08/10
03/10
24/09
06/09
27/08
19/08
09/08
01/08
30/07
17/07
09/07
21/06
20/06
18/06
09/06
01/06
19/05
10/05
28/04
26/04
18/04
13/04
09/04
04/04
28/03
Архив материалов
 
Санджак: новые вызовы, угрозы и шантаж Сербии

Юго-западная часть Сербии – Рашская область (Санджак) (*) становится очагом искусственно разжигаемого национально-религиозного конфликта.

По переписи 2002 г. в Сербии проживает более одного миллиона граждан (14% населения), причисляющих себя к национальным меньшинствам. Согласно закону от 2002 г. осуществление прав национальных меньшинств осуществляется посредством Национальных советов, формируемых на основе избирательной системы. Ситуация изменилась в 2009 г., когда правительство Сербии сделало своей главной задачей присоединение Сербии к ЕС. С целью ускорения евроинтеграции Сербии и под давлением Союза венгров Воеводины, поддерживаемых Будапештом, был принят новый закон о Национальных советах.

Главное отличие нового закона заключается, во-первых, в возможности непосредственного выбора членов Советов национальных меньшинств. Выборы на основе нового закона прошли 6 июня 2010 г. во всех 167 общинах Сербии. В списки избирателей были включены 460 000 представителей 19 нацменьшинств, из которых 16 на прямой основе избирали своих представителей в Национальные советы (хорваты, словенцы и македонцы избирают свои Национальные советы иначе - на выборных скупщинах). Кроме того, в дополнение к уже существующим 15 Национальным советам после выборов были созданы еще четыре.

Во-вторых, сфера компетенции Национальных советов расширилась очень значительно: они получили примерно 70 конкретных полномочий в осуществлении прав национальных меньшинств. Советы теперь могут основывать учреждения образования, культуры, средств массовой информации; могут требовать введения в качестве официальных национального языка и письменности в отдельных общинах; предлагать изменение названий улиц, площадей, городских кварталов; утверждать национальные символы и праздники; участвовать в выработке законов, относящихся к национальным меньшинствам; сотрудничать с международными и региональными организациями, государственными органами, организациями и учреждениями в своих «родных» государствах, а также со своими национальными советами в других государствах и т.д. Полномочия Национальных советов теперь настолько велики, что парламент Сербии не может больше принять ни одного закона, относящегося к нацменьшинствам, без их одобрения.

В-третьих, закон позволил включение в процесс выборов Советов политических партий и организаций национальных меньшинств. В результате политический вес Нацсоветов резко возрос. При этом Советы активно взаимодействуют со «своими» политическими партиями - прежде всего это относится к венграм и бошнякам, которые активнее всех муссируют темы децентрализации, регионализации и «региональном развитии».

В Санджаке на выборах в Нацсоветы развернулось острое столкновение между тремя политическими факторами. Список «Бошняцкое возрождение» поддержала Санджакская демократическая партия Р.Ляича, Бошняцкий список за европейский Санджак – Партия демократической акции Санджака С.Углянина. Третий список, Бошняцкое культурное объединение - что стало принципиально новым явлением на политической арене Сербии - возглавил религиозный лидер, муфтий М.Зукорлич.

В-четвертых, поле деятельности Нацсоветов было изрядно расширено сербским Министерством по правам человека и правам меньшинств, выпустившим особую инструкцию. Чиновники в общинах обязывались вносить в список избирателей Нацсовета каждого желающего и даже тех, кого включить в список просят другие лица. Однако исключалась какая бы то ни было проверка ни первых, ни особенно вторых - в результате в число списков избирателей нацменьшинств было включено значительное число сербских граждан без их ведома.

Таким образом, закон о Нацсоветах 2009 г. создал новую модель расширенного самоуправления нацменьшинств в Сербии. Резко возросло общественно-политическое значение выборов в Советы, сопоставимое тепеь с парламентскими и президентскими выборами. Национальные меньшинства Сербии по закону 2009 г. получили такие права, какими, по словам сербского президента Б.Тадича, не обладает никто в Европе (1).

В политической сфере мусульманского общества Санджака на протяжении последних трех лет произошли заметные изменения. Главными политическими партиями региона с 2006 г. были Список Санджака Сулеймана Углянина, Санджакская демократическая партия Расима Ляича и Партия Санджака Февзии Мурича. Партия Углянина выступала с инициативой предоставления Санджаку полной автономии и объединения двух его частей, партия Ляича – интенсификации децентрализации Сербии, партия Мурича требовала расширенной автономии и проведения референдума по определению статуса Санджака. Однако в последующие годы эти партии в основном были заняты взаимными конфликтами и распрями.

Тем временем на первый план общественно-политической жизни Санджака вышло столкновение двух исламских организаций, оспаривающих друг у друга легитимность – Исламское сообщество Сербии во главе с А.Зилкичем и Исламское сообщество в Сербии во главе с М.Зукорличем.

Отметим предварительно, что суть спора связана с прежней организацией Исламского сообщества в СФРЮ. Оно было единым, во главе с реис-ул-улемой (главным муфтием) и центром в Сараево, одновременно существовали и республиканские центры. С распадом же СФРЮ и созданием новых государств начали формироваться самостоятельные исламские объединения. Официальный характер изменениям придал Устав Исламского сообщества СФРЮ, принятый в Скопье в феврале 1993 г. На его основе были провозглашены самостоятельные исламские сообщества БиГ, Македонии и Черногории. Исламские сообщества Хорватии, Словении и Сербии остались связанными с Риясетом (верховное управление мусульман) в Сараеве.

Однако в феврале 2007 г. сербская мусульманская община заявила о своем выходе из подчинения БиГ и создании собственного Риясета Исламского сообщества Сербии с центром в Белграде. В ответ по инициативе Мустафы Церича, главы Исламского сообщества Боснии и Герцеговины, в июле 2007 г. в главном городе Санджака Новом Пазаре прошел объединительный съезд исламских общин Сербии, не принявших духовную независимость Белграда. На съезде было объявлено о размежевании, а главным муфтием страны на этом оппозиционном съезде был избран М.Зукорлич. Он стал во главе Исламского сообщества в Сербии, носящего ярко выраженный радикальный характер, и взял на себя функции представителя всего мусульманского населения Санджака. Раскольнический съезд резко осудил исполняющий обязанности главы улемов Сербии Хамдия Юсуфспахич. «Центральный орган сербских мусульман должен находиться внутри страны, а не за ее пределами», - заявил его помощник Абдулах Нуман (2).

Оппонентом движения Зукорлича является умеренное течение, признающее организационные рамки Сербии. Оно представлено организацией Исламское сообщество Сербии во главе с реис-ул-улемой Адемом Зилкичем. Его сторонники полагают, что бошняки Санджака устали от взаимных распрей и раздоров, а правам мусульман не угрожает ничто, кроме собственных междоусобных конфликтов.

Наибольшую активность во внутреннем и международном плане проявляет движение М.Зукорлича.

В идеологическом аспекте его деятельность отличается агрессивной религиозно-националистической риторикой и непримиримой критикой государственных властей Сербии. Основой пропаганды являются тезисы о том, что «в последние сто лет власть Сербии является угрозой для бошняков», «сербские идеологи от Илии Гарашанина до Добрицы Чосича создали настолько страшную идеологию, что она подпадает под определение геноцида», «большинство сербских режимов находилось под влиянием этой идеологии», «последствиями ее реализации были геноцид, убийства, давление и изгнания бошняков» (3). Логическим продолжением этих тезисов является апелляция Зукорлича к Западу по поводу нарушения в отношении мусульман Санджака национальных, религиозных права, а также прав человека.

Стратегическая задача Зукорлича - выход на общебалканский уровень и интернационализация «проблемы бошняков». Его основным союзником по идее выдвижения территориальных претензий на территории, на которых проживают бошняки – Рашскую область - является Сараевский реис-ул-улема М.Церич. Опора Зукорлича на верховного главу Сараево и его идеологическую формулу «бошняки с той и другой сторон Дрине – одно целое, а Сараево – их единый духовный центр» (4) необходима для интернационализации «проблемы бошняков».

Тактическими средствами Зукорлич называет, во-первых, трансформацию деятельности Национального совета в направлении поворота от предписанной законом активности в области образования, языка и культуры к сфере утверждения национальных прав. Это позволит институализировать систему, формирующую национальную идентичность бошняков, поскольку «бошняки утратили последнюю каплю доверия к системе Сербии и спасение своих прав видят внутри своей собственной системы деятельности». Пока же Национальный совет для Зукорлича обладает лишь «ограниченной оперативной ценностью» (5). Но и сфера культуры не выпадает из его внимания, хотя и на специфический манер. Здесь утверждается тезис об «агрессивной ассимиляции бошняков, поскольку те не имеют образования на собственном языке» и возлагаются надежды на Боснию и Герцеговину. При этом Зукорлич сетует, что Босния и Герцеговина не является национальным государством и не имеет, следовательно, механизмов для защиты прав бошняков, проживающих в Сербии (6).

Во-вторых, он декларирует необходимость добиться получения бошняками статуса конститутивного народа Сербии. В практическом смысле, помимо прочего, в государственных органах должен быть резко увеличен удельный вес бошняков. Накануне выборов в Нацсоветы Зукорлич заявил, что «в Новом Пазаре проживает около 85% бошняков, но в полиции их служит всего 30%. Схожая ситуация в системе правосудия, налоговой службе, таможне, и во всех других учреждениях, в которых бошнякам не принадлежит решающая роль». Он высказал и претензии к паспортам Сербии, где «указано гражданство – сербское, а не государства Сербии», что «для меня лично является оскорблением» (7).

В-третьих, он планирует изменение статуса региона Санджак – обретение им «культурно-просветительной автономии» (8). По последнему направлению летом 2009 г. он инициировал подписание Декларации о нарушении прав бошняков. Декларация содержала 7 пунктов, один из них говорил о создании единого региона Санджак, объединяющего все общины с бошняцким большинством. Зукорлич основывался на общеевропейском процессе регионализации и неизменно требовал создания в Сербии одной административной единицы, охватывающей общины Нови Пазар, Тутин, Съеница, Нова Варош, Прибой и Приеполье. В связи с этим течение Зукорлича и поддерживало усилия белградских властей по регионализации.

Примечательно, что в итоге в первоначальный вариант закона о региональном развитии были внесены изменения. Теперь по новому закону в Сербии вместо предполагаемых семи создано пять статистических регионов. Неизменными остались регионы Воеводина, Белград, Косово и Метохия. Восточная и Южная Сербия (от Смедерево и до Кладова в северной части региона, до Прешево и Босилеграда на юге) объединены в один, а Шумадия и Западная Сербия – в другой тегион. В последний включено пространство от Богатича до Тутина и от Деспотовца до Бруса, таким образом, в вместе оказались Новый Пазар, Съеница, Тутин, Прийеполье, Прибой и Нова Варош (хотя по первоначальному проекту закона Нови Пазар и Тутин предполагалось объединить в Центральном, а остальные четыре общины – в Западном регионе).

Две ведущие санджакские партии – Санджакская демократическая партия Р.Ляича и Партия демократической акции С.Углянина - дистанцировались от Декларации 2009 г., расценив ее как ненужную и вносящую путаницу и противоречия.

Обострение ситуации и столкновения между представителями двух исламских сообществ Сербии произошло в мае 2009 г., что было связано с посещением мусульман Санджака главой Исламского сообщества БиГ М.Церичем. Примечательно, что его визит совпал по времени с посещением Балкан вице-президентом США Дж. Байденом. В ходе своего визита Церич заявил: «Если кто и может стать фактором стабильности в регионе, особенно в Санджаке, то это Сараево. Мы, бошняки из БиГ, хотим сказать бошнякам в Сербии, что мы - с ними и за них, они не брошены, мы – один народ, который живет в двух государствах, мы – в Боснии, они – в Сербии». Позиция Церича осталась неизменной с момента реорганизации Исламского сообщества после распада СФРЮ, когда он утверждал, что «бошняки в Сербии являются составной частью Боснии и Герцеговины в смысле этнической, национальной и религиозной идентичности» (9).

Так непримиримая доктрина М.Церича привела к религиозно-политическому расколу в Санджаке и к возникновению в Сербии дискуссий о необходимости вмешательства государственной власти в «малую войну», которую в последние годы ведут между собой бошняцкие религиозные и политические лидеры.

(Окончание следует)

(*) Санджак (Новопазарский санджак, Рашская область) – историческая область на границе Сербии и Черногории. Здесь – в регионе с историческим сербским названием Рашка - в середине X в. возникло первое Сербское государство, в середине XII в. занявшее лидирующие позиции на Балканах при правителе Стефане Неманиче. Во времена Османской империи, в состав которой Сербское государство вошло в конце XIV в., Новопазарский санджак являлся одним из семи ее административных районов (по-турецки санджак). По решению Берлинского конгресса 1878 г. этот район был передан под контроль Австро-Венгрии, а в 1908-1913 гг. снова находился в составе Османской империи. После окончания Балканских войн 1912-1913 гг. Новопазарский санджак был освобожден из-под турецкой власти и поделен между Сербией и Черногорией. В Санджак входит 6 сербских общин (Нови Пазар, Тутин, Съеница, Нова Варош, Прибой и Приеполье) и 6 черногорских (Плевля, Биело Поле, Беране, Андриевица, Плав и Рожайе). Бошняки (мусульмане Боснии и Герцеговины, при Тито оформленные как национальная идентичность и впоследствии переименованные в бошняков) составляют большинство в трех восточных общинах Санджака Сербии (Нови Пазар, Тутин и Съеница) и двух восточных общинах Санджака Черногории (Плав и Рожае). В настоящее время Санджак переименован, в официальных документах Республики Сербии он назван своим историческим именем – Рашская область.

(1) Ђорђевић М. Национални савети – проблем уместо решења // http://www.nspm.rs/politicki-zivot/nacionalni-saveti-problem-umesto-resenja.html 16. август 2010.

(2) http://www.srpska.ru/article.php?nid=6346

(3) http://www.islamskazajednica.org/index.php?option=com_ezine&task=read&page=2&category=11&article=4069

(4) http://www.politika.rs/rubrike/Politika/Srbija-razgovara-Da-li-se-krshe-prava-muslimana.sr.html

(5) http://www.nspm.rs/prenosimo/srbiju-ne-osecam-kao-svoj-dom.html

(6) http://www.nspm.rs/prenosimo/srbiju-ne-osecam-kao-svoj-dom.html

(7) http://www.nspm.rs/prenosimo/srbiju-ne-osecam-kao-svoj-dom.html

(8) http://www.islamskazajednica.org/index.php?option=com_ezine&task=read&page=2&category=11&article=4099

(9) http://www.politika.rs/rubrike/Drustvo/Ceric-ne-iskljuchuje-incidenate.sr.html

Анна ФИЛИМОНОВА

http://fondsk.ru/article.php?id=3240


0.26561999320984