13/09
10/09
07/09
04/09
02/09
31/08
25/08
22/08
19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
Архив материалов
 
Зачем так Савву-то Морозова?
Эти заметки — продолжение темы, поднятой в реплике “Ненавистники России”. Речь в ней шла о представлении нового “исторического проекта” на телеканале “Россия”. Представлял, анонсировал Н. Сванидзе. Он же, главный автор этих “Исторических хроник”, их продолжил — в фильме, посвященном Савве Морозову.

ОДНА из интереснейших фигур русской истории начала прошлого века. Фабрикант, входивший в число самых богатых людей России, он помогал деньгами большевикам. “Миллионер спонсирует революцию!” — с изумлением восклицает Сванидзе.

Что ж, не он первый изумляется, да вроде бы и есть чему. Давая деньги на революцию, то есть на уничтожение строя, при котором лично у него было все хорошо, Савва Тимофеевич работал, получается, против самого себя. Почему же? В чем тут дело? Какова разгадка?

Надо сказать, что Сванидзе, поставив эти вопросы, так на них и не ответил, хотя привлек на помощь профессора-историка Владлена Сироткина. Два сапога — пара: консультантов подбирал ведущий по себе, так что невольно вспоминается булгаковский “консультант с копытом”.

Вопросами начали — ими же и закончили. Может, двигал Саввой Морозовым страх перед большевиками? Или нелюбовь к власти, объясняемая тем, что был он старообрядец, то есть в некотором роде диссидент? А может, просто хотел как представитель буржуазии с помощью большевиков “свернуть шею” царизму — в интересах своего класса?

Только такие вот варианты и понятны Сванидзе. Страх или расчет. Но были, заметим, совсем другие объяснения “феномена Саввы Морозова”. Феномена, в котором он отнюдь не одинок. И если Сванидзе по-настоящему интересовался русской историей, если он читал русскую литературу, должен бы вспомнить здесь хоть Горького с его “Фомой Гордеевым” и “Егором Булычовым”. Тема богатого (материально!) человека, у которого притом, оказывается, далеко не все хорошо.

На душе нехорошо! Совесть болит. А болит от чувства и сознания несправедливости, которая творится вокруг и в которой он участвует. Вот что заставляло наиболее совестливых русских людей из имущих классов порывать со своей средой и идти в революцию. Или помогать революции, как Савва Тимофеевич.

Ведь приводит же Сванидзе слова Саввы Морозова: “Я не люблю деньги, я люблю народ”. Правда, комментарий “демократического” телеведущего к этому признанию звучит так: “Он провозглашал смешные вещи...”

Для Сванидзе такое и в самом деле смешно. Как это можно деньги не любить? И что значит — любить народ? “Странная страна Россия”,— в который раз изрекает Николай Карлович свое ключевое. А через пару-тройку фраз опять повторит: “Действительно, странная страна Россия!”

Теперь уже абсолютно ясно, что только ради окончательного внедрения в массовое сознание этой мысли задуман весь телевизионный “исторический проект” о России в ХХ веке. Убедить: такая странная, нелепая страна, где даже миллионеры могли не любить деньги, и была обречена на социалистическую революцию. Как на странный (опять-таки в трактовке Сванидзе) зигзаг истории.

Ну а все остальное в фильме — гарнир, причем крайне пошлый. Чего стоит явление протоиерея Михаила Ардова, который берется очень просто объяснить достаточно сложные отношения между Чеховым и Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, между Горьким и Марией Андреевой. “Моя мама,— вещает протоиерей с крестом на груди,— рассказывала, что ей рассказывали (!) две старые гримерши Художественного театра, как две актрисы “разыграли в фанты” двух писателей”. Ну вот, одной Чехов достался, а другой — Горький. Право же, Ардов тут, несмотря на священнический сан, предстает достойным сыном своего папаши — известного в свое время московского анекдотиста.

Сочиненный недавно анекдот-“версия” об убийстве Саввы Морозова большевиками тоже, конечно, взят Сванидзе на вооружение. Еще бы, так кстати пришлось! Во-первых, большевиков еще раз измазать, что для него главное. А во-вторых, проблема совести, которая неизбежно возникала при объяснении самоубийства Саввы Тимофеевича, сразу напрочь отпадает. И хорошо: эта проблема, очень острая для русского человека, Сванидзе ведь совершенно непонятна.

Весь замысел “документального” сериала, начатого на телеканале под названием “Россия”, строится на том, что “странности” этой страны теперь уже должны принадлежать истории: прощаемся с ними. Не будет больше ни революций, ни мук совести в связи с несправедливостью жизни.

Между тем масштабы несправедливости нынче значительно превзошли то, что было в начале прошлого века. Смирится ли с этим русский человек — большой вопрос. Во всяком случае, приведенное в фильме пророче-ское предупреждение Саввы Морозова, что буржуазия будет сметена народом, поскольку не хочет видеть его реального положения, и сегодня звучит весьма злободневно. Очень бы стоило к нему прислушаться!

0.21672320365906