21/11
14/11
07/11
02/11
25/10
18/10
10/10
08/10
02/10
22/09
21/09
13/09
10/09
07/09
04/09
02/09
31/08
25/08
22/08
19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
Архив материалов
 
Парадокс ядерного проекта
Мне задали вопрос, как может Советский Союз, располагающий ядерной бомбой, быть колоний Британии, у которой ядерная бомба появилась позже?

Ответил я так:

Подумайте, а как такое может быть? Старый слой образованных людей Российской империи почти исчез в результате Гражданской войны, голода, эмиграции и тп. На этот счет есть надежные статистические данные. Кроме того, большевики разрешили прием в вузы людей даже без среднего образования, а экзамены отменили. Надеюсь не надо объяснять, что комбинация этих двух факторов профанировала высшее образование. Заодно по последним остаткам образованного слоя был нанесен еще один удар – детям "бывших" законодательно запретили поступать в вузы, оставив небольшую квоту для детей тех «бывших», которые имели заслуги перед большевиками, доказали полную лояльность новой власти.

Только в начале 30-х годов началось восстановление высшего образования, хотя бы вернули экзамены. О какой науке в таких-то условиях может идти речь?

Неудивительно, что в индустриализацию пришлось в массовом порядке приглашать иностранных специалистов, счет шел на тысячи человек. Теперь смотрим, что такое ядерная технология. Это даже сейчас доступно горстке стран, а тогда это был самый передовой край технологии и науки. Чтобы создавать ядерную бомбу нужна лучшая школа физиков –теоретиков, математиков, экспериментаторов, инженеров и т.п. Кроме того, нужно очень много денег и времени. А теперь смотрим. У СССР в 30-х годах еще толком студентов нет, а в 1949 году уже бомба есть! И еще в этот временной промежуток, успели повоевать с 41-ого по 45. В книге «Секретный атом» Владимир Губарев сообщает, что за месяц до конца войны провели учет числа советских физиков. Их оказалось 4212 человека. Физиков, специализировавшихся по атомному ядру, среди них не было. Тогда принимается решение экстренно подготовить физиков для «Атомного проекта». И дано указание обеспечить выпуск из МГУ в декабре 1945 года 10 человек, в 1946 -25 человек. Вдумайтесь, речь идет о ключевом проекте СССР, речь идет о ядерной гонке, то есть о жизни и смерти страны, причем гонку Советский Союз на тот момент явно проигрывает. Бросаются все силы, чтобы ликвидировать отставание. На высочайшем уровне ставится задача подготовить специалистов, а в плане указаны мизерные цифры. Что это означает? Да только то, что руководство страны понимает: на большее рассчитывать невозможно. Это – на пределе сил лучшего и крупнейшего университета СССР.

Учтем, что целый ряд тех немногих ученых, которые вообще хотя бы понимали значение слова «ядерный» вообще ушли на фронт. Только в 1943 году была создана Лаборатория Курчатова, и ей не хватало в работе даже цемента и металла!
А теперь смотрим на «английских лохов», испытавших свою бомбу аж на целых 3 года позже СССР. Это страна, которая на тот момент уже 200 лет была мировым научным лидером, располагая выдающейся наукой, образованием и огромными финансовыми возможностями. Один из отцов ядерной физики, нобелевский лауреат, Резерфорд – британец. Его ученик, нобелевский лауреат, открывший нейтрон, Чедвик- тоже британец. Пострадали от войны несопоставимо меньше, чем СССР. А сделали бомбу после Советского Союза. Так не бывает.

Кстати, ключевая фигура советского атомного проекта - Харитон учился в Англии и как раз у Резерфорда и Чедвика. А один из ведущих советских физиков - Тамм, впоследствии нобелевский лаурет, учился в Эдинбурге.

Вот такие они – англичане, выучили других, а сами не смогли. Некоторые в это верят до сих пор.

0.026830911636353