31/08
25/08
22/08
19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
Архив материалов
 
Продвижение демократии

 

Выборы президента Республики Беларусь до сих пор привлекали достаточно узкое и специфическое внимание. Рассчитывать на какие-либо интриги не приходилось, результаты выборов были очевидны заранее. Некоторое оживление в стабильную картину происходящего вносили лишь неизбежно опечаленные комментарии разнообразных международных институтов, которые ничем другим не занимаются, кроме наблюдения (не всегда, надо сказать, пассивного) за «правильностью» или «неправильностью» процесса избрания какого-нибудь президента с точки зрения западных держав.

Конечно, источники мировой демократии не могут обойти своим вниманием любые выборы. Тем более в тех странах, которые ранее входили в СССР. Так что грядущие выборы президента Беларуси исключением будут вряд ли. И самое время задуматься – в какой форме это самое внимание проявится на этот раз.

Во многих бывших республиках уже были успешно проведены акции по приведению к власти удобных США политиков. Другое дело, что политики эти весьма часто своей клинической инициативностью превосходят любые прогнозы и оказывают своим патронам медвежью услугу, как это было с Саакашвили и его попытками «восстановить целостность» в августе 2008 года. Но в целом – всё идёт в соответствии с намеченными планами. Россия окружена практически сплошным кордоном из лояльных Вашингтону или просто негативно относящихся к ней государственных образований. Хотя, как правило, указанные лояльность и негативное отношение есть явления родственные, если не сказать идентичные по своей сути.

Естественно, что эти самые пограничные режимы имеют различия. Грузия, по причине невеликого размера своей территории и экономики, вполне довольствуется тем уровнем благосостояния, который ей могут обеспечить американские налогоплательщики. Более крупное государство – Украина – одними кредитами прожить долгое время не сможет. И поэтому ей, в отличие от братской Грузии, приходится мыслить глобальнее, думая о невесёлом состоянии экономики и перспективах колебаний цен на энергоносители. То есть, русофобия присутствует в обязательном порядке, однако не афишируется. Полностью убрать ее совсем никак нельзя: русофобия в той или иной форме служит основой идеологии любой «молодой демократии». Убери её – и оставшегося материала никак не хватит на построение цельной системы национально-ориентированного мышления. Ну а то, что можно деликатно назвать евроатлантическими симпатиями – есть залог стабильного и уверенного существования правящих элит.

Полтора миллиарда «бескорыстной помощи»

На всякий случай, в любой из граничащих с Россией суверенных держав присутствует контингент специалистов, которые заняты неусыпным бдением над соблюдением свободы слова, общественных собраний, возможностью проведения гей-парадов, митингов и прочих обязательных для прогрессивного государства явлений. Беларусь не является исключением. Заокеанские специалисты сосредоточены в филиалах организаций, которые по официальным данным обладают крайне размытыми задачами, но весьма щедрой финансовой поддержкой.

Например, бурную активность проявляет организация USAID, слоганом которой является фраза «От американского народа», призванная продемонстрировать широту души и искренность намерений представителей данной структуры. Истоки создания USAID («Фонд международного развития США») уходят к 1961 году, когда Конгресс США принял «закон об иностранном сотрудничестве», который подвергал реформе существующие программы США по всяческому содействию иным государствам, включая сотрудничество военное. Если ужать суть закона до нескольких слов, то предполагалось продвигать интересы США во всех уголках земного шара не только военными методами, но и при помощи разнообразных экономических и социальных программ, имеющих согласованное с задачами США внутреннее содержание. Собственно, сам сайт USAID особенно и не скрывает причин подобного приступа гуманности американского правительства. То, что USAID получила позиционирование исключительно экономической и социальной организации, не имеющей никаких военных и (якобы) политических функций, дало ей «возможность предлагать прямую поддержку развивающимся странам мира». Честью иметь на своей территории главное представительство USAID в регионе может похвастаться Киев. Выбор расположения штаб-квартиры не является неожиданным, учитывая те семимильные шаги, которыми оранжевое украинское руководство двигалось в сторону НАТО.

Как уже говорилось, финансовых трудностей при реализации своих благотворительных задач у USAID нет. Организация поддерживает теснейшую кооперацию с разнообразными фондами и учреждениями, среди которых выделяется Export-Import Bank. Данная банковская структура тоже достаточно примечательна с точки зрения баланса гуманизма и насущной выгоды – ведь этот банк, помимо кредитования «развивающихся стран» под солидные проценты, является ещё и «государственным ведомством, ответственным за содействие экспорту американских товаров и услуг». Структура под названием Фонд кредитования развития (DLF) занимается непосредственно подсаживанием развивающихся экономик на кредитную иглу. Причём взаимоотношения Эксим-банка и DLF выстроены таким образом, что одновременная работа на одних и тех же территориях нисколечко не вредит им самим и, соответственно, той публике, которая представляется «американским народом». Поскольку USAID – это всё-таки структура в высшей степени государственная, то и бюджет у неё глобальный.

Эти факторы и позволили USAID за 10 лет потратить на территории Украины, Беларуси и Молдовы свыше 1,6 миллиардов долларов. Какие преференции, соразмерные этой сумме, получили «американские товары и услуги», остаётся лишь гадать. Да и не было в известной мировой истории случая, чтобы чистосердечная кредитная помощь обернулась ощутимыми благами. О том, на что была потрачена по официальным данным впечатляющая сумма – немного ниже.

Сайт USAID и его посвящённая Беларуси часть в частности, весьма интересны для изучения. Особенно если сравнивать одни высказывания с другими. «Белорусский» раздел сообщает, что «У США есть национальные интересы в свободной и мирной Европе, которая должна включать в себя стабильную, демократическую и рыночно-ориентированную Беларусь». Впрочем, после событий в Сербии и Югославии существуют некоторые сомнения в том, что национальные интересы США выглядят именно так.

Далее говорится о том, что хотя нынешняя Беларусь и может похвастаться изумительной стабильностью, но стабильность эта неправильная. Непорядок состоит в том, что: «нынешняя власть Беларуси душит независимые СМИ и политическую оппозицию, а также проводит сомнительную экономическую политику». «Некоторые положительные, но всё ещё обратимые шаги были предприняты властями по направлению к США и ЕС в области прав человека и создания форумов для диалога с гражданским обществом и демократическими силами». Как видно, в первую очередь USAID озабочена тем, что шаги к США и ЕС могут быть обратимы.

Ну и, разумеется, как только наладится диалог с демократическими силами, то все проблемы государства исчезнут сами по себе. Впрочем, некоторые экономические рецепты всё-таки звучат. «Структурные реформы и приватизация остаются на повестке дня». О каких именно реформах идёт речь – дело тёмное. Но рассказывать бывшим жителям СССР о приватизации, как панацее от всего, – значит демонстрировать оригинальное понимание быстрых методов оздоровления экономики. Учитывая бедственное положение Беларуси в сфере развития неправительственных организаций, необходимого комплекта оппозиционеров и всяких «несогласных», «USAID фокусируется на предоставлении белорусам возможностей принимать участие в реформах и переходных процессах».

Консилиум в деревне Каменюки

Такое впечатление, что если сфокусироваться должным образом не удастся, то реформы вполне могут состояться и без учёта мнения белорусов. Впрочем, винить USAID в вероломстве было бы глупо, ведь вполне доходчиво говорится: «USAID является независимым органом, который обеспечивает экономическое, развивающее и гуманитарное содействие по всему миру в поддержку целей внешней политики Соединенных Штатов». А про цели белорусов нет ни слова.

Кстати, согласно сайту USAID, «американский народ» – чуть ли не богоизбранный. «Соединённые Штаты имеют богатую историю всё расширяющейся помощи тем людям за рубежом, которые пытаются сделать свою жизнь лучше, восстановиться после стихийного бедствия или жить в свободной и демократической стране. Именно эта забота, что выступает в качестве отличительной черты Соединённых Штатов для всего мира – и показывает миру наш истинный характер как нации». Другими словами, «всемирная служба 911» в случаях стихийного бедствия и длительного отсутствия оппозиции«. Кстати, потраченные на Беларусь, Украину и Молдову полтора миллиарда далеко не являются венцом щедрости и безвозмездной помощи «народа». Ибо на том же сайте USAID хвастается своим КПД в таких выражениях: «Иностранная помощь США всегда преследовала двоякую цель – содействие внешнеполитическим интересам Америки по расширению демократии и созданию свободных рынков, улучшение жизни граждан развивающихся стран. Затрачивая меньше половины или 1 процента от федерального бюджета, USAID работает для достижения этих целей по всему миру». Учитывая то, что на 2011 год бюджет США установлен в размере 4 триллиона долларов, читатель может самостоятельно провести несложные подсчёты.

На что же тратится, согласно официальной точке зрения, такая уйма денег? Круглый стол из 23 человек в деревне Каменюки, участники которого вырабатывали рецепты противодействия торговли людьми в Беларуси. Есть, оказывается, в Беларуси и такая проблема, кроме отсутствия демократии. Около 40 человек побывали на презентации проекта USAID «Расширение участия людей с ограниченными возможностями в общественной жизни», проведенной USAID и организацией «Христианский детский фонд» совместно с организациями инвалидов Беларуси. Дело, конечно, благое. Восемь участников программы обмена «Волонтёры и волонтёрская деятельность» рассказали о своей стажировке в США. Жаль, не указано общее количество участников мероприятия, потому как с финансированием в размере половины процента от федерального бюджета такие встречи можно было без особого труда проводить в орбитальном отеле для космических туристов.

Таким образом, на территории Беларуси действует мощная организация, с солидной историей, опытом практической работы и питающаяся напрямую из бюджета США. Причём изучение получаемых и расходуемых сумм, отнюдь не придаёт уверенности в том, что затрачиваемые средства идут исключительно на встречи выпускников и консилиумы в деревне Каменюки.

Андрей Полевой

http://win.ru/win/5868.phtml


0.17100501060486