19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
Архив материалов
 
Глобокризис в демографическом разрезе

«Информационная природа роста человечества: контуры развития» - под таким названием 20 октября 2009 года прошло заседание Никитского клуба, где председательствовал академик Сергей Капица. Дискуссия шла вокруг его книги «Общая теория роста человечества».


Картина вырисовывается все та же: мир вошел в системный кризис, причем в виде «демографического перехода». Не за горами время, когда рост числа населения на планете прекратится, начнется его старение.
Что делать в этих условиях?

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД – БЕСПОЩАДНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Как свидетельствует работа Сергея Петровича, мы уже находимся в процессе демографического перехода. Рост населения (падение рождаемости), начавшееся в развитых странах, явно распространится и на бедные государства. Почти всю историю человечества рост населения шел по гиперболической кривой: был пропорционален квадрату числа живущих на планете. Но с индустриальной революцией тенденция стала меняться. Если бы гиперболический «закон» действовал и сейчас, то сегодня на Земле жило бы около 10 миллиардов душ, а не 6,5, как в реальности. Это при том, что человек и его симбиоты (домашняя живность) резко выбиваются из общестатистического распределения представителей животного мира. Академик Капица привел таблицу, где показал зависимость численности живых существ на планете от массы их тела (чем больше существо – тем меньше его популяция). Так вот, людей сегодня в 100 тысяч раз больше, чем должно быть по чисто биологической пропорции. Равно как и домашних животных. Например, 2 миллиарда голов крупного рогатого скота, коров в основном, причем каждая по выбросу «парниковых газов» в атмосферу поспорит с малолитражным автомобилем. Но теперь рост численности рода людского останавливается.


Сжимаются также исторические циклы. Так, Древний мир длился около трех тысяч лет, Средние века – тысячу лет, Новое время – триста лет, а Новейшая история – чуть более ста лет. Схожую картину дают наблюдения над некоторыми (но не всеми!) направлениями технологического развития. Все это говорит о том, что мир близок к некоей точке сингулярности, к моменту перехода. Но куда?




Как видите, на графике показано замедление роста численности вида «хомо сапиенс». Отдельно (темные столбцы) указаны процессы в развитых, богатых странах, где четко прослеживается падение рождаемости в результате Великой депрессии и Второй мировой (1929-1945 гг.), временный всплеск деторождения после сорок пятого года – и затем стабильное уничтожение рождаемости в обществах с потребительской моделью жизни и с системой «государства всеобщего собеса» (welfare state). С.Капица прогнозирует, что далее процесс снижения рождаемости захватит и мир бедных, а также развивающихся стран.


Результатом станет, прежде всего, прогрессирующее старение населения (рис.2). Старение населения мира при демографической революции 1950—2150 гг. 1 – возрастная группа моложе 14 лет, 2 – старше 65 лет и 3 – старше 80 лет. (По данным ООН).



А – распределение групп в развивающихся странах и В – в развитых странах в 2000 г.

Помимо старения, серьезный вызов представляет из себя то, что прежде все (политика, экономика, даже сама культура) были рассчитаны на постоянный рост численности сапиенсов. Теперь все придется пересматривать.
Что это означает?

МАЛО РОЖАЮТ? И ХОРОШО!


Выступление директора Института демографии Высшей школы экономики (ВШЭ), профессора Анатолия Вишневского возмутило до глубины души. Впрочем, ВШЭ – цитадель закоренелых либералов прозападного толка: Е.Ясина, Я.Кузьминова и иже с ними. Поэтому позиция А.Вишневского неудивительна.


Суть его выкладок: не нужно повышать рождаемости в РФ (очевидно, что речь идет о собственно русских). Усилия политиков по борьбе с вымиранием и старением населения тщетны и бессмысленны. Мир, дескать, не испытывает пока нехватки детей. И вообще, решить проблему демографии на уровне страны невозможно: нужно брать все в глобальном масштабе. А реальность, по Вишневскому, такова: на богатом Севере живет 1,5 миллиарда людей, на бедном Юге – 5 миллиардов. А потому не нужно мешать потокам мигрантов с Юга на Север. (Понятное дело, что больше всего пусиующих земель – на территории исторической, Большой России). И вообще, мир, как система, стремится к снижению рождаемости. Система подает некие сигналы-мемы (не рожайте детей!), которые, в отличие от политиков, четко улавливаются домохозяйками и главами семей, обычными людьми. Мол, Европа снова летит впереди всех: сначала совершила прорыв в снижении смертности и продлении среднего срока жизни, а вот теперь стала пионером депопуляции. И нам нужно, мол, тоже ей следовать.


- Нужно подчиниться глобальному императиву, - считает А.Вишневский, доказывая: чем меньше народу на планете – тем лучше решаются социально-экономические проблемы.

НАКАНУНЕ БОЛЬШОГО ГЕНОЦИДА И СОЗДАНИЯ КАСТОВОГО ОБШЕСТВА?

Далее выступил автор сих строк, буквально кипя от негодования.
По мнению М.К., исследования Сергея Капицы еще раз демонстрируют агонию капиталистического строя. На первом графике явно прослеживается то, как Великая депрессия-1 (а затем и потребительское общество) уничтожили рождаемость в индустриально развитых странах. Нерождение детей – путь в смерть, в лпасный застой, в общество косных и немощных стариков. Здесь преопределяется остановка развития (кто будет порождать новые идеи и завоевывать новые миры?)


Очевидно, что расчеты академика полностью коррелируют с выкладками таких современных обществоведов, как Андрей Фурсов и Иммануил Валлерстайн. Они считают, что на рубеже веков капиталистический строй вступил в пору распада. Валлерстайн, например, говорит о трех сошедшихся в точку процессах: ослабления прежнего мирового гегемона (США), исчерпания возможности капитализма (экстенсивного строя) к расширению (вся планета уже освоена) и к исчерпанию набора «дешевых стран», куда можно вывести производство. М.Калашников и С.Кугушев («Третий проект») называют, помимо этого, кризис самой потребительской модели общества, застой на многих направлениях научно-технологического развития, экологический кризис, кризис самого вида «человек разумный». Как видите, к валлерстайновским ограничениям для капитализма добавляется еще и демографический переход по Капице: число потребителей на планете перестанет расти. Иные исследователи (А.Фурсов, А.Неклесса, Л.Пайдиев и другие) говорят о развале государства всеобщего благоденствия и национального государства, о гибели среднего класса, о крахе систем социального обеспечения, о кризисе образования и стремительной варваризации общества.


Таким образом, много кризисных процессов сходятся воедино. Капитализм умирает, мир подошел к порогу глубоких и кровавых потрсений. И , увы, эту мировую Смуту встречает не обновленный, динамизированный СССР, а слабая, деградирующая, криминально-сырьевая Росфедерация.
РФ, с 1991 года взяв курс на шествие по «столбовой дороге» капитализма, сама обрекла себя на роль «прицепа» к умирающей системе.


М.К. убежден, что то же самое видит и глобалистская элита Запада, явно выдвигая свой проект будущего. Здесь можно полностью согласиться с А.Фурсовым: сильные мира сего готовят неомальтузианский проект планомерного демонтажа капитализма и создания на его месте кастового «неорабовладельческого» общества. Общества «толпоэлитарного», где правящая группа возносится над серой расой дебилов, превращаясь в биологически и технически усовершенствованных «сверхлюдей». Главное направление: умелое «опускание» основной массы людей для возвышения элиты.


Признаки того, что проект уже осуществляется, налицо. Это и уничтожение образования, превращение школ/вузов в поставщиков живых роботов с несамостоятельным, догматично-лоскутно-нетворческим мышлением («болонская система», тесты-ЕГЭ), массированная «бомбежка» сознания уродской масс-культурой (создание получеловеков), и насаждение нового мракобесия. Можно взглянуть на доклад Национального совета по разведке США («Изменяющийся мир-2025»), где четко указываются главные направления технологического развития (http://m-kalashnikov.livejournal.com/200280.html#cutid1). Среди них – средства тотального контроля («Интернет вещей»), киборгизация людей, отключение мезанизма старения, создание «механических слуг» и т.д. Но только – не освоение пустынь и океана, не космическая экспансия.


Очевидно, что логическое продолжение того же проекта – истребление «лишнего населения» планеты, геноцид. Либо в жесткой форме (возможны некоторые варианты с применением биооружия), либо в мягкой, психологической. Пример – теория, исповедуемая А.Вишневским. Как промежуточный вариант назовем «бархатный геноцид» в виде неолиберальных «реформ», ведущих к уничтожению 10-15% населения в «осчастливленных» странах – смотри примеры РФ и Украины.


Все это ставит на повестку дня вопрос: либо Русская цивилизация выработает свою, альтернативную модель развития (включающую в себя альтернативную программу технологического развития, создание «сверхчеловека доброго» и стимуляцию рождаемости славян), либо – погибнет. Ибо ей места в создающейся кастовой системе нет. Кстати, предложения М.К. президенту Д.Медведеву – как раз в логике русской альтернативы. Например, создание футурополисов – центров творчества, образования, рождаемости, экологически чистых инновационных производств и энергетики. А также – и центров самообеспечения продовольствием, локусов создания нового гражданского общества. Общества сильных, умных, образованных и ответственных за свою судьбу людей.
Шанс России – в создании нового Солнечного мира, мира жизнеутверждающего. В сознательном проектировании новой эпохи, которые одни называют коммунизмом, другие – когнитивной эрой, третьи – нейромиром/нейросоцем (см. работы И.Бощенко, С.Переслегина, автора этих строк, Р.Русова, Ю.Громыко, Ю.Крупнова, П.Крюкова и других). Места хватит всем: есть колоссальные резервы в виде шельфа, пустынь, Арктики, воздушного океана, а в потенциале – и других планет).


Считаю, что нельзя жить в мире угрюмых, «усовершенствованных» стариков. Мы должны слышать детский смех повсюду…

БУДУЩЕЕ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
Так или иначе, но дискурс был задан первыми тремя выступлениями.
Виктор Полтерович, академик РАН и завлабораторией математической экономики ЦЭМИ, говорил о том, что ни одна попытка неолиберально-монетаристских реформ не привела какую-либо страну к наверстыванию Запада. Характерный пример – Чили, где жизнь относительно Европы после всех 15-летних пиночетовско-неолиберальных мытарств даже хуже, чем в 1960-х годах. По мнению академика, вся система, выстроенная развитыми странами (ВТО, доведенная до абсурда «интеллектуальная собственность») препятствует тому, чтобы кто-то поднялся до уровня Запада. Виктор Меерович считает, что догоняющее развитие невозможно. Как Россия в 1913 г. имела ВВП на душу населения в 28% от американского, так и имеет 30% в 2008 г. (Лн милосердно умолчал о том, что в СССР доля была почти 40%) Правмила МВФ – это уничтожение всякого развития.


Однако предложенные В.Полтеровичем рецепты спасения вызывают грустную улыбку. Он не разделяет мнения о конце капитализма, уповая на реформирование МВФ, введение принципа консенсуса при принятии глобальных решений (по образцу Евросоюза) и на создание welfare world вместо welfare state.
Сергей Петрович Капица отметил, что он также – противник интеллектуальной собственности в ее нынешнем виде. Как пример тормозящей ее роли он привел «Дженерал моторз», которая, пряча инновации, нанесла смертельный удар американскому автопромы за последние тридцать лет. (Отмечу, что С.Капица по ходу заседания все время бросал реплики и совершал «интеллектуальные вылазки», онаруживаюшие в нем пламенного русского патриота и противника неолиберальной экономики).


Руководитель социально-инновационного проекта «Россия – информационное общество» Юрий Лешков обрисовал удручающую картину интеллектуально-научной деградации РФ. Как в таких условиях власть собирается строить инновационную экономику-то?


Ю.Лешков считает вполне реальной перспективу, в которой мы для жизни у себя в стране будем вынуждены получать «грин кард» у ТНК. Реалии РФ: отторжение инноваций в экономике, прогрессирующая осталость лабораторной базы в вузах, неразвитость законодательства по науке и управлению инновациями. Страшный эффект будет иметь система ЕГЭ: воспитание неконкурентгоспособных тупиц, ибо и математика, и история, и литература – никак не тестовые предметы. В РФ нет социального запрса на знания и науку, уничтожена система популяризации научных достижений (она была в СССР), идет прививание страха и ненависти к науке через масс-культуру.


По мнению С.Капицы, хорошая иллюстрация для этого – судьба передачи «Очевидное – невероятное». Если в Советском Союзе она (часовая!) выходила раз в неделю по трем крупнейшим телеканалам, то в РФ – раз в две недели всего на одном канале и по 26 минут. По словам академика, идет потеря кадров в нанонауке, а как общество относится к науке вообще, показали одновременные похороны: торжественно-пышные, с участием представителей элиты и масс-культуры РФ – вора в законе Япончика и совершенно безвестные, нищие – «космонавта № 4» Павла Поповича. Как рассказал академик, он прямо заявил главе правительства РФ: РФ превращают в страну идиотов. На что глава ответил: «Я не могу согласиться с формой вашего заявления, но согласен с его содержанием».


Зоя Ларькина, гендиректор агентства «АК & M» говорила о том, что уже сегодня бизнесу необходимо искать новые формы и сферы деятельности. Ибо действительно грядет (в материальном производстве) нечто похожее на коммунистическое изобилие. Значит, потребности людей будут неизбежно смещаться в духовно-нематериальную сферу.

М. Калашников

http://m-kalashnikov.livejournal.com/213392.html#cutid1


0.18083596229553