Интернет против Телеэкрана, 10.07.2014
Как начинался российский бизнес

Очень увлекательно читать истории начала российских бизнесов. Изредка их владельцы проговариваются об истоках, иногда даже включают эмоции, которые помогают понять антропологию этого класса.
Да, в 80% случаев примерно эти люди - комсомольские активисты, штатные или внештатные сотрудники КГБ, дети советской номенклатуры (что часто означает и присутствие их в первых двух группах).

Причём, что важно, эти люди в основном выходцы из среднего или даже нижнего звена парт-хоз-сило-номенклатуры (высшая средняя - это уже что-то типа Черномырдина, Вяхирева, Ельцына, Алекперова и т.п.; но эти люди не проговариваются, поэтому, увы, исследовать их с социолого-антропологической точки зрения почти невозможно).

Итак, вот типичная история бизнесмена среднего уровня, опарой поднявшегося на брожении последних лет совка. Вячеслав Костюченко, ныне владелец сети интим-магазинов, фетиш-отеля "Искушение" (садо-мазо-гей направления), ещё одной сети отелей и сети бильярдных магазинов. Оборот его фирмы до нынешнего кризиса - около $30-50 млн. в год.

Первый его бизнес - он школьником ходил по квартирам и якобы собирал книги для сельской библиотеки. В библиотеку попадала только часть отданных ему сердобольными советским гражданами бесплатно книг - самое ценное перепродавалось им на чёрным рынке.

В 1970-е годы - учёба в МАИ. Первоначальный капитал у него уже был. На него он в стенах института открыл чёрный рынок пластинок. Через какое-то время это был самый большой чёрный рынок "пластов" в СССР. Как говорят злые языки, чистый доход людей, подобных Вячеславу, в конце 70-х достигал 5-10 тыс. рублей в месяц.

После окончания МАИ Костюченко распределили в ЦИАМ (центральный институт авиамоторостроения).

-Комсомольским активистом я решил в 25 лет стать от лени: работать в институте я не хотел, и искал возможности, как этого избежать. Избежал. В 27 лет вступил даже в партию.
В то время я "увлёкся" театром - начал доставать дефицитные билеты. Я придумал схему: если подключить парткомы и профкомы, то можно доставать дефицитные билеты. 80% билетов я отдавал в институт и на заводы, остальные брал себе.
Так я стал ещё и культоргом ЦИАМа. И это учитывая то, что в школе и институте я учился только на тройки, - признавался бизнесмен.

Но билетный бизнес давал те же 10 тыс. рублей в месяц. Этого казалось мало. Тогда Костюченко стал внештатным силовиком.

-Вот какая романтическая история. Однажды знакомый мент предложил мне сходить за компанию в ресторан, проверить, не обманывают ли там. Я расписал после некоторого анализа менту схему обмана посетителей. Тогда он в знак благодарности выдал мне ксиву внештатного сотрудника ОБХСС.
Ксиву показываешь - и все становятся друзьями. Хорошая штука, чтобы билеты покупать, товар доставать. Я усложнил Систему - стал не сам ходить, а вербовать для походов с проверками ребят из ЦИАМа. Скоро уже институт не двигатели делал, а фирмачей ловил. Тогда на меня наехало руводство института. Я возмутился и пошёл к секретарю райкома. В итоге меня повысили и сделали вдобавок командиром отряда ДНД.

В 27 лет Костюченко повысили и по хозяйственной, а не только силовой линии.

-Меня отрядили в хозяйственный отдел института. Я занялся дефицитом - это когда на завод привозят 5 холодильников на 5 тысяч человек, и товар разыгрывают в лотерею.
Я стал заключать договоры с "торгами" - "Одеждаторг", "Мебельторг", "Электробыттоварторг". Делалось всё хитро: нужно было организовать процесс так, чтобы обе стороны были друг другу полезны. Я распорядился обить директору "Галантерейторга" дверь дерматином, а он мне за это партию дефицита прислал. Он со мной ведь расплатитлся ещё и за анализ: он до меня не знал, что из-за плохой звукоизоляции секретарша слышит все его разговоры в кабинете с нужным людьми, и докладывает об этом другим нужным людям.

С началом Перестройки Костюченко занялся шоу-бизнесом.

-В те годы был популярен Цой. И я придумал новый бизнес - плакаты исполнителей. Я приезжал на полгода в Сочи - все артисты там обязательно бывали - и обрабатывал их директоров. Поцесс я организовывал "под ключ": нанимал художников, дизайнеров, фотографов, охрану из силовиков, типографию и т.п.
Плакат обходился мне в 12 копеек, а продавал я его за 5 рублей. При этом всем, кому надо, платил хорошие проценты, чтобы все были довольны.

Так Костюченко заработал свои первые 2 миллиона рублей. В 1987 году.

Дальше уже было делом техники, когда разрешили бизнес, вложить эти 2 миллиона (и не два даже - к 1988 году его состояние утроилось).

http://hasid.livejournal.com/849381.html#cutid1


0.049025058746338