28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
13/04
11/04
08/04
07/04
06/04
Архив материалов
 
Останется ли Украина частью русского мира?

 

Данный текст не является ни аналитикой, ни публицистикой. Это попытка актуализировать вынесенную в заголовок проблему и попытаться очертить пути её решения. Вначале немного статистики.

Согласно официальным данным переписи 2001 года, русский язык назвали родным 14,273 млн. граждан Украины, или 29,6% населения страны, русский язык использует дома 43-46% населения Украины (то есть столько же или даже чуть больше, чем украинский язык). По данным социологов в областных центрах Украины 75% населения предпочитает общаться на русском языке, сплошные ареалы русского языка в сельской местности существуют в Крыму, Донбассе, Слобожанщине, на юге Одесской и Запорожской областей, островные русские говоры имеются в центральных областях и на Буковине. Большой массив данных о распространении русского языка на Украине накопился в результате многолетнего мониторинга, который проводит ИС НАНУ. Согласно этим данным, русский язык «считает» родным около трети населения Украины (что совпадает с данными переписи 2001 года), а использует в семье (часто наряду с украинским) – более 60%. В социологическом исследовании Института Гэллапа (Gallup, Inc), посвященном отношению к русскому языку в постсоветских государствах, 83% населения Украины выбрали русский язык для заполнения анкеты при проведении опроса. Институт обозначил этот раздел исследования, как «Russian as the Mother Tongue» (Русский язык как родной язык).

При этом, в 1989-1990 учебном году в УССР насчитывалось 4633 школ, где русский язык был единственным языком обучения. С 1990 года число школ с русским языком уменьшилось на 3 тысячи в пользу украиноязычных и смешанных школ. По сведениям украинской ассоциации преподавателей русского языка, ежегодно свой статус школ с русским языком преподавания теряет около 130 школ. В Киеве (исторически русскоязычном городе) из 324 средних школ к 2008 году только в 6 школах обучение ведётся исключительно на русском языке, тогда как в 1990 году их было 155 (в 2003 г. – 9, в 2007 – 7). В 2010 году, по сообщению председателя комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады Владимира Полохало, школ с русским языком обучения осталось 1199, по данным Министерства образования и науки Украины на русском языке училось 862,7 тыс. (18,7%) школьников. Таким образом, мы видим, что несмотря на широчайшее распространение русского языка на Украине, он методично выдавливается из сферы школьного образования. Активная политика «украинизации» на государственном уровне началась с 1994 года. Это неизбежно привело к катастрофическим последствиям не только в области русского образования вообще, но и к серьёзным проблемам непосредственно в самих русских школах.

Государственное обеспечение образования на Украине

После недавних президентских выборов на Украине наметились некоторые положительные тенденции в подходах к русскому школьному образованию. Новый министр образования Д. Табачник предпринимает определенные шаги по улучшению ситуации. Как сообщили в пресс-службе Партии регионов, в частности, Табачник отметил: «Министерство образования работает над тем, чтобы впервые за три года полностью обеспечить учебниками все школы Украины, независимо от языка преподавания». Тем не менее, 5 августа министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник заявил, что новые школьные учебники вряд ли успеют напечатать до начала учебного года из за недостаточного финансирования. Ученики 10-х классов общеобразовательных школ в начале учебного года будут вынуждены учиться в том числе по электронной версии учебников, размещенных на сайтах Министерства образования и науки Украины и ряда специализированных издательств.

Вот этот список:
Электронные версии первых глав учебников для 10-х классов общеобразовательных учебных заведений. Всего там 72 наименования. Обратим внимание на основные. Нужно признать, что в области изучения литературы и русского и украинского языков некая «справедливость» все же формально соблюдена:
«Зарубежная литература» – 4 учебника: 2 не скачиваемых, 2 – на украинском языке.
«Литература (молдавская и зарубежная)» – 1 учебник на молдавском языке.
«Литература (польская и зарубежная)» – 1 учебник на польском языке.
«Литература (российская и зарубежная)» – 1 учебник на русском языке.
(При этом содержание всех учебников по зарубежной литературе абсолютно разное.)
«Украинский язык» – 3 учебника для украинских школ разного уровня, 1 учебник – для русских школ, 1 – для румынских и молдавских, 1 – для венгерских.
«Русский язык» – всего 5 учебников: 1 не скачиваемый, 2 – для школ с украинским языком обучения (оба начинаются с объяснения понятия «билингвизм»!!!), 2 – для школ с русским языком обучения.

Но! Смотрим далее:
«Всемирная история» – 2 учебника, оба на украинском языке.
«География» – 2 учебника, оба на украинском языке.
«Геометрия» – 3 учебника, все на украинском языке.
«Экономика» – 1 учебник на украинском языке.
«Алгебра» – 4 учебника: 3 на украинском, четвертый – не скачиваемый.
«Английский язык» – 4 учебника: 3 не скачиваемых, четвертый – на украинском.
«Биология» – 2 учебника, оба на украинском языке.
«Физика» – 5 учебников: 2 – не скачиваемых, остальные 3 – на украинском языке.
«Химия» – 2 учебника, оба на украинском языке.
Интересно, как будут учиться русскоязычные десятиклассники? Какова ситуация с изданными учебниками, и будет ли их достаточно для школ с преподаванием на русском языке (на соответствующем языке), мы увидим совсем скоро.

Состояние русских школ на данном этапе

Начиная с 1994 года, обеспечение учебниками школ с русским языком обучения производилось в объеме менее 80% от потребностей. Последние 3 года школьные библиотеки практически совсем не пополнялись, поскольку образование на языках «нацменьшинств» (!!!) официально финансировалось государством по остаточному принципу. В течение последних 15 лет материально-техническое обеспечение картами, наглядными пособиями и учебным оборудованием не осуществлялось вообще. За эти годы на Украине на русском языке не было издано ни одного методического пособия для учителей. Такая же ситуация сложилась и с дидактическими материалами.

Существенные проблемы образовались и с кадровым составом. Уже много лет учителей для русских школ не готовит ни один ВУЗ в стране. Педагогический состав не пополняется и не обновляется. По статистике более 50% учителей составляют люди со стажем более 20 лет. Это означает, что если в ближайшее время не будет создана система подготовки педагогических кадров для русских школ, то вначале преемственность, а, затем, и само русское образование начнет рушиться. Кроме того, это выявляет необходимость поддержки работающих в этой системе учителей как последнего бастиона сохранения русского языка и культуры на Украине.

Имеющиеся на Украине демографические проблемы (падение рождаемости) также оказывают опосредованное негативное влияние на состояние русского образования. Низкая заполняемость классов (а во многих крупных городах уже появились школы, изначально рассчитанные на обучение около тысячи учеников, с количеством учащихся менее двухсот) неизбежно ведет к укрупнению (закрытию и «слиянию») школ. В какие именно школы – с русским или украинским языком преподавания – родители поведут своих детей (и, соответственно, какие школы (и школьные традиции!) будут сохранены), будет зависеть в первую очередь от качества обучения и имеющейся материально-технической базы. Пока что по второму признаку (в отличие от первого) русские школы заметно проигрывают, но такое положение ещё вполне можно исправить, учитывая тот факт, что школ с русским языком обучения на Украине осталось немногим более 1000.

Падение уровня владения русским как родным языком

Как заявил заместитель киевского мэра Виталий Журавский, «к большому сожалению, часть молодого поколения общается на русском языке, при этом грамотно писать на этом языке большинство из них не могут, поскольку предмет в школах преподается не всегда».

А вот мнение профессионала: «Одна из причин – курс на коммуникативность, провозглашенный в преподавании русского языка Министерством образования и науки Украины, поставивший его, язык, в узкие рамки иностранного, причем не только по введенным аспектам (аудирование, чтение молча и т. д.), но и по количеству предусмотренных на изучение предмета часов – 1-2 в так называемой «русской» школе и факультативов – в «украинской». Такой подход напоминает преподавание иностранных языков в советской школе 60-70-х годов прошлого века, после чего учащиеся языка не знали. Поэтому-то в общей своей массе учащиеся даже «русских» школ говорят и пишут на русском языке невнятно, с каждым годом все безграмотнее и примитивнее.» (Надежда Дмитриевна Ильина, заслуженный учитель Украины, главный редактор научно-методического журнала «Русский язык и литература в школах Украины», г. Харьков.)

Влияние украинизации на менталитет школьников

Целенаправленная политика украинских властей в области образования оказывает вполне запланированное влияние на формирование соответствующего самосознания и самоидентификации подрастающих граждан Украины. Выпускники школ заметно чаще, чем население в целом, считают родным украинский язык. (Данные Киевского Центра политических исследований и конфликтологии, 2010 г.)

Как русскоязычная группа на Украине будет воспроизводить себя в будущем? В этом отношении ситуация серьезно отличается от группы украиноязычных. Если практически все представители украиноязычной группы хотят, чтобы их дети говорили на украинском, то среди русскоязычных около половины (45%) хотят, чтобы их дети говорили по-русски, тогда как для другой половины опрошенных (43%) не так важно, на каком языке будут говорить их дети. Во многом это объясняется неоднородностью русскоязычной группы, к которой принадлежат:
– те, кто крайне негативно оценивает украинизаторскую деятельность властей и не желает, чтобы их дети переходили на украинский язык;
– те, кто более лояльно относится к языковой политике властей и не против того, чтобы их дети учились в школе с украинским языком обучения.

Такое разделение объясняется тем, что у части русскоязычных граждан сформировалась новоукраинская идентичность, и в их представлении этнический украинец не может (не должен) быть русскоязычным. Новая «украинская нация» создается на основе утраты русскими и русскоязычными детьми их социокультурной самоидентификации. Кроме отказа от родного языка, социологические исследования показывают и другие изменения в менталитете «украинизированного» поколения.

В прежние времена было немыслимо говорить об исследовании социальной дистанции между русскими и украинцами, настолько близок был их статус по всем жизненным параметрам. Данные, полученные в наше время продемонстрировали, что украинские учащиеся по-прежнему соглашались с тем, чтобы русские жили с ними в одной стране, городе, были соседями по дому, соучениками. Однако 20% украинских респондентов не хотят, чтобы русские оказались членами их семьи и родственниками, что свидетельствует о нарастании этнической настороженности между народами.

Поколение нынешних и недавних выпускников украинских школ в большинстве не настроено на упрочение связей с Россией и не осознает глубоких культурно-исторических корней, связывающих наши государства. «Мы задали украинским респондентам вопрос о том, какую роль, по их мнению, играла Россия по отношению к Украине. 46% опрошенных ответило: «отрицательную», 7% – «положительную» и 45% – «разную в различные исторические периоды». Анализируя гетеростереотипы украинских учащихся, из которых многие ни разу не были в России, можно сказать, что они повторяют образ России, который у них сложился в основном при чтении учебников по истории. Именно поэтому нами был проанализирован ряд учебников по истории, рекомендованных для средних школ с конца 90-х годов до 2003 г. Мы пришли к выводу, что в них образ России создается в негативном ключе. Это касается всех исторических периодов, будь то Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация наших дней.» Поколение сегодняшних 17-25-летних для сохранения Русского Мира на Украине практически потеряно. Увы...

Для чего все это написано?

Итак, мы видим, что сегодняшняя ситуация с русским образованием на Украине с точки зрения поддержания русской культуры в частности и объединяющей идеи Русского Мира вообще выглядит весьма удручающе. Мы привыкли к тому, что Украина – это практически «мы», только теперь – за границей. Речевая конструкция «братский народ» въелась в наши головы с детства. Однако, нынешнее направление развития идеологии в сфере образования на Украине ведет к складыванию абсолютно противоположной ситуации с «той стороны». Как минимум одно поколение молодых «украинцев» (в смысле гражданской принадлежности) для нас уже практически потеряно.

Можно ли остановить (или хотя бы притормозить) этот процесс? Единственное очевидное решение – это поддержка русского школьного образования. Только так можно сохранить то, что веками создавалось нашими общими предками – Русский Мир. Мы вынуждены констатировать, что система русского школьного образования на Украине находится в настоящее время в крайне тяжелом состоянии. Но, с другой стороны, это позволяет нам говорить о том, что любая, даже самая незначительная, помощь русским школам сегодня будет заметной и значимой и может кардинально улучшить эту ситуацию.

Кто может и должен оказывать эту помощь?

Было бы вполне логично, если бы поддержка русского образования на Украине осуществлялась государственными структурами Российской Федерации в рамках программы помощи соотечественникам за рубежом. Определенные подвижки в этом направлении есть, но они пока не воплотились ни во что конкретное. Инерционность государственных механизмов и их приоритеты в области первоочередного решения внутренних проблем не позволяют нам надеяться на скорую реализацию каких-либо проектов в этой области. В то же время, русские Украины – это огромная часть единого сообщества – Русского Мира – нашего с вами сообщества. Их проблемы непосредственно затрагивают нас, в первую очередь, ввиду последствий, к которым может привести их несвоевременное решение: мы можем потерять ещё несколько поколений, если позволим заменить русскую культуру и русские ценности нововыдуманными «украинскими». А с ними – и часть Русского Мира (и, заодно, всякую возможность, как минимум, добрососедских отношений с Украиной). Будет ли наше общество бороться за сохранение своих основ? Для достижения этой цели нужны сонаправленные усилия многих людей. Замкнемся ли мы на решении собственных сиюминутных проблем или задумаемся о будущем?

Галина Ципенюк

 

http://www.win.ru/digest/5602.phtml


0.18780303001404