19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
Архив материалов
 
Призрак былого могущества

В последнее время через средства массовой информации российскими политиками, аналитиками и политологами в общественное сознание россиян внедряется мысль о том, что в ближайшей перспективе развязывание регионального, а тем более глобального военного конфликта против Российской Федерации практически нереально.

Но так ли это на самом деле?

Даже во времена Советского Союза, обладающего ядерной мощью, международным авторитетом и поддержкой стран Варшавского договора, мир неоднократно стоял на грани ядерного апокалипсиса.

Но оставим в стороне ностальгию по былой славе Советского Союза и попробуем разобраться, каков сегодня статус правопреемницы страны Советов и так уж ли эфемерны военные угрозы для России, какими нам их рисуют.

В последние годы военно-политическая обстановка в мире складывается под воздействием процесса глобализации, пронизывающим абсолютно все сферы международных отношений, характеризуясь при этом наличием возможности для отдельных государств применять военный потенциал на основании собственных решений в обход общепринятой мировой практики.

Наряду с традиционными, в мире активно формируются новые центры силы, которые активно наращивают усилия по продвижению своих национальных интересов. В связи с этим резко обостряется борьба за сферы влияния и доступ к ресурсам, а также за расширение возможностей, в том числе легальных, по их использованию. Идет процесс разделения человечества по культурно-этническому и религиозному признакам.

В этих условиях Россия оказалась в довольно затруднительном положении. Возможности российского влияния на мировые геополитические процессы резко сократились. Стремление США и их ближайших союзников к завоеванию мирового господства привели к тому, что Россия уже значительно утратила былые позиции в регионах традиционного сотрудничества (Африка, Латинская Америка, Азия).

Угроза национальной безопасности и территориальной целостности России уже вплотную подошла к ее государственной границе, причем по всем направлениям. Тайно или явно соседние государства предъявляют территориальные претензии и претендуют на захват (с помощью военной силы либо политическими методами) части территории России. В Европейском регионе Финляндия имеет виды на Карелию и Карельский перешеек, Эстония – на часть Псковской области и Печоры, а Латвия – на часть территории восточнее Лудзы. Литва все чаще обращает взоры на принадлежащие России акваторию Виштенецкого озера и ресурсы Балтийского моря.

Кавказ – тлеющий очаг как внутриполитической, так и внешнеполитической напряженности. Деятельность экстремистских религиозных организаций и незаконных вооруженных формирований на территории республик Северного Кавказа существенно дестабилизируют общественно-политическую обстановку. С одной стороны НАТО толкает Грузию к возвращению в свой состав Южной Осетии и Абхазии, с другой – продвижение интересов Турции, которая при поддержке западных стран поощряет этнический и религиозный сепаратизм в регионе. Турция форсирует процесс усиления своего влияния через наращивание военного присутствия. Уже достигнута предварительная договоренность о размещении на территории Азербайджана турецкой военной базы.

Не остаются в стороне и ведущие страны североатлантического альянса, прежде всего, США и Великобритания. Привлекая к участию в Афганистане воинские контингенты Армении, Азербайджана и Грузии, они также усиливают свое влияние на Южном Кавказе.

Значительно ослабли российские позиции и в Средней Азии. Размещение военных объектов, а также военнослужащих США и их партнеров по НАТО на территории Узбекистана, Киргизии и Таджикистана ведет к вытеснению оттуда России и потере размещенных там российских стратегических военных объектов. Осуществление планов НАТО по созданию в Таджикистане регионального центра по борьбе с терроризмом только усиливает данную тенденцию.

Расширение военного партнерства НАТО с остальными странами Азиатско-тихоокеанского региона несет прямую угрозу военной безопасности России. На Востоке – Китай с его претензиями на часть Хабаровского края, причем, находясь на пороге серьезного демографического и сырьевого кризиса, его заинтересованность в российских территориях будет только возрастать. Уже сейчас можно видеть, как постепенно Китай осуществляет политическую и экономическую экспансию на российскую территорию. В некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в 1,5-2 раза больше, чем русскоязычного населения, а в Забайкалье уже более 20 мэров районного уровня китайского происхождения руководят российским населением.

Япония со своей стороны использует все имеющиеся у нее возможности для возврата островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, которые она считает исконно своими землями, а также оспаривает остальные острова Курильской гряды и Южный Сахалин.

В ближайшее время «грянет гром» и на северных территориях России. Столкновение интересов ряда стран по вопросу разработки полезных ископаемых континентального шельфа в Северном ледовитом океане приведет к нарастанию напряженности и созданию предпосылок возникновения конфликта с применением военной силы.

Таким образом, в самое ближайшее время Россия может стать главной ареной борьбы за источники сырья и природные богатства. Недавний договор Норвегии и Российской Федерации – это только ширма, которой прикрывается НАТО. Пакт Молотова – Риббентропа заключался с той же целью. Делать расчет на то, что участие России в деятельности основных межгосударственных и международных организаций для обеспечения своих интересов в сфере безопасности исключит возможность агрессии – в высшей степени преступно.

Анализ вооруженных конфликтов последнего десятилетия показывает, что для применения военной силы в том или ином регионе США и их партнерам по НАТО нет необходимости следовать установленным нормам международного права, а достаточно объявить эти регионы зоной своих национальных интересов. Так было в Югославии, так было и в Ираке.

Существует и другая возможность осуществить военную экспансию в обход международных соглашений. Речь идет о частных военных кампаниях (ЧВК), порождении транснациональных, преимущественно энергетических корпораций США (ТНК). В условиях острой борьбы за ресурсы ЧВК выступают в роли вооруженных сил, выполняющих любые задачи по захвату ресурсов или установлению контроля над ними. Отличительной чертой ЧВК по осуществлению своей деятельности является то, что им нет необходимости иметь разрешение либо законные санкции правительства. Все задачи выполняются в рамках тайных операций и неофициальных действий.

ЧВК в настоящее время обладают большей властью, чем некоторые правительства, имея возможность во взаимодействии с энергетическими ТНК и ТНК военно-промышленного комплекса влиять на руководство США с целью формирования государственного курса на развязывание войны.

Реалии таковы, что НАТО и США уже распространили свое влияние на Восточную Европу и страны Балтии. Вашингтон усилил свое влияние на Кавказе путем укрепления отношений с Грузией и другими странами. Наконец, американцы продвинулись в Центральную Азию – сначала путем развития там энергетических проектов, а затем развертывания военных баз и разведывательных служб по всему региону.

Сегодня невозможно отрицать тот факт, что Россия оказалась не готовой и неспособной в одиночку противостоять современным угрозам ее национальной безопасности. Когда-то государь Император Александр III сказал: «У России нет друзей, нашей огромности боятся... У России только два надежных союзника – её армия и её флот».

Сегодня этот тезис весьма спорен. Россия оказалась зажатой в рамках собственных границ, незыблемость которых оспорена соседними государствами, а ее Вооруженные Силы находятся во весьма плачевном состоянии. Подтверждение тому – учения «Восток-2010», которые показали полную несостоятельность проводимой военной реформы. Попытки России нарастить свой военный потенциал на границах с наиболее проблемными регионами (Кавказ и Китай) тоже выглядят весьма неубедительно. Определенные круги в российском политическом бомонде, продвигая проамериканские интересы, весьма заинтересованы в развале российской армии и флота. И они уже практически добились своих целей. Серия проведенных и планируемых учений НАТО в Латвии, Литве и Эстонии, а также переоборудование военной инфраструктуры стран Балтии под стандарты Альянса показывает, что западное направление – главный источник военной опасности для Российской Федерации. Подобные мероприятия не вызывали бы опасений если бы не близость к российским границам. Невооруженным глазом видно, что такие учения есть ничто иное, как планомерная подготовка к высадке, размещению, а также участию в военных операциях сил Альянса в регионе. В операциях против кого? Кто становится главной мишенью натовских стратегов? Ответ очевиден – Россия.

В соответствии с концепцией ослабления России ее противниками, как за ее пределами, так и в самой РФ все активнее проводится кампания по разрушению интеграционных процессов в СНГ, причем особое внимание обращено на противодействие реализации союзных связей между Россией и Белоруссией. Созданная система коллективной безопасности в рамках ОДКБ уже не будет в полной мере выполнять поставленные задачи ввиду проникновения в ряд стран-членов структур североатлантического альянса. Для защиты своих жизненных интересов Россия может опираться только на свой военный потенциал, который весьма скуден, а также на потенциал союзников, которых, кроме Белоруссии и Казахстана, практически не осталось.

В этих условиях с особой ясностью приходит понимание того, что крайне важно сохранить то немногое, что у России осталось. Необходимо не разрушать, а укреплять с таким трудом созданное Союзное государство, какие бы противоречия не возникали на пути интеграции.

Можно долго полемизировать о роли белорусской армии для обеспечения безопасности России, кто кому должен и кто кого кормит, а также сетовать на несговорчивость белорусского президента по ряду экономических вопросов, умиляясь собственным великодержавным шовинизмом. Очевидно одно, необходимо срочно создавать действенную систему безопасности на основе братских отношений между славянскими народами и всеми теми, кто разделяет российские взгляды на справедливое мироустройство, а также с теми, кому угрожают те же противники, что и России.

Первые шаги уже сделаны. Президент Российской Федерации прекрасно понимает всю ответственность за безопасность в стране и регионе, поэтому и положено начало интеграционному процессу с Украиной.

Без сплоченности славянских народов, организации единого фронта противодействия западной экспансии, создания мощных коалиционных вооруженных сил Россия так и будет с тоской вспоминать о былом величии Советского Союза и грустно наблюдать, как все его завоевания безвозвратно утрачиваются.

 

В. Федоров

http://zvezda.ru/geo/2010/11/30/power.htm


0.1699800491333