15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
Архив материалов
 
Падение Школы

Последняя декада июня. Улицы русских городов вновь заполонили нетрезвые толпы выпускников, шумно празднующих окончание школы. Через пару месяцев большинство из них заполонит аудитории вузов — государственных и коммерческих. Большинство среди этого большинства сделают это механически, совершенно не задумываясь ни о выбранной профессии, ни уж, тем более, о собственном интеллектуальном развитии посредством продолжения образования. Им нужен диплом. По большей части попахивающий липой. Такую липу активно клепают все эти бесчисленные “Международные академии менеджмента, маркетинга и дизайна”. Но современным абитуриентам на это наплевать — всё равно настоящее фундаментальное образования их не интересует. Господствующая идеология такова, что в соответствии с ней человека в российском обществе оценивают не по наличию у него знаний, а по наличию денег. Которое абсолютно не зависит от качества образования.

Я окончил школу ровно десять лет назад. Воспоминания о ней остались, в основном, отвратные. Это была умирающая, агонизирующая школа постсоветской эпохи, в которой к середине 90-х королями себя чувствовали откровенные лодыри и лоботрясы, кичащиеся собственной дремучестью. В которой охамевшее от безнаказанности бычьё могло запросто открыть ногой дверь в класс посреди урока и при всех обложить матом престарелую учительницу. В которой месяцами не получающие зарплату педагоги регулярно бастовали и выходили митинговать на площадь.

Тогда мне казалось, что это — предел. Что падать дальше уже некуда. Что дальше может быть лишь откровенный Гарлем. Оказалось — нет. Деградации, как и совершенству, предела нет. Глядя на сегодняшних выпускников школ, понимаю: мне, несмотря на все мерзости 90-х, ещё повезло застать предзакатные отблески великой некогда системы советского образования. Посчастливилось получить более-менее стройную систему базовых знаний, ставшую опорой для дальнейшего интеллектуального развития.

Конечно, мне могут сразу возразить, что мол, не надо абсолютизировать, и бычьи нравы дагестанской школы 90-х нельзя переносить на Россию. Но дело в том, что нравы возникают не на пустом месте. Они являются зеркальным отображением тех негативных разрушительных процессов, которые были запущены в российской системе образования в 90-е и достигли неимоверной силы в нулевые. Фактически, наше образование оказалось на пороге необратимых качественных изменений, после которых возврат к лучшим образцам будет уже невозможен в виду отсутствия кадров.

В классах и аудиториях российских школ и вузов, к счастью, ученики и студенты не выкрикивают во время занятий с галёрки: “Аллах акбар”! Но от отсутствия откровенных проявлений дикости, как говориться, не легче. Показатель успешной работы школы — это выпуск подготовленного абитуриента, имеющего стройную базовую систему знаний в широком спектре дисциплин, как гуманитарных, так и точных. Показатель успешной работы вуза — выпуск не только специалиста в своей профессиональной области, но и, что также очень важно, подготовка человека, обладающего фундаментальными знаниями в самом широком диапазоне, способного мыслить логически и воспринимать цельную картину мира.

Советская школа в лучшие свои годы формировала у своих выпускников эти самые качества — цельный взгляд на мир, умение мыслить системно. Построенная на принципах русского классического образования ещё царской эпохи, советская школа, безусловно, способствовала становлению разносторонне развитой личности. Предоставляя широчайший спектр знаний в различных областях, она стимулировала развитие изначально заложенных в ученике способностей. Советское образование, высочайшее качество которого признавалось даже закоренелыми антисоветчиками, сыграло в истории нашей страны выдающуюся роль. Интеллектуальный прорыв Страны Советов — это вообще тема отдельного разговора, ибо его успех, особенно учитывая крайне сжатые сроки и тяжёлые как внешние, так и внутренние условия, был феноменальным и ошеломляющим. Во многом, именно благодаря этому Советская Россия достигла пика своего исторического могущества, совершив целый ряд выдающихся инновационных прорывов, которые и не снились современной РФ, чья так называемая “элита” способной лишь “пилить”, воровать и потреблять.

Наша страна стремительно деградирует практически во всех областях. В области политики, экономики, промышленного производства, культуры, искусства, науки. Растёт лишь количество силовиков, чиновников, сросшихся с чиновниками сырьевиков и их обслуги. В сытые путинские годы высоких цен на нефть наша страна, на самом деле, провалилась в трясину развала и деградации гораздо глубже, чем это было даже при Ельцине. Количество долларовых миллионеров и разросшейся массы офисного планктона мегаполисов — не показатель. Вернее, тоже показатель, конечно, только обратный. Показатель степени деградации, а не прогресса. Свидетельство того, что мы неуклонно, но верно становимся классической страной третьего мира, этакой северной Нигерией. С забитым тёмным населением, не имеющим ни доступа к хорошему образованию, ни к медицине, и узенькой прослойкой сырьевых неофеодалов, жирующих за счёт хищнической эксплуатации природных ресурсов. Только лишь ядерный щит, да недобитое советское наследие в виде оставшихся, но стремительно угасающих НИИ, распадающихся космических сил, армии и флота свидетельствует о том, что когда-то на месте северной Нигерии была великая цивилизация.

“Верхняя Вольта с ядерными боеголовками”,— злобно шипели на своих кухнях диссиденты советской эпохи. В их ослеплённые ненавистью узколобые головы не могла придти простая мысль: государство с уровнем развития Верхней Вольты, ныне называющейся Буркина-Фассо, если не ошибаюсь, принципиально не может создать свои ядерные силы. Ибо их появление — это свидетельство высокого уровня развития государства и общества в целом, показатель колоссального прогресса в сфере того же образования. Дикари ядерную боеголовку не сварганят. Для этого им, как минимум, необходима мощная промышленность и, что более важно, достаточное количество квалифицированных научно-технических кадров. И если всё это в стране имеется, то она уже никак не Верхняя Вольта. На самом деле, к Верхней Вольте гораздо ближе РФ. Её ядерные боеголовки созданы не ею, а её предшественником — мощнейшим государством, на обломках которого она выросла как исторический урод.

Деградация нашей страны практически во всех областях вызвана ещё и резким падением качества образования. Взять, к примеру, школьников из обычной общеобразовательной школы. Да многие из них к моменту её окончания не знают самых элементарных вещей. В простеньком диктанте на полторы страницы ухитряются делать по полсотни ошибок. Некоторые студенты-первокурсники не знают правил сложения дробей, не говоря уже о таких “премудростях”, как, скажем, логарифмы и степенные функции. Каждое последующее поколение выпускников и абитуриентов стабильно хуже предыдущего.

Причин этой деградации несколько. Первая и главная — политика Министерства образования и науки, возглавляемая Андреем Фурсенко. Политика, направленная на уничтожение советской, классической системы образование и создание взамен неё куцей, кастрированной западной системы. Причём, системы, терпящей крах уже в самих странах Запада и США. Так, американские власти уже ужаснулись масштабу одебиливания собственного населения, полагающего, что Вторая мировая война началась высадкой союзников в Нормандии и путающего штат Джорджия с Грузией. И пытаются принять ряд срочных мер, больше смахивающих на банальный ликбез. Однако то, что подвергается критике и переосмыслению на самом Западе, навязывается нам как эталон, как истина в последней инстанции.

Низкопоклонство перед Западом, абсолютно некритическое восприятие всего, что идёт оттуда, будь это манера поведения политиков, общественные учения, направления в искусстве, моды — это не так безобидно как кажется. Это масштабная национальная проблема. Дело в том, что подавляющее большинство так называемой российской “элиты” и немалая часть простого народа страдает этим комплексом. С элитой, впрочем, всё понятно. Она формировалась из позднесоветских номенклатурщиков-перерожденцев вперемешку с разного рода жульём. Но именно эта зацикленность на Запад значительной части нашего общества, восприятие нашего исторического и цивилизационного врага как светоча мирового знания, как немеркнущий эталон для подражания едва ли не во всём, является серьёзнейшей проблемой, не решив которую, мы не сможем двигаться вперёд и развиваться самостоятельно даже в случае прихода к власти в стране здоровых сил.

В сфере образования, например, вестернизация приводит вообще к катастрофическим последствиям. Переламывая об колено старую советскую систему, власть насаждает в стране совершенно чуждую нашим традициям, культуре и русскому духу западную систему, сложившуюся в совершенно ином обществе и в иных исторических условиях, основанную на других принципах.

Что же несёт нам уже введённая в России система ЕГЭ и активно насаждаемая в вузах западная “болонская” система? Несёт она, главным образом, следующие: формирование мозаичного мышления обывателя, не умеющего мыслить логически, взращивание целого поколения, не имеющего цельного взгляда на мир. Вся эта дурацкая тестовая система экзаменов, разгрузка школьной программы от “лишних” разделов, направленная на примитивизацию и упрощение, настырные попытки религии влезть в школу — всё это как раз и способствует массовой штамповке молодых неучей в масштабах страны. Легко поддающихся манипулированию посредством подконтрольных СМИ и не способных мыслить критически.

Мы переходим к “классической” западной системе образования, при которой его качество напрямую зависят от степени элитарности учебного заведения. Почти так же теперь и у нас. Хочешь получить качественные фундаментальные знания — ступай в частную элитную школу, коих немного. Или езжай за границу, в Кембридж. Хотя тот же Кембридж по качеству даваемых студентам знаний уступал, скажем, нашему МГУ. Нет на это средств — иди в обычную общеобразовательную школу, с полунищими, морально разлагающимися учителями-бюджетниками и табунами гопников. В школе первого типа учат по-настоящему. В школе второго типа — уже почти ничему. А когда уйдут на пенсию последние специалисты советской закалки, то и вовсе ничему. Селекция населения начинается уже на начальном этапе становления личности, разделяя наш народ на мир “белых” и “синих” воротничков. На тех, кто в будущем будет повелевать, и тех, чей удел — подчиняться. На новоявленную “расу господ” и их холопов.

Кто у нас имеет возможность отдавать детей в частные школы, не говоря уже об отправке их на учёбу за границу? Правильно, те, кто имеет немалые деньги. А кто они? В первую очередь, чиновники и сросшийся с ними сырьевой бизнес. Словом, представители господствующего класса. Подавляющее большинство остальных людей такой возможности лишено. Таким образом, наше общество формируются по принципам кастовости. Уничтожается система социальных лифтов, позволяющая талантливым людям из социальных низов пробиваться наверх. Не имея ни денег, ни влиятельных связей, ни возможности получить хорошее образование, а, следовательно, и хорошую работу, они выталкиваются либо в сферу криминала, либо обречены прозябать на социальном дне. Собственно, подобие кастовой системы выстраивается таким образом уже сейчас. Правящий класс воспроизводит самого себя: детки чиновников становятся чиновниками, детки мародёров-сырьевиков наследуют “бизнес”. При этом господствующий класс препятствует приходу во власть инициативных, честных и талантливых людей со стороны, из низов. Он их отторгает. Воры и расхитители государственной собственности порождают лишь себе подобных.

То же самое можно сказать и о высшем образовании. В России, скажем, развелось полно всевозможных “Академий менеджмента и парикмахерского искусства”, выпускающих, однако, специалистов без твёрдых базовых знаний в какой-либо области. В регионах — куча филиалов столичных вузов, на деле являющихся шарагами по выкачиванию денег и выдаче липовых дипломов. Те, кто был призван просвещать народ, на деле способствовали его интеллектуальной деградации. Вполне логично, что катастрофическое падение уровня образования, например, на Северном Кавказе сопровождалось ростом радикально исламистских настроений и расползанию гражданской войны. Эти социальные процессы — падение уровня образования и нарастающее мракобесие — связаны между собой по закону сообщающихся сосудов.

Катастрофически падает интеллектуальный уровень целого народа. Чахнет и деградирует общественно-политическая и научная мысль. Это заметно практически во всех сферах. У нас в стране в последние годы даже русский национализм какой-то совсем уж примитивный попёр. Развелось немалое число узколобых этнонационалистов с разрушительными установками территориального дробления страны. Скажем, идеи вроде отторжения Кавказа — это только цветочки. Сказав “А” в таком случае придётся произносить и “Б”. Подобная публика вполне может быть использована внешними силами с целью развала России. И всё под радостные вопли о вступлении в новую величайшую эпоху вроде создания “федерации Русских северных республик без хачей, гостарбайтеров, имперцев и коммунистов”. Распространение подобных взглядов — опасная тенденция, свидетельствующая о нарастающем уровне интеллектуального мракобесия. Шутка сказать — есть определённая категория граждан, именующих при этом себя националистами, которая не против развала собственной страны. Вот они — представители нового поколения во всей красе.

Фурсенко оправдывает внедрение в наших вузах “болонской” системы тем, что, мол, нам необходимо подвести наше высшее образование под некие евростандарты. А-то, мол, диплом, российского выпускника на его вожделенном Западе не признаётся. Недвусмысленный намёк на то, что наше образование не чета тамошнему.

Более лицемерного объяснения сложно придумать. На советских специалистов западными странами и Китаем шла и до сих пор идёт охота. Несоответствие их дипломов каким-то там евростандартам никого не волновало и не волнует. Лично мне вообще наплевать на этот Запад с его евростандартами. С какой стати мы должны разрушать то, что было залогом успешного развития нашей страны на протяжении многих десятилетий? Главное — знания, владение уникальными технологиями создания инноваций. Всем этим советские специалисты обладали в полной мере. Именно это послужило первопричиной губительного для страны процесса “утечки мозгов”. Это современное поколение отечественных “болонок” никому не нужно. Их участь — быть обслугой “элиты”.

Помимо сознательного разрушения образовательной системы в России действиями властей, в не меньшей степени её гробит и другое — массовая коррупция, сложившаяся теневая система прейскурантов за оценки, экзамены, аттестаты, дипломы. Коррупция действует как раковая опухоль. Проникая во все клетки здорового организма, она порождает метостазы в виде характерного отношения учеников и учителей, студентов и преподавателей к своим обязанностям, качественного ухудшения образовательного процесса. Дать взятку за хорошую оценку на экзамене — это ведь не просто оценку купить. Это ещё и легализовать собственное незнание. Когда такая легализация становится массовой, мы получаем плохообразованную невежественную массу молодёжи с липовыми дипломами, но с неумеренными амбициями. Как же, ведь они “одипломленные”!

Закончившиеся сытенькие годы эпохи Путина — это не только годы высоких цен на нефть. Это ещё и годы упущенных возможностей. Годы стремительно прогрессирующей деградации государства и общества, подретушированной популистскими лозунгами и фальшивым блеском гламура. Современная Россия, входящая в эпоху кризисных 10-х, оказалась перед лицом многочисленных исторических вызовов. Причём, вызовов настолько серьёзных, что они нам в перспективе грозят не только дальнейшим усугублением разрухи, но и вообще распадом единого государства, возможным отторжением целых нефтеносных регионов.

В сущности, многие эксперты-экономисты и политологи, предрекают в недалёкой исторической перспективе ожесточённую борьбу за ресурсы будущего, которая развернётся между Западом, Китаем и, возможно, исламским миром. Будут ли это открытые войны, либо же будут задействованы технологии холодной войны, механизм “цветных” революций и подрыва противника изнутри — мы пока не знаем.

Но с уверенностью можно сказать одно. Борьба будущего станет, в первую очередь, титанической борьбой интеллектов, борьбой различных путей исторического развития. Возможно, западнистская система демократий вместе с идеологией неолиберализма будет сметена, и нам суждено увидеть пришествие неофашизма. Сценариев будущего несколько, но все они крайне неблагоприятны для нас. Россия, всё ещё обладающая огромными территориями с богатыми запасами ресурсов, в том числе нефтяных, будет представлять лакомый кусок для могущественных держав XXI века. Причём, настолько лакомый, что для завладения этими ресурсами уже недостаточно будет просто иметь лояльное правительство в Москве. Для этого потребуется прямой военный контроль за необходимыми территориями.

И с чем мы вступаем в эту суровую эпоху? С замордованной, плохо вооружённой, разложившейся армией. С насквозь коррумпированным и неэффективным государственным аппаратом. С огромной ратью всевозможных правоохранителей, больше напоминающих жандармский корпус. С почти задушенным интеллектуальным дискурсом внутри страны. Со всё растущей степенью оглупления и мракобесия общества. С вымирающим, больным, морально покалеченным народом. Вот с ЭТИМ мы собираемся встретить новую историческую эпоху? Эпоху беспощадной борьбы за всё сокращающиеся ресурсы планеты?

“Франко-прусскую войну выиграл немецкий учитель”,— изрёк канцлер Отто фон Бисмарк, после того, как Пруссия в 1870-1871 гг. разгромила Францию императора-неудачника Наполеона III.

Боюсь, замордованный российский учитель свою гипотетическую войну проиграет сразу и заранее.

 

Игорь Бойков

http://www.apn.ru/publications/article21772.htm

 


0.13179612159729