25/08
22/08
19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
Архив материалов
 
Терапия от "лондонского консилиума"

Лондонский саммит завершен, и можно попробовать подвести его наиболее очевидные итоги. Самой ощутимой победой мирового сообщества над мировым экономическим кризисом стал, собственно, сам факт проведения саммита, продемонстрировавшего единую волю двадцати ведущих стран мира к реконструкции мировой экономической и финансовой систем. Несмотря на глубокие различия в подходах к оценке самого кризиса, противоречивость интересов и, что хуже всего, отсутствие ясности, как в этиологии, так и в методах преодоления мировой финансовой катастрофы, лидеры «главных» стран мира согласились с необходимостью принять согласованные меры, направленные на вывод мировой экономики из состояния глубокой рецессии, в которую она погрузилась. На этом, честно говоря, список положительных итогов саммита G20 заканчивается.

Для того чтобы глубже вникнуть в процесс принятия экономических и политических решений по преодолению кризиса, необходимо проанализировать позиции основных участников лондонского саммита, с которыми они приехали в Лондон.

 

 

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Барак Обама летел в Лондон с ясными целями:

1. Уговорить участников саммита последовать примеру США и увеличить государственные расходы на поддержку национальных экономик.

2. Представить свой проект регулирования финансовой системы, задачей которого является защита инвесторов и недопущения кризисов в будущем.

3. Убедить другие страны в необходимости увеличения «запасов» МВФ, теряя при этом как можно меньше голосов в фонде.

4. Сохранить позицию доллара в качестве резервной мировой валюты.

Министр финансов США Тимоти Гейтнер перед саммитом заявил: «Важно, чтобы государства, входящие в G20, согласились на введение фискальных стимуляторов в размере 2% мирового совокупного продукта каждый год в течение 2009–2010 гг.». В статье, опубликованной в немецкой Die Welt, президент США разъясняет несогласным с этой позицией европейским правительствам, что «было бы несправедливо ожидать от государств, и так принимающих экстраординарные меры, чтобы они еще и вытягивали тех, кто ничего не делает». Главной задачей американцев в Лондоне, несомненно, было «отбиться» от китайско-российского предложения о введении новой глобальной валюты на основе SDR (Special drawing rights – Специальные права заимствования). Эту инициативу США блокируют вот уже 12 лет, поскольку введение SDR в качестве альтернативы доллару, привело бы к катастрофическим последствиям для американской экономики, обрушив доллар вместе со знаменитыми государственными облигациями американской казны.

 

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Многочленным европейцам в силу естественных причин было труднее всех выработать единый подход к преодолению кризиса. 27 непохожих друг на друга экономик нуждаются в разных лекарствах, тем более что 16 из них находятся в так называемом евроленде (зона евро), а остальные 11 вообще больны каждая своей болезнью, причем некоторые находятся просто в состоянии агонии.

Тем не менее, пункты общей позиции ЕС перед Лондоном выглядели следующим образом:

1. Международная координация налоговой политики.

2. Борьба с протекционизмом, или экономическим национализмом.

3. Реформа МВФ.

4. Усиление регулирования финансовых рынков.

5. Поддержка развивающихся стран.

Следует отметить, что ни по одному из этих «общих» пунктов европейской программы, на самом деле, единства в европейских рядах не было и нет, поскольку каждая европейская страна по-своему трактует эти тезисы. Достаточно вспомнить обвиненного (и не без оснований) в протекционизме Николя Саркози, разваливающуюся просто на глазах экономику Латвии, постоянные дебаты в ЕС по вопросу единой налоговой политики и еще множество иных весьма существенных противоречий внутри Евросоюза.

 

 

ЯПОНИЯ

Страна Восходящего Солнца оказалась единственным участником лондонского саммита, не представившим своей официальной позиции перед его началом. «Сумбур вместо финансовой политики» в краю сакуры объясняется, в том числе и тем, что нынешний министр финансов Каору Йосано – четвертый на этом важном посту за неполный год.

Предшественник Йосано – Шоичи Накагава – 15 февраля с.г. подписал соглашение с МВФ о предоставлении займа на сумму 100 млрд долларов США для поддержки Пакистана, Исландии и Венгрии. Японский Банк Международного Сотрудничества (Japan Bank of International Cooperation) выделяет 2 млрд долларов одному из филиалов Всемирного банка для помощи развивающимся странам. Таким образом, Япония демонстрирует свою готовность и способность взвалить на собственные плечи часть тягот, выпавших на долю индустриально развитых стран. В то же время, генеральный директор ВТО Паскаль Лами выразил опасения в связи с протекционистской политикой японского правительства. По мнению японских финансовых экспертов, вопрос о замене доллара на посту главной резервной валюты мира не мог быть решен в Лондоне, но сам факт возникновения его на повестке дня говорит о том, что к нему будут возвращаться.

Япония в состоянии оказать миру существенную финансовую помощь во время глобального кризиса, что внешне противоречит далеко не блестящим результатам самой японской экономики. Однако японское правительство увидело в кризисе удобную возможность безопасно разместить свои финансовые ресурсы за границей на более выгодных условиях, чем это можно было бы сделать внутри страны.

 

 

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

Китайцы въехали в Лондон на белом коне. Китай оказался одной из немногих стран, сумевших сохранить высокий уровень экономического роста. Хотя в IV квартале 2008 года этот показатель упал до 6,8%, о таком «падении» всем индустриально развитым странам остается только мечтать. Кроме того, Пекин обладает двумя триллионами долларов валютных резервов и является самым крупным зарубежным владельцем американских государственных облигаций стоимостью около триллиона долларов. Несмотря на то что официально КНР все же не объявила о том, что главной задачей Поднебесной является недопущение таможенных барьеров на пути китайских товаров, то есть опять же, борьба с пресловутым протекционизмом.

Официально китайская делегация объявила следующую позицию на саммите:

1. Реформа МВФ.

2. Введение новой глобальной резервной валюты.

3. Усиление регулирования финансовых рынков.

4. Увеличение государственных расходов на стимулирование экономического роста.

Как заявил заместитель министра иностранных дел КНР Хе Яфей, «третья экономика мира с самыми большими валютными резервами должна занять в фонде соответствующее место». На сегодняшний день Китай имеет в МВФ всего 3,7% голосов, Индия – 1,9%, в то время как США – 17%, а Евросоюз – 32% голосов. Взамен китайцы готовы предоставить в распоряжение МВФ 100 млрд долларов, то есть столько же, сколько дала Япония.

По заявлению Китайского Центробанка целью реформы финансовой системы является создание резервной валюты, которая будет отделена от действий отдельных стран и их способности удерживать стабильный рост в длительной перспективе. Тем самым КНР предлагает отойти от американского доллара, как резервной валюты, и заменить его SDR, поскольку господство американской валюты привело к учащению кризисов с момента отмены системы твердых валютных курсов в начале 70-х годов прошлого века, а введение новой резервной валюты позволит уменьшить риски новых кризисных явлений в мировой экономике. При этом Китай уверяет, что речь не идет о немедленных изменениях, что объясняется незаинтересованностью КНР в крахе доллара и всей американской финансовой системы, поскольку потери самих китайцев в этом случае были бы огромны.

 

 

БРАЗИЛИЯ

Во время визита Гордона Брауна в Бразилию 26-27 марта с.г. президент Бразилии Лула да Силва заявил, что в кризисе виноваты «белые люди с голубыми глазами», по поводу чего уже в Лондоне чернокожий американский президент, обняв бразильца за плечи, спросил его, уж не американцев ли он имел в виду. Отдавая должное остроумию Обамы, нужно понимать, что его личное обаяние нисколько не снижает остроту поставленной бразильским президентом проблемы:

«Кризис спровоцирован иррациональным поведением белых, которые изображали всеведение на тему функционирования экономики, а теперь избегают конфронтации и ответственности. Это именно та часть международной общественности, которая привела к кризису и теперь обязана за это заплатить».

Как самая крупная страна Южной Америки и одновременно один из лидеров развивающихся стран, Бразилия ожидает увеличения своего влияния на принятие решений, касающихся глобальных проблем. Президент да Силва прилетел в Лондон с предложениями о реформе МВФ, ожидая от нее усиления роли стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) в распределении кредитных лимитов для стран, оказавшихся в наиболее сложном положении в связи с глобальной экономической катастрофой.

 

 

РОССИЯ

По оценкам западных финансовых экспертов, Дмитрий Медведев прибыл в столицу Соединенного Королевства с одной главной задачей – детронизацией доллара. В целом российские предложения касались изменения всей архитектуры мировой финансовой системы, создания региональных финансовых центров и увеличения количества мировых резервных валют. Наш президент представил на суд мировой политической и финансовой элиты амбициозный проект создания системы управления процессом глобализации. Вот его основные тезисы:

1. Новые соглашения и договоры.

2. Новые резервные валюты.

3. Новая система управления рисками.

4. Реформа МВФ и его адаптация к изменившимся реалиям.

5. Поддержка спроса.

6. Концепция экономического роста, связанная с энергетикой.

Несмотря на то что в российских предложениях действительно содержится попытка «покушения» на доллар, фундаментальный характер российских инициатив заслуживает более подробного рассмотрения. Россия сделала в Лондоне заявку на изменение всей мировой валютно-финансовой системы, предложив созвать международную конференцию, которая должна выработать новую архитектуру финансовых рынков, отправив «на пенсию» Бреттон-Вудскую валютную систему, которой в июле с.г. исполняется 65 лет, и сам возраст которой говорит о ее несоответствии реалиям сегодняшнего дня.

Кроме того, в российских предложениях содержится создание Standard Universal Regulatory Framework (SURF). Этот документ предусматривал бы мониторинг силами МВФ финансовых институтов, инструментов и трансакций, стандарты деятельности рейтинговых агентств и моделей сотрудничества между национальными финансовыми регуляторами. Россия также предложила ввести национальные критерии в отношении базовых активов в обороте международных деривативов.

Одним из важнейших элементов российской инициативы является переход на расчеты и ценообразование в различных валютах, эмитенты которых соответствуют определенным требованиям. При этом предлагаются два возможных сценария: увеличение количества резервных валют; или создание транснациональной резервной валюты, эмитентом которой был бы, например, МВФ (в качестве варианта такой валюты называются SDR).

C целью поддержания стабильности мировой финансовой системы Россия предложила новую систему управления финансовыми рисками, основанную на более объективных критериях оценки адекватности капиталов, контроле их структуры и оценке входящих в их состав элементов. Эти меры могли бы предотвратить возникновение очередных «мыльных пузырей» на финансовых рынках.

Особый интерес представляют российские предложения, связанные с энергетикой. В них указывается, что в момент выхода из кризиса мировая экономическая система может столкнуться с дефицитом энергоресурсов, добыча которых в кризисные годы неизбежно снизится. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к бурному росту цен. Для того чтобы избежать этого, необходимо в кризисный период принять неотложные меры к уменьшению ценовых колебаний, создать условия для повышения доверия между производителями энергоресурсов, покупателями и странами-транзитерами, а также уделить повышенное внимание внедрению энергосберегающих технологий и поиску новых источников энергии.

 

 

ДИАГНОЗ И РЕЦЕПТЫ ОТ G20

Подводя итоги без преувеличения беспрецедентного саммита лидеров двадцати наиболее значимых в мировой политике и экономике государств, приходится с сожалением констатировать, что консилиум, собравшийся у постели сильно захворавшей мировой финансовой и экономической системы, не смог сделать главного – поставить диагноз. Несмотря на объявленный успех этого мероприятия, рост биржевых котировок и оптимизм аналитиков, никто по-прежнему не знает, что делать дальше. Выиграли все, а значит – никто. Публика аплодирует, но больной, все-таки, скорее мертв, чем жив.

Зато каждый участник саммита может с чистой совестью поведать своим избирателям, что он отстоял национальные приоритеты и возвращается домой с победой. Европа отбилась от настойчивых американских предложений увеличить стимулирование национальных экономик, сохранив, таким образом, уровень бюджетной нагрузки. США и Великобритания защитили свободу хеджинговых фондов и добились пополнения Международного валютного фонда. Покушение на мировое господство доллара удалось перенести на неопределенное будущее.

Китай и Индия услышали, что их всепроникающий экспорт не будет остановлен таможенными барьерами. Им даже пообещали увеличить количество их голосов в МВФ и Всемирном банке.

Россия получила второе FSB (Financial Stability Board) – Совет финансовой стабильности, что, по существу, полностью соответствует предложению РФ о создании SURF. Ни одно из остальных российских предложений не было отвергнуто, а их реализация при последовательных действиях совместно со странами БРИК и Евросоюзом абсолютно реальна. Кстати, не исключено, что именно создание FSB со временем окажется наиболее существенным итогом лондонского саммита.

Одним из неожиданных итогов саммита оказался «наезд» на оффшоры. Правда, Гордон Браун призвал бороться не с оффшорами как таковыми, а только с теми из них, которые не раскрывают данные владельцев, однако сам факт, что Великобритания – родина оффшоров – вообще выступила на эту тему, говорит о многом. По разным оценкам, в этом секторе экономики обращается до одной третьей всего мирового капитала, что, несомненно, сказывается на налоговых поступлениях в национальные бюджеты. Для России эта проблема более чем серьезна. В результате бесконтрольной деятельности зарегистрированных в безналоговых юрисдикциях компаний на территории нашей страны мы сегодня просто не знаем, кому принадлежат крупнейшие предприятия России. Яркий пример оффшорной экспансии в РФ прозвучал на днях во всех новостных программах центральных телевизионных каналов. Расположенное в Приморском крае предприятие «Русский вольфрам» на протяжении нескольких месяцев не выплачивает заработную плату рабочим, голодающим вместе со своими семьями. Выяснилось, что собственником завода является компания, зарегистрированная на Сейшельских островах, владельцы которой неизвестны. Где теперь прокуратура должна искать лиц, подлежащих привлечению к ответственности, и как получить зарплату несчастным рабочим, непонятно.

Если проанализировать структуру собственности крупнейших российских компаний, окажется, что многие банки и нефтяные гиганты принадлежат киприотам, сейшельцам, панамцам, жителям всяких экзотических островов и даже таких территорий, названия которых слышали только консультанты по оффшорному бизнесу и профессиональные географы. Бесконтрольность в этой важнейшей сфере экономического регулирования привела к тому что, например, главный телеканал страны – «Первый канал» – по состоянию на апрель 2008 года на 25% принадлежит фирмам «Эберлинк 2002» и «Растрком 2002» родом с Сейшельских островов и Панамы.

Каким образом коварные сейшельцы и панамцы завладели четвертью главного пропагандистского ресурса страны, капитализация которого превышает один миллиард долларов США? Возможно, эти «успешные» представители экзотических государств просто носят до боли знакомые фамилии с первых полос московских газет?

Лондонский консилиум прописал больной экономике витамины, попытался сбить температуру, что, конечно же, ей не повредит, и даже немного поможет. О радикальном лечении пока говорить рано.

Григорий Тинский

http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=13576


0.14156603813171