Интернет против Телеэкрана, 18.10.2018
Реформы Маленкова
Миронин С.

Маленков последовательно проводил линию по отстранению партии от власти. В 1942 г. был ликвидировам институт военных комиссаров. В августе 1944 г. решением политбюро упразднены должности отраслевых секретарей - крайкомов, обкомов, ЦК компартий союзных республик. В 1944 году Маленков подготовил проект решения о совмещении должностей первых секретарей КПСС и Председателей Исполкомов. Первый секретарь ЦК коммунистической партии союзной республики, крайкома, обкома, окружкома, горкома, райкома партии должжен был стать одновременно и председателем совнаркома союзной (автономной) республики, исполкома краевого, областного, окружного, городского, районного Совета депутатов трудящихся. Сталин проект поддержал. Но 26 января 1944 г. вместо пленума состоялось заседание политбюро, на котором проект этого постановления не только категорически отвергли, но и вычеркнули вообще из повестки дня пленума [48]. В мае 1953 года была отменена главная привилегия партократов, конверты. По инициативе Маленкова было принято постановление правительства о пересмотре норм денежного вознаграждения для партийных и хозяйственных чиновников. Раньше, например, руководитель отдела ЦК КПСС приравнивался по размеру денежного довольствия к министру, заместитель заведующего отделом - к замминистра и так далее. По новым правилам партийные чиновники должны были получать меньше хозяйственников, при этом те и другие теряли часть своих доходов, особенно тех, что выдавались в пресловутых "конвертах". Конечно, это вызвало возмущение аппаратчиков. Маленков замахнулся на "святая святых" - на привилегии партийных чиновников. И вот этого Маленкову простить потом не смогли [49].

Как председатель Совета Министров, в мае 1953-го Маленков отменил «конверты», официально введенные Совмином еще до войны всему партийному аппарату, то есть денежные доплаты первым, вторым, третьим и прочим нумерованным секретарям, заведующим отделами и так далее, от ЦК КПСС до райкома партии. В дополнение к основной эти люди получали еще как минимум три зарплаты, не облагаемые налогом. Плюс «вертушка», кремлевский телефон, кремлевская поликлиника, кремлевская столовая, кремлевский санаторий и т. д. И вот все это было отнято. Более того, тут же была прибавлена зарплата всем работникам советского аппарата. Если прежде первый секретарь обкома получал в четыре-пять раз больше председателя облисполкома, то теперь председатель облисполкома оказался более обеспеченным [50].
На Маленкова обиделись тогда не только партаппаратчики. Даже самые близкие соратники, казалось бы, люди вовсе не бедствующие, накинулись на него с упреками. По словам дочери Маленкова, Булганин как-то сказал ей на прогулке: "Что это выдумал твой батюшка, говорит, у меня же не будет денег, что же я буду есть, у меня если только в оранжерее какой-то огурец вырастет, а то мне завтракать будет нечем" [51]. И тогда все первые секретари начали заваливать Хрущева слезными посланиями с просьбой сохранить за ними старые привилегии.


Перед сентябрьским Пленумом 53-го года Хрущев из кассы ЦК, поскольку он контролировал средства партии, выплатил ее функционерам все, что «недоплатил» Маленков. Так Хрущев заручился поддержкой партноменклатуры, вернув им конверты. Из благодарности по предложению Маленкова они единодушно избрали Хрущева своим первым секретарем. В сентябре 1953 г. именно Хрущев на пленуме ЦК объявил о реформе сельского хозяйства. 3 сентября 1953 года на пленуме ЦК был утвержден пост Первого (с БОЛЬШОЙ буквы - С.М.) секретаря ЦК. На этом же пленуме по предложению Маленкова Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС [52].
Через месяц Хрущев стал заместителем председателя правительства. Маленков думал, что, сделав первого секретаря ЦК КПСС одним из своих заместителей, он таким образом поставит партию под правительственный контроль, и поручил ему самый трудный участок работы: сельское хозяйство.
Маленков пошел дальше. 25 января 1954 года президиум ЦК принял постановление О серьезных недостатках в работе партийного и государственного аппарата. Этим постановлением значительно сокращались штаты центрального аппарата министерств и ведомств, что автоматически увеличивало права ЦК и СМ республик стр. [53].
Хрущев приобретал все больший авторитет среди партаппаратчиков. Весной 1954 г. или в ноябре 1953 года, как указывает Милов [54], Маленков выступил перед партийным и хозяйственным активом страны. На том собрании присутствовал Федор Бурлацкий. Он вспоминал: "Главный пафос его [Маленкова] речи был - борьба против бюрократизма "вплоть до его полного разгрома". То и дело в его устах звучали такие уничтожающие характеристики, как "перерождение отдельных звеньев государственного аппарата", "выход некоторых органов государства из-под партийного контроля", "полное пренебрежение нуждами народа", "взяточничество и разложение морального облика коммуниста" и т.д. Надо было видеть лица присутствовавших, представлявших как раз тот самый аппарат, который предлагалось громить. Недоумение было перемешано с растерянностью, растерянность - со страхом, страх - с возмущением. После доклада стояла гробовая тишина, которую прервал живой и, как мне показалось, веселый голос Хрущева: "Все это так, конечно, верно, Георгий Максимилианович. Но аппарат - это наша опора". И только тогда раздались дружные, долго не смолкавшие аплодисменты" [55].
В первой часто работы я охарактеризовал ситуацию в стране после смерти Сталина и привел некоторые сведения о Маленкове.


РЕФОРМЫ ФИНАНСОВ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ
После войны существенно изменилась система управления. Увеличилось число министерств. Теперь министрами работали профессионалы, а члены ПБ отвечали за крупные сектора экономики, как политичесшкие лидеры. Республики практически не имели прав в управлении собственной экономикой [56]. После смерти Сталина количество министерств стало увеличиватъся вновь. 11 апреля 1953 года вышло постановление Совмина увеличивающее роль министерств и главков за счет Госплана и ЦК. Они получили возможность в пределах гослимитов изменять численность персонала на своих предприятиях, перераспределять оборудование, материалы и ресурсы, утверждать планы малых и среднего размера инвестиций [57]. Вроде бы мелочь, но обратите внимание, какими бесправными были министерства до этого.

1 апреля 1953 года было проведено очередное сталинское снижение цен. Как показали последующие события снижениое было чрезмеррным. В среднем цены снижались на 10%, но некоторые цены были снижены еще более без существенных на то оснований. Например, цены на мясо были снижены на 15%, но мяса и так не хватало. особенно абсурдным было сниюжение цен на картофель и овощи на 50%. Естественно, резко возрос спрас на картофель и овощи. Немедленно возникли очереди на многие товары. Нехватка достигла в 1954 гчоду 34% [58].
Другой популистской мерой Маленкова, которая еще больше усугубила ситуяцию стало снижение так называемой добровольно-принудительной торговли. Суть ее заключалась в том, что одновременно с товаром пользующимся очень высоким спросом, например, мясом, продавались товары ограниченного спроса, например, книги (в те времена они еще не были так широко популярны). Тем самым удавалось сбалансировать финасовое обращение. Такая торговля была снижена с 35,7 млрд, рублей в 1952 году до 15,3 млрд рублей в 1953 г. Если учесть, что одновременно были на 3% увеличены в среднем зарплаты, то в целом такие меры привели к увеличению покупательной способности населения по товарам широкого спроса на 8%. Это стало еще одной из причин очередей [59]. Но Маленков не остановился на этом. В августе на сессии Верховного Совета он объявил о снижении сельскохозяйственных налогов и об увеличении закупочных цен, почти как в гитлеровской Германии - розничные цены падали, а закупочные росли [60].


Цитирую Милова. "8 августа 1953 года Г. Маленков выступил на сессии ВС СССР с изложением соображений "о неотложных задачах сельсково хозяйства и мерах по дальнейшему улучшению материального благосостояния народа." Он предложил резко увеличить производство продовольствия и предметов потребления путем увеличения капиталовложений в легкую и пищевую промышленность, а также за счет повышения заготовительных цен на мясо, молоко, шерсть, картофель и овощи, снижения налогов на крестьян в 2 раза и снижения обязательных поставок с подсобного хозяйства колхозников."
План начавшейся с 1951 года пятой пятилетки был пересмотрен в пользу легкой промышленности. Летом 1953 года предприятия ВПК получили задание начать производство товаров народного потребления. Только 8 августа 1953 года был принят бюджет. По воспоминаниям, тогдашнего министра финансов Зверева, впервые в СССР появился дефицит госбюджета в 10%, что составило не менее 50 млрд. рублей [61]. В бюджете 1953 года были в 2 раза сокращены расходы на Вооруженные силы, что вызвало недовольство армии. Но Маленков сумел добиться согласия Берия и Булганина на ущемление собственных ведомств. Как и почему?

Маленков считал, что промышленность, производящая товары народного потребления, должна расти быстрее, чем промышленность, производящая средства проиводства. 23 октября 1953 года Маленков объявил об ускорении плана выпуска товаров народного потребления. Были намечены амбициозные планы [62]. Инвестиции в индустрию товаров потребления в 1954 г планировалось довести до 5,85 млрд рублей, против 3,14 млрд. рублей в 1953 г. В 1953 г. производство товаров народного потребления увеличилось на 13%, против 12% увеличения производства средств проиводства. Общие же капиталовложения увеличились только на 4%, так как экономика адаптировалась к волюнтаристским вмешательствам [63].
В течение последней недели 1953 года была воссоздана старая структура СМ СССР, фактическое разделение экономического сектора между несколькими направлениями. В 1954 г. власть министерств и главков увеличилась еще больше. Это было связано с тем, что партийные лидеры стали министрами и начальниками главков. Все эти пертурбации привели к резкому нарушению координируемости планов, что и стало одной из главных причин реформы 1957 года [64].
В апреле 1954 г. было очередное снижение потребительских цен, но в основном на промышленные товары. Цена на хлеб в 1954 году равнялась 1/3 от его цены в 1947 г. Все эти популистские меры, принятые скопом, существенно нарушили торговый баланс в СССР. Курировал Совмин и министерство финансов Маленков. На нем и лежит ответственность за разбалансировку товарооборта. Интересно, что все эти решения были отменены после отставки Маленкова [65].
Особенно популярной стала реформа рабочего времени, объявленная 25 августа 1953 г. Было решено нормализовать рабочий день во всех учреждениях, особенно в правительственных. Сталин работал ночами и поэтому гос- и партчиновники вынуждены были оставаться на своих местах ночами. Они редко видели свои семьи [66]. Но эта реформа не смогла скрасить недовольство номенклатуры отменой конвертов.


ГЕОПОЛИТИКА
Реформы во многом стали возможными, что в Корее начались переговоры. Это было связано с тем, что удалось заключить перемирие в Корее. 28 марта Ким Ир сен и Пэн Дэ хуай согласились на проведение мирных переговоров в Корее. 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о прекращении огня. Военный конфликт длился 3 года и 32 дня. Он стоил жизни 400 тысячам жителей Южной Кореи, 142 тысячам американцев, 17 тысячам солдат из других стран, воевавшим на стороне ООН в этом конфликте. Их противники - Китай и Северная Корея потеряли, по разным данным, от двух до четырех миллионов человек. Советская авиация, воевавшая на стороне Северной Кореи, потеряла 335 самолетов и 120 летчиков; общие потери советских частей и соединений в этой войне составили 299 человек, в том числе 138 офицеров, 161 солдат и сержантов. Летом 1953 года были возобновлены дипломматические отношения с Югославией и Грецией. Было объявлено об отказе от территориальных претензий к Турции. В Англию по случаю коронации Елизаветы II был направлен крейсер "Свердлов".18-25 января 1954 года в Германии проходило 4-х стороннее совещание по вопросам безопасности. В нем участвовал Молотов, как новый министр иностранных дел, и Маленков, как глава Совмина. Не следует забывать и о том, что СССР, наконец–то, обеспечил свою безопасность – 12 августа 1953 г. СССР произвел испытания водородной бомбы.


НЕФТЬ И И ЖИЗНЬ
Одной из причин, позволившей правительству начать повышение жизненного уровня населения в период с 1953 по 1960 год, был резкий рост добычи нефти с 19,4 млн т в 1945 г. до 148 млн т в 1960 г. [67].
Вплоть до Великой Отечественной войны основным нефтедобывающим районом был Кавказ. В 1940-1950-е гг. добыча нефти на Кавказе вследствие истощения месторождений сократилась. Страна оказалась перед угрозой нефтяного голода. Как обычно в тяжелых случаях, Сталин назначил Берия курировать нефтедобычу. В 1943 году в Татарии на Шугуровской структуре с глубины 648 метров ударил фонтан. Сразу после войны, в 1946 году, на глубине 1770 метров был вскрыт мощный нефтеносный горизонт. И, наконец, в 1948 году на нефтяной карте Татарстана появилось крупнейшее месторождение Ромашкино. Берия принял все меры по немедленному освоению месторождений. Таким образом только к моменту смерти Сталина СССР получил новые месторождения нефти покрывшие все потребности страны.

РЕФОРМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В послевоенные годы сельское хозайство оставалось в очень тяжелом положении. Зерна не хватало. Но государство продолжало использовать крестьян, как основной источник дохода для финансирования промышленности, хотя конечно многое делалось в плане технологического переоснащения промышленности.

Дважды, в 1948 и 1952 гг., повышался сельскохозяйственный налог, форсированными темпами шел процесс укрупнения колхозов [68]. Но жизнь на селе была тяжелой. К началу 50-х гг. бегство из деревни, несмотря на наличие паспортного режима в городах, стало массовым явлением: только за четыре года - с 1949 по 1953 г.- количество трудоспособных колхозников в колхозах (без учета западных областей) уменьшилось на 3,3 млн. человек. Положение в деревне было настолько катастрофическим, что подготовленный проект увеличения сельхозналога в 1952 г. до 40 млрд. руб. не был принят [69].
Очень плохо обстояло дело с учетом сборов зерна. Например, в октябре 1952 года Маленков, выступая на XIX сьезде КПСС, объявил, что зерновая проблема в СССР решена, поскольку урожай достиг 130 млн. т. В августе 1953 года тот же Маленков заявил, что эта цифра была завышена, поскольку была основана на биологической статистике [70].

В 1953 году плохой урожай поставил страну на грань голода. Резервы производства зерна были почти исчерпаны. Новые лидеры СССР сходились в том, что положение с продовольствием критическое. Эту проблему следовало решить в первую очередь. Требовалось что-то делать. Поэтому и было принято решение о начале реформ.
Выступая перед Верховным Советом в июле 1953 года, Маленков предложил усилить материальное стимулирование крестьян. 25 августа Маленков в Верховном Совете заявил о необходимости повысить уровень жизни не только крестьян, но и страны в целом. Было решено подключить колхозы к единой электрической системе, увеличить производство тракторов, продажу колхозам строительных материалов. Была существенно повышена роль МТС и парторганизации в МТС. Партсекретари МТС были непосредственно подчинены первым секретарям районных комитетов. МТС были усилены кадрами.

По мнению Зубковой, аграрная политика образца 1953 г. напрямую не была связана с именем Хрущева. Когда Хрущев вышел со своей речью по аграрным проблемам на Пленум ЦК КПСС в сентябре 1953 г. он выступал не как инициатор нового курса, а как его транслятор. Разработка новых подходов в области сельского хозяйства в марте 1953 г. шла в Совете Министров, т. е. через аппарат Маленкова [71].
Как пишет Зубкова, "уже в марте 1953 г. Министерством финансов для Маленкова был подготовлен проект докладной записки о налоговой политике в деревне. На основе расчетов доходности крестьянских хозяйств в соотношении с ростом налогов за 1949-1953 гг. в записке был сделан вывод о возникновении "диспропорции в сторону экономически неоправданного увеличения налогового обложения крестьян". Этот вывод был поддержан и обоснован в докладе министра сельского хозяйства и заготовок А. Козлова, направленном Маленкову в июле 1953 г. Доклад можно считать первичным документом, который лег в основу как речи Маленкова на сессии Верховного Совета СССР в августе 1953 г., так и речи Хрущева на Пленуме ЦК КПСС через месяц после выступления Маленкова. Доклад Козлова представляет собой документ аналитического характера, где в обобщенном и систематизированном виде говорится о недостатках в аграрной политике и предлагаются конкретные меры. О многих проблемах российской деревни в докладе сказано впервые: например, о резком снижении за послевоенный период жизненного уровня колхозников, о массовом бегстве из села и т. д. В качестве главного вывода в докладе обосновывался тезис о необходимости делать ставку на материальный интерес крестьянина. Предложения Министерства сельского хозяйства о снижении налогов, норм обязательных поставок сельскохозяйственной продукции и списании задолженности колхозников за прошлые годы впоследствии были оформлены как решения сессии Верховного Совета СССР". [72].

По свидетельству помощника Маленкова Д. Н. Суханова, первоначально Пленум ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства намечалось провести в августе 1953 г. С докладом на нем должен был выступать Маленков. Основные положения своего доклада Маленков изложил на заседании Президиума ЦК в июле 1953 г. Как вспоминает присутствовавший на том заседании Суханов, позиция Маленкова по аграрному вопросу вызвала тогда возражения со стороны большинства членов Президиума ЦК. Пленум был перенесен на сентябрь, и выступать на нем было поручено уже не Маленкову, а Хрущеву. [73].
Снова предоставим слово Зубковой. "В августе 1953 г. Маленков все-таки делает свое первое большое публичное выступление, но не на Пленуме ЦК КПСС, а на сессии Верховного Совета. Это выступление носило программный, а по ряду положений новаторский характер. Маленков говорил о необходимости смены приоритетов во внутренней политике, о повороте экономики лицом к человеку. Под этим углом зрения предлагалось пересмотреть соотношение темпов роста тяжелой индустрии и промышленности, работающей непосредственно на нужды населения, развернуть социальные программы, включающие развитие жилищного строительства, торговли, здравоохранения и т. д. Особое внимание в докладе Маленкова уделялось обоснованию нового курса в аграрной политике. На той же сессии Верховного Совета был принят новый закон о сельскохозяйственном налоге, представлявший собой коренную реформу системы налогообложения, действующую с 1939 г." [74].
До 1953 г. сельскохозяйственный налог был построен на принципе прогрессивных ставок, т. е. исчислялся от общей суммы доходов с крестьянского хозяйства по отдельным видам продукции, независимо от размеров хозяйства. В результате наиболее продуктивные хозяйства оказывались в самом невыгодном положении. С 1 июля 1953 г. вводился принцип твердого налогообложения, т. е. с 1 га приусадебного хозяйства, независимо от его доходности. Общая сумма сель- скохозяйственного налога в результате реформы снизилась с 9,5 млрд. руб. в 1952 г. до 4,1 млрд. руб. в 1954 г.14 После выступления в августе 1953 г. имя Маленкова, особенно среди крестьян, стало очень популярным. Газету с докладом Маленкова "в деревне зачитывали до дыр, и простой бедняк-крестьянин говорил "вот этот - за нас!"",- написано в одном из писем, направленных в ЦК КПСС [75].
 
Как пишет Зубкова, "позиция Хрущева в аграрном вопросе на тот момент вряд ли могла быть инициативной еще по одной причине: в 1951 г. он уже "обжегся" на сельскохозяйственной теме, когда написал свою знаменитую статью "О строительстве и благо- устройстве в колхозах". Эта статья, как известно, послужила одним из поводов для принятия 2 апреля 1951 г. Закрытого письма ЦК ВКП(б), в котором позиция Хрущева подверглась решительной критике, в том числе и по вопросу недооценки значения личных подсобных хозяйств для жителей деревни. Поэтому репутация Хрущева как "аграрника" была сильно подорвана, напротив, Маленков в после- военный период курировал именно сельское хозяйство. В своих воспоминаниях Хрущев весьма нелестно отзывается о компетентности Маленкова в вопросах сельского хозяйства, ссылаясь при этом на замечание Сталина. Однако именно при Сталине Маленков в течение семи лет (с 1945 по 1952 г. с перерывом в 1946 г.) занимался аграрными проблемами, проводя сталинскую линию в этом вопросе". [76].

"Если сравнить выступление Хрущева на сентябрьском Пленуме 1953 г. с его публичными речами более позднего периода, то сразу можно отметить различия - причем не столько на содержательном уровне, сколько по стилю: сентябрьское выступление - совсем не "хрущевское", его тон очень сдержанный, подчеркнуто деловой, без столь привычных позднее эмоциональных отступлений. Если Маленков в августе выступает с речью программного характера, то Хрущев на Пленуме фактически конкретизирует и развивает его основные положения по аграрному вопросу. Пленум ЦК не инициирует, а лишь подтверждает те решения, которые уже были приняты на сессии Верховного Совета". [77].

По мнению Зубковой, "эта политика, естественно, в корне отличалась от той, которую Маленков принял в 1953 г., когда получил возможность действовать самостоятельно. Уровень ком- петентности во многом зависит от уровня информированности, а Маленков был, несомненно, одним из самых информированных в вопросах сельского хозяйства членов Политбюро. Правда, информированность его имела довольно односторонний характер, поскольку источником информации для руководителей такого ранга всегда служил аппарат. Значит, Маленков, как и другие, получал уже "просеянную" и соответствующим образом организованную информацию. Не случайно, например, знаменитый тезис о якобы решенной в СССР зерновой проблеме неоднократно повторяется Маленковым. И не только им." [78].


Еще раз подчеркну, что эти предложения снискали Маленкову значительные симпатии населения, особенно сельского. Но это не пришлось по вкусу Хрущеву. Молотов вспоминал, что после выступления Маленкова со своей аграрной программой в августе 1953 г. Хрущев был буквально возмущен: он, Хрущев, должен был об этом сказать первым [79]. С 3 по 7 сентября 1953 г. состоялся Пленум ЦК КПСС. В повестке дня были следующие вопросы: критика прошлых недостатков, повышение закупочных цен, уменьшение доли обязательных поставок государству, списание долгов колхозов, усиление роли машинно-тракторных станций. Были снижены налоги на домашние хозяйства сельских жителей (с 1958 г. их вообще отменили).

В сентябре 1953 было решено повысить заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и вложить в сельское хозяйство большие денежные средства [80]. Реформы включали резкое увеличение закупочных цен на зерно в 7,4 раза, на мясо в 5,8 раз по сравнению с 1952 г. С. 337. ??? Одновременно была уменьшена доля урожая, которая оставалась у колхозов. Если учесть, что почти половина зерна отдавалась колхозами МТС бесплатно, за услугу по обнработке полей, то на самом деле денжные выплаты колхозам со стороны государства увеличились лишь в 2 раза [81].
В течение второй половины 1953 года правительство существенно повысило закупочные цены для крестьян (на мясо - в 5,5 раз, на молоко - в 2 раза); уменьшило обязательные поставки государству; снизило налоги с крестьян. Если принять средние закупочные цены 1952 года за 100%, то в 1956 году они составили 251%, а в 1954 - 207% [82].


Государство обязалось само оплачивать доставку зерна в закрома государества. Прошлые долги колхозов государству списывались. Рыночные налоги тоже снижались. В 1954 г. налоги были уменьшены на 60% по сравнению с 1952 г. Было решено ликвидировать зависимость налогов от наличия собственности, от того, чем ты владеешь, сколько у тебя коров, овец и т.д., когда за каждое дерево яблони приходилось платить определенную сумму, вне зависимости от урожая, а с курицы полагалось столько-то яиц, даже если курица не неслась. Налоги стали регионально дифференцированными. Поэтому у крестьян появился стимул к увеличению производства продуктов питания в своих приусадебных хозяйствах. Руководителям колхозов было одновременно дано больше прав для привлечения колхозников к обязательным работам [83]. Плата за услуги МТС стала базироваться на региональных дифференцированных ценах, а не на проценте от собранного урожая, который обычно определялься биологическим методом и был сильно завышен. Поскольку с 1953 по 1955 г. председателем Совета министров был Маленков, колхозники запомнили всё это как реформы Маленкова, а Хрущёва невзлюбили за последовавшую затем кукурузную эпопею.


РЕШЕНИЕ О ПОДЪЕМЕ ЦЕЛИНЫ
В ЦК пришел хозяин - Хрущев. Хрущев пытался перераспределить полномочия в пользу ЦК КПСС, забрав часть полномочий от Совета Министров СССР. Решения Пленумы стали созываться регулярно. Их решений стали становиться более значимыми, чем решения Совмина. по вопросам сельского хозяйства стали приниматься на пленумах ЦК. Результатом размышлений Хрущева на тему сельского хозяйства стала его записка в Президиум ЦК КПСС "Пути решения зерновой проблемы" (январь 1954 г.), которая легла в основу постановления об освоении целины. Записку Хрущев написал с подачи ВАСХНИЛ. Хрущев вспомнил старый план освоения целины, разработанный еще при Сталине в 1940 году. По сути, план освоения целины был просто снят с полки. Да, да! Не все знают, что освоение целины началось гораздо раньше 1954 года. Но из-за войны план реализовать не удалось.


ПРЕДВОЕННОЕ ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИНЫ
Освоение целинных и залежных земель в значительных масштабах началось еще в 1928 году. В апреле 1928 года Политбюро ЦК ВКП(б) разработало мероприятия по организации в течение 3-4 лет в РСФСР и Украине крупных зерновых совхозов по производству хлеба на незанятых крестьянами землях. Была создана комиссия по руководству строительством зерновых совхозов во главе с М. И. Калининым. На первом заседании, прошедшем 8 мая 1928 года комиссия рассмотрела вопрос о выработке общего плана организации новых совхозов и поддержала линию на форсирование строительства зерновых совхозов. Предварительные подсчеты, составленные Наркомземом, показали, что для выполнения поставленной партией задачи довести ежегодное производство товарного зерна до 100 миллионов пудов потребуется 3600 тысяч га пахотных земель при общей площади около 5500 тысяч гектар, свыше 335 млн. рублей капитальных вложений, более 20 тысяч трактористов и 50 тысяч постоянных рабочих, сотни руководителей хозяйств, агрономов и инженеров, не менее 15 тысяч тракторов. А уже к весне 1931 года в Казахстане насчитывалось 19 зерновых совхозов, а их земельный фонд составил 2 009 тысяч га. К осени 1931 года в стране имелось 189 зерновых совхозов, их общая земельная площадь составляла 15 028 тысяч га. Не хватало кадров - много молодых людей пошли на курсы комбайнеров, трактористов, и шоферов. Техники для нужд страны тоже не хватало, поэтому ее закупали в США.
Сельское хозяйство Казахстана нуждалось в рабочей силе, и постановление майского (1939 года) Пленума ЦК ВКП(б) позволило преодолеть эти трудности. С первых месяцев 1940 года началось активное переселение в Казахстан; оно шло по трем направлениям:

1. Плановое - проходило по плану правительства, правительство заботилось о предоставлении жилища и работы переселенцам;
2. Инициативное - по инициативе самих колхозов, которые полностью на свои средства принимают переселенцев, обеспечивают жильем и работой;
3. Неплановое - осуществлялось переселенцами за свой счет, о работе и жилье договаривались заранее с принимающим колхозом или совхозом. По подсчетам на первое декабря 1940 года в колхозы Казахстана прибыло 22 833 переселенческих хозяйства.

ПОДЪЕМ ЦЕЛИНЫ
25 января 1954 г. Президиум принял постановление о подъеме целинных и залежных земель. В феврале 1954 года состоялся пленум ЦК КПСС. На этом пленуме было обьявлено о решении увеличить производство зерна на 35-40% в течение 2-3 лет. Но все это требовало времени.
и на февральском пленуме ЦК КПСС 1954 года было принято решение распахать 13 млн га целины. В конце января - начале февраля ЦК и СМ затем провели 3 совещания работников МТС, совхозов, передовиков сельского хозяйства, где во всех случаях выступал Хрущев. Так он прислвоил себе предложения по сельскому хозяйству, сделанные в сентябре 1953 года.


11 февраля 1954 года были опубликовано утвержденное президиумом ЦК Обращение к избирателям, где идея о целине уже звучала. 23 февраля состоялся пленум ЦК по вопросам сельского хозяйства. Программа освоения целины была рассчитана на энтузиазм молодежи, Вся мощь пропаганды стала использоваться, чтобы внедрить в умы совестких людей дух романтики, дух первопроходцев при освоении целины.
Для целей освоения целины было решено мобилизовать комсомол. Многие еще помнят неподдельный энтузиазм, с которым ее встретила советская молодежь. Ряды целинников пополнялись новыми переселенцами: в марте 1954 года в Казахстан приехало 250 тысяч молодых комсомольцев, а также 23 тысячи человек из рядов бывших воинов Советской Армии. В 1954 по 1955 годы в Казахстане было поднято 18 миллионов гектар земель. В 1954-1956 году пахотный клин был увеличен на 35,9 млн га, что соответствовало пахотной земле всей Канады. Около 300000 человек поехали работать на целину как на постоянное место работы. Для поднятия Целины необходимо было доставить трактора, построить железные дороги. все это было взято из старых районов. В Казахстан в огромных количествах везли сельскохозяйственную технику, машины и оборудование; поднялись и местные предприятия по производству запчастей. Улучшалась также и коммуникационная сеть Казахстана; домостроение шло быстрыми темпами, быстро возводились новые здания, появлялись почти в голой степи целые города. Земледелие в 1953 - 1958 годах росло в Казахстане с гигантской скоростью: посевные площади расширились с 9,7 до 28,7 миллионов гектар, валовой сбор зерна с 332 миллионов до 1 343 миллионов пудов. Особенно трудно пришлось на первых этапах. Народное хозяйство было не готово к таким масштабным изменениям. Были сбои, которые усилили дезорганизацию хозяйства, вызванную началом реформ в 1953 году. Поскольку руководил правительством Маленков, то все неудачи по нехватке горючего, доставке техники на Целину (а технику часто сваливали прямо в поле) были списаны на Маленкова. Решено было сделать козлом отпущения Маленкова.
В 1955 году была засуха, но уже в 1956 году Целина дала отличный урожай. Но Маленкова уже сняли. Но об этом чуть позже.

ЭФФЕКТ РЕФОРМ
После реформы Маленкова начался быстрый рост продукции сельского хозяйства. В 1953-1955 гг. крестьянство сумело резко увеличить производительность сельскохозяйственного труда. С 1954 г. по 1956 г. в СССР наблюдался прирост сельского населения - впервые за послевоенный период. С 1953 по 1958 год продукция сельского хозяйства увеличилась в 1,5 раза. За 5 лет (1954-1958 гг.) по сравнению с предшествовавшим пятилетием рост составил по зерну 40%, овощам - 40%, сахарной свёкле - 68%, мясу - 41%, молоку - 36%, яйцу - 56%. Это был невиданный в истории России скачок сельскохозяйственного производства [84]. Люди на селе стали питаться нормально, наверное, впервые с начала XIX века. Годовой денежный доход семьи, полученный из колхозной кассы, составлял в 1946 г. 105 рублей, в 1953 г. - 845,2 рублей, в 1960 г. - 3763 рубля. 14 июля 1956 г. было принято решение выплачивать пенсии колхозникам. Такого рода резкого подъёма жизненного уровня людей советская деревня не знала со времён НЭПа [85].


Приостановилось бегство из деревни, а вместе с тем закономерный процесс урбанизации постепенно входил в нормальное русло [86]. Имя М аленков приобрело широкую популярность, особенно среди крестьян. Напротив, последующая борьба Хрущева с приусадебными хозяйствами и насаждение им кукурузы вызвало неприятие сельчан. Как вспонимает один из участников форума С.К.Кара-Мурзы, деревня у них когда-то была старообрядческой. Единственный способ услышать непечатное слово - завести разговор о Хрущеве. Ни о ком не говорили с такой ненавистью и презрением, как о нем.


Эффективность решений 1953 г. в области сельского хозяйства, по оценкам специалистов, сохраняла свою силу примерно до 1957-1958 гг. Период 1954-1958 гг. считается поэтому самым успешным за всю историю советской деревни. Прирост валовой продукции сельского хозяйства за эти годы на 35,3% по сравнению с предшествующим пятилетием (что уже само по себе было беспрецедентно) по целому ряду показателей был достигнут в основном за счет увеличения продуктивности личных подсобных хозяйств [87]. Росту валовой продукции сельского хозяйства способствовало освоение целинных земель [88].

продолжение следует


0.32097101211548