Интернет против Телеэкрана, 19.07.2014
Практическая манипуляция
Эффективность манипуляции сознанием тем выше, чем более скрытно она осуществляется. Именно поэтому манипуляторы прилагают колоссальные усилия для того, чтобы люди не верили в сам факт существования манипуляции, как таковой. Обратите внимание, нас постоянно убеждают смотреть как можно больше каналов телевидения, смотреть бесконечные информационные и аналитические передачи, участвовать в разнообразнейших ток-шоу и так далее. Манипуляторы говорят: всё в ваших руках, вас никто не сможет обмануть! Смотрите разные каналы, сравнивайте, и сразу поймете, где вам лгут, а где нет. На самом же деле, здесь скрыта хрестоматийная ловушка. Как раз наоборот, чем больше зритель потребляет информации, тем труднее ему в ней ориентироваться. В конце концов, информационный шум так изматывает психику человека, что он теряет способность критически воспринимать увиденное-услышанное и начинает мыслить готовыми, телевизионными штампами.

Тех, кто пытается предупредить общество, сразу же делают изгоем и подвергают моральной травле. Стоит кому-то сказать хоть слово о манипуляции, так сразу со всех сторон орава манипуляторов начинает старательно ерничать и клеить ярлыки. «Ха-ха-ха, опять теория заговора, опять масоны, манипуляторы», -наигранно хихикают именно те, кто как раз и занимается промывкой мозгов. И надо признать, действует это практически безотказно. Не случайно, в России очень мало серьезных книг, посвященных пиару, пропаганде, рекламе, то есть тем сферам жизнедеятельности, в которых манипуляция как раз и цветет махровым цветом. Разумеется, книжные лотки ломятся от макулатуры с характерными названиями вроде «Научись управлять другими», «Заставь окружающих подчиняться тебе» и так далее. В этих брошюрках и книжонках даются «ценные рецепты» на все случаи жизни, а вместе с тем, такие опусы совершенно бесполезны. Они стоят в одном ряду с «Как разбогатеть», «Как стать миллионером», «Как похудеть за 5 дней на 10 кг» и так далее.

Повторюсь, книг реально помогающих разобраться в феномене манипуляции — совсем немного. Одной из первых ласточек была книга С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием», ставшая бестселлером и выдержавшая несколько переизданий, «Уши машут ослом» известного политконсультанта О. Матвейчева, из зарубежных авторов стоит отметить «Теорию когнитивного диссонанса» Леона Фестингера. Чуть позже появились несколько неплохих учебников, ну и, в общем-то, всё.

Разумеется, политтехнологи не заинтересованы раскрывать свои секреты, и в этом смысле пример О.Матвейчева является исключением. Ведь гораздо проще ловить рыбку в мутной воде. Поэтому когда в среде пиар-сообщества стали распространяться слухи о том, что группа специалистов готовит к изданию серьезный труд, посвященный актуальным проблемам российского пиара, манипуляторы занервничали. По слухам, важнейшим отличием этой книги от предшествующих, должен был стать акцент на раскрытии практических способов и технологий манипуляции сознанием. Иными словами, вместо абстрактного теоретизирования на заданную тему, авторы сосредоточились на сугубо практических вопросах.

Разумеется, это не могло не заинтересовать и нас, редакцию Контр-тв, и мы сделали все, чтобы как можно скорее ознакомиться с содержанием этой книги. Как только книга (как оказалось, учебник) вышла в свет, мы раздобыли несколько экземпляров и вот спешим поделиться впечатлениями.

Долгожданная книга называется «Основы PR», автор Эраст Галумов — один из патриархов российского пиара. Итак, вместо ожидаемой группы авторов на обложке значится один автор. Однако эта неточность выяснилась очень скоро, сам Эраст Галумов в заключении выражает благодарность внушительному «коллективу товарищей» в разной степени помогавших ему в написании учебника.

Скромное название «Основы пиара» не должно вводить в заблуждение. Перед нами действительно серьезная работа, далеко выходящая за рамки «основ».

Теория коммуникаций, организация PR-деятельности, кризисные и политические коммуникации, имидж государства — вот основные темы, профессионально разобранные автором. Подробнейшим образом, на богатейшем иностранном и российском материале показаны основные технологии внушения, лоббирования, рекламы и пропаганды, наиболее часто применяемые в современном мире.

Бен Ладен и Моника Левински, царь Николай Второй и Октябрьская Революция, классика жанра: «противостояние Ельцин-Зюганов», Буш и война в Ираке — всё можно рассматривать как пиар-образы и пиар-кампании, как ни цинично это звучит. Общественное мнение формируется сравнительно небольшой группой людей, владеющих медиа-пространством, обладающих знаниями, недоступными для остальных. По мнению автора, XXI век — это век пиара, сплава информации и психологии. Век, в котором виртуальное и эфемерное значит гораздо больше материального и реального. Сейчас сознание определяет бытие, а не наоборот, как это было в классическую индустриальную эпоху.

И ничего не свято: ради создания хлесткого образа рекламщики готовы на все. Плакаты, изображающие Христа с ружьем за спиной, Будда, рекламирующий авиакомпанию, сахар-рафинад с названием «Гексоген» (и это на фоне реальных терактов и человеческих жертв!) — все это теперь часть нашей реальности, формируемой и управляемая теми, кого патриотическая пресса неуклюже называет кукловодами. Увы, таков сейчас мир. И чтобы в нем не потеряться, необходимо научиться эффективно противостоять манипуляторам. Не верьте тем, кто говорит, что это невозможно. Сила манипулятора, в нашем незнании, а сами по себе они ничего особенного не представляют.

0.17778706550598