08/10
03/10
24/09
06/09
27/08
19/08
09/08
01/08
30/07
17/07
09/07
21/06
20/06
18/06
09/06
01/06
19/05
10/05
28/04
26/04
18/04
13/04
09/04
04/04
28/03
Архив материалов
 
Мировой финансовый кризис и его влияние на экономику России

До второй мировой войны разразилось 12 международных финансовых кризисов. Первый из них произошел в Латинской Америке в 1825 году, а самый тяжелый произошел в США в 1929-33 годах, за которым последовала «великая депрессия». Их подготовило само правительство, которое на протяжении 20-х годов упорно проводило политику свободной игры рыночных сил. Снижало налоги, ограничивало госрегулирование экономикой, ослабляло антимонопольные требования, стимулировало концентрацию производства и капитала, вложение денег в фондовый рынок. В результате к 1929 году традиционные производства деградировали, сельское хозяйство, энергетика, угледобыча постоянно пребывали в депрессии. Производство текстиля, обуви, судостроение и железнодорожные перевозки сокращались. 200 корпораций взяли под свой контроль более половины промышленного производства. Резко возросла дифференциация населения по доходам, 1% богатейших овладели 40% национального богатства, доля среднего класса сократилась до 15-20%.

Все больше средств изымается из реальной экономики и через фондовый рынок вкладываются в проекты, в действительности не имеющие положительной внутренней нормы прибыли. На разбухшем от денег фондовом рынке оборот с мая 1928 года по октябрь 1929 года увеличился с 2-3 млн. акций в день до 5 млн., средний размер дохода на акцию достиг 25% годовых, а средняя цена акции за этот период увеличилась на 40%.

Крах фондового рынка на Уолл Стрит в октябре 1929 года и последовавшая за ним банковская паника привели к величайшей в истории всемирной депрессии. В самой Америке, ВВП в 1930-1931-1932 годах снижается соответственно на 9,4%, 8,5%, и 13,4%, уровень безработицы поднимается до 23,65, за три с небольшим года работы лишаются 13 млн. человек. В стране разразилась дефляция, промышленные запасы потеряли 80% своей стоимости с 1930 года, за три года разорились два банка из каждых пяти, денежная масса сократилась на 31%.

Правительство США во главе с президентом Франклином Делано Рузвельтом предприняло целый комплекс мер по преодолению финансового и экономического кризиса в стране. Федеральная резервная система (аналог нашего Центрального банка) понизила ставку прайм-рейт с 6 до 4%. Максимальная ставка индивидуального подоходного налога была увеличена с 25 до 63%. Произошла фактическая девальвация доллара, золотое содержание доллара было снижено на 14% с 25,8 до 21 грамма. Вводится 40% пошлина на импорт товаров. Создаются Финансовая корпорация реконструкции для оказания финансовой помощи железным дорогам; финансовым институтам и бизнес-корпорациям; Федеральный жилищный банк для поддержки ипотеки; Федеральная корпорация страхования вкладов для обеспечения гарантированных выплат по вкладам населения; Федеральная администрация чрезвычайной помощи для организации прежде всего общественных работ в строительстве, ремонте и улучшении шоссе и магистралей, строительстве объектов для государственных нужд. Численность занятых на общественных работах достигала 4 млн. человек и была обязательна, для зарегистрировавшегося на бирже труда.

В сфере сельского хозяйства был принят закон о реструктуризации 12 миллиардного фермерского долга, о сокращении процентов по ипотечной задолженности, пролонгации всех долгов и выделении сельскому хозяйству кредитов на льготных условия в 2,2 млрд. долларов.

Эти и другие меры помогли преодолеть в основном великую депрессию в США, но бурный рост экономики начался только в связи со Второй мировой войной и резким увеличением ассигнований на оборонно-промышленный комплекс.

В царской России крупный финансовый кризис произошел в августе 1899 года, когда на фондовой бирже в Петербургской и за тем на зарубежных биржах резко упала стоимость акций российских предприятий. Акции Путиловского завода упали на 67,1%, Сормовского на 74%, Брянского рельсопрокатного на 86,5%. С 1900 по 1904 год было закрыто 50 металлургических предприятий, Донецкие угольные копи в эти годы работали с 60% нагрузкой. Резко сократилось строительство железных дорог и добыча нефти. Только по официальным данным в это время было закрыто 3088 фабрик и заводов, уволено 112,4 тыс. человек. Практически во всех отраслях заработная плата снизилась на 20-30%.

Правительство Российской империи принимало меры по борьбе с кризисом, но этого сделать не удалось из-за русско-японской войны.

В современной России самым тяжелым для нее, стал дефолт 1998 года. Тогдашнее правительство в главе с С. Кириенко решило бороться с дефицитом федерального бюджета, доходы которого упали из-за низкой цены на нефть ( она опустилась до 9 долларов за баррель) и спада производства (с осени 1997 года по сентябрь 1998 года промышленное производство упало на 11%) путем заимствований на внутреннем и внешнем рынках путем выпуска государственных казначейских обязательств (ГКО). И была создана, так называемая пирамида ГКО, поскольку эти долговые бумаги не пользовались спросом, оно подняло их доходность до 150% годовых. А для обслуживания их во втором полугодии необходимо было потратить 180 млрд. рублей, тогда как годовые доходы федерального бюджета всего планировались в 376 млрд. рублей. И крах этой пирамиды наступил 17 августа 1998 года когда правительство объявило о замораживании ГКО, о введении моратория на уплату по внешним обязательствам и одномоментной девальвации рубля. В результате меньше чем за полгода рубль подешевел в 3,3 раза и 31 декабря стоил всего 20,65 рублей за один доллар США.

Только благодаря усилиям, поддержанного оппозицией правительства Примакова-Маслюкова, путем принятия экстренных мер, в том числе реструктуризации налоговых долгов пред бюджетом предприятий, госконтроля за валютными операциями, введением налога на добычу полезных ископаемых, замораживании тарифов естественных монополий, введении гарантирования вкладов населения в банках и создания Агентства по реструктуризациибанковской системы,удалось за сравнительно короткий срок преодолеть последствия дефолта, хотя до сих пор его последствия весьма ощутимы для экономики страны.  

ИПОТЕЧНЫЙ КРИЗИС В США КАК НАЧАЛО МИРОВОГОФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Причины нынешнего мирового финансового кризиса были заложены еще в далекие 70 годы прошлого столетия, когда проблемы в мировой экономике преодолевались после прихода к власти Рейгана и Тэтчер. В те времена инфляцию в США удалось побороть за счет жесточайшей кредитной политики ФРС (Пол Волкер). Было задавлено профсоюзное движение, социальные выплаты сокращены, а налоги снижены. Были приватизированы целые отрасли, в Великобритании угольная, сталелитейная иавтомобильная промышленности. Восторжествовала неолиберальнаяэкономическая теория, стержнем которой является принцип невмешательства государства в экономические процессы. Был отменен золотой стандарт доллара США и он стал международной валютой.

Без соответствующих правил, надзора и регуляции свободный рынок процветал. В финансовый оборот все больше и больше стали входить производные ценные бумаги, оторванные от реального производства. Все большие денежные потоки стали изыматься из оборота «деньги-товар-деньги» в оборот на фондовых биржах «деньги-бумаги-деньги» и приносить больший доход, чем в реальном производстве. Большой приток свободных денег на фондовый рынок привел к колоссальному завышению стоимости ценных бумаг компаний, фондов, банков. И доминировавшая в течение десятилетий идеология финансового либерализма с треском рухнула в считанные недели. В США разразился ипотечный кризис.

Жизнь еще раз убедительно доказала, что либеральная модель экономики с безгранично свободным рынком - это джунглижадность, лишенная страха потери и наказания приводит к пузырям активов и мании благополучия, а в итоге к краху.

Толчком к кризису стал массовый невозврат ипотечных кредитов на строительство и приобретение жилья в США, который обвалил рынок акций и других ценных бумаг ипотечных компаний, фондов и банков. Еще в 2006 году практически все компании, предоставившие ипотечные кредиты с низкими стандартами кредитования, заявили об убытках, ряд ипотечных операторов заявили об уходе с рынка и некоторые о своем банкротстве.

В последующем кризис ипотеки в США распространился на банковскую систему и фондовый рынок и приобрел общемировой характер. В мае 2008 года прекратил существование пятый по величине инвестиционный банк США «Бэр Стернз», в мае министерство финансов взяло на себя управление двумя крупнейшими финансовыми институтами страны – Федеральной национальной ипотечной ассоциацией (Фанни Мэй) и Федеральной корпорацией жилищного ипотечного кредита (Фредди Мак), которые потеряли в ходе ипотечного кризиса 14 млрд. долл. В сентябре о своем банкротстве объявил американский инвестиционный банк «Леман Брозерс». По всему миру обвалились фондовые рынки, их индексы упали от 4 до 10%, акции металлургических, автомобильных, строительных компаний и банков подешевели от 14 до 65%. Началась волна банкротств и поглощений более сильными компаниями слабых, сокращение рабочей недели и увольнения работающих.  

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЛИЯНИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ И ЭКОНОМИКУ РОССИИ 

СИТУАЦИЯ В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ ИБАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ

Золотовалютные резервы страны на 1 января 2008 года составляли 488,386 млрд. дол. США, наибольшего размера они достигли 8 августа и составили 598,1млрд. дол, а на 1 января 2009 года уже составляли 427,08 млрд. долл. На поддержание курса рубля и помощь банкам и компаниям в рефинансировании внешних займовс августа по декабрь включительно 2008 года потрачено 143,3 млрд. долл. За год денежная масса (агрегат М-2) сократилась на 0,3%, хотя за 2007 год выросла на 47,5%.

В целях сокращения оттока капитала за границу Центральным банком с 1 декабря установлена ставка рефинансирования в 13%. Расширен валютный коридор и значительно ослаблен рубль по отношению к доллару США и другим валютам. Если на 12 июля 2008 года курс доллара был 23,1255 рубля, то на 1 января 2009 года уже составлял 29,3916 рубля. И курс рубля будет понижаться дальше, так Правительство приняло решение изменить параметры федерального бюджета на 2009 год и рассчитывать его исходя из курса рубля к доллару в 35 рублей.

За октябрь размеррублевых депозитов населения уменьшился на 354 млрд. руб. или 8,8%, а за ноябрь еще на 7,4%. Только в декабре ситуацию удалось переломит и приток вкладов населения увеличился на 180 млрд. рублей. Но население стало переводить часть вкладов в валюту. Размер валютных вкладов населения в октябре увеличился на 11,1%, а в ноябре на 22,9%.

За сентябрь и октябрь средние ставки по кредитам коммерческих банков предприятиям на срок до одного года возросли с 11,9% до 14,3% (+2,4%). За этот же период средние ставки по депозитам населения выросли с 7,7% до 9,2% (+1,5%).

Банки снижают вложения в ценные бумаги и они составили на 1 ноября 2,164 трлн. руб. Их потери на фондовом рынке за сентябрь составили 93,9 млрд. руб., а в октябре 154 млрд. руб.

Для поддержки банковской системы страны ЦБ выдал коммерческим банкам кредит в 1,2 трлн. руб., что соответствует трети собственного капитала( 3,35 трлн. руб.) банковской системы. Активы банков за октябрь выросли на 2,9% и составили 25,3 трлн. руб.

Объем выданных кредитов вырос на 2% и составил 240 млрд. руб. Общий объем кредитов достиг 12,3 трлн. руб. Размер просроченной задолженности юридических лиц вырос за октябрь на 36% и составил 192,2 млрд. руб. Объем просроченной задолженностифизических лиц увеличился на 1,6% и составил 133,9 млрд. руб.

Прибыльность банковской системы снизилась и на 1 ноября она составила 314,7 млрд. руб. 113 банков показали за 10 месяцев убытки в размере 48,9 млрд. руб.

Отток капитала из России в 2008 году составил порядка более 80 млрд. долл., а в 2009 году около 100 млрд. долл.

В ноябре по отношению к октябрю резко сократились поступления в бюджетную систему страны. В целом налоговые доходы сократились в два раза, в том числе налога на прибыль организаций на 49,7 %, налога на добычу полезных ископаемых на 23,4 %, подоходного налога на 9,4 %, а налога на добавленную стоимость аж на 81,3 %. И это отрицательно сказывается в первую очередь на исполнение своих расходных полномочий бюджетами субъектов федерации.

СИТУАЦИЯ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ

Российские акции подешевели с начала года от 29,3% до 96,6%. В целом индекс РТС упал на 71,88%, а индекс ММВБ на 68,65%. В это же время индекс американских бирж упал всего на 9,1%. Больше всего упали акции компаний сектора недвижимости, энергетических и металлургических компаний. Больше других пострадали «Система-галс» -96,9%, ПИК – 94,2%, «Северсталь» -88,6%, Мечел – 78,93%, Татнефть – 68,99%, Газпром – 68,79%, Норильский никель – 66,38%, Роснефть – 60,53%, Лукойл – 58,93%. Причины такого положения кроются в снижении цен на сырье и прежде всего на нефть, бегством капитала за рубеж, кризисом с кредитными ресурсами в банковской системе и непредсказуемостью курса рубля по отношению к основным мировым валютам.

СИТУАЦИЯ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

В конце 2008 года продолжилось падение промышленного производства в стране. Только в ноябре оно упало на 8,7% по отношению к ноябрю прошлого года. Спад произошел практически во всех сферах промышленности: обрабатывающие производства сократились на 10,3%, распределение электроэнергии на 9,3%. Настоящий обвал произошел в автомобилестроении, металлургии, химической отрасли и производстве строительных материалов.

Растет взаимная задолженность между организациями и бартер. «Русгидро» задолжала на 1 декабря своим подрядчикам 1,5 млрд. руб. Магнитогорский металлургический комбинат должен поставщикам около одного млрд. руб.

РЖДна треть сокращает свою инвестиционную программу на 2009 год с 432 до 300 млрд. руб. Монополия в ноябре перевезла грузов на 20% меньше чем в октябре, а в декабре объем перевозок сократился еще на 28%. Прогноз на 2009 год, сокращение грузоперевозок на 19%.

«КАМАЗ»: в 2008 году сократил план производства автомобилей с 54 800 до 50 000 штук, при этом, чтобы не сокращать работающих с 4 октября перешел на четырехдневную рабочую неделю, а с 24 ноября остановил конвейер на две недели - выгоднее две недели работать по шесть дней и две недели стоять, чем работать сокращенную рабочую неделю.

СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИНФЛЯЦИЯ

Число безработных в России в ноябре прошлого года достигло по официальным данным 5,0 млн. человек и увеличилось по сравнению с тем же периодом 2007 года на 800 тыс. человек.

Задолженность по зарплате за октябрь выросла на 33,4% и к 1 ноября составила 4 млрд. руб., а в декабре прошлого года она уже достигла 7,765 млрд. рублей и это в 2,2 раза больше, чем годом ранее.

Реальные доходы населения в конце прошлого года стали сокращаться. В октябре по сравнению с сентябрем реальные доходы на душу населения сократились на 4,2%, а в ноябре к октябрю еще на 2,0%.

Планируются сокращения в энергетике: «Лукойл» предполагает в 2009 году сократить 600-700 человек, а «Русгидро» с1 кв. 2009 года 17% персонала.

Общая инфляция в 2008 году составила 13,3%,больше всего подорожали продукты питания. Цены на них выросли на 17,6%, а хлеб и хлебобулочные изделия на 25,9%, крупы на 25,8%, макаронные изделия на 33,8%, мясо и птица на 22,2%, услуги ЖКХ на 16,4%, коммунальные услуги на 17,1%.

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СТРАН МИРА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 

Ведущими странами мира резко снижены ставки рефинансирования. В США она составляет от 0 до 0,25%, в Японии 0,1, в Европейском союзе 1%, в Великобритании и Канаде 1,5%.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ. По плану министра финансов Полсона на поддержку финансовой системы и предприятий США выделено 700 млрд. дол. Новый президент Обама предложил выделить на эти цели еще 500 – 700 млрд. дол.

Федеральная резервная система США намерена выдать 200 млрд. дол кредита под выдачу кредитов на образование, покупку автомобилейи по кредитным картам малому бизнесу. Кроме этого ФРС выкупит на 600 млрд. дол.кредиты, выданные и гарантированные агентствами «Фани Мае», «Фреде Мак», «Гине Мае» и федеральными банками жилищного кредита. Инвесторы, чтобы сохранить деньги и избежать рисков, в декабре покупают четырехнедельные казначейские облигации США с доходностью 0%, а трехлетний выпуск на 27 млрд. дол. разошелся по 0,005% годовых.

Чтобы спасти финансового гиганта «Стигрупп», правительство выдало ему кредит 45 млрд. долл. и дало гарантию на привлечение кредита на 300 млрд. дол.

На спасение от банкротства автомобильных компаний «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» выделено 14 млрд. дол.

КИТАЙ. Правительство страны приняло решение выделить на преодоление последствий мирового финансового кризиса 536 млрд. долл. США. Это средства планируется использовать по семи основным направлениям: возведение социального жилья, улучшение деревенской инфраструктуры, вложения в транспорт ( с акцентом на железные дороги), строительство и реконструкция школ и больниц, особенно в слаборазвитых внутренних районах, строительство очистных сооружений и улучшение экологии, инвестиции в разработку новых технологий и восстановление районов пострадавших от землетрясения провинции Сычуань.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Правительство для борьбы с кризисом выделит из бюджета и предоставит налоговых льгот на сумму до 30,3 млрд. дол до 2011 года, в том числе с 1декабря 2008 года и до 1 января 2009 года ставка НДС снижается с 17,5% до 15%. Банк Великобритании снизил с 4 декабря ставку рефинансирования с 3 до 2 %, а с 8 января 2009 года до 1,5% процентов.

МЕРЫ ПРИНИМАЕМЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 

Государственной Думой Российской Федерации по предложению Правительства был принят целый пакет антикризисных законов:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.10.2008 N 171-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 46 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)"

Банку России предоставлено право выдавать кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.10.2008 N 172-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 174 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Изменен срок уплаты НДС в бюджет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.10.2008 N 173-ФЗ

"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Внешэкономбанк вправе предоставлять организациям кредиты в иностранной валюте для погашения (обслуживания) займов, полученных до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.10.2008 N 174-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВАНИИ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Увеличен размер возмещения по вкладам физических лиц в банках Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 27.10.2008 N 175-ФЗ

"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД ДО 31 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА"

Разработан комплекс мер по предупреждению банкротства банков в целях укрепления стабильности банковской системы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 27.10.2008 N 176-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РФ (БАНКЕ РОССИИ)" И СТАТЬЮ 12 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"

Центральный банк РФ вправе участвовать в торгах на фондовой бирже.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.11.2008 N 224-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ, ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В законодательство о налогах и сборах внесены значительные изменения, направленные на поддержку российских налогоплательщиков.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 03.12.2008 N 234-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 3 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ"

Уточнен порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (код ТН ВЭД РФ 2709 00) и отдельные категории товаров, выработанных из нефти.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 22.12.2008 N 264-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ИПОТЕКЕ (ЗАЛОГЕ) НЕДВИЖИМОСТИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Внесены изменения в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и другие законодательные акты, касающиеся порядка оформления ипотеки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 22.12.2008 N 270-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СТРАХОВАНИИ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ИНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принят Закон, направленный, в частности, на совершенствование Банком России надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов физических лиц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 25.12.2008 N 287-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Правительство РФ уполномочено разрабатывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 25.12.2008 N 288-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ"

Средства материнского капитала могут направляться на погашение кредитов на приобретение (строительство) жилых помещений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 296-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"

Принят Закон, направленный на совершенствование законодательства о банкротстве.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 305-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 284 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Изменен порядок исчисления сумм налога на прибыль организаций, подлежащих перечислению в бюджеты РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 306-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ЗАЛОЖЕННОЕ ИМУЩЕСТВО"

Уточнен порядок обращения взыскания на заложенное имущество.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 310-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И ПРИВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИЕ С БЮДЖЕТНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Уточнены нормы Бюджетного кодекса РФ в целях реализации мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 315-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Установлены дополнительные требования к процедурам реорганизации кредитных организаций, а также других юридических лиц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 317-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 46 И 76 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)"

Усилен контроль за использованием кредитными организациями денежных средств, выделяемых в целях поддержки финансовой системы РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 318-ФЗ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 11 И 18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА"

Изменен порядок возмещения из федерального бюджета части затрат на оплату процентов по кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных кредитных кооперативах.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 320-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 27.5.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"

Уточнен порядок эмиссии и обращения биржевых облигаций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2008 N 324-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ"

Внесен ряд поправок в федеральный бюджет на 2009 год и период 2010 - 2011 годов, направленных на поддержку финансового рынка и отдельных отраслей экономики.

Выполняя эти законы, вливания в российскую экономику будут происходить следующим образом.

Итого 9853,0
Источники вливаний Лимит (млрд. руб.) Посредники, выделен-ные им средства Цели вливаний Выде-ленные средства ( млрд. руб.)
Госкорпорация "Роснано" (размещение временно свободных средств на депозитах коммерческих банков)  
130,0
  Повышение ликвидности банковской системы  
130,0
Госкорпорация "Фонд ЖКХ"(размещение временно свободных средств на депозитах коммерческих банков)  
252,0
  Повышение ликвидности банковской системы  
252,0
Банк России

предоставление кредита для санации банков

 
66,0
 
АСВ
Предупреждение банкротства банков  
предоставление банкам беззалоговых кредитов на срок до полугода  
3500,0
  Повышение ликвидности банковской системы  
1765,0
субординированные кредиты без обеспечения на срок до 31 декабря 2019 г. по ставке 8% годовых  
500,0
 
Сбербанк
Повышение ликвидности банковской системы  
500,0
предоставление Газэнергопромбанку депозита для его поддержки после покупки Собинбанка  
14,0
  Предупреждение банкротства банков  
13,0
предоставление ВЭБу депозита для его поддержки после покупки Связь-банка  
68,0
  Предупреждение банкротства банков  
68,0
предоставление ВЭБу депозита для его поддержки после покупки банка "Глобэкс"  
54,0
  Предупреждение банкротства банков  
54,0
снижение нормативов обязательных резервов с 18 сентября 2008 г.  
300,0
  Повышение ликвидности банковской системы  
300,0
снижение нормативов обязательных резервов с 15 октября 2008 г.  
70,0
  Повышение ликвидности банковской системы  
70,0
Федеральный бюджет

предоставление в 2009 году ОПК и системообразующим предприятиям госгарантий по кредитам

 
300,0
   
Поддержка реального сектора
 
размещение на банковских депозитах временно свободных средств  
1500,0
  Повышение ликвидности банковской системы  
1278,0
взнос в капитал ВЭБадля страхования ведущих банков от потерь на рынке репа  
75,0
ВЭБ

75,0

Поддержка финансового рынка  
75,0
субсидирование процентных ставок, участие в капитале компаний, гарантии по кредитам  
175,0
  Поддержка реального и финансового сектора в 2008 и 2009 годах  
механизм вливаний в предприятия реального сектора не ясен  
150,0
  Поддержка рынка труда и предприятий реального сектора  
взнос в уставный капитал АСВ для оказания помощи проблемным банкам  
200,0
АСВ

200,0

Предупреждение банкротства банков  
94,0
взнос в уставный капитал АСВ для оказания помощи проблемным банкам  
60,0
АИЖК

60,0

Рефинансирование ипотечных кредитов коммерческих банков  
5,0
взнос в уставный капитал Россельхозбанка  
35,0
Россель-хозбанк

35,0

Кредитование предприятий аграрного сектора  
35,0
снижение налогов, недополученные доходы бюджета  
200,0
  Поддержка предприятий и граждан  
снижение с 1 октября 2008 г. экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, недополученные доходы бюджета  
149,0
  Поддержка предприятий нефтяной промышленности  
компенсация выпадающих доходов РЖД из-за снижения темпов индексации тарифов  
50,0
  Поддержка ОАО РЖД  
взнос в уставный капитал Россельхозбанка для интервенций на зерновом рынке  
30,0
Россель-хозбанк

30,0

Поддержка производителей зерна (закупки зерна нового урожая)  
Резервы ЦБ (долларовые депозиты в ВЭБе на срок до одного года для кредитования организаций, имеющих внешний долг  
1350,0
ВЭБ

319,0

Рефинансирование внешнего долга российских компаний и банков  
319,0
ФНБ

депозит в ВЭБе для предоставления субординированных кредитов банкам на срок до 31 декабря 2019 г.

 
450,0
ВЭБ

242,0

Повышение ликвидности банковской системы (ВТБ, Россельхозбанк и другие банки)  
225,0
депозиты в ВЭБе для инвестирования в инструменты российского фондового рынка  
175,0
ВЭБ

175,0

Поддержка компаний финансового сектора  
140,0

 

В целях поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса и государственных предприятий в июле 2008 года акции 426 предприятий, долги которых превышают 120 млрд. руб. переданы государственной корпорации «Ростехнологии». Ранее госкорпорации передали 11 компаний, вошедших в холдинг «Росавиа», в том числе «Красаэр», «Самара», «Саратовские авиалинии» долги которых превышают более 18 млрд. дол.

Предприятиям оборонно-промышленного комплекса и ГУПам выделено государственных гарантий на 300 млрд. рублей для получения в коммерческих банках пятилетних кредитов.

ВТБ выделил кредитный лимит «Камазу» на 7 млрд. руб., группе «Метчел» 15 млрд. руб., ЧТПЗ и Магнитогорскому металлургическому комбинату около 14 млрд. руб.

Государственные банки открыли кредитные линии четырем торговым сетям. «Х5» на 7,0 млрд. руб. от ВТБ, «Седьмому континенту» на 2,5 млрд. руб. от ВТБ, «Магниту» на 2,5 млрд. руб. от ВТБ и «Мосмарт» на 1,5 млрд. руб. от Сбербанка.

Принято решение поддержке 200 компаний, которые должны отвечать следующим требованиям: крупный работодатель, экспортер с контрактом на 2009 год, имеет крупный начавшийся инвестпроект, имеет межотраслевые связи, предприятия моногород, к выходу из кризиса будет выпускать импортозамещающую продукцию.

План помощи оборонно-промышленным предприятиям включает в себя: увеличение объемов авансов, увеличение гособоронзаказа и федеральных целевых программ, субсидирование процентных ставок по кредитам, проведение дополнительной эмиссии акций и выпуск облигаций в пользу государства.

В поддержки нефтяных компаний последовательно со снижением цены на нефть и снижались вывозные пошлины на нее, 1 августа при цене 121,61 дол за баррель ставка была 63 дол., с 1 октября при цене нефти 90 дол. за баррель 50,99 дол., с 1 ноября при цене 59,15 дол. за баррель 39,4 дол., с 1 декабря при цене 44 дол. за баррель 26,3 дол.

С нового года вводятся новые ввозные таможенные пошлины на автомобили. На автомобили до 3 лет пошлины устанавливаются в 30% от стоимости или от 1,2 до 2,8 евро за 1 кубический сантиметр объема двигателя, от 3 до 5 лет в 35% или от 1,2 до 2,8 евро, старше 5 лет от 2,5 до 5,8 евро.

Создан фонд поддержки регионов по выплате пособий по безработице в составе 325 млрд. руб., выделенных ранее на поддержку фондового рынка.

Агентству по ипотечному жилищному кредитованию выделен кредит госбанков в 200 млрд. руб. на выкуп ипотечных кредитов тех, кто потерял работу или у кого резко упали доходы.

Центральному банку предоставлено право направлять своих наблюдателей в коммерческие банки, получающие бюджетные средства. 

ВЫВОДЫ 

Рынок - это инструмент обогащения богатого и разорения бедного.

Либеральная рыночная модель экономики, провозгласившая свободу торговли и перемещения капитала усиливает то общество, которое давно и успешно идет по рыночному пути и ослабляет экономически и политически то общество, которое только вступает в рынок.

Без соответствующих правил, надзора и регуляции свободный рынок - это джунгли, где жадность, лишенная страха потери и наказания, приводит к пузырям активов и мании богатства, а в итоге - к краху.

Под давлением из вне потерпела окончательно фиаско выстроенная российскими либералами политико-экономическая модель, основанная на дорогой нефти и дешевых западных займах.

Отказ Правительства от собственной экономической политики и борьба с инфляцией исключительно монетаристскими способами привели к дефициту кредитования реального сектора экономики и промышленного производства. Дефицит денежных средств и высокие ставки по кредитам привели к тому, что капитал устремился в спекулятивные сделки.

Результат такой финансовой политики - отмирание и свертывание производства, рост импорта и зависимость финансовой системы от иностранных кредитов.

Преодолеть полностью последствия мирового финансового кризиса в экономической и социальной сферах России можно только кардинально изменив финансовую, экономическую и социальную политику в стране. 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФРАКЦИИ КПРФ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ВЛИЯНИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИКУРОССИИ 

Вернуть в государственную (общенародную) собственность природные богатства (нефть, газ, землю, лес, цветные и другие металлы) и базовые отрасли экономики, организовать их эффективное использование. Остановить банкротство предприятий. Вывести финансовые активы России из западных банков, прекратить вывоз капитала за рубеж.

Преобразовать Центробанк в Государственный банк Российской Федерации, создать государственную банковскую систему для инвестирования базовых отраслей экономики, науки, сельского хозяйства. Установить прямой государственный контроль над банковской системой при минимизации фондового рынка.

Пересмотреть инвестиционную политику, обеспечив доступ предприятий к дешевым кредитам, добиваясь восстановления базовых отраслей промышленности, возрождения агропромышленного комплекса и науки, что позволит насытить рынок отечественными товарами и услугами, обеспечить продовольственную безопасность.

Стимулировать внутренний спрос за счет роста заработной платы и социальных выплат. Оптимизировать соотношение заработной платы руководителей и рядовых сотрудников величиной не более 1:7.

Восстановить отраслевую структуру управления экономикой. Укрепить государственное планирование и регулирование в системе экономических отношений и ценообразования.

Остановить рост цен на товары первой необходимости, рост тарифов на услуги ЖКХ и энергоресурсы. Привлекать к ответственности участников сговора на установление завышенных цен. Ликвидировать паразитов-посредников между производителем и потребителем.

Создать действенную систему контроля, включая народный контроль, для жесткой борьбы с коррупцией, казнокрадством и взяточничеством.

Вести прогрессивный налог на сверхдоходы капитала, при этом отменить налог на добавленную стоимость, сократить налог на имущество предприятий, снизить ставки налога на прибыль предприятий реального сектора экономики, ввести инвестиционные льготы на налог на прибыль.

Диверсифицировать внешнюю торговлю, слишком зависимую от Запада, расширив, укрепив экономическое сотрудничество с Китаем, Индией, Вьетнамом, Ираном, Турцией, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Добиваться интеграции постсоветского пространства, чтобы восстановить нарушенные народнохозяйственные связи.

Оказать максимальную финансовую поддержку малому бизнесу, что позволит наполнить рынок отечественными товарами и обеспечить импортозамещение. 
 
 

Депутат Государственной Думы РФ С.И. Штогрин 
http://kprf.ru/rus_soc/63810.html


0.16224098205566