15/02
13/02
11/02
08/02
07/02
04/02
02/02
31/01
29/01
26/01
23/01
22/01
18/01
16/01
12/01
10/01
09/01
07/01
05/01
16/12
12/12
10/12
04/12
01/12
28/11
Архив материалов
 
Как начинался российский бизнес

Очень увлекательно читать истории начала российских бизнесов. Изредка их владельцы проговариваются об истоках, иногда даже включают эмоции, которые помогают понять антропологию этого класса.
Да, в 80% случаев примерно эти люди - комсомольские активисты, штатные или внештатные сотрудники КГБ, дети советской номенклатуры (что часто означает и присутствие их в первых двух группах).

Причём, что важно, эти люди в основном выходцы из среднего или даже нижнего звена парт-хоз-сило-номенклатуры (высшая средняя - это уже что-то типа Черномырдина, Вяхирева, Ельцына, Алекперова и т.п.; но эти люди не проговариваются, поэтому, увы, исследовать их с социолого-антропологической точки зрения почти невозможно).

Итак, вот типичная история бизнесмена среднего уровня, опарой поднявшегося на брожении последних лет совка. Вячеслав Костюченко, ныне владелец сети интим-магазинов, фетиш-отеля "Искушение" (садо-мазо-гей направления), ещё одной сети отелей и сети бильярдных магазинов. Оборот его фирмы до нынешнего кризиса - около $30-50 млн. в год.

Первый его бизнес - он школьником ходил по квартирам и якобы собирал книги для сельской библиотеки. В библиотеку попадала только часть отданных ему сердобольными советским гражданами бесплатно книг - самое ценное перепродавалось им на чёрным рынке.

В 1970-е годы - учёба в МАИ. Первоначальный капитал у него уже был. На него он в стенах института открыл чёрный рынок пластинок. Через какое-то время это был самый большой чёрный рынок "пластов" в СССР. Как говорят злые языки, чистый доход людей, подобных Вячеславу, в конце 70-х достигал 5-10 тыс. рублей в месяц.

После окончания МАИ Костюченко распределили в ЦИАМ (центральный институт авиамоторостроения).

-Комсомольским активистом я решил в 25 лет стать от лени: работать в институте я не хотел, и искал возможности, как этого избежать. Избежал. В 27 лет вступил даже в партию.
В то время я "увлёкся" театром - начал доставать дефицитные билеты. Я придумал схему: если подключить парткомы и профкомы, то можно доставать дефицитные билеты. 80% билетов я отдавал в институт и на заводы, остальные брал себе.
Так я стал ещё и культоргом ЦИАМа. И это учитывая то, что в школе и институте я учился только на тройки, - признавался бизнесмен.

Но билетный бизнес давал те же 10 тыс. рублей в месяц. Этого казалось мало. Тогда Костюченко стал внештатным силовиком.

-Вот какая романтическая история. Однажды знакомый мент предложил мне сходить за компанию в ресторан, проверить, не обманывают ли там. Я расписал после некоторого анализа менту схему обмана посетителей. Тогда он в знак благодарности выдал мне ксиву внештатного сотрудника ОБХСС.
Ксиву показываешь - и все становятся друзьями. Хорошая штука, чтобы билеты покупать, товар доставать. Я усложнил Систему - стал не сам ходить, а вербовать для походов с проверками ребят из ЦИАМа. Скоро уже институт не двигатели делал, а фирмачей ловил. Тогда на меня наехало руводство института. Я возмутился и пошёл к секретарю райкома. В итоге меня повысили и сделали вдобавок командиром отряда ДНД.

В 27 лет Костюченко повысили и по хозяйственной, а не только силовой линии.

-Меня отрядили в хозяйственный отдел института. Я занялся дефицитом - это когда на завод привозят 5 холодильников на 5 тысяч человек, и товар разыгрывают в лотерею.
Я стал заключать договоры с "торгами" - "Одеждаторг", "Мебельторг", "Электробыттоварторг". Делалось всё хитро: нужно было организовать процесс так, чтобы обе стороны были друг другу полезны. Я распорядился обить директору "Галантерейторга" дверь дерматином, а он мне за это партию дефицита прислал. Он со мной ведь расплатитлся ещё и за анализ: он до меня не знал, что из-за плохой звукоизоляции секретарша слышит все его разговоры в кабинете с нужным людьми, и докладывает об этом другим нужным людям.

С началом Перестройки Костюченко занялся шоу-бизнесом.

-В те годы был популярен Цой. И я придумал новый бизнес - плакаты исполнителей. Я приезжал на полгода в Сочи - все артисты там обязательно бывали - и обрабатывал их директоров. Поцесс я организовывал "под ключ": нанимал художников, дизайнеров, фотографов, охрану из силовиков, типографию и т.п.
Плакат обходился мне в 12 копеек, а продавал я его за 5 рублей. При этом всем, кому надо, платил хорошие проценты, чтобы все были довольны.

Так Костюченко заработал свои первые 2 миллиона рублей. В 1987 году.

Дальше уже было делом техники, когда разрешили бизнес, вложить эти 2 миллиона (и не два даже - к 1988 году его состояние утроилось).

http://hasid.livejournal.com/849381.html#cutid1


0.049514055252075