22/09
21/09
13/09
10/09
07/09
04/09
02/09
31/08
25/08
22/08
19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
Архив материалов
 
Слово кандидату от оппозиции
В Россию вернулась политика. Оппозиция вновь выдвигает кандидатов в губернаторы.  Мы решили предоставить слово кандидату в губернаторы Рязанской области Владимиру Федоткину. 

 

Во время выступлений перед рязанцами я часто слышу вопрос: «Вы, коммунисты, уже возглавляли администрацию области и думу. А что вы сделали для области?». Поскольку такие вопросы продолжают поступать, хочется хотя бы кратко напомнить о том, что же действительно мы делали в тот период.


Известно, что основная задача всех уровней власти – обеспечить наиболее благоприятные условия жизни людей и их труда, обеспечить развитие и наращивание экономического и социального потенциала. Более того, власть должна искать не оправдательные причины (например: кризис на Западе – вот и у нас плохо), а должна искать пути и методы решения внутрирегиональных вопросов.

С таким настроением мы и пришли в 1996–1997 годах к руководству Рязанской областью. Мы – это большая команда специалистов самых разных направлений. Не всегда совпадали наши политические взгляды, но все мы старались сделать жизнь в Рязанской области лучше.

Это было трудное время – период экономической и правовой неразберихи. Денег не хватало даже на самое необходимое. Долг Рязанской области в 24 раза превышал её собственные доходы! Такого, по моим данным, не было ни в одной другой области. Многие вопросы приходилось, как говорится, решать с колёс. Но шаг за шагом нам за 4 года удалось решить эту задачу, да ещё осуществлять текущие платежи, вести строительство и ремонт бюджетной сферы. Это было очень непросто, но - сделали. (Для сравнения: сегодня долг Рязанской области около 17 млрд. рублей. Кто его будет отдавать и за счёт чего?). Полгода составляла задолженность бюджетникам по зарплате. Год –по выплате детских пособий. В течение года удалось погасить и эти долги.

В тот период нам усиленно навязывали идею выпуска облигаций под залог сельхозугодий. Но мы прекрасно понимали, что пройдёт время и у рязанцев не останется ни клочка земли. Всё уйдёт на сторону. Поэтому всеми силами противились этой идее и защитили свою позицию. Много раз руководству области приходилось выступать в Москве, доказывая, что нельзя ликвидировать дорожные фонды. Без дорог останемся. Теперь, спустя десять лет, дорожные фонды снова возрождают. Но сколько времени упущено!

Проблем было много.С 1990 года население области сократилось на 43 тысячи человек, причем на 27 тысяч – только за два года: 1995 и 1996. Процесс ускорялся.

Очень сложная была экономическая ситуация в Рязанской области. Отмечалось ухудшение всех основных экономических показателей. Убыточными было свыше 50% промышленных предприятий, 90% - сельскохозяйственных, 62,3% - транспортных, 44% - строительных организаций.

Уже вскоре после выборов областная Дума и администрация области провели научно – практическую конференцию «Концепция стабилизации и развития экономики Рязанской области». Впоследствии многие её положения были реализованы в законах Рязанской области.

11 июня 1998 года областная Дума приняла закон «Об инвестиционной деятельности на территории Рязанской области». Его идеи были реализованы в 10 областных программах: «Развитие газификации», «Социальное развитие населённых пунктов», «Развитие АПК» и других. Затем были приняты законы: «О лекарственном обеспечении», «О государственном регулировании цен и тарифов на отдельные виды продукции, товаров и услуг», «О государственной собственности в Рязанской области», «О продовольственной безопасности и защите рынка Рязанской области», «О регулировании производства алкогольной продукции, оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Рязанской области» и многие другие. В то время область активно участвовала в программах: «Развитие индустрии детского питания», «Жилище», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и других.

Капитальное строительство
и жилищно-коммунальное хозяйство

Нам досталось крайне запущенное хозяйство. Немало объектов, строительство которых начато ещё в советское время, было позже заброшено и стояло как памятник бездарности власти. Среди них: 14 больниц и других лечебных учреждений, 17 школ, 2 детских сада, 10 объектов культуры и множество других строек. Кроме того, в 14 районах области не было очистных сооружений, в 17 - вода не отвечала требованиям по качеству. На балансе было свыше 26 миллионов кв. метров площади жилищного фонда, в том числе около 10 миллионов кв. метров – в сельской местности. О качестве его говорит то, что пятая часть городского фонда была не благоустроена. Во многих населённых пунктах области каждый второй дом не имел инженерного обеспечения.

К тому времени многое пришло в негодность, многое было закрыто или заброшено. Почти треть сёл и деревень не имели стационарных предприятий торговли, половина – учреждений культуры, свыше 70% - домов бытовых услуг и комплексных приёмных пунктов.

В 1996 году ЖКХ на 60% реально было профинансировано взаимозачётами, в 1997 – 80%. И только с 1998 года начался рост бюджетного финансирования.

Требовались огромные капиталовложения. На первый план выдвинулась задача более рационального использования инвестиционных ресурсов, их концентрация на небольшом числе первоочередных объектов, только после завершения которых целесообразно переходить на следующие. Одновременно стоял вопрос повышения инвестиционной привлекательности области.

Здравоохранение. От плохой жизни, плохого питания люди болели всё больше и больше. А медицинскую помощь получить часто было просто негде. В Рязань не наездишься: и далеко, и дорого. Поэтому была развёрнута целая программа. Построили больницы в Касимове, Милославке, Рыбном, в рабочем посёлке Елатьма Касимовского района. Реконструировали хирургический корпус в Спасске и такой же корпус в Михайлове, лечебный корпус в Сапожке, детский санаторий и школу – интернат в посёлке Солотча, Дом ребёнка в Рязани, корпус №4 областной клинической больницы, корпуса №2 и №7 больницы им. Семашко. Построили фельдшерско – акушерский пункт в п. Авангард Чучковского района и многое – многое другое. Всё это стоит, работает и сейчас. Здесь лечатся люди, хотя они и не помнят, кто и когда всё это построил. Да и не столь это важно. Важно, что лечатся.

За последние годы из различных уголков Рязанской области приходит множество писем о том, что закрываются медицинские учреждения. На приём к врачу приходится ехать за десятки километров. Какое же это лечение! Время требует провести тщательную ревизию всех закрытых учреждений.

Один из важнейших вопросов здравоохранения того периода (да и сегодня) – качество и цена лекарств. Из бюджета были выделены немалые суммы на строительство областного аптечного склада, где перед поступлением в больницы проверялось соответствие лекарств требованиям стандартов. Сократилось число посредников на лекарственном рынке, а значит и цены. Этому способствовал и принятый областной закон «О лекарственном обеспечении».

Образование. Как – то мне попала интересная информация. Оказывается, в США тоже есть муниципальные малокомплектные школы. Но их там не закрывают, а наоборот – открывают. По данным американских исследователей, такая школа даёт особое качество образования. Всё зависит от условий учёбы и поддержки учителей. Кстати, и во Франции считают, что лучше учить и воспитывать в небольших группах.

Мы тоже прекрасно понимали, что лучше учиться рядом с домом. Не случайно многим людям старшего поколения известна фраза: «Россия начинается с семьи и школы, родителей и учителей». Фраза эта выражает единство воспитательного процесса детей и молодёжи. Вот почему не закрывались, а были построены школы в селе Колесниково Клепиковского, «Рязанские сады» Старожиловского, с. Высокое Шацкого районов, в селе Каменка и селе Бурминка Ново-Деревенского района, в селе Азеево Ермишинского района, с. Пичкиряево Сасовского, с. Вослебово Скопинского, «реконструированы школы в с. Ибердус Шиловского района и с. Поярково Михайловского. Кроме того, в Шиловском районе построена музыкальная школа, в городе Рязани – пристройка к художественному училищу. Восстанавливались и строились детские сады и ясли.

Немало было и других проблем. Перевод котельных на газовое топливо, строительство автономных тепловых пунктов. Вообще много внимания уделяли газификации. Начинали со строительства в год 200 км газовых сетей, а завершили – почти 1000 км. В этот период впервые к рязанской проблеме подключилось ОАО «Газпром». Только в 2002 году было газифицировано 12 тысяч квартир. В дальнейшем эта цифра была доведена до 14 тысяч квартир.

Выделялись средства на улучшение водоснабжения, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (Касимовский, Шиловский, Михайловский, Рыбновский и другие районы), строительство Домов культуры (Спасский, Пронский, Ново-Деревенский, Сапожковский, Шиловский районы). В то время, по официальным данным, Рязанская область по строительству дорог в течение 4 лет занимала одно из лидирующих мест в Центральном Федеральном округе России. Хотя все, конечно, понимали, что нужно значительно больше и старались сделать больше.

Отдельно стояла проблема жилья. До нас в год строилось в лучшем случае 120 тысяч квадратных метров. Конечно, этого было мало. Ежегодно удавалось увеличивать объёмы строительства на 20% и в результате довести до 500 тысяч квадратных метров. Система работала. Одним из её условий стал упрощённый порядок получения земли под строительство жилья. Сегодня сделать это намного сложнее. Иногда уходит год, а то и полтора. Видимо, целесообразно вернуться к прежним порядкам.

Несколько слов нужно сказать о строительстве в городе Рязани. Свыше полумиллиона человек, проживающих здесь, тоже имели свои проблемы, своё право на претензии. В районе Дашково- Песочня серьёзно не хватало питьевой воды – была построена повысительная насосная станция – и проблема была решена. В Советском районе была построена канализационно-насосная станция (КНС-9), что позволило прекратить сброс неочищенных стоков в реку Ока (50 куб. метров стоков в час)! Такая же КНС – 8 была построена на выезде в п. Солотча.

С учётом возрастающего числа автомобилей была разработана схема транспортных развязок. Значительно расширена дорога в п. Строитель, где до этого собирались километровые автомобильные пробки. Центральные улицы впервые были покрыты асфальтом с гранитной крошкой. Очень серьёзной проблемой в то время для Рязани были ремонт и строительство мостов. Немалые деньги были выделены на строительство новых мостов на ул.Чапаева, Первомайском проспекте, ул. Татарской, Московском шоссе. Сегодня по ним ездят автолюбители, ходят пешеходы, не помня, что когда-то здесь была совершенно другая ситуация.

Многие забыли и о том, как в Рязани до полугода не было горячей воды, в холодное время весной и осенью не было отопления. Тогда это было большой проблемой. Нельзя было ни ребёнка искупать, ни самим помыться. Постепенно сократили ремонтный период до одного месяца. В то время ежегодно в области ремонтировалось 10–12 км теплотрасс – в шесть раз больше, чем во время наших предшественников, и в 12 раз больше, чем сейчас.

Ведя строительство школ и больниц, мы не забывали о закреплении кадров, проблеме, которая сейчас приобрела особую актуальность. Идёт вымывание специалистов из бюджетной сферы. Например, нехватка врачей и среднего медицинского персонала просто колоссальная. Особенно на экстремальных службах. Не хватает примерно 30%. Но это с учётом того, что много работающих медиков – пенсионеры, нехватка достигает 50%. Молодые бегут работать либо в коммерческие фирмы, либо – в Москву. За 5-6 тысяч рублей отвечать? А доплаты идут далеко не каждому. Особо низкие зарплаты в детских больницах, поликлиниках. Поэтому уже тогда мы ежегодно увеличивали расходы на здравоохранение. Сейчас это нужно продолжать.

Одновременно нужно восстановить принцип поэтапности оказания медицинской помощи. Фельдшер в деревне, районная больница, областная. Всё должно быть на своём месте.


Сельское хозяйство

Крайне сложные времена переживали рязанские крестьяне. Положение было значительно хуже, чем в других отраслях. Неплатёжеспособность предприятий была массовая. Веерные отключения электроэнергии стали системой.

В советское время Рязанская область входила в зону активных поставок сельхозпродуктов в г. Москву: картофеля, свежих овощей, плодов, цельного молоках, скота и т.д. В области велось активное строительство комплексов по откорму крупного рогатого скота, свиней, птицефабрик, развитие комбикормовой промышленности, баз хранения и переработки молока, мяса, строительство элеваторов.

И сегодня власть не должна устраняться от продовольственной проблемы. Однако устранилась. В результате мы получили не только уже серьёзно нарушенное сельскохозяйственное производство. Большое отставание по существу закладывалось и на будущее. Так, внесение органических удобрений на один гектар посева сократилось в два раза, а минеральных – в 13 раз. В 8-12 раз сократилось поступление сельскохозяйственной техники. Соответственно увеличилась нагрузка на оставшиеся тракторы, комбайны, автомашины. Всё это растягивало сроки сева и уборки, увеличивало потери. Практически отсутствовала база для нормального проведения ремонтных работ.

Государство практически полностью ушло из сферы воздействия даже на ключевые позиции жизни села, породив новые трудности. Потеряна специализация сельскохозяйственных районов. Полным ходом шёл процесс проедания основных фондов.

Исчезли стимулы к работе. По полгода и более не выплачивалась зарплата. Из сельского хозяйства уходили специалисты всех уровней. Производство молока сократилось в 2 раза, мяса - в три. В 1996 году все крупные животноводческие и птицеводческие комплексы не работали. Свиноводческий комплекс «Искра»: вместо 108 тысяч голов свиней было «0». 600 человек остались без работы. Целый посёлок Искра - без средств к существованию. На Рязанской бройлерной птицефабрике плановой мощностью 14 тыс. тонн производства бройлеров – не осталось ни одной курицы. Посёлок птицеводов, «привязанный» к птицефабрике, также оказался без средств к существованию.

Серьёзнейшие проблемы складывались в отношениях с предприятиями пищепереработки. По сути рязанские крестьяне поставляли им свою продукцию, а потом месяцами ждали оплаты. Сами залезали в долги. Всё это и приводило к массовому уничтожению скота, сокращению посевов.

В то время были огромные долги села за электроэнергию. Практиковалось веерное отключение электроэнергии. Только 10% хозяйств были прибыльными. 90% - полностью убыточными. Объём сельхозпроизводства резко шёл вниз.

Нужны новые подходы к селу. Увеличили помощь: причём как прямую, так и косвенную. С 2% до 10% возросли бюджетные расходы. Постепенно заработали свинокомплекс «Искра», Рязанская бройлерная птицефабрика. Заложили свинокомплекс в Сараевском районе.

Важным шагом стало создание нового хозяйственного механизма: ОАО «Нива Рязани» и «Продовольственная корпорация», которые, по сути, применяя рыночно-государственные механизмы, выстраивали взаимовыгодные отношения между товаропроизводителями, переработчиками и потребителями на рынке. Как сейчас говорят, это было государственно-частное партнёрство. «Нива Рязани», получив первоначально некоторые бюджетные средства, дальше работала на самофинансировании. Она занималась лизинговым фондом, страхованием запасов семян, производством и технологией. «Нива Рязани» выдавала технику в лизинг до 7 лет под 3% годовых. Сегодня о таких процентах никто и мечтать не может. Расчёт за технику производился любой сельхозпродукцией. Инструментом регулирования были цены в интересах товаропроизводителя. Причём цена определялась Советом директоров. Собранное зерно, молоко, другие сельхозпродукты реализовывались. Деньги снова возвращались АПК. Производство – деньги – техника – производство – сельхозпродукты – деньги. И так цикл за циклом.

Удалось вернуть в оборот 150 тысяч гектаров некогда заброшенной пашни в Сараевском, Шацком, Скопинском, Милославском, Кораблинском, Чучковском и Пителинском районах. Когда в 2009 году Рязанская область собрала свыше полутора миллионов тонн зерна, надо говорить честно – основа успеха была заложена раньше. Земля не автомашина – залил бензин и поехал. Сегодня нужно работать с землёй, чтобы через несколько лет она дала хороший урожай.

Ругали «Ниву Рязани»? Ругали. Но в основном посредники. Производителей она в основном устраивала. Устраивала и простых людей. Например, если на рынке происходил резкий рост цен на хлеб – через «Ниву Рязани» хлебопекарным предприятиям по муниципальным образованиям давали зерно по строго фиксированной, более низкой цене, но с условием, чтобы они не повышали цену на хлеб. Разве это плохо? Сегодня нет «Нивы Рязани». В 2006 году в приказном порядке изъяли все бюджетные деньги. Думается, напрасно.

Большие задачи возлагали на созданную «Производственную корпорацию», или по другому – региональный производственный фонд, задача которого – поставлять продукты в организации социальной сферы Рязанской области (школы, больницы и так далее). Теперь каждая из этих организаций самостоятельно приобретает продукты у множества частных перекупщиков. Отсюда рост цен, потери качества. В то время мы стремились, чтобы производитель напрямую работал с потребителем, без посредников. Бюджетные средства, выделяемые на питание в образовании, здравоохранении и так далее, концентрировались в Производственной корпорации и она, без посредников, на более выгодных условиях, приобретала необходимые для них продукты. Экономились бюджетные деньги.

Продовольственную корпорацию, так же как и «Ниву Рязани», критиковали, потому что у кого-то из посредников отняли возможность снимать сливки. Но не критиковали производители. Сегодня производственной корпорации тоже нет. А ведь с одним легче работать, чем с тысячью поставщиков. Да и проверять легче.

Ежегодно достаточно много средств выделялось для села на строительство жилья и вообще комплексную застройку населённых пунктов, дороги, водопроводы. Немалую помощь оказывали районные управления сельского хозяйства, которая была и технической, и технологической, и юридической. Сегодня на селе нет координирующих структур. По сути сократили районные управления сельского хозяйства. В результате все производители разрознены. Стихийные колебания цен на картошку, молоко, свёклу и так далее – постоянно ставят вопросы: сколько производить и как сбыть произведённое? Каждому в отдельности трудно. Нужен объединяющий центр с участием государства, который бы выходил на сбытовой рынок, имел манёвр и помогал приобретению материальных ресурсов сельхозпроизводителям. Помогал бы решать и многие другие вопросы. Например, сегодня вокруг сельского хозяйства очень много проверяющих структур, которые при себе создали частные структуры. Нет нормативного документа – иди в частную структуру, плати немалые деньги и получишь бумажку.

Резюмируя, следует сказать, что в условиях Рязанской области восстановление сельскохозяйственного производства является одним из необходимых условий создания той экономической базы, без которой невозможно решить все остальные вопросы. Конечно, много искусственных преград перед крестьянами, но их можно решить, если относиться к селу как к делу первостепенной важности.

Поддержка промышленности, малого и среднего бизнеса

Тратить деньги всегда проще, чем их зарабатывать. Но любая власть должна уметь зарабатывать. Ведь не будет без конца благоприятных цен на нефть и другие энергоносители. Наверное, это понятно всем. А что тогда будет? На что будем опираться? Вопрос этот стоял и в полной мере стоит сегодня.

К тому времени многие годы реформ показали, что никакие рыночные преобразования сами по себе не ведут к формированию устойчивых экономических связей и укреплению производства. Нужны иные механизмы, способствующие не только поддержке, но и развитию малого, среднего и крупного бизнеса. Причём не только в данный период, но и на перспективу.

Хочется привести несколько высказываний крупнейших руководителей предприятий Рязанской области, сказанные в то время на одном из совещаний в Думе. «У нас у всех исчезли те иллюзии, когда говорили, что рынок расставит всё на свои места. Рынок же сейчас породил хаос и практическое разорение всего народного хозяйства». «Реформы отбросили Михайловский район далеко назад. За последние 5 лет объём промышленного производства сократился в 8,6 раза, производство цемента – в 10 раз, щебня – в 5». «В Касимове в доперестроечный период было свыше 40 предприятий города и 15 – района. У них было достаточно средств на уплату налогов. Они полностью обеспечивали жизнедеятельность города и района. Однако сейчас предприятия находятся в тяжелейшем финансовом состоянии, несмотря на то, что местная власть приняла в муниципальную собственность практически всё ведомственное жильё и объекты соцкультсферы, стоящие на балансе у власти. Город из донора превратился в дотационный». Такая же картина была в Сасове и Сасовском районе. Практически все выступающие делали один и тот же вывод: «Без регулирующей роли государства невозможно. Нужна более благоприятная среда».

В результате мы подготовили немало предложений в федеральные законопроекты: «О промышленном развитии», «О стимулировании финансирования реального сектора». Решались вопросы о введении системы льготного налогообложения, в том числе полного освобождения от налога на прибыль средств, направленных на развитие производства и пополнение оборотного капитала.

Всё большей поддержки требовали градообразующие предприятия. Это в основном предприятия лесной, деревообрабатывающей, пищевой, топливной, лёгкой промышленности. В результате реформ они в первую очередь и пострадали больше других. Здесь как нигде должна реализовываться цепочка: «власть и бизнес – слагаемые интересов». Вот почему был принят специальный закон «О градообразующем предприятии». Рассматривались вопросы адресной финансовой поддержки муниципальных предприятий, выделение им областного заказа, за счёт долгов приобретение доли в уставном капитале. «Просто так - производить не надо. Надо производить то, что будет потребляться в первую очередь в бюджетных организациях», - так ставился вопрос.

Много вопросов решалось совместно с Рязанской ассоциацией экономического сотрудничества предприятий, куда входило и входит свыше 70 крупных и средних предприятий области. Для нас было абсолютно понятным – предприятия нужно рассматривать не как дойную налоговую корову, а как важного партнёра власти на всех уровнях.

4 сентября 2000года после многочисленных консультаций областной Думой был принят закон: «О государственной поддержке малого предпринимательства в Рязанской области». Затем серьёзные изменения претерпел Фонд поддержки малого предпринимательства. По мере накопления опыта мы не раз возвращались к этим документам и вносили в них изменения.

Бюджетное регулирование территории

Это был один из самых трудных вопросов. Действительно, люди должны иметь нормальные условия, где бы они ни жили: в городе или на селе. Между тем все районы области разные. По численности населения они отличались друг от друга до 5 раз. Одни имели полезные ископаемые, другие – нет. Одни имели промышленные предприятия, другие – чисто сельскохозяйственные. Разница между районами в собираемых налогах и платежах на одного жителя достигала 7 раз. Расходы на образование в расчёте, как принято считать, – на одного потребителя составляли почти 4 раза, здравоохранение – 4,8 раза, ЖКХ – почти 8 раз. Наиболее обеспеченными считались Касимовский, Михайловский, Пронский, Клепиковский, Скопинский, Шацкий районы. Финансово слабыми - Захаровский, Сараевский, Милославский, Сапожковский, Спасский и некоторые другие. Новодеревенский, Ряжский, Сасовский и Шиловский – относились к середнякам.

Но, несомненно, самыми сложными вопросами были: нехватка денег и нерациональное использование того, что было. В 1996 году недобор налогов составил 492 млрд. рублей. Принятые уже в 1997-м некоторые меры по укреплению финансового состояния предприятий области позволили несколько стабилизировать производство и увеличить поступление налогов. Но только этого было недостаточно.

Шаг за шагом выстраивались новые взаимоотношения с районами и городами. 30 сентября 1997года вступил в силу Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления». Закон впервые ввёл фонд финансовой поддержки муниципальных образований – районов и городов. Очень много было по этому поводу сомнений. Государственных минимальных стандартов в то время ещё не было. Но мы понимали - главное в районах и городах. Здесь – основные дела и основная тяжесть. Пришлось совместно с главами районов и городов вырабатывать свои рязанские подходы и критерии оценки. Чтобы сокращать дефицит районов, большая работа велась по уменьшению расходов бюджетных организаций. Одним из путей стал перевод котельных с дорогостоящего мазута на газ. Но это только один из путей.

Нужна была большая работа, чтобы за счёт регулирования межбюджетных отношений хоть в какой – то степени выравнивать уровень жизни. Делали это мы в постоянном совете с главами районов и городов. Это было одно из основных условий решения вопросов. И сегодня, на наш взгляд, надо восстановить эту практику. Основное здесь – не мелочная регламентация деятельности местных органов власти, а создание условий для своевременного принятия и полного финансирования возложенных на них полномочий.

Конечно, в одной статье не расскажешь о всех сторонах работы в тот сложный период. Несомненно, были и неудачи, за которые нас подвергали критике. Неудач нет у того, кто ничего не делает. Мы широко опирались на науку, привлекали опытных специалистов разных сфер.

Реформы последних лет нанесли сильный урон Рязанской области. Сегодня стало невыгодным производство многих видов продукции. Растут цены. Снижается покупательская способность большинства жителей. Всё больше и больше населённых пунктов, где уже никто не живёт, а они до сих пор числятся населёнными пунктами. Немало рязанцев в поисках заработка уезжают в другие регионы. В этих условиях есть смысл вернуться к своему же опыту и кое-что взять из того времени. Ведь не зря говорят: нередко новое – это хорошо забытое старое.


В.Н. ФЕДОТКИН,

председатель Рязанской

областной Думы с 1997 по 2005 гг.


0.1958429813385