15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
Архив материалов
 
К вопросу об отличиях «массового общества»

По основным европейским странам процент учащихся старшей средней школы в возрастной когорте 10-19 лет выглядит так:
1870 1880 1890 1900 1910
Англия - - - 1,4 2,4
Франция - 2,4 2,4 2,5 2,6
Германия 2,3 2,6 2,5 2,7 3,2
Австрия 1,1 1,6 1,5 1,9 2,8
Италия 0,4 0,5 0,7 1,4 2,4
Понятно, что с реалиями «массового общества», где с\о практически всеобще, это несопоставимо.

Что касается в\о, то процент студентов в когорте 20-24 лет выглядел так:
1870 1880 1890 1900 1910
Англия 0,40 0,58 0,73 0,79 1,31
Франция - - 0,62 0,93 1,32
Германия - 0,55 0,77 0,89 1,22
Австрия 0,71 0,68 0,85 1,06 3,77
Италия 0,53 0,50 0,76 1,02 1,05

Переход к МО, начавшийся «промышленным переворотом» и сопровождавшийся демографическим взрывом, продолжался (с сер. Х1Х в. до конца ПМВ) более полувека, причем очевидно, что в начале и конце этого периода отличия образовательных показателей несущественны. Тогда как время, когда переход уже вполне состоялся, дают разницу вдвое, а в развитой форме МО отличаются на порядок. Хотя в силу разных причин в отдельных странах показатель охвата в\о рос не линейно (напр., в Англии и Германии перед ВМВ был ниже, чем в 1910), но в целом по Зап.Европе он к 1940 составил 2,14, против 1,24 перед ПМВ, а к 1970 - 14,51.

Еще более разительны отличия в доле лиц, имеющих право голоса. В середине Х1Х в. в большинстве стран, где оно существовало, избирательное право распространялось на 2-5% населения. Если в условиях МО (даже в ранний его период – до ВМВ) оно действительно всеобще, то еще в нач.ХХ в. (до ПМВ) почти нигде женщины (т.е. половина нас-я) его не имели, а «всеобщее изб. право» трактовалось не буквально, а лишь как право, принадлежащее опр. части населения (многие категории исключались и при «всеобщем»), но ни в коем случае не подавляющему большинству.

Причем там, где оно в конце ХIХ – нач.ХХ в. существовало (для мужчин) в Австрии, Франции, 5 монархиях (в т.ч. Пруссии) Герм.империи, Испании, Скандинавских странах, Швейцарии, Бельгии, Греции, Болгарии и Черногории, избиратели составляли лишь порядка четверти всего населения (в Германии – 21-22%, Франции – 24-28%, Дании – 15-16, Бельгии – 21-25, Болгарии – 23 и т.д.). Там, где это право было невсеобщим (ограниченное цензами): Англии, Венгрии, 18 монархиях Герм.империи, Голландии, Италии, Сербии и Румынии – еще меньше (в Англии 16%, Венгрии – 5%, Италии – 7-8%).

Понятно, что в конце-концов это повлекло и реальные перемены по части как политических институтов (многие не понимают, что определенной эпохе соответствуют и опр. институты, или, во всяком случае, их реальное содержание, и «против ветра» тут что-либо делать бессмысленно), так и состава верхнего слоя (имея в виду в пределах 10% населения). Из него полностью выпали низшие группы лиц нефизического труда (клерки, техники и др. лица средней квалификации и т.д.) и значительная часть лиц с в\о массовых профессий – школьные учителя и др. (тогда как в традиционном о-ве в этот слой входили не только все, имевшие образование уровня гимназии, но и вообще все лица умств.труда).

"Верхние 10%" стали включать в основном лишь бизнесменов, высших и сред.менеджеров и чиновников и высокообразованных «профессиналов». Прежнее высшее сословие повсеместно еще к посл. трети Х1Х в. полностью утратило привилегии или вообще было упразднено, а в условиях МО его представительство во властных структурах и в элите высшего («генеральского») уровня было сведено до минимума; высшая же его часть – титулованная аристократия (в половине евр. стран еще перед ПМВ фактически господствующая) утратила всякое значение (отчасти сохранив его только в тех странах, где она с середины ХIХ в. очень широко пополнялась из буржуазной среды).

Однако же сильно сменившийся после потрясений 10-30-х годов состав элитного слоя затем стабилизировался и стал в значительной мере самовоспроизводиться. Что видно на целом ряде конкретных исследований. (Мой недавний доклад о проблемах соц. стратификации в условиях МО воспринимался с трудом, но стоило нарисовать два простеньких графика, описывающих процесс соц.изменений при переходе к МО - касающихся разных сфер и разных стран, но одинакового рисунка, напоминающего знак квадр.корня, как все стало понятно). Впрочем, проблема воспроизводства – это отдельная тема.

С.В. Волков

доктор историческоих наук


0.13935208320618