15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
Архив материалов
 
Фентази: замещение сказок искусственными конструкциями
В ряде своих статей C. Г. Кара-Мурза обращал внимание на важный сдвиг в культуре запада: постепенное исчезновение народных сказок. Детям их или не рассказывают или подсовывают суррогаты вроде политически корректной Красной шапочки. Ясное дело, что подобная переделка культуры является частью масштабной программы по атомизации общества. Параллельно с изъятием архетипических сказок из культурного обихода растет популярность такого неоднозначного литературного жанра как фэнтази. Тиражи ряда писателей фэнтази запредельны, фильмы, снятые по этим книгам бьют кассовые рекорды. Возможно, это защитная реакция общества, из последних сил цепляющегося за свое «туземное» прошлое. А может быть, как раз наоборот, расцвет фэнтази свидетельствует о том, что искусственные конструкции атомизированному обществу уже стали милее сказок, оттачивавшихся народом столетиями.

Еще совсем недавно массовому советскому читателю этот жанр был совершенно неизвестен. В то время как на западе вышло в свет сотни книг этого жанра, у нас эти произведения отказывались печатать! В чем же тут дело? Чего так сильно боялись престарелые идеологи? Чтобы разобраться в явлении, надо его описать. Итак, что же это такое фэнтази (fantasy)? Само название подсказывает — это фантазия, выдумка. Так может это фантастика? Нет. Это принципиально другой жанр, фантастика по-английски science fiction. А может это сказка? По чисто формальным внешним признакам — это именно сказка. Но если так рассуждать, то «Преступление и наказание» — это детектив. Возьмем любую народную сказку и попросим сто человек определить к какому жанру относится это произведение. Так все сто человек, без исключения ответят: «Это сказка». Возьмем любое произведение в жанре фэнтази и зададим тот же вопрос. Ответ будет далеко не однозначным. Десятками лет литературные критики и простые читатели спорят, что же это такое, и нет единого мнения. Вот вроде и хочется назвать это сказкой, а не получается. Как будто почти убитый «туземный» человек подает свой голос протеста. Это значит, что перед нами отдельный самостоятельный литературный жанр, чем-то похожий на сказку (для детей и взрослых), а чем-то на фантастику.

Обратимся к истории фэнтази. Основателем фэнтази по праву считается Толкиен, оксфордский профессор английского языка и литературы, крупный специалист в области мифологии. Первая книга, ставшая своеобразной библией фэнтази, каноном был его «Властелин колец», вышедший в свет полвека назад. У этой книги очень интересная история. Сначала Толкиен написал «Хоббит или туда и обратно» — книгу, которую считали типичной детской сказкой. Тогда мало кто смог разглядеть в ней предвестник нового жанра. Хотя сейчас видно, что эта книга отнюдь не так проста, как может показаться на первый взгляд. Толкиен «создал» хоббитов-мифический народ, не имеющий прототипов в древних сказках. И все таки демиургический дар Толкиена во всей красе проявился во «Властелине колец» — эпический роман, который с некоторыми оговорками можно рассматривать продолжением «Хоббита». Как ни банально это звучит, но автор создал свой собственный мир. С поразительной дотошностью он в мельчайших деталях описал выдуманный мир «Средиземье».

Автор проделал колоссальную, невиданную по размахам работу для создания у читателя полной иллюзии реальности. Толкиен создает карту Средиземья, особое летоисчисления, придумал мифологию созданных им народов, сочинил несколько эльфийских саг, которые сами по себе являются поэтическими шедеврами. Изобрел их языки и алфавит, подробно расписал генеалогические древа кролей и героев. Повествуя о каких-либо события например из «древней истории гномов», он в соответствии со строгими нормами научности дает ссылки на знаменитых эльфийских историков и на их архивы! В отдельной книге «Сильмариллион» в мельчайших деталях рассказано о происхождении мира «Средиземья», даны объяснения тонкостей религии народов и так далее. Как будто бы перед нами труд по этнологии, а не выдумка. Однако автор не говорит на какой планете и в каком времени происходят действия. Это чем то похоже на сказку с её в «некотором царстве, некотором государстве, жили-были». Тоже непонятно, куда и когда отправляется Иван царевич, но вместе с тем мы понимаем, что всё-таки, это тридевятое царство находится на Земле. А когда читаешь Толкиена, можно подумать что речь идет об инопланетной цивилизации, что сближает жанр фэнтази с фантастикой. Дальнейшие последователи Толкиена создали много подобных произведений, фэнтази в отдельных случаях был ближе к фантастике, а в некоторых был на 99% сказкой. Но всё же характерной чертой фэнтази, является создание особого мира и особого времени.

Во «Властелине колец» очень много «туземного». Время в его книгах циклично, а не линейно! Очень много взято из Беовульфа. Калевалы, скандинавской и греческой мифологии, кельтских, древненемецких, древнеанглийских сказок видны и старославянские мотивы (один из главных героев — Боромир). Однако Толкиеновские народы сильно отличаются от прототипов. Его эльф и орк — это совсем не то, что было в британских и немецких мифах, а хоббиты вообще полностью авторская находка. Книга Толкиена уже несколько десятков лет бешено, популярна во всем мире. Целые поколения читателей об эльфах судит по тому, как их описал Толкиен. Старых сказок на западе почти не осталось, их место занял Толкиен и множество его последователей и подражателей. Его эльф стал каноном, поэтому, когда несколько лет назад Роулинг создавала мир Поттера и ее эльф отличался от Толкиеновского, это многих покоробило. Это посчитали кощунством. Ненастоящий эльф! — говорили люди так, как будто Толкиеновский эльф реально существует, а Роулинг неправильно его описала.

Судьба фэнтази в России/СССР очень интересна. В то время как во всем мире тиражи писателей фэнтази составляли свыше сотни миллионов экземпляров в СССР не печатали ни одной книги этого жанра. В чем же дело? Самиздат, конечно, был полон и Толкиеном и другими известными фантазийными авторами, но официально купить Толкиена было

невозможно вплоть до конца 70-ых, когда сравнительно небольшим тиражом был выпущен «Хоббит», а спустя несколько лет (кажется в 82 году) появился первый том Властелина колец. Да, да, второй и третий так и не были напечатаны вплоть до конца перестройки. Это загадка отечественной литературной истории. Кому могли помешать эти книги? Предполагалось, что советские идеологи усмотрели во «Властелине» критику тоталитаризма и антисоветчину. Да, если вооружиться микроскопом, то можно Толкиена увидеть, что угодно. Действительно, книга многоплановая, с претензией на мессианство, на христианскую проповедь, но как быть с другими авторами, которые были намного проще? Им ведь тоже наглухо закрывали дорогу на советский книжный рынок. Более того, не печатали и отечественных мастеров фэнтази, которые запускали свои книги в самиздат.

Возможно, старые идеологи понимали, что развитие фэнтази как то связано с процессом атомизации общества?


0.42285108566284