21/06
20/06
18/06
09/06
01/06
19/05
10/05
28/04
26/04
18/04
13/04
09/04
04/04
28/03
22/03
13/03
10/03
27/02
21/02
10/02
29/01
23/01
21/01
15/01
10/01
Архив материалов
 
Алкогольное поколение
Согласно данным Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства, сегодня в России зарегистрировано 6,5 тыс. детей в возрасте до 14 лет, которым поставлен диагноз «хронический алкоголизм».

Среди подростков 14-18 лет алкоголизмом страдает 41 тыс. человек. В то же время специалисты Министерства образования и науки заявляют, что средний возраст начала потребления алкогольных напитков (и в первую очередь пива) составляет 12-13 лет. По мнению медиков, алкоголизация населения при нынешних масштабах чревата вырождением нации. По данным социологических исследований, половина подростков пьет пиво регулярно. По словам депутатов, членов комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи, «активная реклама пива и слабоалкогольных напитков, их повсеместная продажа, в том числе при проведении массовых мероприятий, приводит к групповому употреблению этих напитков, создает зависимость, формирует стереотипы агрессивного, асоциального поведения несовершеннолетних в обществе».

Действительно, мало кто станет спорить, что сегодня пиво и слабоалкогольные напитки стали частью мышления, неотъемлемым атрибутом развлечений и отдыха молодежи. И основная причина этого зла, считают многие политики и общественники, кроется в рекламе пивного образа жизни и доступности пенного напитка. «Решающую роль в приобщении детей и молодежи к потреблению пива сыграла реклама, — сказал RBC daily депутат Госдумы, член комитета по делам женщин, семьи и молодежи. — С рекламой мы худо-бедно разобрались, теперь необходимо решать вопрос с ограничением доступности этого напитка. Это ненормально, когда рядом со школой стоит ларек, в котором продают пиво на любой вкус и кошелек. У некоторых школьников уже выработался ритуал: после уроков они прямиком направляются в киоск и по дороге домой выпивают как минимум по пол-литра пива, а то и больше».

В ближайшее время Госдума примет поправки в Административный кодекс об ответственности в отношении нарушивших запрет. Штраф за незаконную продажу и употребление пива будет равняться минимальному размеру оплаты труда. После одобрения этого законопроекта в Совете Федерации, а также подписи президента запрет на продажу пива вступает в силу спустя месяц после официального опубликования, то есть уже в этом году. Распивать же этот напиток в общественных местах будет запрещено с 1 апреля будущего года. Первым российским регионом, законодатели которого запретили распитие пива в общественных местах, стала Томская область. С 1 сентября текущего года в области действует новая редакция закона «Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок на территории Томской области». Только за первую неделю введения запрета к административной ответственности за распитие пива в общественных местах было привлечено около 200 человек. За нарушение томского законодательства предусмотрен штраф в размере от 100 до 300 рублей. По словам очевидцев, запрет оказался действенным: на улицах людей с пивными бутылками или банками других слабоалкогольных напитков практически не видно.

Видимо, в том числе и опыт томских коллег подтолкнул депутатов Госдумы серьезно переработать изначальный вариант закона и ко второму чтению представить по сути уже новый документ. «Закон, принятый вчера Госдумой во втором чтении, значительно отличается от первоначального варианта, — сказал RBC daily руководитель исполнительного секретариата Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. — Изначально вариант предполагал ввести запрет на продажу пива несовершеннолетним. Мы полностью были согласны с этим и со своей стороны предлагали нанести на пивную продукцию соответствующего содержания этикетку. После внесения поправок ко второму чтению закон приобрел еще несколько статей, запрещающих в том числе и распитие слабоалкогольных напитков в общественных местах». Правительство в лице Александра Жукова дало отрицательный отзыв на этот документ, серьезно огорчил закон и представителей пивного бизнеса. «В общем объеме потребляемого пива так называемое немедленное потребление составляет 30%, в переводе на деньги это означает, что запрет на потребление пива на улице приведет к потери 1,5 млрд долларов годового оборота отрасли, — говорит Вячеслав Мамонтов. — Почти половина этой суммы идет в бюджет страны в виде налогов».

Но пострадает не только отрасль, но и малообеспеченные слои населения, которые и пьют пиво на улицах, потому что у них нет денег пойти в бар, считают пивовары. Хотя, конечно, для большинства людей не составляет большого труда купить пиво, донести его до дома и выпить там. Единственная категория любителей пива, которые не смогут себе этого позволить сделать ни на улице (закон не даст), ни дома (родители не позволят), — это подростки, для которых пенный напиток поистине стал неотъемлемой частью отдыха. «Сегодня приблизительно для 60% молодых москвичей пиво стало действительно непременным атрибутом отдыха и развлечений, — сказал RBC daily специалист телефона доверия для подростков. — Конечно, в одночасье ребята, уже пристрастившиеся к этому напитку, не бросят его пить. Запрет, вероятно, позволит сократить приток молодежи в ряды любителей пива, но те, кто его уже регулярно употреблял, вынуждены будут уйти в «подполье». То есть с улиц и лавочек в парке они перейдут в подъезды, укромные подворотни. Как показывает опыт, находясь в таком загнанном состоянии, да еще и под воздействием алкоголя, что им может прийти в голову (я имею в виду преступления), никому неизвестно».

Если оставить в стороне проблему этики (распитие прямо из бутылки пива на улице), то без комплекса социально-экономических мер проблему детского алкоголизма не решить. «Подростки по большей части пьют от безделья, — говорит Вячеслав Мамонтов. — Государству стоит подумать о том, как сделать массовый спорт и досуг доступными для подрастающего поколения». А тогда и ограничение пропаганды пивного образа жизни, и запрет на продажу и потребление пива несовершеннолетними будут по-настоящему действенными.

0.3627769947052