. Изменения в её характер работы стали делать только после недавней серии скандалов (Enron, WorldCom, Артур Андерсен и т.п.)

 

Закон Гласса-Стигалла запрещал коммерческим банкам работать с ценными бумагами, это право получали специализированные финансовые организации - тем самым были снижены риски, которым подвергались средства вкладчиков банка. С целью пресечения привлечения средств по повышенным ставкам, характерных для проведения высокорискованных операций, был введен запрет на выплату процентов по текущим счетам, проценты по депозитным счетам стали регулироваться Федеральным Резервом. Был по новому регламентирован биржевой кредит. Был принят закон о страховании депозитов и создана Федеральная корпорация страхования депозитов - банки отчисляли взносы в страховой фонд, в случае банкротства корпорация санирует банк и выплачивает вклады в пределах установленного законом лимита на вклад в одном банке. Именно эта мера во многом позволила в итоге стабилизировать ситуацию с «бегством вкладчиков» [30]. Усиливался контроль Федеральной Резервной Системой (ФРС, аналог ЦБ) над частными банками. Были разъединены инвестиционные и коммерческие банки. Банкам, которые принимали депозиты, было запрещено вкладывать деньги в ценные бумаги, предприятия, пускаться в рисковые операции со средствами клиентов.

Была создана Федеральная корпорация, которая страховала вклады клиентов коммерческих банков. Президент США получил право назначать членов Совета Управляющих Федерального Резерва. Совет устанавливал нормы резервов для банков-членов Федерального Резерва. Совет устанавливал учетную ставку для федерально-резервных банков и полностью контролировал иностранные операции федерально-резервных банков, а также операции на открытом рынке. Одновременно был усилен контроль над биржей и рынком ценных бумаг.


1. Устанавливался контроль над выпуском акций и других долговых обязательств фирм в ценных бумагах. Директора компаний-эмитентов несли персональную ответственность за выпуск ценных бумаг.
2. Приняты нормативные акты, которые ограничивали использование банковских кредитов в биржевых операциях.
3. Вводилась ежегодная публичная отчетность корпораций, зарегистрированных на бирже.
4. Были ужесточены условия включения компаний в биржевые списки, установлены пределы колебаний котировок на торгах. Для организации контроля над рынком ценных бумаг была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission) [31].

 

7.1.2. ОТМЕНА ЗОЛОТОЙ ПРИВЯЗКИ

Во время "Великой Депрессии" в США рушилось всё, кроме курса доллара - доллар стоял как стена, так как он был привязан к золоту. Федеральный Резерв продолжал упрямо сокращать денежную массу, еще более усугубляя депрессию. Вследствие чего между 1929 г. и 1933 г. объем денег в обращении сократился на 33%. Вопреки расхожим представлениям, первой реальной мерой президента Рузвельта был банальный дефолт. Цитирую [32]. Здесь нужно отметить, что по причине доминирующего положения американского доллара в мировой валютной системе всякий дефолт в США обычно принимает форму девальвации, то есть обесценивания валюты. Механизм прост: допустим вы англичанин и у вас был 1 млн. фунтов стерлингов, которые вы обменяли на доллары по курсу 2 доллара за фунт. Полученные 2 млн. долларов вы вложили в американские облигации и через год получили их обратно вместе с небольшим доходом. Допустим, этот доход составил 100 тыс. долларов - таким образом, всего у вас теперь 2.1 млн. долларов. Но за это время американское правительство провело полуторакратную девальвацию своей валюты, так что теперь за 1 фунт дают уже не 2, а 3 доллара. В результате ваши 2.1 млн. долларов превращаются всего лишь в 0.7 млн. фунтов, в то время как изначально вы имели 1 млн., так что итогом всех ваших операций становится убыток в размере 30%.

В день своей инаугурации 5 марта 1933 года свежеизбранный президент Рузвельт объявил о почти двукратном снижении курса доллара по отношению к золоту - или, что, тоже самое, об удорожании золота в долларовом выражении. "Одновременно с золотым "ограблением века" были объявлены недельные банковские каникулы (то есть попросту принудительные выходные в финансовых учреждениях), из-за которых ни один частный вкладчик не мог в экстренном порядке извлечь свои враз обесценившиеся сбережения" [33]. До этого момента цена золота в долларах была жестко зафиксирована, и правительство категорически не имело права ее менять. Более того, президентским декретом население обязывалось сдавать все имевшиеся у него золотые слитки и монеты государству - причем по старой, гораздо более низкой цене золота. Ослушавшимся этого приказа грозили 10 лет тюрьмы и огромные штрафы. Спустя 4 года все отобранное государством золото было торжественно свезено в специально построенное хранилище Форт-Нокс, что в штате Кентукки." Рузвельт не только сделал банковский выходной - отдал распоряжение  о  временном прекращении работы банков и  запрещении дальнейшего выпуска  вспомогательной валюты, но убеждал общественность расстаться со своим золотом, говоря, что «консолидация ресурсов страны необходима, чтобы вывести Америку из депрессии». После  этого частное владение золотыми слитками и монетами, за исключением коллекционных, было объявлено незаконным. Большая часть золота, находившаяся в то время в руках средних американцев, была в форме золотых монет. Новый закон на самом деле означал ничто иное, как конфискацию. Нарушителям грозило 10-летнее тюремное заключение и штраф $10.000, эквивалент $100.000 сегодня. Тем, кто сдал свое золото, выплачивалась фиксированная цена в $20,66 за унцию. Эта конфискационная мера была столь непопулярна, что никто в правительстве не взял на себя смелость признаться в авторстве. Интересно, но на церемонии подписания постановления Рузвельт недвусмысленно объяснил всем присутствующим, что автором документа является не он, и он его даже не читал. Даже Секретарь Казначейства заявил, что не был ознакомлен с документом, лишь добавив - «…это то, на чем настаивали эксперты».

 

Как только золото было собрано, официальную цену золота резко повысили до $35 за унцию. Однако по новой, более высокой цене, продавать золото имели право только иностранцы. Эта цена сохранилась до 1971 г., когда был запрещен свободный обмен золота на доллары. Правительство скупило золото по более высоким ценам, чем это соответствовало курсу доллара по отношению к золоту, что привело к искусственному снижению курса доллара. Таким образом, было зафиксировано золотое содержание доллара. Хотя это была не отмена золотой привязки в строгом смысле. Итак, первым делом были приняты меры к уменьшению цены денег и увеличению доверия к деньгам.

7.2. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ

16 июня 1933 г. Конгресс принял Закон о реконструкции национальной промышленности, НИРА (английская аббревиатура NIRA - National Industrial Recovery Aсt), который устанавливал государственную помощь индустрии и государственный контроль за честностью взаимоотношений в бизнесе. В условиях отмены антитрестового законодательства бизнес получил возможность саморегулироваться, а профсоюзы право на коллективную защиту. Главной целью было прекращение конкуренции за счет рабочих, отсюда повышение покупательной способности населения и все это способствовало выходу из кризиса. Всем ассоциациям предпринимателей предписывалось вырабатывать кодексы «честной конкуренции», определявшие условия, объем производства, минимальный уровень цен [34]. Речь шла об условиях найма на работу, труда, защиты прав потребителей и т.д. Кодекс должен был разрабатываться торговыми группами, а если их нет, то вводился без особых оговорок сверху.


 - право рабочих на организацию;
 - запрет дискриминации при найме на работу членов профсоюзов;
 - минимальный уровень зарплаты;
 - максимальная продолжительность рабочего дня;
 - фиксация цен;
 - продавать продукцию по ценам, ниже минимально установленных, нельзя.

Во 2-ом и 3-ем разделах речь шла об оказании помощи нуждающимся, о создании организации общественных работ (финансируемых за счет налогоплательщиков). Итак, второй важной мерой стало увеличение денег в обороте через государственные структуры.

7.3. РЕФОРМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В области сельского хозяйства "новый курс" состоял в попытках остановить процесс разорения фермеров, и поднять цены на сельскохозяйственную продукцию путем сокращения производства и уменьшения посевных площадей, за что фермерам выплачивались премии. 12 мая 1933 г. был принял парадоксальный закон "О регулировании сельского хозяйства", устанавливающий субсидии за сокращение производства продукции аграрного сектора [35].

Чтобы понять, почему правительство стало давать дотации фермерам я должен несколько слов сказать о конкуренции. Конкуренция может быть классифицирована множеством разных способов. Наиболее употребительной является "классическая" классификация конкуренции, которая, согласно ей, делится на 4 большие группы: 1) конкуренция по совершенному типу, 2( монополистическая конкуренция, 3) олигопольная конкуренция, 4) конкуренция на основе монополии. Конкуренция продавцов за покупателя монополиста (ситуация - один покупатель) носит особое название монопсонии. Соответственно реальные ситуации варьируются согласно концентрации каждого из этих типов.

Что такое совершенная конкуренция? Обычно указывается, что совершенная конкуренция возникает, когда за покупателя может соревноваться сколько угодно производителей совершенно одинакового товара без ограничений на его производство, а за возможность покупки каждого товара соревнуются все потенциальные покупатели [36]. Но это не совсем так. Признаком совершенной конкуренции является отсутствие торгов. Это обычно бывает тогда, когда товары, продаваемые разными продавцами, совершенно одинаковы и покупателю выбирает товар или благо, учитывая только его цену. Однако себестоимость товаров разная, поэтому, поскольку продавцы конкурируют за покупателя и единственно значимый фактор есть цена товара, то они начинают ее снижать. Покупатель покупает сначала тот товар, который меньше всего стоит. Поэтому, чтобы привлечь покупателя, продавцы начинают снижать цену товара. Но они не могут снизить ее ниже, чем ее себестоимость, поскольку в этом случае они будут нести убытки. Поэтому те продавцы, которые имеют более высокую себестоимость товара, в условиях совершенной конкуренции, несут убытки и поэтому очень часто разоряются.

Некоторые считают, что торги присутствуют и при совершенной конкуренции. Мол, ключевой признак здесь: невозможность своими действиями влиять на цену продаваемого товара. Но ведь это масло масляное. Если торги присутствуют, то, значит, цену можно изменить. В сельском хозяйстве рынок наиболее близок к совершенному, поэтому тут опасно снижение цен ниже себестоимости. Поскольку рынок сельскохозяйственной продукции, на который работали фермеры США, вдруг оказался для них закрытым благодаря принятым многими странами протекционистским мерам, пришлось принимались меры по сокращению поголовья скота и посевных площадей, чтобы повысить цены до уровня, при котором хотя бы окупались затраты. Сначала США ввели тарифы, чтобы оградить себя от импорта (как обычно, все свои внутренние беды в массовом сознании свалили на происки иностранцев). Иностранцы в ответ ввели тарифы против США. В результате все экономики проиграли и ещё больше усугубили кризис.

Фермерам предоставлялась компенсация за каждый незасеянный гектар и средства брались из налогов на компании и из 30% налога на муку и х/б пряжу. До этого цены были очень низкими. Также были приняты меры по консолидации фермерской задолженности, фермерам предоставлялись кредиты, и вскоре прекратилась массовая продажа ферм с аукционов.

Кризис был преодолен, но 10 млн. акров под хлопок, 1/4 посевных площадей зерновых было уничтожено, 6 млн. свиней ушло под нож. Сама природа способствовала успеху в борьбе с понижением цен, т.к. в 1936г. в США была жесточайшая засуха, песчаные бури, что привело к снижению урожая и повышению цен на с/х продукцию. Таким образом, к 1936г. доходы фермеров были вполне нормальными, но 10% фермеров за эти смутные годы разорилось.

Аграрная политика Ф. Рузвельта была на руку крупным фермам, которые могли сравнительно безболезненно сократить часть своих посевных площадей. Эти фермы, пользуясь правительственными субсидиями, в большом количестве приобретали сельскохозяйственные машины и химические удобрения, что повышало производительность труда и урожайность, и позволяло сохранить размеры производства на прежнем уровне. Благодаря этому процесс концентрации земельной собственности усилился, о чем свидетельствовало сосредоточение к 1940 г. в руках 1,6% общего числа ферм 34 % сельскохозяйственных площадей, что привело к ограничению действия совершенной конкуренции. В то же время 38% ферм использовало менее 5 % этих площадей, и эту группу ферм правительственная помощь, как правило, обходила.

Итак, в сфере сельского хозяйства были приняты меры по недопущению перепроизводства сельскохозяйственных товаров, которое в условиях конкуренции, близкой к совершенной, ведет к падению цены ниже себестоимости.

7.4. РЕФОРМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

"Новый курс" предусматривал также ряд социальных мероприятий, направленных, прежде всего на сокращение безработицы. Была принята программа общественных работ (строительство автострад, аэродромов, мостов и т.д.) с привлечением безработных. Была введена система выдачи минимальных пособий бедствующим безработным.

В марте 1933 г. на базе Закона НИРА был создан Гражданский корпус сохранения ресурсов. Задачей было направление безработной молодежи в лесные регионы для сохранения ресурсов. К лету для этой цели были созданы спецлагеря, где побывало 250 тыс. молодых людей (от 18 до 25 лет), которым предоставлялась бесплатная еда, жилье, форменная одежда и зарплата в 1 доллар в день. Руководили ими офицеры из резерва Вооруженных Сил. Работами по сохранению ресурсов являлись: строительство автомагистралей, очистка лесов, создание лесонасаждений, благоустройство парков, т.е. общественно-полезные работы. В январе 1934 г. на них было занято 5 млн. человек, а пособия получали 20 млн. человек. В мае 1933 г. был принят Закон о федеральной чрезвычайной административной помощи. По нему штатам предоставлялись средства для оказания помощи нуждающимся.

Государство признало права профсоюзов. К 1936 г. Кодексами честности, разработанными на основе Закона НИРА, охвачено 99% промышленных компаний и хотя консервативно настроенный Верховный суд, блюдя "священные принципы" отменяет NIRA, как антиконституционный акт, - но кодексы де-факто сохраняются: игра по правилам предпочтительнее! [37].

В 1935 г. был принят закон Вагнера-Коннэри "О трудовых отношениях", который провозглашал необходимость коллективной защиты трудящихся через профсоюзы, запрещал преследование рабочих за создание профсоюзов и участие в стачках и подтверждал право рабочих заключать с предпринимателями коллективные договора. Закон запрещал дискриминацию членов профсоюзов. Однако для урегулирования споров между рабочими и предпринимателями вводился принудительный арбитраж. Устанавливалось обязательное заключение коллективного договора. Тем самым Рузвельт сделал уступку африканскому народу: создана комиссия по борьбе с дискриминацией при найме на работу, возникло недовольство крупных бизнесменов, но оно было устранено. Таким образом, удалось удержать рабочий класс в рамках существующей системы. Были точно определены границы уступок трудящимся (представители профсоюзов не входили в правительство). Через несколько недель был принят закон о социальной обеспеченности, по которому создавались пенсионные фонды, выплачивались пособия по безработице.
 
Рузвельт также пытался реформировать Верховный Суд, опасаясь, что он отменит законы Вагнера и социального обеспечения. Реформа не удалась, но и законы остались.  В 1937 г. был принят Закон о справедливых условиях труда, согласно которому
- запрещалось использование детского труда;
- устанавливался минимум з/п (25 центов в час, а в течение 6-ти лет был доведен до 40 центов в час);
- устанавливалась максимальная продолжительность рабочей недели (44 часа, а затем в течение 2-х лет до 40 часов);

В 1938 г. Рузвельт объявлял о начале осуществления плана "Подкачки насоса" . Суть его состояла в том, что спрос должен был повыситься с помощью гос. инъекций в экономику (строительство жилья, автомагистралей и т.д.). Было увеличено количество людей, получающих пособия.

 

Деньги были сегментированы. Цитирую Николаева [38]. "В США во время Великой депрессии 30-х годов  выпускались купоны, которые обменивались на товары и услуги там, где не хватало федеральных долларов. Так, существовали деревянные деньги в Тенино, штат Вашингтон, картонные деньги в Рэймонде, штат Вашингтон, обеспеченные кукурузой деньги в Клиар Лейк, штат Айова. Купонами платили учителям в Вилдвордебе штат Нью-Джерси, зарплаты в Филадельфии и многих других штатах. Купоны выпускали правительства штатов школьные округа, торговцы,  ассоциации предпринимателей, различные агентства и даже частные лица. В наши дни издатель газеты «Springfield Union»  в штате Массачусетс Сэмюель Боулз рассказал историю эмиссии купонов его газетой. Во время банковского кризиса 30-х годов она платила сотрудникам купонами. Их можно было потратить в магазинах, дававших объявления в газете, а магазины затем расплачивались купонами за рекламу в этой газете, замыкая круг. Как видим, никаких правительственных долларов не понадобилось. Купон был так популярен, что клиенты стали просить выдавать им сдачу купонами: они знали издателя и больше верили в его деньги, чем в федеральные доллары".

Итак, были приняты все меры, чтобы успокоить население реформами в социальной сфере и не допустить в дальнейшем паники.

8. РЕЗУЛЬТАТ

Все эти меры оказались весьма эффективными. За несколько месяцев 1933 г. объем промышленного производства возрос на 70%, а к июлю этого года он равнялся 90% от уровня 1928 г.

Но после 1929-33 гг. снова небольшая депрессия на 2-3 года, и лишь затем подъем и в 1937 г. - снова кризис. Экономическая политика Ф. Рузвельта не смогла спасти страну от очередного экономического кризиса, наступившего в 1937 г. и вновь поразившего экономику США сильнее других стран. За два года уровень промышленного производства в США упал на 21 %. Кризис 1937-1938 гг. вновь отбросил американскую экономику на полтора десятка лет назад. Объем промышленного производства в целом по капиталистическим странам упал на 11% (в США на 21%). Наиболее пострадавшими оказались выплавка стали (в США на 21%), судостроение (на 40%), в новых отраслях также отмечалось падение производства (в отличие от 1929-33 гг., когда авиапромышленность, радиопромышленность понесли незначительные потери). В 1937 г. производство автомобилей в США упало на 40%. Развития этот кризис не получил, т.к. был прерван подготовкой к войне.

Концентрация производства и капитала в конце 30-х годов характеризовалась тем, что на крупных предприятиях (с производством продукции на миллион долларов и более), составлявших 5,2 % общего количества американских предприятий, было сосредоточено 55 % всех занятых рабочих и производилось 67,5 % валовой продукции промышленности. Гигантские концерны, составлявшие не более одной тысячной от общего числа американских корпораций, владели почти половиной всех их активов. В конце 30-х годов 1 % собственников владел 59 % национального богатства страны, в то же время 87 % - подавляющая часть населения страны - владела лишь 8% национального богатства.

В целом, восстановление американской экономики заняло около 20 лет - окончательно США встали на ноги и вышли из депрессии только в 50-е годы. Помог американской экономике принятый 11 марта 1941 года закон о ленд-лизе, в рамках которого США впоследствии смогли осуществить колоссальные по объёмам поставки вооружений и военных материалов Британии, России, Китаю, Бразилии и многим другим странам.

Итак, последовательная, но интуитивно выработанная программа Рузвельта дала результат.

 

окончание читайте завтра


0.50005006790161