Интернет против Телеэкрана, 02.08.2014
Россия похожа на... Камбоджу!
Миронин С.

В последние годы путинский режим бодро рапортует о росте сельскохозяственного производства. Но хотя цифры и выглядят красивыми, истинное положение вещей, видимо, не так радужно. Я уже писал о глубоком кризисе сельского хозяйства в России [1]. Продолжение с энерговооруженностью не стало лучше (об этом в следующей статье). Поэтому думать, что кризис преодолен преждевременно [2]. Либералы, ободренные отсутствием пока голода в России, начинают думать, что рынок сможет решить российскую продовольственную проблему. Увы, без немедленных и массовых инвестиций в сельское хозяйство, скорее всего, не обойтись. Надежды на рынок призрачны и вот ещё почему. В мире не одна лишь Россия сталкивается с продовольственным кризисом. Есть и другие страны, которые уже опробовали почти все методы выхода из сельскохозяйственного кризиса, и одна из этих стран – Камбоджа. Думаю, что российским читателям будет интересно почитать об опыте этой страны [3].

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наиболее наглядно иллюстрирует проблемы сельского хозяйства история его развития в Камбодже, которая опробовала на себе традиционный деспотизм, французскую колониальную администрацию, третий "социалистический" путь Сианука, бестоварную экономику Пол Пота, коллективизацию советского типа и наконец, капиталистический способ сельскохозяйственного производства без поддержки государства.

 

По сути Камбоджа поставила наиболее чистый эксперимент по построению социализма на базе традиционного общества и без привлечения технологии и энергоресурсов. Этот эксперимент обнажил те черты, которые по тем или иным причинам оказались скрытыми в других странах. Оказалось, например, что если государство традиционное, то чиновники, представители монарха, обирают крестьян вплоть до самого предела полунищего существования. Это полуфеодальное полурабовладельческое государство, где феодализм и рабство возникают в силу экономических причин - за долги. При этом крестьяне живут всегда на уровне базового продукта (на уровне выживания).

 

Отмечу, что "ужасы Красных кхмеров" - в основном "утка" ЦРУ-шной прессы. Жертвы, приписываемые режиму Пол Пота, во многом были результатом ковровых бомбардировок территории Камбоджи из-за того, что по ней проходили пути снабжения партизан Южного Вьетнама. Большинство погибших в Камбодже погибли от налетов американской авиации - страна была подвергнута самой интенсивной бомбежке со времен Корейской войны и до войны в Кувейте, что по плотности превосходило бомбежки Германии - и в результате голода, эпидемий и разорения, вызванных этой бомбежкой. Инициатор слуха о"двух миллионах убитых Пол Потом", француз Жан Лакутюр (Lacouture), отмежевался от этих цифр, заявив (в New York Review of Books), что "погибли только тысячи человек", т.е. в тысячу раз меньше.

 

ДОКОЛОНИАЛЬНАЯ КАМБОДЖА

 

Сельское хозяйство в Камбодже всегда развивалось экстенсивно. Чиновники традиционного государства жили за счет мародерства и грабежа крестьян. Расходы двора непрерывно росли. Население из-за недоедания сокращалось. В Камбодже в середине XIX-го века традиционная модель крестьянской экономики не обеспечивала даже простого воспроизводства населения - его численность сокращалась. Плата за землю была издольная, в виде процента от урожая или фиксированная, независимо от урожая. Крестьяне часто арендовали и буйволов. Уровень избыточного продукта был крайне низок и он растворялся без следа в многочисленном административно-бюрократическом аппарате. Главным препятствием на пути реформ в Камбодже всегда выступал многочисленный и влиятельный слой феодально-чиновничьей бюрократии.

 

ФРАНЦУЗСКИЙ ПРОТЕКТОРАТ

 

После прихода французов их попытки в конце XIX-го века реорганизовать деспотическую традиционную систему и ограничить коррупцию привели к массовому и хорошо организованному восстанию 1885-1886 года в защиту короля. Руководящую роль играли чиновники. Не идея борьбы за независимость, за борьба за отмену ключевых положений реформы 1884 года были стержнем выступлений. После уступок в сфере реформ восстание было быстро и организованно прекращено.

 

В конце концов французская реформа налогообложения привела в Камбодже к тому, что общий объем платежей, идущих от крестьян, не изменился по сравнению в доколониальным периодом, но резко уменьшились незаконные сборы с крестьян чиновниками. Массовое рабовладение существовало вплоть до 1897 год. В 1904 году французы отменили остатки феодальных отношений. Был создан слой многочисленных средних крестьян. Французы настойчиво боролись за сохранение среднего крестьянского землевладения. Они боролись с ростовщичеством, главным образом китайским капиталом. Французы периодически законодательно отменяли долги. Но полностью его уничтожить не удавалось. Кроме того это было им и не выгодно, так как именно китайский капитал организовывал экспорт риса и давал высокий доход. В попытках найти решение было запрещено владеть землей не французским гражданам, но тогда крестьяне стали закладывать будущий урожай, иногда на несколько лет вперед. То есть вместо залога людей, как в доколониальной Камбодже, в залог стал отдаваться урожай. Тогда был введен жесткий контроль за деятельностью чиновников, но уровень жизни крестьян практически не изменился из-за демографического взрыва.

 

Частная собственность на землю была закреплена только в 1920 году. В 1920-1945 году начался бум по выращиванию каучуковых деревьев. Гевея росла там, где не рос рис. Это дало деньги и началось все более интенсивное освоение земель под рис. За годы французского протектората в Камбодже осуществлялось работы в области городского строительства, инфраструктуры, связи и транспорта, ирригации, строились первые промышленные предприятия. Следовательно, установление французского протектората дало экономический рост.

 

После некоторого улучшения жизни после нормализации земельных отношений и особенно после привнесенного французами улучшения системы здравоохранения немедленно начался демографический взрыв. Началось освоение новых земель. До тех пор пока не был исчерпан фонд земель регулярного орошения продолжался высокий рост народонаселения. Если до прихода французов численность населения сокращалась, то именно после прихода французов начался очень быстрый рост населения. Если в 1870 году в Камбодже проживало 1 млн человек, в 1911 году уже 2,43 млн.

 

Аграрная политика французских властей была направлена на создание системы частной собственности на землю, которая существовала параллельно с традиционной феодальной системой землевладения. Земли перераспределялись по их усмотрению. Французским компаниям и гражданам предоставлялись в концессию большие участки для возделывания риса, кофе, перца и каучуконосов, продукция которых шла на экспорт, а также для разведения скота. Земельные участки выделялись также камбоджийским чиновникам. Налоги с населения стали взиматься в денежной форме, и чтобы уплатить их, крестьяне переходили на выращивание каучуковых и продовольственных культур, шедших преимущественно на экспорт. Им приходилось все в большей мере занимать деньги у ростовщиков, представленных преимущественно китайским, индийским и вьетнамским торгово-посредническим капиталом [4].

 

Но одновременно ключевые позиции в сельской экономике занял ростовщический капитал. Основой этого стал повсеместный переход на сбор податей и налогов в денежной форме. Крестьяне же не обладали навыками торговли. В 50-е годы ХХ-го века в Камбодже все жители небольших древень были родственниками, и в отсутствии общинных земель, как таковых, взаимопомощь между соседями родственниками являлась постоянным фактором деревенской жизни. Новая фаза в жизни страны наступила с уходом колонизаторов и приходом к власти принца Сианука.

 

СИАНУКОВСКИЙ "СОЦИАЛИЗМ"

 

В октябре 1941 камбоджийский трон занял король Нородом Сианук (1941-1955). 4 января 1946 правительство Франции подписало с королевским правительством Камбоджи временное соглашение («модус вивенди»). Страна получала внутреннюю автономию в рамках Индокитайской федерации как части Французского союза. В ноябре 1949 обе страны подписали договор, по которому Камбоджа признавалась независимым государством, «присоединившимся к Французскому союзу». Но только после выхода 25 сентября 1955 из Французского союза Камбоджа официально стала полностью независимой.

 

В независимом королевстве внутренняя разнородность и противоречия внутри правящей организации приводили к частой смене правительственных кабинетов. Но чаще всего их возглавлял в этот период сам Сианук (1955-1956, 1956, 1957, 1958-1960, 1961). Правительства провели ряд реформ: ограничили ростовщичество, создали кредитные и снабженческо-сбытовые кооперативы в деревне, поощряли развитие национального частного предпринимательства при одновременном ограничении иностранного капитала. Был учрежден Национальный банк и введена в обращение собственная валюта. Государство выкупило у французских компаний некоторые промышленные и коммунальные предприятия. Активно развивались государственный и смешанный секторы экономики. Во внешней политике камбоджийское правительство проводило нейтралистский курс. Оно договорилось в 1955 с США о предоставлении американской экономической и военной помощи, но категорически отказалось войти в военный блок СЕАТО, а в 1956 установило дипломатические отношения с СССР. Осенью 1957 Национальное собрание приняло Акт о нейтралитете [5].

 

Руководство Камбоджи провозгласило лозунги усиления руководящей роли государства, экономического планирования и индустриализации. В 1960-1964 в стране осуществлялся первый пятилетний план. Несмотря на большие финансовые и технические трудности, властям удалось придать государственному сектору преобладающую роль в промышленности, укрепить народное образование и развить медицинское обслуживание. Однако многие государственные предприятия оказывались нерентабельными, страдали от нехватки сырьевой базы и особенностей внутреннего рынка. Социальные проблемы не только не были решены, но и усугубились. Усилились позиции торгово-ростовщических слоев, резко возросли коррупция, сращивание чиновников с бизнесом и «черным рынком» [6].

 

Лавируя между различными фракциями, Сиануку удавалось сохранять власть. В 1967-1968 действовало «чрезвычайное правительство» во главе Сон Санном, а в 1968-1969 правительство «последней надежды», возглавленное близким к главе государства политиком Пенн Нутом. Экономическая, политическая и социальная ситуация стремительно ухудшалась. В 1966-1970 средний ежегодный сбор риса составлял 2,9 млн. т., причем ок. 30% урожая шло на экспорт. В 1968-1969 страну поразила сильная засуха, в 1969-1970 резко возросли бюджетный дефицит, стоимость жизни и безработица [7].

 

В постколониальной Камбодже немедленно произошло разорение мелкого производства на натуральной основе. Газета «Чхием кхмае» писала: «Сейчас Камбоджа страдает от серьезной болезни, которая все сильнее поражает страну - от взяточничества.... деятели высоких и низких рангов, используя свое положение, берут взятки у населения, обкрадывают казну. Они строят себе дома, покупают иностранные машины и получают новые чины и звания. Население ненавидит чиновников, не хочет иметь с ними дела. Народ не желает платить налоги, так как знает, что они не поступят в казну, будут разворованы. Не правда ли, очень похоже на нынешнюю Россию.

 

"Крестьянство - самый обделенный, эксплуатируемый класс камбоджийского общества" - писал Ху Юн, один из лидеров компартии Камбоджи - "Те, кто день и ночь трудятся на полх, выращивая рис, борясь с погодными условиями, получают лишь 1/4 часть дохода от реальной стоимости своего труда, а те, кто не принимают участия в процессе проиводства получают 3/4 дохода, причем эти 3/4 дохода обманом отобранные у крестья, аккумулируются в городе. То, что мы обычно называем городом, пишет Ху Юн - на самом деле огромный насос, который выкачивает силы из кхмерской деревни.

 

Коммунисты Камбоджи вели борьбу против французов под лозунгами уравнительности и антиурбанизма (настроенность против города). После победы национально-освободительной революции и ухода французов немедленно начался процесс обезземеливания крестьян и концентрации земли в руках отдельных землевладельцев. Запас свободных земель быстро иссякал и к тому же они были хуже по качеству. Второй фактор, приведший к резкому ухудшению ситуации, было то, что французы сумели резко ограничить коррупцию. Уход французов привел к ее резкому росту. Режим Сианука не знал как бороться с коррупцией. Мы не можем лишать капиталистов их состояний, как это делают коммунисты»-заявлял в 1956 году Сианук- но нам следует добиться того, чтобы они сами открывали для своих рабочих медпункты, госпитали, школы, спортпощадки. Французы такой сильной поляризации населения, какая была достигнут при шедшем по «третьему пути» Сиануке, не допускали. Они шли на самые решительные меры вплоть до централизованного списывания всех крестьянских долгов ростовщикам. Делали они это только для того, чтобы сохранить основные пропорции системы. После ухода французов до 60% деревенских жителей стали полными бедняками.

 

Рост бюрократического аппарата был непомерен - к 1967 году его численность взросла в 2 раза по сравнению с 1956 годом. На содержание чиновников требовалось теперь 60% от всего бюджета. Более того стремительный рост городского населения привел к недостатку продовольствия, потому что много его контрабандой вывозилось в Южный Вьетнам, где присутствие американцев гарантировало более высокие цены. Выход мог быть в прямых закупках риса у крестьян, но контрабанда, видимо, была неистребима. Приход к власти в 1970 году проамериканского режима Лон Нола только ускорил события.

 

В августе 1969 Сианук поручил Лон Нолу сформировать «правительство спасения». В марте 1970, воспользовавшись выездом Сианука из страны на лечение, Лон Нол совершил государственный переворот. Национальное собрание проголосовало за смещение Сианука  [8].

 

Новый режим во главе с Лон Нолом и принцем Сирик Матаком заявил 9 октября 1970 о создании Кхмерской республики. Президентом стал маршал Лон Нол. В стране были созданы новые политические партии, во главе правительства стояли Сирик Матак (1971-1972) и Сон Нгок Тхань (1972). В 1972 власти провели выборы в парламент, на которых победили сторонники Лон Нола из Социально-республиканской партии (СРП); ее представитель Ханг Тун Хак сформировал правительство. Однако в руководстве Кхмерской республики не прекращалась внутренняя борьба. В 1973 ненадолго было создано «чрезвычайное правительство» во главе с лидером Демократической партии Ин Тамом. Затем вплоть до апреля 1975 у власти стоял кабинет Лонг Борета, в который входили СРП и сторонники Сирик Матака из Республиканской партии  [9].

 

Стремясь подавить оппозицию, правительство Кхмерской Республики попросило в апреле 1970 США о военной помощи. Американцы немедленно начали поставку оружия и военной техники, а затем вместе с Южным Вьетнамом ввели на территорию Камбоджи свои войска. К 1 июля 1970 американские силы были официально выведены. Однако вплоть до 16 августа 1973 они продолжали наносить массированные бомбовые удары по городам и деревням страны. За это время на территорию Камбоджи было сброшено 500 тыс. бомб. Общее число жертв гражданской войны оценивается в 1 (а на самом деле больше - именно эти жертвы были потом приписаны Пол Поту) млн. человек. Сотни тысяч стали беженцами. Страну постигла хозяйственная катастрофа [10].

 

РЕВОЛЮЦИЯ 1975 ГОДА

 

Как пишут в энциклопедиях, в 1960-х Красные кхмеры во главе с Ангкой (Angkar - «Организация» на кхмерском языке) начали справедливую революционную вооружённую борьбу, создав сельские базовые области среди крестьян (позже Ангка открыто назвала себя Коммунистической Партией Камбоджи). Их цели состояли в свержении феодализма, развитии новой независимой экономики и изгнание из Камбоджи всех сил иностранного господства.

 

При помощи США режим Лон Нола увеличил свою армию с 30 до 200 тыс. человек. Но справиться с расширявшимся партизанским движением он не смог. В 1971 на помощь повстанцам пришли Северный Вьетнам и его сторонники в Южном Вьетнаме. Они не только поставляли им значительное количество оружия и боеприпасов, но и заняли ряд провинций Камбоджи, а затем передали их под контроль НЕФК. К 1975 повстанцы контролировали до 90% территории Камбоджи. В руках Лон Нола оставалось лишь несколько городов, и прежде всего Пномпень. Население столицы увеличилось за счет беженцев с 200 тыс. до 2 млн. человек. Отрезанный от остальной страны город снабжался всем необходимым по американскому «воздушному мосту». Экономика страны была совершенно разрушена; объем производства риса достигал 1,6 млн. т. в год [11].

 

1 апреля 1975 Лон Нол бежал из Пномпеня. Его заменил временный президент Сау Кхам Кхой, который в попытке остановить штурм столицы поручил формирование правительства лидеру оппозиционной Демократической партии Чау Сау. Этого не допустили военные, совершившие переворот. Но хунта во главе с генералом Сак Сутсакханом была уже бессильна спасти режим. 17 апреля 1975 силы НЕФК заняли Пномпень [12].

 

После падения пномпеньского режима власть в стране вначале номинально перешла в руки КПНЕ, но в действительности о нем более не упоминалось. Сианук, возвратившийся в Пномпень, был помещен под домашний арест. В конце апреля 1975 был проведен Чрезвычайный национальный конгресс, и на основе его решений выработана новая конституция страны, которая вступила в силу 5 января 1976. Монархия была ликвидирована, а Камбоджа переименована в Демократическую Кампучию. Были проведены выборы в Собрание народный представителей, и в апреле 1976 ее сессия приняла отставку Сианука и главы КПНЕ Пенн Нута. Главой нового высшего органа - Государственного президиума стал активный деятель компартии Кхиеу Самфан (бывший лидер левого крыла Сангкума), правительство возглавил лидер «красных кхмеров» Пол Пот [13].

 

После прихода коммунистов к власти было решено насильственно выселить сельскую местность миллионы людей из города. У красных кхмеров просто не было продовольствия, чтобы прокормить города. Города были не нужны бестоварной экономике, поскольку в этом случае город ничего полезного не производит. Уже к концу апреля 1975 года 3 млн жителей Пномпеня (а всего там было 3,5 млн горожан) были выселены в сельскую местность без какой-либо подготовки. В ходе этого переселения многие погибли.

 

За какой-то год Камбоджа стала представлять из себя изолированные друг от друга сельскохозяйственные поселения, где все, одетые в одинаковую черную форменную одежду, много трудятся и мало потребляют и при этом полностью контролируются властями. Практически 99% от числа погибших от голода и болезней в 1975 год составляли бывшие жители городов.

 

За всю историю ХХ-го века бестоварная экономика нигде не существовала столь длительное время и в таких чистых формах, как в Камбодже. Пол Пот - лидер беднейшего крестьянства. Под социализмом он понимал только уничтожение любых отношений обмена, частной собственности и введение собственности коллективной.

 

План Пол Пота был следующий. 1. Увеличить производство риса. 2. Существенную часть его пустить на экспорт. 3. На доллары купить технологию. 4. Технология позволит улучшить жизнь людей. Острую нехватку продовольствия режим «красных кхмеров» стремился возместить за счет временной аграрной переориентации экономики страны. «Если у нас будет рис - у нас будет все», - заявлял Пол Пот. Подавляющая часть городского населения была отправлена в деревню, а большинство промышленных предприятий закрыты. Сельское население и переселенцы из городов были подвергнуты принудительной коллективизации, и должны были в тяжелейших условиях выращивать сельскохозяйственную продукцию.

 

Годовой сбор риса составлял примерно 1,6 млн. т. Большая часть урожая затем продавалась за рубежом (прежде всего, вывозилась в Китай), а на вырученные средства власти Камбоджи закупали оружие и оборудование, которое предполагалось позднее использовать для индустриализации [14].

 

Значительная часть «старых» крестьян считала режим красных кхмеров своим. Они поддерживали репрессии в отношении «продавшихя Западу горожан»и строгую уравнительность потребления, ликвидацию рынков и денежного обращения. В Камбодже прямая принадлежность к власти «старых» (бывших крестьянами о переселения горожан-«новых крестьян») крестьян ценилась ими выше, чем жизненные трудности. Земля, очищенная от джунглей в течении 1-2 лет давала очень хороший урожай (в 2 раза выше, чем с традиционно используемых наделов).

 

Передвижение по стране ограничивалось под страхом смертной казни. Повсеместно происходили расстрелы бывших лоноловский солдат и чиновников. Питание было очень ограниченным. Излишки не возникали. Исключался натуральный обмен ибо нет на свете товара более ценного, чем продовольствие, особенно в положении, которое ненамного отличается от голода. Главным рычагом управления был страх. Страхом людей заставляли работать столько, сколько это было необходимо власти. Устойчивость бестоварной экономики, как показал опыт Камбоджи, напрямую зависит от уровня страха среди населения. Ибо без непосредственных угроз все производители стремятся производить по минимуму.

 

Была задействована идеология, например, Революционный кодекс поведения включал следующие правила.1. Уважай дисциплину. 2. Неукоснительно выполняй директивы партии. 3. Действуй совместно и в единстве. 4. Уважай общую собственность. 5. Отчитывайся за дневную работ и планируй свою работу на следующие дни. Раз в неделю были собрания по критике и самокритике, где шел отчет о выполнении кодекса. Если кто-то не полностью его выполнял, его ждала смертная казнь. Для борьбы с саботажниками эффективно использовалось и доносительство. Практика взаимных доносов была очень действенной.

 

Аграрная политика красных кхмеров не стремилась к безудержному росту общей площади обрабатываемых земель. У них было стремление к максимальной интенсификации использования земли с помощью максимальной эксплуатации живого труда. Механизированный труд, требовавший соответствующего оборудования и обслуживания, оказывался существенно дороже труда физического, особенно когда физический труд выступал фактически в подневольной, рабской форме.

 

Правительство «красных кхмеров» жестоко расправлялось с любым инакомыслием - реальным или потенциальным. Особым преследованиям подвергались некхмерские национальные меньшинства. Общее число погибших за вторую половину 1970-х исчислялось в сотни тысяч человек. Те миллионы погибших, о которых надрывается зарубежная пресса, были результатом варварских бомбардировок американцев.

 

В 1976 году в Камбодже все промежуточные институты, способные если не защитить, то существенно ограничить пресс государственной власти в лице независимых судебных органов, религиозной общины с ее моральными и этическими нормами, даже родственные и семейные узы взаимной поддержки подверглись полному запрету и уничтожению. Устрашенные репрессиями полуголодные люди остались один на один с властью, контролировавшей любое их действие, полностью распоряжавшейся их жизнью и судьбой.

 

Самое пикантное, что бестоварная Кампучия оказалась жестко зависимой от колебаний мировых цен на рис. Бестоварная экономика стала резко зависимой от рыночного мира.

 

Общество стало сверхбюрократическим. План был нужен для мобилизации населения. Государственная власть снова превратилась в деспотическую, определяющую жизнь каждой крестьянской семьи. При традиционализме то был король- хозяин земли и воды. При коммунальности - партия, высший распорядитель жизни каждого отдельно взятого человека. Черты традиционного кхмерского строя можно усмотреть и в непрерывном процессе принуждения со стороны государства, в организации массового принудительного труда и ирригационных работ, которые в Камбодже всегда рассматривались как предпосылка могущества страны.

 

Идея внутреннего врага вышла на первый план в Камбодже осенью 1976 года. Весной 1977 года партия красных кхмеров объявила о начале чистки партийно-государственных структур. Начались массовые репрессии. Причина чистoк в том, что в 1976 году из-за погодных условий урожай риса был очень низок и страну в 1977 году охватил массовый голод. Хроническое недоедание распространилось на все основные районы в 1978 году, хотя в этот год урожай риса был выше. Более половины производившегося риса вывозилось, этого было недостаточно для пропитания людей кормящихся с земли. Экспорт риса шел в Китай в основном в обмен на оружие и военную технику.

 

В Камбодже именно «вторая волна» руководителей воспринимала бестоварную экономику как некую данность, единственно справедливую систему и верило Пол Поту, что причины неудач временны и носят субъективный характер. Приходилось постоянно репрессировать недовольных и сомневающихся. В 1976-1978 годах был уничтожено 242 высших руководящих работников. Дестабилизация режима привела к поискам внешнего врага - им оказался Вьетнам, которому предъявили территориальные претензии и начали атаковать. Камбоджа стала сателлитом Китая. Вьетнам ответил интервенцией и установлением провьетнамского (а значит и просоветского) режима.

 

Поскольку руководство компартии раздиралось острой внутренней борьбой, то в ходе ее группировки истребляли друг друга. Как я уже отмечал, в 1976 националистическая фракция Пол Пота и Та Мока уничтожила прокитайскую группировку (ее лидер Ну Ним был казнен в 1977). В 1977 была начата чистка сторонников провьетнамской фракции, которая в ответ в мае 1978 подняла восстание на востоке страны. Во внешней политике Демократическая Кампучия стала ориентироваться на Китай. В стране появились китайские советники. Восстание закончилось поражением провьетнамцев, лидер фракции Со Фим покончил с собой, а другой ее видный деятель Хенг Самрин бежал во Вьетнам [15].

 

ПОСЛЕ ПОЛ ПОТА

 

В 1978 разгорелись широкомасштабные военные действия между Кампучией и Вьетнамом. Более сильная вьетнамская армия в конце 1978 вторглась на территорию Камбоджи. Ее поддерживали вооруженные формирования провьетнамской фракции компартии (с начала 1979 приняла название Народно-революционной партии Камбоджи) и созданного им Единого фронта национального спасения. 7 января 1979 вьетнамские войска вступили в Пномпень. Силы «красных кхмеров» отступили в горные районы и на запад страны, где развернули партизанскую войну [16].

 

После взятия Пномпеня вьетнамские войска передали власть своим сторонникам из НРПК. Страна была переименована в Народную Республику Кампучия, но осталась однопартийным государством. Высшим органом власти до 1981 считался Народно-революционный совет во главе с лидером НРПК Хенг Самрином. По конституции 1981, структура органов государственной власти была изменена: были образованы Государственный совет (председатель - Хенг Самрин) и Совет министров (председатель с 1984 - Хун Сен) [17].

 

Режим Хенг Самрина отменил большую часть мер, осуществленных «красными кхмерами». Он приступил к восстановлению городов, промышленности и ирригационной системы, возродил денежную систему и смягчил тотальную коллективизацию, заменив ее кооперативами - «группами трудовой взаимопомощи». Производство риса возросло с 1,3 млн. т. риса в год в 1979-1983 до 1,9 млн. т. в 1984-1988. Была восстановлена буддийская религия [18].

 

Оккупация Камбоджи 1978 году Вьетнамом и крах режима Пол Пота не привела к процветания. Наоборот, дело шло к полной разрухе в сельском хозяйстве.

 

Международная помощь (40% из СССР) привела к немедленному возникновению торговли. Первым шагом было разрешение иметь приусадебные участки в обмен на добросовестный труд в кооперативах. Добровольная коллективизация после Пол Пота прошла быстро и успешно за счет того, что сохранилась привычка подчиняться решениям центральных властей. Кроме того необходима была взаимопомощь, чтобы восстановить дома и ирригационные сооружения. Однако когда власть попыталась восстановить бестоварную экономику (в 1980 году снова были арестованы интеллигенты, хотевшие создать в Камбодже другие партии), то она получила молчаливое сопротивление крестьян.

 

Даже первые кооперативы доказали свою несостоятельность. Все быстрее развивалось мелкое земледелие. Вторая волна коллективизации сошла на нет. Низшая форма коллективизации напоминала русские общины с их регулярным переделом земли. Очень быстро начальники, похожие на тех, которые были до французов, были восстановлены и традиционная экономика стала все более оформляться.

 

Традиционные индивидуалисты - кхмерские крестьяне - оказались психологически не готовы восприятию идеи кооперации как таковой. Крестьяне согласились на самую минимальную кооперацию, но сохранили традиционный тип частного хозяйствования и не намерены были возвращаться в более обобществленные кооперативы. Попытка «добровольной» кооперации в 1980 году привела к сокращению производства риса до размеров минимума, необходимого для прокормления только семьи.

 

Существовали две системы оплаты. 1. По трудодням, как в советских колхозах. 2. По едокам (как в китайских коммунах, показавших свою неэффективность). На практике крестьяне оказывались зависимыми от местных начальников (бригадиров и т.д), а те от средних начальников и т.п. Характерно, что в Камбодже были чрезвычайно дефицитными минеральные удобрения и тракторная вспашка, поскольку там не было собственных энергоресурсов. Особо урожайные сорта риса тоже были страшным дефицитом.

 

В 1984 год над Камбоджей вновь возникла угроза голода. Неудачу свалили на начальство на места. Коррупция действительно разъедала все на местах. Хищения стали бичом кооперативов. Медленно и постепенно начался отказ от кооперативов.

 

Интересно, что Камбоджа опробовала и сельскохозяйственную ренту в виде дифференцированного сельскохозяйственного налога. Введение сельскохозяйственного налога имело главную цель в виде создания равных условий хозяйствования (похоже на систему, бывшую при французах). Но он оказался отдан в руки местной администрации. Страна по сути вернулась к традиционной доколониальной системе собирания налога, когда государственный чиновник приходил к амбару с уже собранным урожаем и на «глазок» определял ставку налога. Крестьяне немедленно стали уклоняться от ренты, продавая урожай частным торговцам.

 

Был введен также специальный указ, в соответствии с которым лицам, отнявшим у частных торговцев перкупщиков незаконно и нелегально приобретенный ими рис и передавших его государству выплачивалось вознаграждение, составлявшее 15% от рыночной цены риса. Были попытки организации заслонов на дорогах, чтобы помешать свободному перемещению по стране частных торговцев и скупщиков риса.

 

В Камбодже проверили также коллективизацию на уровне ремесленников. В Пномпене в одном из районов образовали 18 групп трудовой взаимопомощи. Неудачно. Ремесленники при первой же возможности стремились покинуть группы, которые распались как только ослаб административный пресс.

 

Очень скоро (в 1987 г.) несмотря на запреты и государственную собственность на землю возобновилась купля-продажа земли. Очень скоро народно-демократическая (коммунистическая по сути) партия Камбоджи признала, что владение землей более эффективно, чем пределы, так как препятствует хищническому использованию земли, выделяемой на год. Одновременно с куплей продажей земли стало возвращаться ростовщичество. Это было связано с неравномерным распределением тяглового скота. Под арендованную пряжку буйволов крестьянин должен был отдать определенную часть собранного им урожая или брать в долг под проценты. Появились перекупщики риса, которые скупали рис, переводили его в город, где продавали по свободным ценам. Они ссуживали деньги в долг под процент в виде доли нового урожая. Власть боролась с перекупщиками разного рода постановлениями. Несмотря на запреты, коррумпированный низовой местный аппарат практически игнорировал решения, шедшие сверху.

 

В 1980 - 1989 годах беднейшее крестьянство, выразителем интересов представляла себя НРПК, перешло в оппозицию к правящей Kкомпартии, а их место в качестве главной опоры режима занял частный капитал. Единственным ограничением а частное владение земли стала оговорка, что если в течение 2 лет крестьянин не обрабатывал свой земельный участок, то по решению народного комитета уезда участок мог быть у него отобран и передан другому владельцу. Были введены запреты на забой тяглового скота и регламентация его использования. Государство стало реальным собственником тяглового скота (Очень похожая ситуация существовала в советских колхозах, когда численность скота устанавливалась правительственным заданием). Это привело к коррупции. Местные начальники стали сдавать госскот семьям за деньги, которые присваивали себе.

 

После 1993 год, когда состоялись свободные выборы под международным наблюдением, разница в уровнях жизни в городе и деревне вновь стала катастрофической, а ростовщический процент катастрофически неконтролируемым. Начался рост обрабатываемых земель, начался рост урожайности Началось формирование "демократического" капитала и резкое расслоение. Это вызвало вновь популярность уравнительных лозунгов Пол Пота. Пока все держится на иностранной помощи. Но уже государственный переворот 1997 года обнажил проблемы, хотя он и был решен мирным путем. Кхмерское общество постоянно балансирует на грани гражданской войны. В Камбодже единственное стабильное в долгосрочном плане решение оказалось французское колониальное вмешательство, ограничивающее коррупцию элиты.

 

О ЧЕМ ГОВОРИТ ОПЫТ КАМБОДЖИ?

 

Печальный опыт Камбоджи показывает, что если прибавочного (а точнее, избыточного и добавочного [19]) продукта нет или он минимален, быстро начинается обогащение ростовщика и обнищание заемщика. Важна ли при этом частная собственность на землю? Нет. Не важно владеет крестьянин землей или нет - если нет частной собственности на землю, закладывается урожай. Как только отношения собственности появляются, то земля немедленно вводится в оборот. Любые запреты, если нет давления государства, немедленно обходятся. Начинается закладывание будущего урожая. Земля быстро переходит в руки горожан-ростовщиков, которые за долги забирают весь добавочный и большую часть избыточного продукта. То есть, результат тот же.

 

Вместо земли и людей можно закладывать будущий урожай. Результат - всегда закономерное обнищание крестьян. Только ликвидация частных финансов решает проблему обнищания деревни. Именно в этом состояла гениальность апрельских тезисов Ленина, а не в предложении национализации земли. Только поддерживаемая государством (иначе она бы быстро развалилась) крестьянская община могла блокировать быстрое и резкое капиталистическое обнищание деревни по типу Камбоджи.

 

Кроме того пример Камбоджи показывает, что традиционное общество плохо поддается коллективизации. Нужны социалистические (но не типа пол-потовских) преобразования. Опыт Камбоджи показывает также, что из-под палки и без инвестиций сельское хозяйство развиваться не может.

 

Чтобы понять, почему крестьянин в любой модели хозяйствования всегда будет нищим, необходимо разобрать этот вопрос на простейшей модели. Предположим, что на начальном этапе все крестьяне равны. Отсутствие частной собственности на землю проблемы не решает, так как оказывается можно заладывать не землю, а будущий урожай. Этот эксперимент был поставлен в Камбодже после свержения Пол Пота вьетнамской армией.

 

Вначале после свержения все были нищими. Далее буквально в течение несколько лет началась и проявилась дифференциация крестьян по доходам. Кто-то инициативный, кто-то ленивый, кто-то сильный. У кого-то имеется тяговый скот. Кто-то болеет. Кто-то был начальником и мог прислониться к власти. Бригадир и его родственники получают преимущества за счет близости к источникам дохода. За то, что бригадир дает пользоваться тягловым скотом в самое горячее время, а другому дает позднее, когда самое выгодное время уже прошло. Быстро накапливаются имущественные различия. Все это приводит к умножению различий в уровнях жизни. Особенно без такого буфера, как крестьянская обшина. Далее начинается эффект умножения ростовщичества одновременно с обнищанием крестьян в системе без существенной доли избыточного продукта. Далее - партизанская война.

 

Национализация земли без наличия общины, поддерживаемой государством, или колхоза/совхоза проблемы обнищания деревни не решает. В России был запрет на торговлю землей со стороны государства. Кроме того, крестьянин не мог покинуть  общину. Как показал опыт Столыпина, крестьяне борются за сохранение общины, понимая, что иначе их ростовщик уничтожит. Поэтому с точки зрения обеспечения технологического развития страны устойчивыми являются только две системы сельского хозяйства - западная и советская, особенно на полюсе холода, каковым является Россия. Поэтому надо решать – либо возвращаться в СССР либо немедленно начать массированно дотировать сельское хозяйство, как это повсеместно делают на Западе. Третьего не дано.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. http://www.zlev.ru/69_30.htm

2. http://www.zlev.ru/131/131_62.htm

3. написано на основе книги: Мосяков Д.В. 1999. Социально-политическое развитие Камбоджи в XX веке. Деревня и власть. М. ИВ РАН.

Использованы также сведения, взятые из энциклопедии Кругосвет http://www.cbr.ru/today/history/gosbank.asp

4-18. http://www.korrespondent.net/main/137186

http://www.korrespondent.net/main/141078

19. Кудрявцев М., Миров А. и Скорынин Р. 2006. «Стать Америкой», оставаясь Россией: путь к процветанию. М. Алгоритм-Б. http://www.rus-crisis.ru/modules.php?op=modload&name=Downloads&file=index&req=viewsdownload&sid=8

 


0.059309959411621