31/08
25/08
22/08
19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
Архив материалов
 
Уровень развития Беларуси к 2015 году будет сопоставим со средней европейской страной

Уровень развития Беларуси к 2015 году будет сопоставим со средней европейской страной

Такая амбициозная цель обозначена в проекте Программы социально-экономического развития, которая выносится на обсуждение Всебелорусского народного собрания. И это при том, что белорусской государственности всего лишь около двадцати лет. За эти годы Беларусь на деле доказала свою способность жить и развиваться как самостоятельное государство. Выбрав эволюционный путь развития, предполагающий сохранение социальной направленности экономики, ее гибкое государственное регулирование и постепенный переход к рыночным принципам хозяйствования, Беларусь избежала серьезных потрясений, выпавших на долю многих постсоветских республик. Крепче оказался и наш иммунитет к мировому финансовому кризису. Никакого обвала, дефолта и прочих напастей со страной не случилось, как предсказывали некоторые пессимисты. Даже самый сложный и непредсказуемый для мировой экономики прошлый год Беларусь в целом завершила с небольшим плюсом. В чем же заключается феномен белорусской модели развития? Как она влияет на политическую ситуацию в стране и имидж Беларуси на международной арене? Каким путем двигаться дальше? Об этом рассуждают руководитель Белорусской группы развития, эксперт РОО “Белая Русь” Юрий ЦАРИК, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси, доктор политических наук Сергей КИЗИМА и политолог, историк Вадим ГИГИН.

 

— Динамичное развитие Беларуси отмечается на уровне многих международных организаций, что выражается в наших довольно высоких рейтингах по уровню развития человеческого потенциала, реформированию экономики, развитию информационных технологий. А как воспринимается этот опыт в самом белорусском обществе?

 

Юрий ЦАРИК: В первую очередь хотел бы отметить, что белорусская социально-экономическая модель, действительно, уникальное явление на постсоветском пространстве. Уникальное не только для бывших республик Союза, но и в определенной степени для всего мира. Если не брать в расчет опыт центральноевропейских стран, интегрированных в Евросоюз и получивших там огромную поддержку, но в значительной мере утративших свой суверенитет, то Беларусь за последние 20—25 лет является единственным успешным примером государственного и национального строительства. В связи с этим динамика электоральной поддержки главы государства, уровень доверия к нему со стороны населения в наибольшей степени коррелируют с такими показателями, как оценка текущего направления развития страны, дей-ствий самого Президента, уверенность в завтрашнем дне. Чем больше граждан считают, что власть работает в интересах всего общества, чем больше людей уверены в своем будущем, тем большей поддержкой пользуется глава государства. Это свидетельствует о высоком уровне политической культуры в обществе, которая позволяет сделать рациональный выбор.

Вадим ГИГИН: В этом контексте важно отметить, что успехов Беларусь во многом достигла, опираясь на демократизм и легитимность действующей власти, понимание этой властью, и прежде всего Президентом, чаяний и интересов граждан.
Сейчас отмечается тенденция к модификации действующей политической системы. До недавнего времени политические партии практически не играли никакой роли в общественной жизни страны. Граждане не ассоциируют нынешний государственный курс с деятельностью какой-либо политической партии. Ситуация начала меняться с 2008 года, когда власть предприняла ряд мер для того, чтобы активизировать политические процессы в стране. В результате в выборах в местные Советы депутатов, которые прошли весной этого года, приняли участие 513 кандидатов от политических партий. Еще большую активность партии проявляют на нынешних президентских выборах. Например, в состав участковых избирательных комиссий включено 1760 представителей политических партий, или в 14,5 раза больше, чем в 2006 году. В избиркомы прошли 183 представителя от оппозиции против одного на прошлых выборах.

Вместе с тем сегодня мы наблюдаем идеологический, кадровый и финансовый кризис в рядах оппозиции. Фактически все ее лидеры себя дискредитировали, некоторые вообще самоустраняются от политической борьбы, предпочитая оставаться серыми кардиналами. На мой взгляд, после президентских выборов должно произойти системное обновление этих сил, иначе они обречены на полное поражение. Полагаю, что парламентские выборы 2012 года пройдут в атмосфере существенно возросшей активности политических партий, большей конкуренции их программ. И это полностью вписывается в действующую модель развития страны, которая складывалась с 1994 года.

— Кого же можно назвать автором этой модели?

 

Сергей КИЗИМА: Белорусская модель развития во многом основывается на здравом смысле, который проявил наш народ в ответственный период.
Чего хотел народ от Президента в середине 90-х годов? Ликвидировать бардак в экономике, покончить с криминальным беспределом, массовой безработицей, угрозой повальной приватизации предприятий за бесценок. Сегодня в стране отсутствует чрезмерное социальное расслоение, обеспечено наименьшее среди постсоветских стран соотношение между доходами наиболее и наименее состоятельных групп населения. И это один из важнейших факторов, обеспечивающих стабильность общества.

Вадим ГИГИН: К тому же Беларусь не развалила, не разрушила потенциал, накопленный в советское время, и многое учла из прошлого. Надо сказать, что на фоне “затухающей” динамики развития СССР в 80-е годы белорусская экономика по сравнению с соседями выглядела намного лучше. Кризисные явления того времени затронули нас в меньшей степени. Самые высокие темпы экономического роста в республике, за которой закрепился образ “сборочного цеха” всего Союза, стали для нас своего рода “подушкой безопасности”.

— Нынешний мировой финансовый кризис заставил многие страны переосмыслить свои подходы к роли государства в управлении экономикой. Белорусская модель развития оказалась наиболее устойчивой к внешним потрясениям, что вызвало к ней колоссальный интерес других стран. За все эти годы мы не изменили и своему главному внешнеполитическому принципу многовекторности. Как эти обстоятельства повлияли на наши позиции в системе международных отношений?

Сергей КИЗИМА: Здесь я хочу обратить внимание на очень интересное и любопытное политическое заявление, которое сделала Президент Литвы Даля Грибаускайте на прошлой неделе на встрече с послами ЕС. Фактически впервые из уст лидера одной из стран Евросоюза мы услышали слова безусловной поддержки Лукашенко. Еще два года назад представить такое было невозможно. Мировой кризис серьезно подорвал прежний идеологический догматизм, самодовольство, самоуверенность стран — членов ЕС. И белорусский опыт развития, который раньше многим из них казался совершенно неприемлемым, уже всерьез начинают анализировать и обсуждать в западноевропейских экономиках.
А посмотрите на Украину. Большая 46-миллионная страна осознает свои ошибки и постепенно перенимает экономический и внешнеполитический опыт небольшой Беларуси. Яркие тому примеры — визит Януковича в Китай, первый приезд Уго Чавеса в Киев, соглашения с Ираном о производстве гражданских украинских самолетов. А ведь в 2004 году Украина полностью и безоговорочно присягнула на верность Западу, пошла на конституционную реформу. Всего несколько безответственных экспериментов, и страна отброшена на много лет назад. Уровень ВВП по паритету покупательной способности на душу населения там в два раза ниже, чем в Беларуси.
Мы проложили дорогу в Латинскую Америку через активизацию контактов с Венесуэлой. В условиях возрастающей в мире конкуренции в сфере энергоресурсов роль этой страны в глобальной политике и экономике также будет расти.


Полностью оправдан и наш курс на стратегическое партнерство с Китаем. О таком партнерстве сегодня мечтает большинство стран мира. Китайские инвесторы готовы вложить в белорусскую экономику 15 миллиардов долларов, а это не просто мощнейшая модернизация экономического потенциала Беларуси. Если Китай направит сюда свой капитал, он будет заинтересован в том, чтобы эти деньги были защищены, чтобы в Беларуси сохранялась политическая и социальная стабильность. С этой целью Пекин будет оказывать нам еще большую поддержку на международной арене. То есть мы начинаем получать те дивиденды, которых добивались, отстаивая все эти годы свой путь развития, свою самостоятельную внешнюю политику.

— Вместе с тем в проекте Программы социально-экономического развития на ближайшие годы отмечен ряд сдерживающих факторов, негативно влияющих на динамичное социально-экономическое развитие страны. В их числе высокая материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции, относительно низкая производительность труда, медленные темпы привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций, отрицательное сальдо внешней торговли. Стало быть, без внесения корректив в существующую модель развития нам не обойтись?

Юрий ЦАРИК: Курс на либерализацию экономической жизни четко обозначен и в президентском Послании этого года. Целый ряд мероприятий в данной сфере уже реализован, сейчас бизнес-сообщество с нетерпением ожидает концептуального документа — Директивы № 4. Основной ее замысел в том, что государство должно сохранить свое присутствие в стратегических отраслях. Те предприятия, которые не представляют для государства стратегического интереса, где оно является неэффективным собственником, можно и нужно отдать частному капиталу на приемлемых для государства и общества условиях. Это делалось и в предыдущие годы, но сейчас, наверное, процесс пойдет активнее. И прежде всего благодаря изменению международной ситуации, оживлению отношений с Европой, расширению возможностей привлечения в Беларусь европейского капитала и технологий.

Вадим ГИГИН: Что касается нерешенных вопросов, они, безусловно,  существуют. Но эффективность государства и власти определяется не наличием или отсутствием проблемы. Важно ее признание и видение способов решения. С этой точки зрения государственная политика в ближайшие годы будет направлена на решение указанных проблем, устранение факторов, ограничивающих экономический рост, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны и существенное повышение уровня благосостояния населения в среднесрочной перспективе.

Евгений КОНОНОВИЧ


0.48996996879578