15/01
10/01
28/12
20/12
18/12
28/11
21/11
14/11
07/11
02/11
25/10
18/10
10/10
08/10
02/10
22/09
21/09
13/09
10/09
07/09
04/09
02/09
31/08
25/08
22/08
Архив материалов
 
Великая справедливость капитализма

Жило-было некое государство, в котором обитали люди. Жили, не тужили, покупали хлеб, кушали, суетились. А потом случился сильный неурожай, и хлеб подорожал... Вот в это самый момент и начинается отделение умственных зерен от плевел:  дальше каждый расскажет эту историю, в зависимости от наличия или отсутствия ума.


Итак, хлеб подорожал или на него взвинтили цены спекулянты? Есть два способа изложения событий. Начнем, с дурацкого и волнующего душу…
Поскольку случился неурожай, спекулянты сразу же взвинтили цены, наживаясь на народном горе. И многие люди, будучи не в силах купить такой дорогой хлеб, умерли от голода. От голода умирали взрослые и дети, их раздувшиеся трупы валялись по обочинам дорог, а эти сволочи, кровопийцы продавали хлеб по совершенно диким ценам… Так расскажет эту историю плоскоумный поверхностный дурачок с одной извилиной.


А умный человек спросит себя, от чего же умерли те самые люди, чьи некрасивые трупы так испортили окрестный пейзаж? Оттого, что у них было мало денег? Или все-таки оттого, что на всех еды не хватило из-за неурожая? Если еды на всех не хватает, кто-то обязательно умрет. Почему бы не тот, у кого меньше денег?


Зайдем с другой стороны. Со стороны продавца. Вы – продавец. Вы хотите продать свою вещь, например, старый автомобиль. Один покупатель хочет купить его за 1000 долларов, другой за 1200. Кому вы продадите при прочих равных? Правильно…
Теперь ваш автомобиль превращается в хлеб. К вам подходят двое голодных. Кому вы отдадите свой кусок – тому, кто предлагает 1000 рублей или тому, у кого есть только 10? Для вас все покупатели равны. Оба они вам не знакомы. Для обоих из них хлеб – товар первой необходимости. У обоих, возможно, семеро по лавкам… У вас есть только один критерий выбора – цена. И не вы виноваты в том, что она выросла. Всякий ресурс стоит тем дороже, чем он дефицитнее. Высокая цена – не прихоть спекулянта, а просто объективное отражение нужности этого товара людям. О чем говорит высокая цена хлеба в голодный год? О том, что этот товар жизненно необходим покупателям. И злиться на продавца за высокую цену также глупо, как на термометр за низкую температуру.


…Если это понятно, приступим ко второй стадии промывки мозгов, заключительной. Дело в том, что наша культура не приемлет богатства. И даже сами богатые зачастую чувствуют неловкость  из-за своего богатства.  Многие из них как-то по-интеллигентски стесняются этого богатства, рефлексируя и как бы извиняясь перед старыми школьными и институтскими приятелями за свое нынешнее положение. Даже раздражающая многих показная роскошь наших нуворишей, является обратной стороной, изнанкой этой стеснительности. Инверсия.


Ощущение анормальности богатства - главный порок нации. Капля этого порока есть в каждом из нас – у кого-то она побольше, у кого-то поменьше. И ее нужно выдавливать из себя, потому что эта капля отравляет душу. Приступим?


…Говорят, талант – это один процент гениальности, а остальные 99% – тяжелая работа. Если в вас есть божья искра и желание вырваться из серой массы народа вверх путем тяжелой работы, вы – настоящий цивилизатор. И должны уяснить пару моментов. Мало иметь искру и решимость работать. Для того, чтобы начать управлять другими людьми, сначала неплохо бы разобраться с собой. Перво-наперво нужно перестать быть народом, то есть избавиться  от всего, что делает вас таким же, как другие. Ясен перец, мозгов себе лишних не купишь, но вот избавиться от всех паразитных программ внутри головы, которые мешают вам ворочать бОльшими деньгами, чем вы сейчас имеете, можно и нужно. Как изменить себя с целью более эффективного зарабатывания денег?


Я знал людей, которые начали свой финансовый взлет именно с этого вопроса: «Если я такой умный, отчего же я такой бедный?» И в поисках ответа некоторым, как ни странно, помогли психологи. Они за относительно небольшую сумму избавили человека от  тех комплексов, которые торчали в мозгу и мешали делать дело. Для этого существует великое множество психологических курсов, книг и техник. И я сейчас не собираюсь в трех словах излагать науку внутреннего переустройства. Я собираюсь просто указать пальцем направление: во-о-он туда. Внимательно следите за указующим перстом…
Перестать быть народным дураком в первую очередь означает, что вам нужно научиться использовать других дураков как ресурс для достижения своих целей. Научиться закидывать этот сушеный навоз в топку паровоза своих желаний. Стать полководцем, который умеет жертвовать людьми для достижения цели. Некоторые психологические тренинги называют это – «стать лидером». Не заморачивайтесь на названии. Просто запомните: вам нужно слезть с лопаты и самому взять ее в руки. Руководить людьми, а не быть руководимым ими. Нужно лезть наверх, на вершину пирамиды. Это выгодно, поскольку позволит вам жить лучше других. Ведь именно это является вашей настоящей целью – жить лучше других. И это второй момент, который нужно оговорить особо.


Нельзя ставить своей задачей просто «жить хорошо». Это будет пораженческой ошибкой, ибо все познается в сравнении. Хорошо ли живет тот, кто получает 100 долларов в месяц? Он живет превосходно, если все вокруг получают 5 долларов в месяц. Хорошо ли живет тот, кто получает миллион долларов в месяц? Он живет плохо, если все вокруг получают миллиард.


Денег в желаемом количестве всегда на всех не хватает. Поэтому жить хорошо можно только за счет других: по закону сохранения, если где-то (у кого-то) денег становится больше, значит, в другом месте (у других) их становится меньше. Хотите жить лучше – гребите под себя. Ваша задача – сделать так, чтобы у других денег стало меньше, а у вас, соответственно, больше. Денежная пирамида конгруэнтна иерархической – чем выше взбираетесь, тем больше там денег и возможностей. А взбираться можно только по головам – по той простой причине, что иерархическая пирамида общества состоит из людей. И в ней нет других ступеней.


Многим людям – и патриотам, и демократам, и даже либералам не нравится циничная формулировка о том, что хорошо жить можно только за счет кого-то, то есть в чем-то ухудшая жизнь одних людей и улучшая при этом свою. Патриоты при этом начинают ругаться, брызгая слюной и крича что-то о «жыдах», соборности и коллективизме. А демократы и либералы грустно говорят о том, что это на самом деле не так, и что каждый сам своим трудом создает себе кусок личного благополучия – например, организовав свое дело или заняв хорошую вакансию, и никто не уходит обиженным. Неправда! Обиженными уходят конкуренты. У которых вы отгребли деньги, реально ухудшив им жизнь.
…Не бойтесь ухудшить чью-то жизнь ради улучшения своей! Жизнь – это честное соревнование, в котором худший должен упасть. И если не вы, то вас...
Итак, если вы все это осознали, решили стать человеком и хотите использовать народ (окружающих вас функциональных дураков) в своих целях, то… Нет-нет! Говоря о «дураках», я вовсе не имею в виду, что все они плохие люди. Это могут быть прекрасные, добрые и местами даже умные люди, но какие-то недостатки в них не позволяют им жить лучше, чем они живут сейчас. Именно поэтому умный использует дураков для того, чтобы заработать себе денег, а не они его. Они, конечно, тоже эксплуатируют умника  в свою пользу, различие только в том, что наемники эксплуатируют капиталиста как ведущего, а он их - как ведомых. И они работают на него, а не он на них. Они делают то, что он приказывает, а не наоборот. Причем, делают это добровольно, поскольку рабство давно отменено. Они сами нанялись, так что здесь все честно и взаимовыгодно: наниматель и нанятые - добровольные партнеры, с той только разницей, что наниматель зарабатывает больше. Потому что он – талантливее, энергичнее и круче их. И это великая справедливость капитализма, при которой лучшие должны получать больше, чем худшие, иначе – хаос и умирание социальной системы. Иными словами наниматель – просто спаситель системы.


То есть вам, нанимателю и капиталисту ПРИХОДИТСЯ жить лучше, чтобы кто-то мог жить вообще. И не нужно этого стесняться. Пожертвуйте собой ради жизни на Земле – живите лучше других! Таков уж нелегкий крест смекалистых людей. Примите это. И несите свой крест благополучия с гордостью.

 

2.
То, что дураки на свете есть, это, конечно, плохо. Но с другой стороны, нужно ведь кому-то и работать!
Дураки являются огромной косной массой, болотом, тормозящим моральный прогресс. Они не любят и не умеют думать, именно они в гораздо большей степени, чем умные, стремятся изменять свое сознание с помощью химических веществ, громких ритмических звуков и конвульсивных телодвижений, потому что собственное состояние сознания их не устраивает. Это с одной стороны... С другой, если у нас есть куча грязи, что нам мешает рассматривать ее как ресурс?
Но для того, чтобы использовать нечто, нужно знать его свойства. А что мы знает о дураках? Ну, например, то, что дурость зависит от «коэффициента коллективизма». Коллективисты, как правило, большие дураки, чем индивидуалисты. Возможно, это влияние толпы – даже собранные в кучу индивидуалисты ведут себя в среднем глупее, чем люди поодиночке, поскольку непроизвольно подчиняются стадным инстинктам и отчасти выключают голову. На этом дураков ловят. На этом основан эффект моды, когда промышленность в целях быстрого обновления парка еще пригодной к носке одежды через определенные социальные механизмы включает у людей стадный механизм «теперь все носят другое, значит, и мне надо»…


Экономика – это форма существования социальных организмов. Поэтому, если вы патриот своего социального организма, вы должны не шастать с флагом по улицам, призывая очистить страну от «некоренного населении»,  а чаще ходить в магазин за покупками. В трудные времена жителей США призывают больше покупать, чтобы расшевелить, подстегнуть экономику. Американцам, как представителям великой нации торгашей, это очень понятно, им такие вещи даже объяснять не нужно. Нашим дуракам пока еще нужно.
Наши в этом смысле дураки настолько, что порой открывают для себя самые простые вещи с криками возмущенного удивления… Смотрю по телевизору новости на общенациональном канале (то есть для простонародья). Идет репортаж из супермаркета, посвященный страсти некоторых граждан к «лишним» покупкам. Государственное телевидение решило полечить граждан от этой «болезни».
«Зачем вам покупать лишнее, тратить деньги?» – призывает  репортерша и с разоблачительной интонацией раскрывает людям глаза на козни проклятых буржуев из супермаркета, которые наживаются на простом народе. Знаете, что делают эти паразиты? Оказывается, они «заставляют» нас покупать лишние товары путем собой раскладки их в магазине! То есть применяют чуть ли не запрещенные психологические уловки, чтобы заставить бедного, несчастного человека раскошелиться!
…Пользуясь тем, что маршрут покупателей задается расположением прилавков, эти поганые маркетологи располагают «ненужные» и дорогие товары в самом начале обхода – чтобы, пока дойдет человек до того, за чем пришел, он успел купить еще что-нибудь «ненужное».
…А как они выкладывают фрукты! Специально располагают их, чередуя по цветам да еще подсвечивая специальными оранжевыми лампами – чтобы соблазнить несчастных оболваненных покупателей.
…Они используют ярлычки ярко-желтого цвета, чтобы привлечь покупателей к ценам со скидкой!
…Рядом с пивом они кладут, понимаете ли, соленые орешки и прочие сушеные кальмары, а рядом с супами и мясом – соусы.
…Они стараются, чтобы запахи из кулинарного цеха проникали в торговый зал и будили у покупателей аппетит, «заставляя» их приобретать ненужное.
Результатом этой подлой политики совращения, соблазнения и заманивания является то, что человек выходит из супермаркета, унося с собой 6-8 ненужных покупок… В конце репортажа приглашенный  телевизионщиками психотерапевт давал людям советы, что нужно с собой делать, чтобы не покупать «лишнего».
Интересно, кто за покупателей решил, что приобретенные ими вещи – лишние? Психотерапевт? Телевизионщики? И почему вместо того, чтобы призывать людей помогать своей стране, национальное телевидение призывает к обратному?


По дурости. Дуростью я называю вторую из двух главных идеологем, разломивших ныне земной шар. Первая идеологема звучит некрасиво. Вторая, напротив, патетично. Первая идеологема такова: человек живет, чтобы потреблять. Вторая: человек живет, чтобы служить.
Отсюда выводим: первый человек живет для себя, и живет так, чтобы ему было хорошо, комфортно и интересно, потому что он свободен. Второй человек живет для того, чтобы быть чьим-то рабом – бога, государства, господина или идеи.
О вторую идеологему я вытираю ноги, ибо она – отсталое порождение аграрности, порождение рабского мышления. А первая, не без основания мною превозносимая, – порождение Свободы, Просвещения и Науки. Только заложив в свое основание свободного и открытого для потребления человека, организм современной цивилизации может эффективно функционировать, поскольку именно такая диспозиция максимально раскрывает все потенции общества через потенции отдельных людей, которые изо всех сил стремятся подняться вверх – над другими людьми.
Однако, не все люди, рождаясь свободными внешне (юридически), остаются свободными изнутри. Некоторые граждане настолько несамодостаточны, неумны, неталантливы, тихоходны, забиты, что норовят спрятаться под панцирь чужой воли или внушенной идеи. Причем, ракушка, в которой они прячутся от самостоятельности свободного плавания, может быть очень красивой. Такой, например, как кодекс бусидо…
Представьте, что вам нужно заставить работать на себя группу людей. Как это сделать? Пути два – или платить им или обратить в рабство. Если денег нет или их жалко, остается последний путь. Прямое рабство давно кануло в Лету, но можно обратить людей в рабство через идею. Удобнее всего с детства внушить людям, что они вам должны. И их долг всегда пишется с большой буквы! Их Долг – это их Честь. Тот, кто Честно служит не себе, а своему господину, дав ему Клятву, тот клевый парень, ему Почет и Уважение. А тот, кто не сумел услужить своему господину, тот покрыл свое имя Позором и может смыть его только кровью – ткнув себя в пузико специальным ножиком.  (В самом деле, зачем нужны те, кто вышел из-под контроля или не справляется?) И, заметьте, вы после этого не убийца и не тиран, а уважаемый господин в окружении хороших и преданных парней, имеющих твердое представление о мужской чести.
Вот что такое Кодекс Чести. Это красивое, разноцветное ярмо, которое дураки несут с радостью и гордостью.
Честь, Долг, Вера, Похвала, Награда, Почетная Грамота, Уважение Коллектива, Патриотизм – прекрасные инструменты для того, чтобы заставить людей пахать бесплатно или за меньшую сумму. Можно вынуть из кармана тугую мошну и получить результат. А можно наболтать языком, играя интонацией и педалируя пафос, и работа будет сделана, а ваши деньги останутся при вас.
К счастью, на свете очень много дураков, которые с радостью соглашаются работать даром или почти даром. И этим с удовольствием пользуются фирмы, конфессии, государства и отдельные люди. И правильно: грех не воспользоваться ресурсом, который валяется буквально под ногами.


Человек – существо эмоциональное, и для него порой эмоции важнее денег. Ну, так дайте ему их и сэкономьте деньги… Люди любят испытывать самые разные эмоции. Даже те, которые обычно считаются отрицательными. Например, людям нравится иногда побояться, поиспытывать страх. Дети для этого рассказывают друг другу страшилки про «черную руку», а взрослые – смотрят фильмы ужасов. Гораздо больше людям нравится посмеяться - для возбуждения этих эмоций применяются анекдоты и комедии… А еще люди любят испытать так называемые «высокие чувства» (как правило представляющие собой коктейль из чувства стадности и чувства гордости) – для этого гражданам показывают парад Победы и героические фильмы о войне, а по радио поют берущие за душу песни. Всласть поплакав и поиспытывав некоторое время эти эмоции, люди и прочие ветераны удовлетворяются и спокойно живут себе дальше  до очередного патриотического праздника, наполняющего их душу новой порцией слезливой вдохновенности.
Бросая народу в корыто то одну, то другую эмоцию, им можно управлять или просто хорошо зарабатывать на продаже эмоций. Продавцы эмоций живут очень неплохо, как вы знаете…

 

3.
…Учитесь эффективно управлять дешевыми средствами.
Таким средством может стать идеологическая накачка. Одним из самых красивых способов заработать много денег является организация новой религии: производить ничего не надо, кроме слов, а КПД велик. При жизни еще ни одному организатору секты не удалось довести ее до размеров мировой религии, но это и не нужно: деньжат срубить и так получается неплохо. Правда, для организации секты нужно обладать определенной толикой сумасшествия, которое индуцируется последователям. Однако, методы идеологической работы, которые применяются в религиозных организациях, можно с успехом применить и на обычной фирме. В самом деле, если в людях есть животная потребность в сакральности, почему бы не использовать ее в коммерческих целях? Почему бы не превратить фирму в секту? Или в миниатюрное государство? Фирмы и корпорации сегодня все больше  перенимают у национальных государств весь отработанный механизм нагнетания и поддержания общности и патетики – гимн, идеологию, клятвы.
Монстр РАО ЕЭС имеет гимн. Но и менее грандиозные фирмы не отстают от флагманов.

 

Например, одна контора, производящая электроплиты и посуду, начинает день с гимна и коллективной пятиминутки любви, во время которой фюрер компании с надрывом и брызгами слюны в течении получаса толкает речь на тему, «как хорошо работать в нашей фирме». И каждая пауза в его речи завершается криками зал - работники выкрикивают название фирмы. На бархатной подушке выносят для обозрения новый продукт фирмы – какую-нибудь сковороду или кастрюлю. Зал в полной тишине рассматривает это чудо. Затем, как описывают очевидцы, «начинается шепот, переходящий в гул и крики: «Я хочу это! Я хочу это! Я! Хочу! Это!» Затем выходят «региональные Партнеры» и хвастаются, кто сколько продал. Рассказывают об этом на сцене перед всеми, подпрыгивая и плача. На перерыв люди выходят со слезами на глазах»…


Это фирма средняя. Но ведь и малыши туда же! Мой знакомый репортер опубликовал однажды в «Известиях» заметку «Поющие на складе» о небольшой фирме, работники которой по утрам исполняют гимн своей складской компании.
Не меньшим рвением отличается сеть универсамов «Пятерочка». У этих есть не только свой гимн, но и заповеди! Которые работники сети усваивают в специальном учебном центре. Один из работников идеологического аппарата компании утверждает, что целью пропагандистской обработки персонала является «здоровый фанатизм». Причем, через  систему промывки мозгов пропускают не только высший состав фирмы, но и низший – кассиров, грузчиков… Правда, от последних требуется всего ничего – знать пять пунктов из сборника заповедей Компании (неудобно писать с маленькой буквы контору, у которой есть заповеди). А вот топ-менеджеры должны знать все 13 заповедей, плюс тексты корпоративного гимна и утренней «молитвы», которую хором и вслух читают все работники Компании.

«Молитва» компании «Пятерочка» воистину прекрасна:

«Я, Действительный Партнер
Крупнейшей в России сети магазинов,
Действую непрерывно и для достижения цели
Кратчайшим путем,
Цель должна быть достигнута любой ценой.
Я приложу все свои знания и опыт
С целью удовлетворения основных
Запросов наших клиентов и обеспечу:
Низкие цены,
Высокое качество товаров и обслуживания,
Устойчивый и широкий ассортимент,
Лучшее расположение магазинов.
Я сделаю все возможное, чтобы
Моя работа становилась проще и
Эффективнее с каждым днем
От моей активности зависит эффективность
Работы компании, а значит и мое будущее.
Цели компании ясны и понятны
30 миллионов клиентов ждут
Результатов моей работы.
Работа приносит мне радость и свободу,
Я учусь и развиваюсь вместе с компанией.»

 

Так и хочется набрать в легкие воздуху и, запрокинув голову, чтобы хорошо пошел голос, продышать этот гимн, наполняясь чувством светозарной радости…
Если человек проработал в «Пятерочке» больше года, он имеет право получить «партбилет» - членскую карточку Партнера. В карточке все оформлено как надо – там есть фотография обладателя, страничка для поощрений и наказаний, напечатанные заповеди…
Как всякая настоящая религия, вера в «Пятерочку» предусматривает существование врагов. Врагами «Пятерочки» являются те, кто мешает экспансионистским планам Компании по овладению рынком. Мысль идеологов проста: если обычному животному человеку необходим для уверенности образ врага - образ «они», как дихотомическая антитеза «мы», - так почему бы не сделать его?


А вот некоторые выдержки из «пятерочкиных» заповедей, которые член секты постоянно лицезреет перед собой в своей членской карточке:
«…Большую часть времени в своей жизни мы проводим на работе либо с мыслями о работе. Поэтому все наши способности подчинены целям Компании. Это не принудительная, а осознанная концентрация, потому что без подлинной концентрации нет результатов, нет целей. Мы избраны для реализации этой великой Цели.
…Преданность идеалам компании, постоянная работа над собой обеспечивают высокую оплату, гарантированную работу и исполнение мечты.
…Нашими врагами являются те люди и организации, которые пытаются нарушить Пирамиду соответствия, нанести другой вред Компании и сотрудникам.
…Существуют хитрые враги, которые исподволь разрушают Пирамиду соответствия. Если врага невозможно победить, необходимо уклониться от контактов с ним с наименьшими потерями для Компании.


…Враги постоянно пытаются разрушить Пирамиду соответствия. Быть готовым к защите - объективная необходимость.»


Все это выглядит несколько диковато и очень напоминает не столь уж давнее наше прошлое и в равной степени – тоталитарную секту. Рынок покажет, насколько данная жесткая психологическая обработка поможет фирме в конкурентной борьбе, но то, что психологический настрой весьма способствует успеху, было известно всем и всегда. Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь и прочие полководцы перед битвой ведь не зря тратили время на вдохновенные речи.
Я далек от выставления оценок – «хорошо» это или «плохо», «морально» или «аморально». Это ровно настолько «хорошо» или «плохо», насколько это работает. Если «зомбирование» персонала эффективно, не вызывает протестов и позволяет повысить эффективность, то есть вырвать лишний кусок изо рта конкурентов, значит, его нужно использовать. Однако, некоторые эксперты полагают, что чересчур жесткие методы идеологической обработки а ля Северная Корея хороши лишь для того, чтобы быстро захватить пустой рынок, но не позволят в дальнейшем успешно конкурировать на нем, поскольку оболванивание работников превращает их в негибких солдатиков, не способные к принятию самостоятельных решений. А современная рыночная среда настолько разнообразна, что вырвать кусок пирога изо рта у алчных желторотых детей ваших конкурентов можно только полностью раскрыв весь творческий потенциал своих бойцов. Но творчество находится в обратно пропорциональной зависимости от «болванства». По этому поводу, кстати, есть хороший анекдот…


Один бизнесмен для повышения КПД своих работников вызвал психолога. Тот долго ходил по фирме, присматриваясь к нитям взаимоотношений между сотрудниками, после чего пришел к нанимателю и сказал:
- У вас очень исполнительные люди. Исправно носят чистую фирменную одежду, не опаздывают на работу, ведут себя в рамках приличий. Только один человек совершенно не соответствует стилю фирмы. Он сидит в самом углу, не носит значок фирмы, не ходит на корпоративные вечеринки, все время опаздывает на работу. А главное, он ничего не делает и все время сидит, положив ноги на стол. Да еще и получает больше всех! По-моему, его нужно уволить.
- Знаете, - ответил хозяин. – В отличие от других, этот человек за три года внес пять предложений, два их которых сработали и принесли мне дополнительно четыре миллиона долларов, что на порядок превышает его зарплату. И насколько я помню, все это время его ноги находились на столе. Поэтому пускай сидит, как хочет.


Гению можно простить многое. И ему многое прощается. Но большинство граждан гениями не являются и потому на прощение рассчитывать не могут. Их удел – офисная униформа, субординация, корпоративный дух, штрафы, гортанные крики и промывка мозгов для увеличения силы корпоративного духа. «Увеличение силы духа» - это эвфемизм «психической накрутки».  И наоборот…
Владельцу фирмы нельзя не уделять внимания внутренним настроениям в корпорации, поскольку корпорация – армия на экономическом фронте. А дух – та сила, которая сворачивает горы. И спортивные штанги… Я иногда на досуге похаживаю в тренажерный зал – не для рельефа, а для здоровья и чтоб спина не болела. В результате лежа могу несколько раз выжать штангу немного превосходящую мой вес. Но это все при минимальном должном настрое. Однажды у меня такого настроя не было. Я был вял и расслаблен. И еле-еле выдавил штангу один раз. Почему? Вес был тот же. Мышцы – те же. Действия привычные. А вот мозги были другими. В них не было психической накрутки, сосредоточенности на цели.


Еще пример... В 1930-е годы ХХ века в Америке был проведен следующий эксперимент – людей заставляли делать тупую работу – сначала откручивать гайки, потом прикручивать. Испытуемые были разделены на две группы. Первой группе платили за этот сизифов труд 1 доллар, второй группе – 20 долларов (в те годы это были очень приличные деньги). Но тем, кто откручивал-закручивал гайки за доллар, велели после работы как можно лучше рассказать сменщику про важность и интересность работы, которую они выполняли. А через месяц провели опрос. Оказалось,  позитивных эмоций в воспоминаниях об этом тупом труде было гораздо больше у участников первой группы (которая получали за нее доллар, но трындели об интересности). А те, кто огребал по 20 баксов, только морщились.


Именно поэтому следом за македонскими, наполеонами и цезарями принцип идеологических накачек взял на вооружение капитал. Об этом сегодня пишутся солидные книги. Если заинтересуетесь, прочтите труд великого датского маркетолога Йеспера Кунде «Корпоративная религия» о том, как сформировать в мозгах своих сотрудников выгодные капиталисту программы. Главное, не стесняйтесь это делать! Если эксплуатировать чувство стадности и сакральности можно церквям и государствам, почему нельзя частному капиталу?
Остается только удивляться гражданам, которые, сами будучи боговерующими или государственноверующими (патриотами), искренне возмущаются подобной пропагандой, когда она исходит не от конфессий или национальных государств, а от фирм. С одной стороны эти прекраснодушные люди ругмя ругают мир чистогана и жалуются, что доллар застит людям свет и что забыли люди о душе и не хотят работать за идею (бесплатно). С другой, когда корпорации предлагают людям поработать отчасти бесплатно – за идею – патриоты-боговеры опять недовольны! И многие из них упорно называют такие фирменные методы промывки мозгов фашизмом. Зря обзываются! Фашизм – это неприличное идейное течение, которое вдохновенно призывает убивать негров и прочих, кто мог бы принести пользу на рабочем месте. А идеология фирм как раз вдохновенно призывает вкалывать, производить, продавать, зарабатывать... Прекрасное перенаправление стадно-сакральной боевой энергии людей в мирное русло.


Вот что об этом пишет Кунде: «Нанимать людей на работу только благодаря их умениям и навыкам становится малоэффективным, их установки и ценности должны быть совместимы с ценностями и установками компании. И если эти установки и ценности идут рука об руку с умениями (а весь процесс управляется через корпоративную религию), то компания получает все необходимое для достижения вершины — позиции брэнд-религии.»
Допустим, вы решили ради экономии заменить часть денег, расходуемых на людей, идеологией или просто подкрепить боевой дух и преданность фирме, для чего заказали специалистам разработать идеологический пакет для работников своей конторы. Хорошо, но мало! Помимо самих идей понадобятся еще и ритуалы. Любая нить, в том числе нить идеологическая наматывается на некие вешки, колышки – только так она может сформировать структуру. Колышками для намотки идеологии как раз и служат ритуалы. Человек – животное физиологическое, поэтому любой тезис, предназначенный для запоминания, должен быть ассоциативно привязан к физическому, мышечному движению (см. Павлов, Сеченов, Бродес и др.) – поклон, крестное знамение, приседание… Это могут быть любые физические действия, не вытекающие логически из идеи, но связанные с ней чисто символически. Дело в том, что человеку проще (ленивее) сто раз совершить привычное телодвижение, чем сто раз подумать одну и ту же мысль.


Именно поэтому для простых людей религия – прежде всего система ритуалов и телодвижений.
Комплекс ритуалов, как система проекций идеологии, очень облегчает жизнь руководителю. Тысячекратное повторения однообразных движений сделает человека рабом идеологии вернее, чем тысячекратное повторение одной мысли. Мысли приедаются и, в конце концов вызывают сомнения, а движения воспроизводятся организмом с радостью!
…Это работает – вот все, что вам нужно запомнить. «Честь  дороже денег», «Смысл жизни – в труде», - вот две простые мысли, которые начальнику нужно внушить своим сотрудникам…


Директор копенгагенского института футурологии Рольф Йенсен - один из тех, кто, наряду с Кунде, пишет о корпорациях-сектах. В своей книге «Общество мечты» он отмечает, что религия корпораций будет естественным образом врастать в культурную и мифологическую ткань общества. Поправлю датчанина: не будет, а уже врастает. И доказательством тому – бренды.

 

Александр НИКОНОВ. Отрывок из книги «Управление выбором» (публикуется в сокращении)


0.40507078170776