Интернет против Телеэкрана, 06.07.2014
Шоковая терапия для посторанжевой Украины

На Украине бытует мнение, будто нынешний политический лидер страны Янукович встал на тропу предательства интересов своего избирателя, ранее проторённую его предшественниками Кравчуком и Кучмой. Дескать, пришёл Виктор Фёдорович к власти за счёт избирателя юго-восточной части страны и забыл всё то, что обещал в предвыборный период. До лампочки Виктору Фёдоровичу русский язык, фальсифицированная история Украины и российско-украинские отношения. Власть - это бизнес, бизнес - это власть, а всё остальное служит лишь достижению этой цели. Украина для Януковича - это «дойная корова», призванная обеспечивать «сливками» членов его семьи. Никогда не имел желания причислять Виктора Фёдоровича к лику святых, но в данный момент хочется не заниматься критиканством, а посмотреть на ситуацию с той точки зрения, что в реальности может Янукович сделать для выполнения своих предвыборных обещаний.

Может ли на данный момент президент страны объявить русский язык вторым государственным языком на Украине? Нет, ведь для того чтобы русский язык приобрёл статус государственного языка, необходимы как минимум 300 голосов парламентариев Украины, а их у Партии Регионов пока нет. Янукович не может за сто дней переписать учебники по истории Украины, избавить народ страны от совершенно идиотской по своей бессмысленности украинизации.

Всю нынешнюю критику новых властей Украины по гуманитарному блоку можно свести к одному вопросу: зачем «регионалы» так легко раздавали свои предвыборные обещания, если они не могут их выполнить? Ответ будет столь же незатейлив, как и вопрос: абсолютно все политические силы раздавали свои обещания, прекрасно отдавая себе отчёт в их невыполнимости. Победа на украинских выборах – это приз в конкурсе на лучший предвыборный креатив, где приоритет отдаётся не качеству «товара», а качеству идей по его продвижению. Неужели Партия Регионов глупее всех своих конкурентов и должна была перед выборами 2010 года объявить всем украинцам, что страна оказалась в состоянии глубочайшего кризиса и безболезненно вывести её из него не по силам ни одной политической силе?! На кого должен обижаться украинский избиратель сегодня: на тех, кто, изучив народные предпочтения, предложил «фантик» в виде Партии Регионов и БЮТ, или на себя лично, на свою безграничную страсть к халяве в виде предвыборных обещаний? Допустим, выиграла бы на Украине любая другая политическая сила, чтобы это изменило для страны? Абсолютно ничего! Украина уже не выбирает своё будущее, она плывёт по течению, где от качества политического руководства зависит не направление движения, а целостность «лодки» под названием «Украина».

Для того чтобы стало ясно, о чём идёт речь, я хочу вспомнить события более чем двадцатилетней давности. Социалистическая Республика Румыния, 1989 год. В результате неблагоразумной кредитно-финансовой политики руководства страны Румыния оказалась вынуждена в  кратчайшие сроки гасить западные кредиты и проценты по ним. Для этого руководство республики ввело режим жесточайшей экономии, что моментально сказалось на уровне жизни населения страны и привело к митингам протеста и последующему свержению режима Чаушеску. Самое интересное заключается в том, что некие «работники силовых служб» устроили стрельбу по митингующим, и это сняло всякую ответственность с «революционеров» за последовавшую скоропалительную расправу над четой Чаушеску и изменение конституционного строя. Глава государства моментально оказался вне рамок закона, и его можно было четвертовать, колесовать и повесить одновременно. Остаётся загадкой - а кто в реальности отдал приказ о расстреле демонстрантов?

Невольно вспоминаются недавние события в Киргизии. Там точно так же, как и в Румынии, местное население вышло на митинг протеста в ответ на ухудшение социально-экономического положения в стране. Далее правительственные войска открыли огонь по манифестантам, после которых появились «жертвы среди мирного населения». Пролитая кровь позволила представить оппозиции действующую власть, как «кровавый режим» и фактически узаконила борьбу с ним. Свержение законно избранного президента Курманбека Бакиева оставалось делом времени. Красноречивым свидетельством «демократичности» новых властей Киргизии было выведение из правительственного здания министра МВД Киргизии с превращенным в кровавое месиво лицом. После такой картинки у меня пропало всякое желание верить тому, что говорил министр МВД, и кто виноват более всех в киргизской революции. Как и в румынском сценарии, присутствует падение жизненного уровня населения, связанные с этим волнения, применение силы законной властью и переход его в разряд «антинародного режима». Что могла сделать власть в подобной ситуации? Ничего.

А ведь ситуация на Украине весьма похожа на ту, что складывалась в Румынии 1989 года и Киргизии 2010 года. Смертельно больная экономика, многомиллиардные кредиты и главное, что ни одну внешнеполитическую силу, ни большую часть населения страны правящая власть не устраивает. Мне кажется глупым считать украинскую ситуацию чем-то отличной от румынской или киргизской. Для инициирования «свержения» законной власти необходимо всего лишь радикально ухудшить социально-экономическое положение граждан, а это означает лишение Украины внешних заимствований. Кто сегодня может предоставить спасительные кредиты Украине? МВФ, Запад и Россия. Потому вся политика Виктора Януковича направлена на то, чтобы привлечь в страну спасительные «внешние инвестиции» и учесть интересы всех геополитических игроков.  Любой политик, находящийся на месте Виктора Януковича, будет заниматься тем же самым, разумеется, если в его планы не будет входить раскол страны. Опять-таки, для реализации данной стратегии необходимо согласие ведущих мировых держав, которые признают раскол государства и дадут гарантии неприкосновенности тем, кто поделит страну на несколько частей.

Можно как угодно относиться к Виктору Януковичу, но в настоящий момент именно от него зависит сценарий будущего для Украины. Ещё раз повторю, дело не в том, куда пойдёт Украина, на Запад или Восток, а сохранится ли она как единое целое в границах 1939 года. Национал-патриотические силы на Украине очень долго апеллировали к некоему международному праву и договорам, к конституции страны, но совсем не хотели замечать того, что «международное право» существовало и в 1938 году, когда Германия перекраивала Европу на свой вкус. Распад Советского Союза аналогичным образом не вызвал никаких сожалений у международного сообщества - так же, как и распад Югославии или оккупация Афганистана и Ирака. Главное, чтобы распадались не «демократические» государства, сделать коими очень просто любое государство при помощи современных СМИ. Чем современная Украина отличается от многих других государств, давно растворившихся в истории? Ничем.

Послушав украинских экспертов, можно сделать вывод, что экономические проблемы можно решить при помощи кадровых рокировок, заменив «непатриотичных бело-голубых» политиков на «патриотов жовто-блакытного лагеря». Однако подобный почин весьма напоминает ситуацию, когда пассажиры заглохшего автобуса хотят решить проблему отсутствия в баке бензина заменой водителя. Хочется кому-то или нет видеть Януковича в роли лидера государства, но он таковым является. К решению реальных проблем страны не имеет отношения его неумение говорить на «государственном языке» и связно формулировать свою мысль без шпаргалки. Виктор Фёдорович не оригинален в лоббировании интересов крупного бизнеса, в желании использовать своё положение в личных или корпоративных целях. Разница между ним и его оппонентами в том, что его мозги не зациклены на абстрактных и бессмысленных идеях «незалежности». Виктор Фёдорович именно такой, какой он есть, но самое печальное для страны то, что в данный момент ему нет альтернативы, как и политике, проводимой под его руководством.

Вся деятельность Януковича направлена на то, чтобы стабилизировать финансово-экономическую и политическую ситуацию в стране. Стабилизация и дальнейший рост экономики возможны исключительно при внешних финансовых вливаниях и продаже государственной собственности. Ведь если страна лишится внешней финансовой поддержки или не сможет убедить население в необходимости приватизации государственной собственности, то ситуация на Украине может выйти из-под контроля официальных властей. Шекспировское «быть или не быть» на Украине приблизилось к своему оригинальному значению и свелось не к решению какой-то отдельной проблемы, продаже какого-то объекта, а к самому существованию украинского государства.

Янукович не является ни прорусским, ни проевропейским, ни проамериканским политиком. Нравится кому-то или нет, но существуют объективные обстоятельства, которые предопределяют внешнеполитическую ориентацию Украины на данный момент. Нет сомнений, что в иной ситуации политическая элита страны жила бы по принципу «умное теля двух маток сосёт». Но сегодня этот принцип потерял былую актуальность, «сосать» будут там, где позволят, а привлекать будут инвестиции оттуда, где их могут предложить. Сравнивать многовекторную политику Кучмы и якобы многовекторную политику Януковича  абсолютно некорректно, поскольку действуют они в абсолютно разных исторических обстоятельствах. Маневрировать Януковичу попросту негде и не между кем. Всё его «маневрирование» свелось к тому, чтобы попытаться зафиксировать состояние распада украинского общества до лучших времён. Потому не стоит ждать от Януковича резких шагов, быстрых решений и спасительных рецептов.

Реальная проблема для Януковича - это то, что Владимир Путин называет «украинизацией политики». Ещё раз подчеркну, что не считаю Виктора Фёдоровича ни ангелом, ни царём Соломоном, но в жизни бывают ситуации, когда у самого ленивого двоечника начинают работать мозги ради спасения собственной политической карьеры. Именно таковым мне видится положение нынешнего президента Украины, где его личные интересы и интересы государства странным образом совпали. В то время как оппозиция в который раз говорит о реформах, создании новых анти-коррупционных структур, Януковичу важно консолидировать вокруг себя влиятельные и адекватные вызовам времени политические группировки и нейтрализовать те, которые ради узкокорпоративных интересов спекулируют на болезненных темах украинского общества и раскалывают его. Страна нуждается не просто в реформах, а элементарной работе властной вертикали в рамках существующей модели управления. Проблема коррупции, политического и экономического саботажа не в недостатке соответствующих служб или несовершенстве законов, а в не эффективной работе уже имеющихся государственных органов и элементарном контроле исполнения уже существующих законов.

Зацикленные на гуманитарных вопросах «мовы», ОУН-УПА и прочей трескотни на тему «видродження дэржавы» украинские националисты никак не хотят понять, что при определённом стечении внешних обстоятельств им уготована роль разрушителей собственной страны. Говоря о якобы неразумной экономической политике страны, о неком «прессовании» бизнеса, «зажиме демократии» и сближении с Россией, они не хотят видеть альтернативы всему тому, что делает президент Янукович. Оппозиция плодит массу красивых слов о необходимости реформирования политической системы, развития демократии, модернизации экономики, поддержки отечественного бизнеса, но постоянно забывает сказать о том, как конкретно следует поддерживать, развивать, укреплять и за счёт чего? Вся беспредметность критики оппозиции заканчивается при одном вопросе: где взять деньги? При этом доводы, что «заграница нам поможет», олигархи раскошелятся, кризис закончится, рассматривать глупо, поскольку заграница не поможет, олигархи не раскошелятся, а кризис не закончится. Это просто очередная болтология людей, ни грамма не ориентирующихся в сложившейся геополитической обстановке. Украину ждут весьма трудные времена, которые многим напомнят «шоковую терапию» в весьма недалёкие 90-х годы. Разница лишь в одном - что тогда страна «пилила» советское наследие, и люди верили в быстрое наступление богатого капитализма, а сегодня пилить уже нечего, и уже никто не скажет, во что верить людям.

 

С. Лунев

 

http://www.ruska-pravda.com/index.php/201007198698/stat-i/politika/2010-07-19-12-07-05.html


0.064290046691895