Интернет против Телеэкрана, 10.07.2014
Белоруссия без Лукашенко — это Украина

3 октября президент Российской Федерации во второй раз за неделю обратился к теме белорусско-российских отношений. Напомним, чуть ранее, 28 сентября Дмитрий Медведев выразил надежду, что президентские выборы в Беларуси пройдут «с соблюдением основных прав граждан».

Заявление, озвученное через видео-блог 3 октября, имело уже куда более конкретный и программный характер. По сути, Д.Медведев объявил белорусское руководство «вне закона», обвинив президента Беларуси в бесчестности, неспособности держать слово, неуважении к общей истории белорусского и русского народов.

Отдельным и, пожалуй, главным пунктом обвинения является то, что предвыборная кампания Александра Лукашенко якобы полностью строится на антироссийской риторике («… в адрес России и её руководства идут потоки обвинений и брани. На этом построена вся избирательная кампания Лукашенко»).

Пожалуй, столь жесткое заявление со стороны главы российского государства не может быть предметом двояких интерпретаций. Российское руководство четко выразило свое понимание невозможности нормализовать отношения с действующим руководством Беларуси и необходимость смены руководства для нормализации и развития двусторонних отношений. То есть, Д.Медведев, по сути, дипломатично (хоть и резко) повторил то, что уже не первый месяц заявляли ньюсмейкеры второго и третьего эшелонов: 1) с А.Лукашенко договориться невозможно; 2) всерьез разговаривать с Беларусью можно только после отстранения действующего президента от власти.

Однако насколько данная формула взаимоотношений с Беларусью хорошо продумана с точки зрения последствий для России?

Российский политический класс основывает свои суждения по «белорусскому вопросу» на том, что Россия и ее поддержка является главным фактором легитимности любого главы белорусского государства. Насколько это соответствует действительности – предмет отдельного разговора. Но не стоит забывать, что обеспечивать легитимность (или лишать легитимности) действующего политика – совсем не то же самое, что привести к власти в Минске своего человека. Последнее – задача, заведомо непосильная для Кремля.

Культурные, политические и геополитические реалии центральноевропейского региона состоят в том, что Александр Лукашенко – наиболее пророссийский из всех имеющихся белорусских (и вообще региональных) политиков. Любой другой политик, который может придти вместо него, по тысяче общеизвестных и менее изученных причин будет в значительно большей степени ориентирован на Запад, и в значительно меньшей – на Москву. Поэтому реализация любого сценария смещения действующего белорусского президента (независимо от того, насколько реалистичны такие сценарии) предполагает только одно последствие – запуск процесса «украинизации» белорусской политики. Данный процесс включает две главные тенденции:

1) формирование прозападной (в белорусском случае – пропольской и проамериканской, ориентированной на старую белорусскую диаспору в США и ее «духовное наследие» – коллаборационизм) национально-культурной идентичности населения и такой же политической идентичности элиты;

2) открытие экономики для экспансии в ней иностранных капиталов (как российских, так и западных, арабских и иных).

Никаких других вариантов развития событий в Беларуси при насильственном смещении А.Лукашенко просто нет.

Насколько «украинизация» Беларуси отвечает интересам России – вопрос, конечно, открытый. Возможно, в рамках логики либерального империализма (скупать все, в том числе политические элиты, для выкачивания ресурсов) российское руководство будет удовлетворено таким результатом: какие-то активы будут приобретены, а ответственность за ситуацию в Беларуси на себя брать не надо. Но с точки зрения геополитики России как суверенного государства реализация такого сценария была бы сокрушительным поражением Москвы.

Таким образом, за нынешним обострением белорусско-российских отношений стоит вовсе не «антироссийская» позиция белорусского президента и не осознанная «антибелорусская» политика главы российского государства, а совсем другие процессы и явления. Прежде всего, это процесс формирования геополитической субъектности Беларуси и явление полной неспособности российской (равно как и западной) политической элиты понять суть и параметры этого процесса.

При Александре Лукашенко Беларусь претендует не только на формальный статус независимого государства, но и на реальный суверенитет, включая серьезную роль в международных отношениях. Основание этой роли лежит в том, что Александр Лукашенко – политик, опирающийся на поддержку подавляющего большинства населения Беларуси, и вынужденный (независимо от своего собственного желания) проводить политику в интересах большинства граждан страны. Внешняя политика в данном отношении является лишь производной от политики А.Лукашенко в целом.

Таким образом, следует понимать, что мы сегодня имеем дело с белорусской демократической геополитикой, то есть, геополитикой, вытекающей напрямую из интересов народа, интересов суверенного развития. Содержание этой геополитики определяется тремя ключевыми императивами:

1) необходимостью сохранять государственность и наращивать ее мощность;

2) необходимостью удовлетворять высокие социально-экономические запросы населения (необходимость обеспечивать высокое качество жизни);

3) необходимостью ликвидировать острый дефицит ресурсов, главные среди которых – финансовые и энергетические.

Интеграция с Россией объективно отвечает интересам суверенного развития Беларуси. И не только в том смысле, что решает проблему дефицита ресурсов. Однако такая интеграция не может осуществляться в ущерб двум другим императивам демократической геополитики. И это не произвол одного политика – это неизбежное следствие того, как устроено современное белорусское государства, в том числе – того демократизма, которым характеризуется белорусская политика.

Поэтому независимо от персональных раскладов в российской и белорусской элитах развитие взаимоотношений двух государств может войти в конструктивное русло только при двух условиях:

1) окончательном четком формулировании белорусской доктрины демократической геополитики;
2) признании российскими партнерами за Беларусью самостоятельной геополитической субъектности и признание белорусской доктрины как линии поведения, нацеленной на защиту интересов белорусского народа и белорусской государственности.

Если эти два условия не будут выполнены, то потери, которые понесут наши государства, махая кулаками вслепую, будут огромными.

Ю. Царик

 

http://www.bgr.by/project/belorussiya_bez_lukashenko_eto_ukraina


0.050725936889648