10/11
30/10
24/10
19/10
08/10
03/10
24/09
06/09
27/08
19/08
09/08
01/08
30/07
17/07
09/07
21/06
20/06
18/06
09/06
01/06
19/05
10/05
28/04
26/04
18/04
Архив материалов
 
Как Германия выходила из Великой депрессии

 

"Политик не должен быть слишком умен. Очень умный политик видит, что большая часть стоящих перед ним задач совершенно неразрешима." (С. Лем).

 

ВЕЙМАРСКАЯ ГЕРМАНИЯ

 

После поражения в Первой мировой войне Версальский договор 1919-го года обязал Германию платить такие суммы денег в качестве "возмещения потерь", которые препятствовали бы нормальной жизни любой страны. Решая эту проблему, немецкое правительство начало печатать банкноты, что привело к "гиперинфляции" [3]. Стоимость рейхсмарки резко упала. Если в 1913-1915 гг. немецкая марка котировалась на уровне четырех к одному доллару, то в 1917 и 1918 гг. она упала до 6:1. Затем положение начало стремительно ухудшаться, от 20 рейхсмарок к доллару в 1919, до 63 в 1920 и 105 к одному доллару в 1921. Потом курс марки подскочил до 1886 марок за доллар в 1922 году, и, наконец, до астрономической величины в 525 миллиардов марок за один доллар в 1923 г. Цена газеты, стоившей в Германии в январе 1921 года меньше, чем марки, через 2 года составляла 70 млн. немецких марок [4].

 

Однако уже в 1924-1925 гг. в Германии началось постепенное улучшение экономической конъюнктуры. До ноября 1929 года Германия использовала для инвестиций преимущественно краткосрочные иностранные займы. Кредиты брались частными банками и муниципалитетами и зачастую тратились непродуманно, хотя промышленность и оправилась. Такое положение сохранялось вплоть до 1929 года.

 

КАК ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ УДАРИЛА ПО ГЕРМАНИИ

 

Мировой экономический кризис, начавшийся осенью 1929 г., особую остроту приобрел в Германии. Однако, на самом деле, признаки экономического кризиса появились в Германии ещё в начале 1929 года, когда впервые безработица перешагнула за 3 млн. [6]. К середине 1929 года рост промышленного производства прекратился.

 

После биржевого краха в США уже в первые 5 дней ноября 1929 года в Германии были зафиксированы 55 заявлений о банкротствах. Ежедневно в суде давали показания 500-700 должников об их имущественном положении. В ноябре 1929 года краткосрочные кредиты - основа восстановления послевоенной Германии - были отозваны иностранными кредиторами. Резкое падение объема мировой торговли свело на нет любую перспективу хотя бы частично компенсировать потери за счет увеличения экспорта [5]. Вскоре в Германии началось падение курса акций и затем стремительный рост безработицы, а также числа закрываемых и заложенных предприятий. Кризис поразил все сферы экономической жизни страны. Промышленное производство сократилось почти вдвое. Число безработных достигло 7,5 млн. человек. К исходу 1929 года число безработных составило по заниженным данным 3,4 млн. [7].

 

В течение 1930 г. кризис усилился. В марте 1930 года безработица составила 3 млн. человек, а число частично безработных достигло уровня 2,9 млн. В ноябре 1931 года число безработных достигло 5 млн. К средине 1930 г. что-то удалось сделать, но число безработных вновь превысило 3 млн. В 1931 г. 4,5, а в сентябре 1932 г. 5 млн. (хотя статистика в начале года давала 6 млн., и жизнь 15/20 млн. человек зависела от пособия по безработице.

 

В июле выплавка стали упала на 40% по сравнению в июлем 1929 года, чугуна - на 35%, добыча каменного угля - на 20%. Общий индекс промышленной продукции снизился к концу 1930 года на 16,5% по сравнению с 1928 г. [8]. Для преодоления кризиса был разработан план Юнга, который предусматривал реорганизацию страхового обеспечения безработных, поскольку наниматели требовали, чтобы платежи по пособиям существенно были снижены. Профсоюзы же были против снижения пособий [9]. Была даже попытка повысить пивной налог.

 

В 1930 г. особенно плачевным было состояние в сельском хозяйстве Восточной Германии, в частности в Восточной Пруссии. 18 марта 1930 г. президент Германии Гинденбург просил у Рейхстага помощь для сельского хозяйства Восточных областей. Эту помощь он выдвинул в качестве условия своего подписания плана Юнга. Поэтому правительство разработало проект аграрной программы, обеспечивающей более высокие тарифы и меры по контролю и защите от импорта. В марте 1930 года был найден компромисс и решение было временно отложено. В конце концов, Рейхстаг ратифицировал план Юнга [9].

 

В начале 1931 г. в мире начались попытки прекратить экономическую войну всех против всех путем заключения торговых соглашений и устранения таможенных тарифов. Но когда Германия и Австрия заключили таможенное соглашение, французские банки немедленно предъявили в Германии и Австрии к оплате свои краткосрочные векселя, вызвав в этих странах гигантскую волну банкротств. Когда 20 июля 1931 года президент США Гувер предложил отсрочить репарационные платежи на год. Франция стала оттягивать переговоры. [10]. Осенью 1931 года промышленный кризис в Германии осложнился финансовым кризисом, который парализовал всю кредитную систему.

 

28 марта 1932 г. правительством Германии был предложен ряд дополнительных проектов общественных работ, введение добровольной трудовой повинности, широкомасштабной программы ремонтных и восстановительных работ, которые стимулировались налоговыми льготами. Владельцам предприятий гарантировались налоговые льготы на наём дополнительных рабочих. Чтобы увеличить занятость было предложено снизить зарплаты. 4 ноября 1932 г. был опубликован экономический декрет. Была продолжена экономическая защита от иностранной конкуренции. Правительство Германии хотело разделить крупные юнкерские хозяйства, те, которые постоянная правительственная помощь не смогла сделать платежеспособными. Обанкротившиеся поместья следовало разбить на мелкие фермы и передать безработным поселенцам. Это могло обеспечить землей 600000 человек. Для проведения акции были доступны изрядные суммы, позволявшие выкупить земли и финансировать их раздел на маленькие фермы. Но это решение не прошло [9].

 

В 1932 г. во Франции к власти пришло левое большинство, что привело к тому, что в 1932 г. на конференции в Лозанне (Швейцария) все репарационные долги Германии были прощены за исключением одной завершающей суммы в 715 млн. долларов (1 доллар равен 4,2 марки).Были опубликованы декреты, снизившие налоговое бремя промышленных предприятий, чтобы стимулировать расширение производства и одновременно урезавшие и без того жалкие выплаты безработных. Пруссии выделили 100 млрд. марок (1 доллар равен 4,2 марки).

 

Летом 1932 г. в Германии появились экономического роста. В конце же 1932 года начался выраженный процесс экономического роста. Экономическое возрождение шло медленно. Меры по стимуляции исх. встретили сопротивление землевладельцев. Часть денег были разворованы. Снижение социальной помощи вызвало волну забастовок. В январе 1933 года кабинет Шлейхера предложил даже национализировать угледобычу и металлургию [9].

 

Все это время в 1929-1932 гг. в Германии постоянно проходили выборы за выборами и менялись правительства, что порядком поднадоело бюргерам.

 

ЧТО ПОЛУЧИЛ ГИТЛЕР В НАСЛЕДСТВО ОТ ДЕМОКРАТОВ

 

Придя к власти в 1933 году, Гитлер получил печальное наследство: 6 млн. безработных и страну в экономической разрухе. Надо было срочно спасать положение.

 

В Германии главной причиной кризиса был сброс инфляция из США за счет репарационных платежей. Настоящей программы выхода из кризиса у нацистов не было. Например, один нацист говорил на митинге: "Мы не хотим низкие цены на хлеб. Мы не хотим высокие цены на хлеб. Мы не хотим неизменные цены на хлеб - мы хотим национал-социалистические цены на хлеб" - Бурные овации.

 

БОРЬБА С БЕЗРАБОТИЦЕЙ

 

Когда Гитлер пришел к власти уровень безработицы в Германии достигал 30%. Поэтому для того, чтобы привлечь к себе симпатии населения, режим занялся трудоустройством безработных и успешно решил проблему безработицы - полная занятость была достигнута. Гитлер выбрал политику, ориентированную на уменьшение безработицы за счет вовлечения населения в производство, особенно военное. Министр экономики рейха в 1933-1937 годах Ялмар Шахт пошел на риск, взяв относительно небольшой кредит (1 млрд. рейхсмарок) и потратив его исключительно на создание рабочих мест [3]. Существенная часть безработных была удалена с рынка труда путем призыва в армию.

 

Лидеры нацистов считали, что депрессия вызвана слишком высоким уровнем потребления и недостаточным инвестированием в индустрию, а полная занятость может быть восстановлена только в том случае, если увеличить долю национального дохода, которая не будет потребляться. Поэтому для ликвидации депрессии было решено снизить потребление. При этом с точки зрения нацизма, все инвестиции, которые не были направлены на воспроизводство рабочей силы, являлись экономически не оправданными [11].

 

Хотя политика общественных работ была начата ещё до Гитлера, но она была продолжена. Была принята программа широкого строительства Реинхардта. Если в 1933 году в Германии в строительстве было задействовано 660 тыс. рабочих, то в 1936 году их стало 2200 тыс. Особенно быстро строились автодороги [12]. Большой толчок дал стране проект "Имперский автобан", который, кстати, имел инфраструктурное значение, а не военное (основной военно-грузовой поток во время обеих войн все равно шел по рельсам) [3].

 

Чтобы прекратить классовую борьбу в Германии, нацисты ликвидировали независимые профсоюзы рабочих [3]. В 1934 году был введен порядок принудительного набора рабочей силы и ее перевод на военные заводы, если этого требовали задачи "особого государственно-политического значения". Все права трудящихся аннулировались. Нацисты запретили не только профсоюзы, но и забастовки. Рабочим не только было запрещено бастовать, но они должны были работать столько часов, сколько им скажут. Как солдаты, они практически не могли сменить место работы, переехать из одного города в другой, покинуть страну. На основании Закона "О порядке национального труда" 1934 г. и других нормативных актов предпринимателям предоставлялось право определения условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Роль "беспристрастного посредника" между предпринимателями и рабочими отводилась фашистскому Министерству труда. Для отдельных экономических районов это министерство назначало из числа крупных предпринимателей "опекунов труда".

 

Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления принудительного труда. Было ликвидировано право увольняться. Можно было сменить работу только при наличии согласия прежнего работодателя. А в 1938 г. местным органам власти было предоставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время [12]. Отмечу, что больше всего выиграли от ликвидации безработицы именно неквалифицированные и малоквалифицированные работники, которые первыми получили преимущество от восстановления занятости.

 

Используя эти малопопулярные меры, лидерам Третьего рейха удалось через год правления сократить число безработных вдвое, а к 1936 году в некоторых отраслях промышленности даже добиться полной занятости. После массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня немецкий народ приветствовал усилия нацистов по снижению безработицы [3].

 

СНИЖЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ

 

Долгое время считалось, что было снижено в основном потребление рабочего класса. Это не так. В целом, индустриальные рабочие почти не снизили своих доходов в Германии. Но они не получили прибавки от увеличенной промышленной активности. Перед войной уже почти нигде не было либерального восьмичасового рабочего дня. 58–65 часовая рабочая неделя стала почти нормой [3]. Рабочие Германии стали работать дольше за ту же самую зарплату [11]. В период с 1933 по 1938 год реальная зарплата снизилась на 25% [12].

 

На самом деле, с момента завоевания власти фашистами другие классы Германии снизили потребление существенно больше, чем рабочие. Средний класс так называемых профессионалов снизил потребление на 60%. Перед приходом к власти Гитлера годовой доход среднего врача был 9000 марок, а в 1939 году – 6000 марок. Все, что было выше, доктора должны были отдавать (так ожидалось от них) в фонд партии. Ожидалось, что высококвалифицированный персонал и все старшие служащие будут отдавать 15% их зарплаты. Большая часть промышленников и бизнесменов поступали также. Добровольные" пожертвования в партийные фонды существенно снизили их реальные доходы. Более того, добровольные пожертвования, предписываемые сверху постоянно росли. Индивидуальный вклад индивидуальных предпринимателей мог доходить до 40% от их общей прибыли.

 

Сходные требования адресовались врачам. Средний доход юриста уменьшился на 35%. Его налоги и пожертвования возросли на 60% и составили 40% от его дохода. Держатели мелких магазинов были превращены в плохо оплачиваемых государственных служащих. Их доход был фиксирован независимо от инвестирования капитала и прибыли. Вопреки общепринятому мнению в Германии при экспроприации имущества евреев и католической церкви их собственность не передавалась другим предпринимателям, а инвестировалась в военную индустрию [11].

 

С другой стороны, покупательная способность высших и средних классов в Германии снизилась очень резко также из-за того, что продукты, потребляемые низшими классами были в изобилии и дешевы, высококачественные же товары в недостатке и очень дороги. В Германии большая часть высококачественных товаров могла быть куплена только в магазине, к которому данный человек приписан, и только в ограниченных количествах, которые были одинаковы для каждого [11].

 

Были повышены налоги на высшие и средние классы. В целом, при нацистах жизненные стандарты упали на 20% с 1932 года. В 1939 году гитлеровское правительство считало, что жизненные стандарты должны упасть еще на 60% пока не будет достигнут уровень жизни низших классов [11].

 

Зарплаты и цены в Германии контролировались - были введены запреты и ограничения не только на рост цен, но и зарплат. Размеры же окладов оставались на уровне, который в 1939 году составил 83% докризисного 1929 года.

 

ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

 

Головной болью руководства рейха стала и проблема производства товаров народного потребления, финансирование науки и образования. Чтобы строить современные танки и самолеты, требовались инвестиции в прикладные науки, а на них, как и на все остальное, денег было в обрез. По производству товаров для гражданского сектора страна лишь в 1938 году перевалила докризисный уровень [3].

 

Самой крупной аферой Гитлера была затея с "народным автомобилем". Построенный в 1934 году автозавод "Фольксваген" (в переводе - народный автомобиль) предложил жаждущим получить свой автомобиль внести предоплату. Свыше 300 тыс. заказчиков внесли предварительных платежей государству на сумму более 110 млн. Никто из них автомобиль так и не получил [3].

 

ВОПРОСЫ СОБСТВЕННОСТИ

 

Когда Гитлер стал Канцлером, он первым делом собрал руководителей ведущих промышленных предприятий Германии и сообщил им, что раз они действуют в рамках корпоративной экономики, то будут подчиняться требованиям Рейха. Однако он заверил промышленников, что не собирается покушаться на их частную собственность и готов с ними сотрудничать с обоюдной выгодой [3].

 

24 марта 1933 г. рейхстаг принял Закон "Об устранении бедственного положения народа и государства", на основании которого правительство получило законодательные права, в том числе и по вопросам бюджета.

 

Предприниматель уже не имел больше полной свободы. Он должен был подчиняться приказам, идущим от государства, даже если они не соответствовали его персональным или экономическим интересам. Он должен был выполнять интерес только всей социальной армии в целом. Нередко промышленность получала приказы без всякого предварительного консультирования с ними. Только для исполнения. Например, когда рабочих послали на строительство фортификационных сооружений летом 1938 года, предприниматели не только были обязаны платить им зарплаты, но и держать их рабочие места [11].

 

Правительство позволяло циркулировать прибыли по экономической системе, чтобы затем изъять ее в форме налогов и обязательных государственных займов. Обсуждалось даже решение - заставить банки отдавать дивиденды в пользу государства. Часть прибыли шла государству, а часть - капиталисту. Прибыль была строго подчинена необходимостям военным национальным интересам. Прибыль, по сути, была низведена до уровня бухгалтерского дохода и стала заменой заработной платы предпринимателя. Однако риски предпринимательства остались. [11]. Дивиденды были ограничены 6% к вложенному капиталу [12]. Все, что было выше шло в пользу государства. Налоги на корпорации были резко увеличены.

 

В 1933 г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность определять общие направления развития экономики Германии. Затем был принят закон "О подготовке органического построения народного хозяйства" от 27 февраля 1934 г. Все отрасли хозяйства были разделены на "имперские группы", число которых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства. Параллельно создавалась территориальная структура управления хозяйством - окружные группы промышленности в - хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись "фюрерами" - представителями монополистического капитала, которые были ’ наделены широкими полномочиями. Общее руководство промышленностью осуществлялось сначала Министерством имперского хозяйства.

 

Основополагающим принципом проекта нового гражданского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г., стала формула: "право - это то, что полезно народу и рейху". В соответствии с этим пересматривались понятия "собственность", "юридическое лицо", отвергалась такая его форма, как "общество с ограниченной ответственностью", непременным условием деятельности акционерного общества становилось его партийное руководство и партийный контроль. В ст. 70 Закона "Об акционерных обществах", принятого в 1937 г., прямо указывалось, что правление акционерного общества "должно руководствоваться сознанием ответственности перед общим благом народа и рейха".

 

Предприниматели должны были предоставить свою собственность туда, куда укажет правительство. Другими словами, право владения собственностью было существенно редуцировано в пользу государств. Предприниматель не мог ни нанять, ни уволить рабочего без разрешения правительства. Он не мог переманить наемного работника у своего конкурента. Цены, по которым он продавал свою продукцию, были фиксированы. Промышленникам просто говорилось, что производить и по какой цене [11].

 

В нацистской Германии основные вопросы на предприятии решала тройка: хозяин предприятия, секретарь парторганизации, председатель профкома. Предприятию давался план - куда и что поставить. Как и кем эти планы вырабатывались? Если бы предприятию план просто сбрасывался, НСДАП недолго бы оставалась у власти. На самом деле, предпринимателю гарантировался сбыт и кредит. Это было корпоративное общество. Планы создавались имперскими союзами и палатами в их, и государства, интересах. Правительство не "указывало", а выступало желанным партнёром общественных корпоративных объединений и промышленных концернов.

 

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Следующей мерой Гитлера по борьбе с кризисом стала централизация и планирование экономики, при которой все решения оказались замкнутыми на Гитлера. В гитлеровской Германии принципы прибыльности сочетались с принципами выполнения планов. Закон от 27 февраля 1934 года жестко установил, что предпринимательские союзы всецело подчиняются министерству экономики. Собственники, хозяева предприятий и банков объявлялись служащими государства, полновластными руководителями, вождями своих коллективов. Крупнейших капиталистов нацистская верхушка назначила на руководящие посты в государственном аппарате. Им предоставили должности, связанные с регулированием экономики.

 

Таким образом, в стране практически провели своеобразную национализацию, огосударствление хозяйства, придав правящему классу корпоративно-элитарный характер [11]. Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и др. позволил установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала.

 

В Германии в компетенции исключительно государства находились такие важнейшие вопросы экономической деятельности, как объем и ассортимент производства, цены на продукцию, выбор контрагентов в обмене (т.е. поставщика покупателя). Все это определялось ни в коем случае не выбором отдельных предпринимателей, а централизованными правительственными решениями, совершаясь по указанию из центра. Как видите, почти чистая командно–административная система. Впрочем, она и официально называлась: планкоммандвиртшафт" - "планово-командное хозяйство". Вот почему Хайек относит Гитлеровскую Германию к социалистическим странам [11].

 

В 1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе его встал Геринг. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию.

 

Были созданы большие промышленные и финансовые картели и ограничен мелкий бизнес [12]. Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра - Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые, людские и сырьевые ресурсы, прежде всего в военный комплекс за счет гражданских отраслей. Таким образом, в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели ярко - выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий. Росла доля участия государства в акционерных кампаниях. Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволил в течение 1934 г. покончить с кризисом, прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста [13]. В 1939 году до 80% приказов, относящихся к производству, исходило от правительства.

 

Бюрократия стала наиболее властным классом. Возник этого гигантский привилегированного класс бюрократов числом в 2.5 млн.: надсмотрщиков, секретарей партии, деятелей трудового фронта и крестьянского фронта... Стоимость содержания этого бюрократического аппарата доходила до 25% от затрат в промышленности [11].

 

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

В аграрном секторе правительство рейха взяло в свои руки производство, транспортировку и сбыт сельхозпродукции. Оно закрепило землю за фермером и обязало его трудиться только в этой сфере, даже если немец этого не хочет и не может. Каждому немецкому крестьянину давали план-задание - что произвести, сколько, куда сдать и по какой цене. То есть, с одной стороны, он вроде, как и хозяин, а с другой стороны, он был под полным контролем у государства [11].

 

Фермы стали неотчуждаемыми, поэтому они не могли быть разделены, проданы или заложены. Фермер должен оставаться на своей ферме. Он не мог ее покинуть или обменять на другую. Фермер должен был производить то, что ему скажут. Он попадал под суд, если не следовал инструкциям. Он должен продавать свои продукты армии и государству по тем ценам, по каким ему скажет правительство. То есть он тоже терял свою экономическую независимость [11].

 

Для того чтобы достичь максимальной продуктивности и эффективности сельского хозяйства было оно было объединено и индустриализировано. В сельском хозяйстве на базе независимых фермеров и крупных землевладельцев были созданы индустриально организации, чтобы обеспечить требование производства высококачественных товаров для экспорта и внутреннего потребления на базе дешевых импортируемых кормового зерна. Часть фермеров были преобразована в зерновые фабрики, которые производили низкокачественные продукты типа ржи, картофеля, сахарной свеклы. Индустриализация сельского хозяйства была проведена под лозунгом военной самоизоляции. Массовое производство сельскохозяйственной продукции было необходимо, чтобы иметь его во время блокады поставок во время войны [11].

 

Экономическая эффективность мелких фермеров была невелика и мешала развитию индустриального сельского хозяйства, поэтому Германия ввела индустриальные методы в сельском хозяйстве. В южной Германии возникли своеобразные организации по производству с/х продукции, похожие на советские колхозы. Там сохранялось частное владение фермерской землей, но они должны были использовать механизированные и трудосберегающие методы работы. Государство использовало фермеров так же, как безземельных наемных работников в с/х фабриках, принадлежащих государству. Зерновые фабрики были созданы в Восточной Пруссии, где крупные землевладений были экспроприированы (с компенсацией или без) и уволенные в запас профессиональные солдаты были на них поселены. Формально эти солдаты имели землю как независимые землевладельцы. В действительности, они были наемными работниками, выполнявшими приказы правительства [11].

 

Однако нацисты столкнулись с противоречием - сделать продукцию села недорогой для потребителя блокировало повышение закупочных цен на нее, что ударяло по карману крестьян. В итоге невысокая оплата и тяжелые условия труда гнали немецких крестьян всеми неправдами в город [3].

 

Для укрепления патриотизма использовалась пропаганда. Радио и газеты постоянно трезвонили, о том, что фермеры постоянно вели баталии. Фермеру внушали, что он находится среди первых солдатом третьего рейха, который служит биологических хребтом расы. Для аграрного сословия. Эта псевдовоенная функция играла роль неэкономического стимулирования

 

ИСТОЧНИК ИНВЕСТИЦИЙ

 

Все это позволило фашистскому государству снизить потребление на 1/4 и удвоить количество капитала для инвестирования. Снижение покупательной способности высших и средних классов -

стало одни из источников капитала для инвестиций. Более чем 1/2 национального дохода накапливалось [11].

 

Фашистская экономика стала дефляционной. Число кредитов очень уменьшилось из-за их централизации и контроля. Все частные заимствования на рынке капитала были запрещены. Оборот денег снизился и экономика стала малоэмиссионной. Резкое увеличение производства вело к снижению цен. К сожалению, я не нашел подробного описания того, как работал банк Гитлеровской Германии.

 

Снижение потребления и добровольные пожертвования дали 10% от капитала, пошедшего на инвестиции [11]. Гитлеру помогли страны Запада. В качестве своеобразной платы за экономическую и политическую стабильность в Европе, в рамках плана Дауэса, страны-победители предоставили своему бывшему противнику Германии крупные займы.

 

Высокие налоги резко ограничили возможности самоинвестирования. Государством же инвестиции направлялись туда, куда было выгодно государству [12]. Но они не инвестировались в технологию. Они инвестировались в развитие военного производства. Государство стало монополистом и стало контролировать инвестирование капитала. Все сбережения в банках были насильственно конвертированы в инвестиции в производство вооружений. Предприниматели были обязаны дать все резервы государству. Они могли продавать или получать скидки на счета только, если они доказывали, что не имеют резервов. Резкое накопление в банках таких счетов в 1939 году свидетельствовало, что большая часть промышленности инвестировала все свои резервы в эти обязательные займы. Предприниматели финансировали также замещающую индустрию, малоквалифицированные железные работы, гидрогенерацию угля, финансировали напрямик. Бизнесмены должны были создавать занятость напрямую путем содержания армии гражданских служащих, партийных официальных лиц и частных служащих, контролирующих плановую индустрию. В Германии контроль осуществлялся 2 миллионами человек - 15% от общего числа работающих [11].

 

АВТАРКИЯ И ИМПОРТ

 

Огромной проблемой для фашизма всегда была проблема импорта. Зависимость от импорта является очень серьезной слабостью в войне. В 1939 году не было еще единой международной валюты. Поэтому Германии приходилось покупать бразильский кофе в обмен на те немецкие товары, которые Бразилия соглашалась покупать. Затем Германия перепродавала кофе по более низкой цене, чтобы затем на вырученные деньги купить импортные составляющие, которые не могут быть обменены напрямую на немецкие товары. С целью экономии золотовалютных резервов ведомством по внешней торговле было принято решение взять контроль над ними, а также по возможности расширять бартерный обмен: в обмен на рурский уголь - бразильский кофе, на краски и медикаменты концерна "ИГ Фарбен" - сою из Болгарии, на немецкие искусственные удобрения - египетское волокно. Это не касается стран, которые были самодостаточны, типа России. Поэтому Гитлер постоянно пытался снизить зависимость страны от импорта. В 1939 году Более, чем 2/3 импорта использовалось Германией для создания военной продукции и индустриального перевооружения [11].

 

Незаменимые импортируемые материалы представляли все большую проблемы для фашистской экономики, которая постоянно сокращала производство товаров высокого качества в пользу вооружений. Импорт должен оплачиваться экспортными товарами. Из-за падения цен на готовую продукцию и роста цен на сырье Германия столкнулась с трудностями в поддержании торгового баланса. Ситуация в Германии стала похожей на ситуацию для стран, где имеется монокультура или экспортируется только сырье. Когда падают цены на экспортируемые товары низкой степени переработки, то для того чтобы покрыть импорт приходится экспортировать все больше и больше монопродукта, а это ведет к еще большему падению цен на него. Круг замыкается. В 1939 году общий импорт Германии снизился совсем не намного. Но хотя перед Гитлером около 2/3 импорта было использовано на потребление, а оставшаяся часть на производство более ценных товаров на экспорт. Например, импорт кормового зерна шел на производство мяса, которое затем экспортировалось. Если перед 1933 годом около 35% фуражного зерна приходилось импортировать. В 1939 году импорт фуражного зерна был прекращен и вся валюта брошена на импорт материалов военного значения. Поставки же немецкого фуражного зерна владельцам частных коров продолжают падать, несмотря на увеличение его общей продукции на 20-30%. Это привело к такому состоянию, при котором коровы почти голодали [11].

 

Несмотря на свои потуги в развитии аграрного сектора, Германии пришлось все-таки импортировать пятую часть сельхозпродукции (зерно, растительный жир, мясо, масло). Импорт огромного количества сырья здорово опустошил золотовалютные резервы страны: с 1933 по 1937 год из полумиллиарда рейхсмарок в казне осталось не более 70 млн. Чтобы срочно достать 500 млн., в 1936 году Геринг продал большую часть акций иностранных компаний и часть недвижимости рейха за рубежом [3].

 

Если производство товаров для потребления сокращается, то доля товаров, идущих на покрытие импорта, растет, так как количество незаменимого импорта остается неизменным. Вооружение имеет наибольшее соотношение между сырьем и трудозатратами. Роль труда минимальна. Уменьшение потребления в ответ на милитаризацию. Но строительство импортозамещающих технологий требует инвестиций капитала [11]. В 1936 году Шахт был заменен Герингом с требованием добиться автаркии государства, и импорт был резко уменьшен [12].

 

В результате происходит постоянное увеличение нагрузки производства экспортных товаров, на которые обменивается импорт. В 1932 году 1/4 продуктовой способности Германии производится для экспорта. 25% от импорта шло на потребление, поэтому внешнеторговый баланс был нормальным. В 1939 г. импорт составил менее 1/5 национального дохода. Но для оплаты импорта приходилось тратить почти половину прозведенной в Германии продукции. Это привело к резкому ухудшению внешнеторгового баланса [11].

 

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

 

Гитлер нашел оригинальный выход. Он сделал угрозу войны способом экономического давления. Угрожая войной соседям на континенте, Германия заставила их принять на себя часть проблем, вызванных милитаризацией экономики Германии, на себя и принудила их тоже снизить внутреннее потребление [11]. Под угрозой пушек Германия заставила страны Южной и Юго-Восточной Европы торговать на немецких условиях, обменивая сырье на немецкие товары. 50% внешней торговли Югославии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Греции было переориентировано на Германию [12]. Так, угрожая войной, Германия принудила обменять такое количество аспирина, достаточного чтобы удовлетворить потребности Югославии на 15 лет в обмен на югославскую медь и пшеницу. Греции пришлось обменять 1 тонну ротового органа на свой табак и изюм. Болгария купила 1 млн. фотокамер из искусственной кожи без фотопленки и линз в обмен на свое мясо и табак. Эти внешнеторговые трюки снижали нагрузку импорта на Германскую промышленность, но только временно и путем перекладывания военной нагрузки с плеч немецких трудящихся на плечи трудящихся Греции, Болгарии и Югославии [11]. С другой стороны, была ограничена торговля со странами, которые не относились к сфере Германии [12].

 

КАК ФИНАНСИРОВАЛИ ВОЙНУ

 

Основным методом вывода страны из кризиса стала тотальная милитаризация народного хозяйства. Так, с целью подготовки к войне было принято решение создать автономную в плане ресурсов экономику, то есть создать в Германии запасы стратегически необходимого сырья для производства металла, топлива, резиновых изделий, запасов продовольствия и т.п. Германская промышленность пошла на внедрение дорогостоящих технологий по производству синтетического топлива на основе угля, резинозаменителя (без каучука), выплавки металла из низкосортной немецкой руды. Идея потерпела почти полный крах, поскольку такие изделия для военных целей оказались малопригодными.

 

Массированная милитаризация немецкой экономики началась с 1935 года, что выражалось не только в росте производства вооружения, но и в подчинении многих промышленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачам подготовки к войне. Рост военной мощи Германии не заставил себя долго ждать. С момента возврата Германией военного суверенитета в 1935 году она начала спешными темпами развивать военно-морской флот. Подводный флот (57 подлодок) к 1939 году немцы вообще создали с нуля [3]. Если в 1933 году будущий стратег танковой войны Гудериан мог представить Гитлеру по одному взводу учебных танков и бронемашин, то к началу войны, в 1939 году, у него в распоряжении было несколько танковых корпусов и отдельных механизированных дивизий [3].

 

Однако скоро грандиозные планы фюрера споткнулись о нехватку ресурсов для производства вооружения. Для скрытного кредитования и финансирования военной отрасли министерство экономики изобрело очень простое решение, создав подставное Металлургическое исследовательское общество. Через него инвесторам до 1938 года было выдано процентных векселей почти на 12 млрд. марок, которые пошли на будущую войну [3]. Между тем расходы на оборонку росли в геометрической прогрессии: в 1936 году военные траты Германии достигли 10% от ВВП [12], а к 1939 году Германия тратила на военные расходы уже 23% своего ВВП.

 

Внутренний долг государства к началу войны вырос до 50 млрд. марок. "Аризация" еврейских предприятий, грабеж иудеев, миллиардный долг, наложенный на немецкую еврейскую общину после так называемой кристальной ночи (еврейских погромов в Третьем рейхе в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года), были попыткой залатать дыры в бюджете [3].

 

Низкие зарплаты в оборонной промышленности должны были снизить себестоимость военной продукции, но это приводило к высокой текучке кадров и к сбоям в производстве.

 

Неудовлетворительные жилищные условия (в основном съемное жилье или общие бараки), длительная разлука с семьями и масса работы при слабом стимулировании к ней - факторы, которые негативно сказывались на работоспособности немецкого пролетариата. Даже в "заорганизованной" Германии того времени было зафиксировано много случаев падения рабочей дисциплины, в том числе самовольного прекращения работы и прогулов. До 1938 года рядовые бюргеры еще не до конца осознавали, для чего делают в большом количестве пушки, все больше и больше отказывая себе в масле. Нацисты же все чаще заглядывали в карман бюргера, дабы вытрясти оттуда еще чего-нибудь.

 

В конечном итоге, нехватку денег нацистская верхушка частично решила старым методом, запустив денежный станок и увеличив к 1939 году объем национальной валюты почти втрое [3]. Но это было уже после вступления Германии в полосу непрерывных войн.

 

В 1939 году валовой национальный продукт Германии превысил показатель 1929 года на 51%, его увеличение происходило, в основном, за счет производства вооруженных сил и оборудования [14].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, причины, вызвавшие депрессию экономик Германии и США, разные, по сути. В США причиной депрессии стала банковская паника, которая уничтожила сначала кредитные деньги, а затем и доверие к банкам. Это лишило банки возможности делать необходимые для функционирования промышленности кредитные деньги. Германия оказалась той страной, куда США сбросило свою инфляцию.

 

Проблемы, возникшие во время Великой депрессии, также были решены этими двумя странами во многом по-разному. Они использовали разные методы выхода из экономического кризиса, однако и механизмы его развития были там разными. В обеих странах сменилась власть. И если в США к власти пришел вполне рыночник, то в Германии к власти пришла третья сила, нацисты, которых только потом назвали фашистами. Самое интересное, что, по сути, антикризисные меры были почти и те же. Гитлер, как и Рузвельт, просто продолжил те же мероприятия, что были предложены до них, но делал это решительно и последовательно.

 

Можно выделить следующие общие для двух стран (Германия и США) способы борьбы с кризисом. И это, прежде всего общественные работы, через которые деньги доставлялись непосредственно потребителям. Далее получив деньги, работники шли на рынок продовольствия и запускали спрос там. Сельское хозяйство, потребляя машины, запускало спрос в промышленности. Но в обеих странах этот путь оказался ограниченным. Тем не менее, во всех трех странах пришлось прибегать к надуванию военного пузыря, который был схлопнут только после второй мировой войны.

 

В Германии рост производства стимулировался не только через общественные работы, но и через рост армии. Нацизм в Германии создал закрытую экономику, где был запрещен экспорт капитала, а цены большей частью фиксировались. Антикризисные мероприятия в Германии носили чрезвычайный характер, преследовали не только тактические цели вывода экономики в режим роста, но и стратегические - возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства. Нацисты создали мощный аппарат государственного регулирования экономики, явившейся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских и прочих ресурсов. Гитлер смог продержаться в условиях мирного времени только 5 лет и затем сорвался на войну.

 

C. Миронин

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=1194&Itemid=36

2. http://www.contr-tv.ru/common/2484/

3. Кузин Д. 2007. Война в кредит. "Московские Новости". N° 34. http://artofwar.ru/d/dmitrij_m_k/vojnavkredit.shtml

4. Мэнкью Н. Г. 2007. Принципы экономикс. 2-е издание. М и др. Питер. 624 стр. С. 462.

5. Фест И. 2007. Гитлер. М. Вече. С. 441.

6. Фест И. 2007. С. 440.

7. Гинцберг Л.И. 2004. Ранняя история фашизма. М. Вече. 384 стр. С. 238.

8. Гинцберг Л.И. 2004. С. 247.

9. Дорпален А. 2008. Германия на заре фашизма. М. Центрполиграф. 479 стр. С. 333.

10. Фест И. 2007. С. 488.

11. Drucker P. 1969. Drucker P. 1969. The end of economic man. New York. Harper Colophon Books.

12. http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_Nazi_Germany

13. Статья Великая депрессия в русскоязычной Википедии ( http://ru.wikipedia.org/wiki )

14. http://www.usinfo.ru/greatdepression.htm


0.14897203445435