19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
Архив материалов
 
Евросоюз: вторая волна кризиса не за горами

Никто не ждал от июньского саммита Европейского союза революционных решений. Сложившаяся в ЕС, и в частности в еврозоне, ситуация выглядит столь безрадостно, что, кажется, любые принятые решения политическое сообщество и бизнес встретят с облегчением. Ведь уже пять стран-членов ЕС обратились в Брюссель за экстренной финансовой помощью. Следующая на очереди - Италия, имеющая четвертую по объемам экономику в Евросоюзе. А потому сводить проблемы «объединённой Европы» к любящим жить не по средствам грекам или выискивать экономический рост величиной в десятые доли процента уже невозможно.

Участникам форума удалось решить, пожалуй, одну задачу – выиграть время. Однако нет никаких гарантий, что за ближайшие полгода в распоряжении лидеров Евросоюза появятся новые антикризисные механизмы или будут успешно использованы уже имеющиеся.

 Основное, что продемонстрировал завершившийся саммит Евросоюза - уже 18-й по счету за время кризиса, – это сохранение серьезных противоречий в рядах ЕС. Главная линия противоречий в Европе по-прежнему проходит по границам Германии. Федеральный канцлер Ангела Меркель, несмотря на беспрецедентное давление из Брюсселя, так и не дала согласия на выпуск общеевропейских облигаций. В поддержку подобной меры активнее других выступили Италия, Испания и Франция, уже имеющие чрезмерные размеры госдолга и рассчитывающие при помощи коллективных евробондов снизить стоимость заемных средств. Однако такой механизм напрямую бьет по сильнейшей экономике ЕС – Германии, и без того выступающей главным донором европейских стабилизационных фондов. Брать на себя еще и общий долг «проблемных стран» Меркель отказалась категорически. Она сослалась на то, что принципы, на которых базируется финансово-экономическая деятельность Евросоюза, не предусматривают взаимной ответственности стран за национальные долги, поскольку отсутствует механизм контроля за использованием средств, выделенных государствами друг другу. К тому же совокупный долг самой Германии за последний год вырос еще на 2,1%, достигнув астрономической отметки в 2,042 трлн. евро.

С приближением предстоящих в 2013 году в ФРГ всеобщих выборов фактор долга явно будет играть против нынешней правящей коалиции во главе с Ангелой Меркель, что заставляет ее проявлять максимальную сдержанность в вопросах кредитования Греции и ее собратьев по общеевропейскому несчастью. «Навязать принятие евробондов – значит повторить старую ошибку», которая была допущена во время введения единой валюты без завершения процесса налоговой и бюджетной интеграции еврозоны, заявила Меркель. По ее словам, евробонды и прочие аналогичные бумаги не только «не соотносимы с конституцией Германии», но и «контрпродуктивны». «Сейчас гораздо важнее обсудить различные идеи о коллективной ответственности и возможности улучшения контроля» одних европейских стран над другими. Эта позиция в корне противоречит подходу, предлагаемому президентом Франции Франсуа Олландом и поддержанному руководителями исполнительных органов Евросоюза. Однако им приходится считаться с «особым мнением» канцлера. [1]

Правда, ценой принципиальности фрау Меркель стало вынужденное согласие Берлина пойти на уступки по другому пункту общеевропейской повестки дня – по параметрам так называемого «Европейского пакта роста и занятости», предусматривающего выделение средств на создание новых рабочих мест и стимулирование производства. Речь идет о сумме в 120-130 млрд. евро, разбитой на два транша по 60-65 млрд. евро. По этому вопросу в оппозиции оказались как раз Италия и Испания, недовольные тем, что данная программа растянута на слишком длительное время и не позволяет использовать выделяемые средства на текущие нужды покрытия госбюджета и рекапитализации банковской системы. Столкнувшись с оппозицией в лице Мадрида и Рима, руководство ЕС было вынуждено спешно вносить коррективы, пообещав «фрондерам» прямое выделение средств на рекапитализацию их проблемных банков. Это опять-таки вовзмутило Германию, но в итоге Ангела Меркель не решилась блокировать еще одно решение саммита.

Рекапитализация проблемных банков будет поручена Европейскому центробанку, к которому до конца года перейдут функции главного надзорного органа ЕС в банковской сфере. Председатель Еврокомиссии Жозу Мануэл Баррозу заявил, что стоит вопрос о переводе всей евроинтеграции на новый уровень. Предпринимается попытка создать в ЕС наднациональный центр принятия финансовых решений в сфере бюджетного планирования наподобие Федеральной резервной службы США. Однако данный шаг потребует внесения изменений в законодательство всего Евросоюза и отдельных стран. Поэтому обещанные Испании на рекапитализацию национальной банковской системы 100 млрд. евро будут предоставлены правительству страны по линии ЕС еще на прежних условиях – вне нового механизма финансовой интеграции.

Наконец, саммит обсудил еще один документ, призванный стать эпохальным для Евросоюза – рассчитанный на десять лет «Путь к экономическому и валютному союзу». Его авторами выступили председатель Совета ЕС Херман ван Ромпей, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, глава объединяющей министров финансов Еврогруппы Жан-Клод Юнкер, а также президент Европейского центробанка Марио Драги. На первом этапе план требует от стран-членов Евросоюза согласиться на создание общеевропейского казначейства, призванного контролировать соблюдение параметров бюджета ЕС и национальных бюджетов стран-членов этой организации. Данное согласие было получено в последний день работы нынешнего саммита, но «за скобки» пока вынесено ключевое положение о праве казначейства накладывать вето на национальные бюджеты, в случае если в них превышен лимит заимствований.

Решение о создании общеевропейского казначейства как центрального контролирующего органа в рамках ЕС было принято сразу же после обнародования очередного ежегодного доклада Банка международных расчетов. Его авторы констатировали, что возможности национальных центробанков Европы по поддержанию стабильности экономики фактически исчерпаны. В настоящее время эти банки «перегружены» проблемными активами, доля которых за последнее десятилетие удвоилась. Причину подобной ситуации эксперты видят в неспособности европейских правительств выдвинуть реальный план преодоления кризиса, что вынуждает Европейский центробанк практически в одиночку осуществлять масштабные финансовые интервенции наподобие выделения 100 млрд. евро на спасение банковской системы Испании. 

А крупнейший финансовый спекулянт и один из идеологов создания «Нового мирового порядка» миллиардер Джордж Сорос прямо предупредил лидеров ЕС о грядущем крахе евро в том случае, если страны Евросоюза не смогут преодолеть свои разногласия. [2] Аналогичные оценки приводит и французская газета Le Monde, подчеркивающая, что «до настоящего момента страны подходили к кризису евро так, как будто речь шла о переговорах по сельскохозяйственным ценам. Торг или защита краткосрочных национальных интересов брали верх над стремлением выйти из кризиса». [3]

Если судить по такому критерию, как доходность национальных суверенных десятилетних облигаций, нынешний кризис в Европе уже окончательно вышел за пределы еврозоны. В частности, в опасном интервале 5-10% годовых оказались государственные долговые бумаги Венгрии и Польши. Приближается к этим странам и Чехия. А из стран-членов зоны единой валюты наибольшие шансы пополнить перечень «проблемных» стран имеет Бельгия. [4] Эти данные перекликаются с последней информацией, обнародованной агентством Bloomberg, согласно которой не менее 8-ми из 17-ти стран-членов еврозоны уже вступили в рецессию. [5]

Подобное развитие событий может иметь далеко идущие и крайне опасные политические последствия. «Призрак финансового кризиса 1930-х годов, который привел к росту популярности нацистской партии Гитлера и Второй мировой войне, подкрадывается к Европе», - подчеркивает немецкая Die Welt. [6] А профессор истории и международных отношений Принстонского университета Гарольд Джеймс проводит показательные параллели между «порочным кругом распространения долгов банков и государств» 80-летней давности и сегодняшнего дня. [7] Любопытно, что в самой Германии голоса сторонников и противников евро делятся практически поровну: 43% опрошенных высказываются за сохранение евро, а 41% хотел бы вернуть в обращение немецкие марки. Да и итоги гипотетического референдума о членстве Германии в Евросоюзе далеко не так однозначны. По данным местных социологов, в этом случае «за» проголосовали бы чуть больше половины участников плебисцита - 51%. [8]

При этом, похоже, неспособность лидеров ведущих государств Евросоюза экстренно разработать и принять комплексную антикризисную программу уже в ближайшее время сместит эпицентр кризиса на Восток, в восточноевропейские страны. Сейчас доля иностранных пассивов у государств этого региона достигла опасного уровня. В Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехии данный показатель находится в диапазоне 75-80% активов, а у вступающей в середине 2013 года в ЕС Хорватии уже достиг 90%. [9] Данное обстоятельство позволяет прогнозировать наступление второй волны финансово-экономического кризиса на пространстве Евросоюза, который в первую очередь ударит по странам Центральной и Восточной Европы.

Последние, с одной стороны, еще далеко не завершили процессы трансформации в соответствии со стандартами ЕС, а с другой – тесно связаны с находящейся в кризисном состоянии банковской системой «единой Европы». Неудивительно, что именно восточноевропейские страны выглядят сейчас наиболее уязвимыми перед «второй волной» кризиса, которая, похоже, не за горами.

______________________

[1] Le Figaro, 28.06.2012

[2] Ведомости 26.06.2012

[3] Le Monde, 27.06.2012

[4] Коммерсантъ, 26.06.2012

[5] РБК daily, 26.06.2012

[6] Die Welt, 27.06.2012

[7] The Daily Mail, 28.06.2012

[8] Der Stern, 28.06.2012

[9] Ведомости, 29.06.2012

Петр ИСКЕНДЕРОВ

http://www.fondsk.ru/pview/2012/07/05/evrosouz-vtoraya-volna-krizisa-ne-za-gorami.html


0.12519121170044