25/08
22/08
19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
Архив материалов
 
Беларусь-Россия-Евросоюз

Мое глубокое убеждение состоит в том, что тот тупик, в который за последние пару лет зашли белорусско-российские отношения, является преодолимым, причем, его преодоление укрепит безопасность и Беларуси, и России, а также общеевропейскую безопасность. И, в принципе, на сегодняшний день уже очевиден основной метод преодоления этого тупика. Это, конечно же, неполитическая интеграция, проектная интеграция наших стран. Помимо мер восстановления и укрепления доверия (которые стоит обсудить отдельно) этот метод предполагает перенесение акцентов в наших двусторонних отношениях с тех вопросов, которые нас разъединяют, к вопросам, по которым наши интересы развития совпадают.

Действительно, публичная белорусско-российская двусторонняя повестка последних месяцев почти полностью сведена к вопросам энергетики и, даже хуже, к обсуждению условий поставок углеводородов и сопутствующих деталей. Но ведь очевидным и неотменяемым является то, что по данному конкретному вопросу интересы Беларуси и России принципиально противоположны. Беларусь, как потребитель энергоресурсов, и Россия, как их поставщик, имеют разные, противоположные интересы относительно поставок российских энергоносителей в Беларусь. И здесь ничего не сделаешь. По подобным вопросам между Беларусью и Россией возможен лишь временный компромисс, который к тому же всегда будут пытаться разрушить российские и белорусские отраслевые лоббисты. Сохранение подобного компромисса возможно только в том случае, если он закреплен, «зацементирован» полным консенсусом по другим направлениям, где интересы двух стран действительно совпадают.

Приведу один яркий пример такого направления сотрудничества Беларуси и России. Беларусь вступила в 2011 год не только как член Таможенного союза совместно с Россией и Казахстаном, но и первой ратифицировав пакет документов по созданию с этими странами Единого экономического пространства. Ожидается, что в течение 2011 года то же сделают Москва и Астана, после чего, ориентировочно – с 2012 года, ЕЭП заработает на полную мощность. И, конечно, данный процесс имеет прямое отношение к экономической интеграции России и Евросоюза. Создание ЕЭП сделает существенно ближе для Беларуси, России и Европы регион Центральной Евразии и, в частности, Афганистан – интересную, сложную страну, которая является крупнейшим в мире экспортером наркотиков и ареной реализации крупнейшей на данный момент военной операции в мире. Эта новая близость Афганистана для Беларуси уже успела проявить себя в 2010 году: в сентябре прошлого года белорусские правоохранительные органы изъяли крупнейшую в истории страны партию афганского героина – 28 кг.Афганистан производит более 90% всего опиума в мире, а также делит с Марокко первое место по объемам производства наркотиков каннабисной группы. Параллельно с наркотиками из этой страны экспортируются политический и религиозный экстремизм, терроризм, коррупция, другие формы транснациональной преступности. Афганский наркотрафик подрывает стабильность Центральной Евразии, разрушает политический мир и законность в странах, расположенных вдоль основных маршрутов трафика. При этом крайне важно, что 10 лет иностранного военного присутствия в Афганистане, эту годовщину мир отметит в октябре текущего года – 10-летие начала операции «Несокрушимая свобода», не дали позитивного результата ни с точки зрения обеспечения безопасности в Афганистане, ни с точки зрения противодействия наркоторговле. Безудержное наращивание группировки иностранных войск в этой стране сопровождалось таким же ростом наркопроизводства – фактически с нуля тонн в 2000 году (если считать территорию, подконтрольную центральному правительству талибов) до более чем 6–8 тысяч тонн ежегодно в последние два-три года.Следует отметить, что главными жертвами афганского наркопроизводства являются Евросоюз, который лидирует по абсолютному числу потребителей опиатов, и Российская Федерация, где высочайшим является удельный показатель наркопотребления. Естественно, в крайне уязвимом положении в отношении этой угрозы находится и Республика Беларусь, где темпы наркотизации населения в последние 2–3 года, как минимум, не снижаются.В связи со всем изложенным в феврале 2011 года, в рамках белорусского председательства Главы государств–членов ОДКБ обратились к Генеральному секретарю ООН с совместным заявлением и просьбой поставить на повестку работы Совета Безопасности ООН вопрос о признании афганского наркопроизводства угрозой международного мира и безопасности. Несколько ранее свое слово по этому поводу сказал Евросоюз, где Европарламент принял в ноябре 2010 года новую стратегию по Афганистану, включающую предложение о 5-летнем плане по ликвидации наркопроизводства в этой стране. Документ был разработан евродепутатом с большим опытом борьбы против афганского наркопроизводства – бывшим заместителем Генерального секретаря ООН Пино Арлакки.Анализ этих событий показывает, что именно ликвидация афганского наркопроизводства и стабилизация Центральной Евразии является тем проектом, вокруг которого полностью совпадают интересы Беларуси, России и Евросоюза.Дело в том, что, как выявил в своем докладе Европарламенту Пино Арлакки, а также ранее многократно подчеркивали компетентные российские эксперты (прежде всего, коллектив Института демографии, миграции и регионального развития и его руководитель Юрий Крупнов), афганская проблема не имеет ни военного решения, ни решения по формуле «война плюс гуманитарная помощь». Для победы над наркопроизводством необходимо полноценное альтернативное развитие Афганистана – создание базовой экономической инфраструктуры, индустриализация страны, резкий подъем легального сельского хозяйства, создание миллионов новых рабочих мест, что, конечно же, потребует и демилитаризации Афганистана, вывода из него иностранных войск. Наиболее подробная программа такого решительного развития Афганистана была представлена в докладе Института демографии, миграции и регионального развития еще в 2009 году. Следует отметить, что реализация подобных планов не только в отношении Афганистана, но и в отношении всей Центральной Евразии, соответствует интересам и России, и Беларуси (вместе с другими «малыми» постсоветскими государствами), и Европейского союза. Потому что речь здесь идет не только о ликвидации крупнейшей угрозы европейской безопасности, но и о создании реального механизма противодействия глобальной рецессии, вторая волна которой, судя по всему, уже неизбежна. Задача организации решительного развития Центральной Евразии позволяет создать для ее решения специальный финансовый пул, который позволил бы участвующим в процессе странам осуществлять целевую денежную эмиссию под конкретные проекты, не порождая при этом инфляцию. Решение указанной задачи позволит преодолеть рецессию и даст мощный импульс экономикам Европы и постсоветского пространства. А стабилизация региона Центральной Евразии и создание там емкого регионального рынка будет иметь продолжительный позитивный экономический эффект, внесет вклад в укрепление европейской и евразийской безопасности.Я привел только один из проектов, объединяющих интересы всех участников треугольника Россия–Беларусь–Европа. Но уже сегодня подобных проектов можно обозначить не менее двух десятков. Это потенциально мощнейшая основа интеграционных процессов в Евразии. Но для того, чтобы эти проекты стали реальностью и меняли реальность, необходима, прежде всего, масштабная экспертная и аналитическая работа, связанная с их разработкой, обсуждением, согласованием позиций участвующих сторон.

Ю. Царик

http://www.bgr.by/project/vzaimodeistvie_belarusi_rossii_i_evrosoyuza_v_obespechenii_bezopasnost


0.10255289077759