Интернет против Телеэкрана, 25.07.2014
Парадокс "тучных" лет

 

1. Есть медицинский что называется факт - за годы бюджетного изобилия (2000-2008) новой техники в армию было поставлено значительно меньше, чем в годы дефицитного бюджета (1992-1999).


Это неоднократно ставилось в вину власти ее критиками. (За семь лет 2000-2007 на вооружение российской армии поступило лишь 27 баллистических ракет — втрое меньше, чем в 90-е годы, тогда как число списанных подобных ракет составило 440. За 2000—2007 годы российская армия получила 90 новых танков Т-90, в то время как за предыдущие семь лет в сухопутные войска поступило 120 танков Т-90 и до тридцати Т-80У. Еще более плачевна ситуация в ВВС. В новом веке был построен лишь один (!) бомбардировщик, несущий крылатые ракеты, против семи в 90-е годы, а фронтовая авиация, получившая с 1992-го по 1999 год до 100 различных машин, за последние семь лет довольствовалась лишь двумя новыми самолетами Су-34 и модернизацией тридцати—сорока Су-27 и Су-25. Силы ПВО получили пять полков зенитно-ракетных систем С-300ПМ до 2000 года и лишь один - после)


Хотя на самом деле это объективный процесс.

- достаточно большие поставки в армию новой военной техники в период правления Ельцина были инерционными и происходили преимущественно в первой половине 90-х: закупки военной техники СССР были столь велики, что даже серьезнейшее урезание гособоронзаказа все равно вылилось в достаточно большие закупки новой техники.

Вид вооружения

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

БМП

3 400

3 000

700

300

380

400

250

Танки

1 600

850

500

200

40

30

5

Самоходная артиллерия

500

300

200

100

85

15

20

Бомбардировщики

40

30

20

10

2

2

1

Истребители

430

250

150

100

50

20

25

Вертолеты

450

350

175

150

100

95

75

Крылатые ракеты

115

100

55

35

25

10

10

Подводные лодки

12

6

6

4

4

3

2

- была принята доктрина, предусматривающая: не столько закупки военной техники прошлых поколений - от СССР России досталось достаточно большое количество таковых, пополненно закупками 90-х, сколько наращивание расходов на разработку военной техники нового поколения и ремонт уже стоящей на вооружении. Что в условиях ограниченных бюджетных доходов выглядит вполне логичным. Закупки же военной техники в 2000-е имели своим предназначением не столько пополнить парк вооружений, сколько не дать ВПК перестать существовать, дополняя в этом экспортные поставки. При этом львиная доля затрат на закупку вооружения на самом деле предполагала модернизацию уже стоящего на вооружении парка ВТ.

Т.е. финансируя преимущественно НИОКР в разработки военной техники нового поколения предполагалось после достижения заявленной цели по основным направлениям перейти к перевооружению армии уже новыми образцами.

В целом период разработки был закончен в 2007 году. И как раз с 2009-2010 года предполагалось перейти к массированным закупкам военной техники нового поколения - т.е. перевооружению армии.

Вопрос лишь в том, что цикл ИНВЕСТИЦИИ В НИОКР-НАЧАЛО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ достаточно длинен. Как показывает действительность минимум 10 лет. А сырьевая экономика России не споосбна обеспечить постоянный во времени и достаточный в объеме поток доходов, необходимых для стадии перевооружения.

К тому моменту когда России дождется нового витка роста цены на нефть и роста бюджетных доходов, сделанные разработки устареют и по факту большая часть средств потраченных в первом десятилетии 2000-х будет выброшена в трубу.

Так что по факту выходит, что сырьевой характер экономики России есть главная проблема для ее обороноспособности. 

А  концепция "энергетической сверхдержавы" выглядит как придуманная иностранным шпионом.

2. С другой стороны выделенных в 2000-2008 на закупки военной техники средств оказалось недостаточно - оставшийся по итогам реформ Ельцина ВПК продолжал деградировать, теряя в первую очередь кадровый потенциал, каковой для сложных систем - как современная военная техника - является главным.
Уже в 2007-2008 гг. это вылилось в серию скандалов, связанных с невозможностью для российских предприятий выдержать сроки и качество даже экспортных заказов.

Вывод:
- диверсификация экономики является жизненно необходимой для обороноспособности страны.
- скорее всего с провалом перевооружения в 2010-2015 гг. в целях компенсации утраченной обороноспособности Россия встанет перед необходимостью вступить в блок НАТО
- ставка на сырьевую экономику президента Путина вылилась в резкое снижение обороноспоосбности России.

Справочно оборонные расходы России (бюджет МО РФ)*:

Год

2006

2005

2004

2003

2002

2001

2000

1995

1990

Бюджет(млрд. руб)

668,3

550,13

413,70

345,7

282,4

218,92

143

59,375

138

Проценты ВВП

2,7

2,8

2,69

2,65

2,5

2,77

2,6

-

-

Закупка вооружений (млрд. руб.)

225

187

148

119,5

80

51

42,7

-

71

 * далеко не все военные расходы страны проходят по бюджету МО РФ - в 2006 г. около 132 млрд. руб. проходило по расходом иных ведомств и таким образом совокупные военные расходы составили около 800 млрд. руб.

По открытым данным:

- в 2003 году за 119,5 млрд. рублей российская армия модернизировала 5 Су-27, отремонтировала 5 подводных лодок, получила 14 танков Т-90С,

- в 2004 году уже за 148 млрд. рублей - 31 танк и 4 самолета.

- в 2005 году за 187 млрд. руб. - два бомбардировщика Ту-160, 7 штук ракет Тополь-М, модернизированы полтора десятка истребителей и вертолетов, новых БТР и танков поставлено на 1 полк соответственно.

- в 2006 году за 225 млрд. руб (план) - 30 танков Т-90 и 180 модернизированных Т-72 и Т-80, свыше 150 БМП и БТР, свыше 420 БМП и БТР пройдут модернизацию, ВДВ получат новые БМД-2 и БМД-3, 90 машин (один полк) будут модернизированы, свыше 4,5 тысяч новых грузовых автомобилей и несколько тысяч легковых внедорожников.  Ракетные войска стратегического назначения получат очередной полк, оснащенный МБР "Тополь-М" в мобильном варианте.

- в 2007 году на вооружение российской армии поступили: один модернизированный дальний бомбардировщик Ту-22М, 8 модернизированных истребителей Су-27СМ, 31 модернизированный танк Т-72 и 31 новый Т-90А, 90 противотанковых ракетных комплексов, 300 единиц артиллерийских орудий и один дивизион тактических комплексов «Искандер».

ГПРВ 2007-2015
В 2006 году была принята Государственна программа развития вооружений на 2007-2015гг.
На её финансирование в общей сложности за время её действия будет выделено 4 триллиона 939 миллиардов 400 миллионов рублей. 63 % этих средств будет израсходовано на покупку новых образцов боевой техники. В соответствии с программой планировалось с 2011 – 2012 гг. начать переоснащение Вооруженных Сил. Однако в связи с Грузино-южноосетинским конфликтом Президент России Дмитрий Медведев дал указание относительно ускорения модернизации Вооруженных Сил РФ.

В рамках Государственной программы вооружений предусматривается комплектное оснащение около 200 соединений и частей, планируется закупка более 3 тысяч и проведение модернизации и специального ремонта около 5 тысяч единиц вооружения, военной и специальной техники.

К 2015 году в Силах общего назначения новыми и модернизированными образцами будут оснащены 40 танковых батальонов (1400 танков), из которых 22 батальона — новыми танками, 97 мотострелковых и 50 десантных батальонов (4109 БМП и БМД, 3008 БТР всех типов), пять ракетных бригад (60 ракетных комплексов Искандер), 9 зенитно-ракетных частей (18 дивизионов зенитно-ракетного комплекса С-400), два реактивных полка — модернизированными реактивными системами залпового огня «Ураган-1М». Будет закуплено 116 тыс. автомобилей. Планируется закупка средств связи общего назначения для оснащения 123 соединений и частей, а также комплектов средств связи 3 армий.

В войска будут поставлены 116 новых и 408 модернизированных авиационных комплексов фронтовой авиации, 156 новых и 372 модернизированных боевых вертолётов, 34 новых и 159 модернизированных комплексов дальней авиации. Предусмотрена поставка около ста боевых самолетов марки «СУ» и модернизация большой партии самолётов, находящихся на вооружении ВВС[2], в частности, ремоторизация 14 Ил-76МД под двигатели ПС-90. Планируется иметь в составе ВВС 50 стратегических ракетоносцев (Ту-160, Ту-95МС). Более 60 млрд рублей выделено Госпрограммой на разработку и производство перспективных авиационных средств поражения. Основные усилия будут сосредоточены на разработке электронной компонентной базы, двигателей для ракет, создании матричных оптико-электронных систем наведения, многорежимных головок самонаведения и других средств авиационного вооружения. В ГПВ-2015 также включена разработка поисково-спасательного самолёта А-42. [1]

В боевой состав Военно-морского флота войдут 2 многоцелевые атомные подводные лодки, 4 дизельные подводные лодки, 12 боевых надводных кораблей и 5 боевых катеров различных проектов. Планируется развернуть серийное производство и планово ввести в состав ВМФ до 2015 года 5-8 атомных подводных лодок проекта 955/955А.

 

На текущий момент известно о следующих планах по закупке новой боевой техники в 2007-2015гг.

Стратегические ядерные силы

        5-8 атомных стратегических подводных ракетоносцев четвёртого поколения (Подводные лодки проекта 955 «Борей»), которые станут носителями баллистических ракет «Булава-30»[3]

Сухопутные войска

Военно-воздушные силы

Воздушно-десантные войска

Военно-морской флот

Космические войска

 

http://rusanalit.livejournal.com/637098.html


0.053874969482422