Интернет против Телеэкрана, 07.07.2014
Странности российской экономики
Степанов В.

С нового года Центробанк РФ намерен запустить в оборот банкноту достоинством пять тысяч рублей. По официальной версии делается это для удобства граждан, проживающих в северных регионах, где зарплаты, как и цены на порядок выше, чем в среднем по стране. Но люди, пережившие лихолетье 90-х и помнящие, как за буханку хлеба им приходилось отдавать банкноты с тремя нулями, понимают, что речь идёт об эмиссии, то есть об увеличении денежной массы. А это значит, что инфляция набирает обороты и выходит из-под контроля, причина всё та же – приток нефтедолларов при еле дышащем производстве, отсутствии инвестиционной активности и патологическом нежелании правительства модернизировать экономику. Тем временем впереди всё отчётливее маячит силуэт дефолта, согласно социологическому опросу, проведённому сотрудниками "Левада-центра", его мертвящее дыхание сегодня ощущают 52% опрошенных. Вряд ли повторение экономического кризиса семилетней давности произойдёт в результате изменения конъюнктуры цен на нефть в сторону их падения. Сегодня даже ежу понятно, что цены не упадут никогда, так как развивающаяся индустрия Китая и Индии требует увеличения добычи, в то время как запасы чёрного топлива на исходе. По мнению некоторых специалистов, нефть может закончиться уже в 2010 году. Соответственно цены на топливо будут неуклонно расти, валютные запасы России как страны экспортёра увеличиваться, депутаты и министры будут требовать увеличить расходования бюджета, тем самым, раскручивая инфляцию. В один из дней, который назовут, может быть чёрным вторником, или чёрной пятницей национальная валюта обесценится до критического уровня, при котором банковская система перестаёт стабильно функционировать. Учитывая такое положение дел дефолт – вполне вероятная развязка нынешнего экономического курса. Пострадают от него, конечно, все, но особенно те, у кого имеются слишком большие запасы наличности, не задекларированные налоговыми органами, а потому, лежащие в закромах мёртвым грузом. У кого на сегодняшний день больше всего наличности, догадаться не сложно, это отнюдь не широкие массы населения, едва-едва адаптировавшиеся к рыночным условиям выживания и даже не пресловутые олигархи, а в первую очередь цвет коррумпированной бюрократии, то есть чиновники, ежедневно получающие никем не учитываемую прибыль, причём чистую, без затрат на производство. И возникает естественный вопрос: а не ради ли них родимых объявляется операция-махинация с условным названием - "нечто вроде налоговой амнистии"? Похоже, что действительно для них, так как амнистия не коснётся юридических лиц, то есть фирм, для которых амнистия была бы очень даже кстати, как и в целом для экономики. Но, увы, Минфин вместо амнистии капиталов юридических лиц, напротив, предложил увеличить штат налоговых органов на 16 тысяч человек. Говоря иным языком, штат потенциальных вымогателей увеличивается, готовится глобальная дойка бизнеса, что вполне очевидно замедлит инвестиционную и вообще предпринимательскую активность. Оживит ли это экономику? Разумеется, нет, как уже говорилось у государства и без средств выведенных из налоговой тени хватает наличности, особенно валютной, беда в том, что наличность должна быть вкачена в производство, только в этом случае от неё будет ощутимая польза, а как это сделать правительство не знает. Так зачем же государству дополнительно увеличивать свои доходы?

Во всей этой историей с мнимой амнистией капиталов настораживает отсутствие в ней логики, целесообразности и справедливости. Уж если надо было проводить амнистию капиталов, то, прежде всего для юридических лиц, то есть для фирм, которые, не опасаясь преследований, хоть как-то могли бы активизировать экономику, а не для взяточников и махинаторов. Или амнистию не следовало начинать совсем, так как у государства и без того достаточно финансовых накоплений и оно может позволить себе не заискивать с теми, кто скрыл свои доходы и уклонился от налогов. Проще говоря, действовать по принципу – украл – верни, строго следуя букве закона. Такая позиция хотя бы была понятной.

Если трезво оценивать сложившуюся ситуацию по схеме – нефтедоллары,  не закаченные в промышленность – прямой путь к инфляции, то наше положение получается очень незавидным. Вряд ли российские предприятия смогут выйти на темпы развития, необходимые для поглощения лишней денежной массы, наплыв которой продолжает неуклонно расти. Вот и получается, что все сырьевые ресурсы, между прочим, не возобновляемые, изымаемые сегодня из недр, в ближайшее время превратятся в битые глиняные черепки из сказки про «Золотую антилопу». Правительство попало в довольно нелепое положение, при котором любые действия, направленные на привлечение дополнительных средств в бюджет, будь то повышение общей суммы собираемых налогов, за счёт закрытия оффшорных зон, самые, что не на есть крутые меры против олигархов, амнистия капиталов или продажа Украине и кавказским республикам газа по общемировым ценам, - политических очков ему не прибавит и широкой поддержки среди населения не найдёт, потому что простому населению от такой практики не горячо не холодно. Что толку любить богатую бабку, скопившую под матрасом целое состояние, которое в скором времени растащат крысы или сожрёт инфляция. Внукам от такой заначки нет ни пользы, ни радости, а поведение прижимистой старушки в лучшем случае тянет на статус старческого заскока. Одним словом, если правительство не научится правильно тратить свои сбережения, народ его не поймёт и заслуг не оценит.

В целом практика бездарного набивания государственной кубышки, методами под час далеко не либеральными, льёт воду на мельницу тех самых оранжевых ребятишек, которые готовятся в 2008 году показать оранжевую «кузькину мать». Поэтому, если правительство не хочет получить неожиданностей, то должно научиться тратить накопленные резервы с ясным пониманием того факта, что чёрный день, на который копили, уже настал. Тратить, слава Богу, есть куда, и об этом не единожды говорили ведущие экономисты страны, но правительство слушает почему-то не тех советчиков. Если отбросить всякие научные термины и вернуться к примеру с прижимистой старушкой, то накопленные средства в условиях риска их потерять, необходимо вкладывать в то, что можно пощупать руками, что не отнять и не украсть, то есть в инфраструктуру. Построенный дом, железнодорожный мост, дорогу, трубопровод, стадион, школу, детский сад и многое другое никакая инфляция и международная конъюнктура цен не съест. Правительство нашло очень удобную отговорку, наречённую господином Грефом – «нехваткой инвестиционных проектов», то есть обывателю рассказывается сказка про то, как Министерство экономического развития хотело бы дать денег российской промышленности, но из-за отечественного тупоумия в стране нет стоящих предложений, поэтому деньги лучше законсервировать или пустить на погашение внешнего долга государства. В эту сказку можно было бы поверить, если бы на фоне погашения государственного внешнего долга, не росла сумма частных заимствований за рубежом. А так неувязочка получается, ведь если частные компании берут деньги у западных банков, и те им дают, значит, инвестиционные проекты в стране всё же имеются. Так почему же российское правительство не инвестирует в российскую экономику, ставя её в зависимость от иностранного капитала, что в случае дефолта чревато серьёзными потерями собственности?  Неужели эта линия сознательной сдачи государства?


0.050768136978149