18/04
13/04
09/04
04/04
28/03
22/03
13/03
10/03
27/02
21/02
10/02
29/01
23/01
21/01
15/01
10/01
28/12
20/12
18/12
28/11
21/11
14/11
07/11
02/11
25/10
Архив материалов
 
Промывка мозгов: прошлое и настоящее

Там живут несчастные люди-дикари,

на лицо ужасные, но добрые внутри.

 

Технологии формирования человека в соответствии с социальными запросами, «шлифовка» подсознания, выработка рефлекторных стереотипов поведения появились в глубокой древности. На этот счет этнографами собран и тщательно обработан настолько значительный материал, так что у специалистов сомнений по этому поводу уже давно нет. Не имея возможности подробно разбирать этот вопрос, считаю необходимым кратко остановиться на исследованиях Владимира Проппа, доказавшего, что волшебные сказки различных народов мира в немалой степени являются отражением первобытных способов программирования разума.

Пропп обратил внимание на нетривиальный факт: даже у совершенно различных народов, проживающих в совершенно разных климатических, географических, исторических условиях, сюжетная схема сказок удивительным образом практически полностью совпадает. Главный герой, несмышленыш, дурачок, бестолковый и всеми презираемый, по каким-то причинам отправляется в «путь-дорогу». Далеко от дома он встречается со своими врагами или опасными магическими существами: старухой-ведьмой (у русских, Баба Яга), злым гномом, лешим и так далее, которые его избивают, унижают, пытают, поят мертвой водой (важнейший момент!), рубят на части и, нередко, убивают. Но смерть эта временная, вскоре его оживляют добрые союзники, и вот с этого момента наш «Иванушка-дурачок» превращается в «Ивана-царевича», великого витязя, который окружен почетом, вооружен мечом-кладенцом. До пыток и смерти он был никем, но после - всем. Те же самые мотивы прослеживаются в сказках народов всего мира, в Западной Европе, в Африке, Восточной Азии, Полинезии и так далее. Здесь явно отражен обряд посвящения подростка в мужчину. До посвящения он не обладал ни правами, ни уважением, ни весом в своем обществе, но сразу после его статус резко меняется. Как же проходила инициация?

Сравнительный анализ сказок позволяет составить впечатляющий список пыток и способов унижения главного героя:

1. Побои и вырезание кожи на спине. «Яга схватила толкач, начала бить Усынюшку; била, била, под лавку забила, со спины ремень вырезала»;

«Яга схватила толкач, начала бить Усынюшку; била, била, под лавку забила, со спины ремень вырезала»;

2. Отрубание пальца. «Отрежьте от рук по пальцу - я вас попробую»;

3. Пытка огнем. «Дед и бросил мальчика в печь, там он всяко вертелся».

4. Запрет сна. «Смотри же, - говорит ему волк-самоглот, чур, не спать! Если уснешь - сейчас тебя проглочу».

Кое-где пережитки обряда инициации до сих пор сохранялись, что позволяет дополнить данные, полученные при помощи мифологического анализа, современными сведениями. С учетом этого выясняется, что помимо избиений, юношей во время посвящения морили голодом, окунали в ямы с нечистотами, поили напитками, содержащими наркотики (мертвая вода), побоями-пытками и доводили до состояния временного помешательства. Иными словами, человека искусственно загоняли в состояние беспомощности, зависимости, крайней слабости, свойственной младенцам. Тем самым активировался инстинкт «поиска матери». Ранее говорилось, что жизнь человека существенно зависит от того, какую модель поведения заложит в подсознание мать, и что произойдет в случае, если место матери занято суррогатом. Но смотрите, в обряде посвящения такой «матерью» является человек, проводящий инициацию: шаман, старик, и так далее. Вот этот человек и проводит перепрограммирование разума, «стирает» старые модели поведения неофита и вбивает новые. Неслучайно посвящение тесно связано со смертью и воскрешением героя уже в новом качестве. Посвящаемых часто одевают в погребальные одежды, закапывают в землю, их вымазывают кровью, обкладывают кровавым мясом и так далее. А ведь, действительно, с психологической точки зрения обряд инициации можно назвать смертью, но смертью не тела, а личности.

Стоит обратить внимание на то, что посвящение всегда происходит вне родного дома, героя оправляют за «тридевять земель», к «лешему на обучение» и так далее. Всё правильно, так оно и должно быть. Вспомним опыт Павлова. Звон колокольчика запускает условный рефлекс выделения слюны. Если же начать кормить собаку, убрав колокольчик, то рефлекс постепенно затухает, ассоциативная связь «звон-слюна» разрывается. Так вот, и родной дом крепко спаян в подсознании с теми моделями поведения, которые закладывались в детстве, поэтому неофита необходимо поместить в чужую для него обстановку.

Если вы думаете, что такое варварство осталось в глубоком прошлом, сохраняясь разве что в некоторых африканских племенах и «дебрях Амазонки», то вы очень ошибаетесь. Ежегодно в нашей стране сотни тысяч молодых людей проходят в точности такие же обряды инициации. Догадываетесь, о чем я? Конечно же, речь идет об армии.

Как и в первобытные времена новобранцев пытают голодом, избивают, не дают спать, не позволяют мыться горячей водой, всячески оскорбляют и так далее. Перевод из более низкой касты проходит через типично ритуальное избиение, унижение, пытку.

Попытки объяснить дедовщину низкой зарплатой офицеров, их социальной неустроенностью, потерей уважения к погонам в обществе и тому подобными причинами, совершенно несостоятельны. Абсолютно те же самые явления характерны для всех армий мира, в том числе и там, где офицер пользуется в обществе уважением, привилегиями и зарабатывает выше среднего. Практика издевательств над новичками в профессиональной армии США получила столь широкое распространение, а способы пыток стали столь изощренными, что пришлось вмешаться правоохранительным органам. Несколько лет назад разразился очередной «армейский скандал», в ходе которого всплыли такие чудовищные факты «казарменной жизни» американских элитных подразделений, что содрогнулось всё общество. Попутно выяснилось, что офицеры, не просто прекрасно знали, что происходит у них под самым носом, но и сами поддерживали сложившийся изуверский порядок. А ведь американского офицера ну никак не назовешь социально неустроенным! Так в чем же дело? Почему данное позорное явление процветает везде? В чем причина? Наиболее умные офицеры знают ответ, а наиболее честные находили в себе мужество перестать прикрываться лживым нытьем про «социальную незащищенность» и прямо заявляли, что цель дедовщины ослабить инстинкт, запрещающий человеку убивать. К нам попадают люди, выросшие в спокойных, обычных условиях, - объясняют они, большинство новобранцев не способны ни убивать, ни разрушать, а мы должны превратить их в солдат, которые не боятся ни смерти, ни боли и должны не задумываясь выполнить любой приказ.

То, что именно в этом заключается истинный смысл на первый взгляд нелепой жестокости и «армейского маразма» видно даже из сбивчивых и путаных рассказов даже самых ограниченных и малограмотных сержантов. «Мы делаем из сосунков настоящих мужиков», - коряво бубнят они. Когда же их спросишь, а почему «настоящий мужик» у них ассоциируется с теми, кто зубной щеткой чистит унитаз, то на это получить ответ не возможно. Но ответ есть. И смысл данного «ритуала» понимается в армии всеми офицерами, пусть и не всегда осознанно, интуитивно.

Перепрограммирование новобранца происходит не только на фоне пыток и унижений. Важную роль в этом играет и лишение уже совершеннолетних людей возможности удовлетворять сексуальную потребность. Как видим, новобранца заставляют пережить еще один этап психологической уязвимости. Если пытки и голод возвращают его в псевдомладенческое состояние, то половое воздержание воспроизводит этап подростковой гиперсексуальности. Как говорится, если уж промывать мозги, так промывать их по полной!

Кстати, те же самые методики применяются и в сектах. Не следует думать будто бы все сектанты - это изначально безвольные, забитые ничтожества, тянущиеся к харизматическому лидеру, для того, чтобы найти счастье в подчинении. Конечно, есть и такие, но случается, что под властью всевозможных гуру оказываются независимые люди, студенты, дети богатых родителей. Каким же образом вербуют таких? Процесс завлечения в секту успешного человека исключительно тонок. Ясно, что если к нему на улице подбежит фанатик, обещающий рай на Земле и ответы на все вопросы бытия, то это не сработает. Поэтому в ход идут совершенно другие способы. Например, их бы случайно приглашают провести время в компании «веселых людей». На этих «тусовках-вечеринках» не говорится ни слова о религии, Боге, пожертвованиях и тому подобных вещах. Напротив, царит абсолютно обычная непринужденная обстановка, типичная для студенческих попоек. Так завязываются новые знакомства, объект вербовки постепенно берут в оборот. Поступает предложение всей компанией выехать на природу, в «молодежный» дом отдыха и так далее. И вот так, шаг за шагом постепенно у человека полностью меняется круг общения. Позже «новые друзья» приведут его на «интересную лекцию», которая, действительно может показаться интересной, особенно если сравнивать ее с классическими студенческими занятиями. И вот тут то неофита и возьмут в крутой оборот. «Лекции» построены таким образом, что у слушателя мозг оказывается перегружен массой разнородной информации, которую не дают критически осмыслить. Любые вопросы приветствуются, но на них не дают ответа! Слушателей просят «запомнить свой вопрос», а уж потом якобы они получат исчерпывающее объяснение. Долгая лекция выматывает неофита, он хочет спать и есть, но его просят потерпеть, подождать, не уходить. Из вежливости, из чувства солидарности к «друзьями», по ряду других причин многие новички остаются. Они просто не знают, что их разум уже начал перепрограммироваться в ускоренном режиме. «Лектор» - опытный манипулятор успевает за несколько часов загнать в подсознание слушателя определенные «вирусы». «Лекция» оканчивается поздно, уехать домой невозможно, и приходится оставаться. Отдохнуть, заснуть, спокойно обдумать произошедшее невозможно - об это заранее позаботились вербовщики. Как видим, здесь нет ничего нового, всё это классические способы влияния на рассудок. В книге «Деструктивные психотехники» под редакцией И. Митрофановой, подробно рассказано об аналогичном случае. Судьба студента, затянутого в секту по описанному сценарию, сложилась исключительно драматично. Нормальный, уверенный в себе молодой человек оказался полностью подчинен сектантами, бросил институт, с утра до ночи надрывался, работая на своих «духовных отцов», его нервная система и физические силы истощились до предела. Он превратился в жалкого фанатика, лишенного воли. В конце концов, его спасло то, что он попал в больницу. Там он получил необходимое спокойствие, уход и тем самым вновь вернулся в псевдомладенческое состояние и вновь был перепрограммирован.

Как видим, древние методики формирования моделей поведения не забыты до сих пор, они широко распространены и успешно применяются.

продолжение здесь http://www.contrtv.ru/print/1241/


0.21267795562744