08/10
03/10
24/09
06/09
27/08
19/08
09/08
01/08
30/07
17/07
09/07
21/06
20/06
18/06
09/06
01/06
19/05
10/05
28/04
26/04
18/04
13/04
09/04
04/04
28/03
Архив материалов
 
Основные проблемы Северного Кавказа решено считать экономическими

Решение образовать Северо-Кавказский федеральный округ и решение назначить в нем полномочным представителем президента Александра Хлопонина нужно рассматривать по отдельности, потому что само по себе обособление Северо-Кавказского округа от Южного – решение чрезвычайно серьезное, системное. Оно, как мне кажется, знаменует череду именно системных институциональных трансформаций, о которых сейчас говорят применительно к МВД и партийно-политической системе. Решение по своему содержанию в целом правильное и логичное, потому что бессмысленно делать вид, что существует такой управленческий объект как юг России, когда реальной головной болью Кремля являются национальные республики Северного Кавказа, чьи проблемы, болезненные социальные симптомы достаточно однотипны. Поэтому логично обособить их в отдельный управленческий объект.

То, что сюда не попадает Адыгея, как мне кажется, - исключение, которое подтверждает правило, потому что было бы странно включать в СВФО анклав   в Краснодарском крае, не включая сам Краснодарский край, а включать в СВФО Краснодарский край – значит полностью лишить смысла саму инициативу, саму управленческую идею. С другой стороны, в новый федеральный округ вошел субъект федерации, который не является национальной республикой, – Ставропольский край. Может быть, идея заключается в том, что центр СВФО должен находится в русском регионе и только таким образом может быть выстроен надежный контроль над кавказскими национальными республиками. Так, кстати, и было во времена кавказского наместничества в XIX веке. Но проблема в том, что тогда это наместничество опиралось не на безликую русскую силу, а на достаточно дееспособную мобилизованную военную русскую силу, то есть на казачество. Казачество как аванпост русской колонизации Кавказа было действительно опорой центра власти в регионе. Как мне кажется, сейчас дефицит именно вооруженного гражданского русского сообщества и является одной из главных системных проблем Кавказа, которые, конечно, не решаются и не будут решены в обозримой перспективе, потому что это потребовало бы иного взгляда на национальную политику. Но, тем не менее, само включение Ставропольского края в этот округ можно как-то объяснить, хотя это решение вызывает вопросы у некоторых экспертов.

Что же касается назначения Хлопонина, то здесь, как мне кажется, есть одна правильная идея и одна неправильная. Правильная идея состоит в том, что, быть может, для кавказского региона нужен новый сильный человек. Хлопонин удовлетворяет обоим критериям: сильный системный дееспособный управленец и свежая голова. Неправильная идея состоит в том, что основные проблемы региона решено считать экономическими. Если в подходах нового президентского комиссара по Кавказу будет доминировать экономикоцентризм, то вряд ли стоит ожидать какого-то успеха на данном направлении, потому что ослабленная социально-экономическая сфера – это важная, но не решающая часть кавказского вызова. Гораздо важнее то, что касается проблемы идентичности, проблемы социальной структуры общества, которая опять же связана не просто со структурой  занятости,  а с существующими родоплеменными, клановыми связями, проблемы дефицита мотивов лояльности в отношении России как государства. Именно гражданской лояльности, а не лояльности административной - у тех, кто контролирует распределение бюджета  и получает выгоду от него с лояльностью все в порядке. В общем, такого рода проблемы необходимо рассматривать в комплексе, и решение их чисто экономическими методами невозможно. Но здесь есть еще один аргумент в пользу назначения человека гражданского, не силовика. Силовик увидеть эти проблемы в комплексе вряд ли сможет, силовики все-таки не проявляли себя по-настоящему эффективными управленцами, даже несмотря на то, что зачастую они лучше могут видеть и регион, и какие-то угрозы, потайные связи, линии напряжения. Но как управленцы они не демонстрировали способности к комплексному видению проблем и их последовательному системному решению.

Михаил Ремизов

http://www.lentacom.ru/comments/12050.html


0.2239511013031