Интернет против Телеэкрана, 23.07.2014
Антисванидзе: Передача четвёртая. 1905 год.
Никитич Д. Логинов Ф.
Данная передача внедряет в массовое сознание ряд чрезвычайно важных исторических мифов, имеющих широкое хождение в среде интеллигенции и новых идеологов. Также она весьма показательна с точки зрения манипуляционных технологий.

Итак, самая важная деталь: Сванидзе уже третий раз подряд использует приём воздействия на зрителя через кумира. Суть этого метода манипулирования в том, что манипулятор берёт для озвучивания своих мыслей какую-нибудь очень авторитетную личность  — такую, чтоб преклонение перед авторитетом этой личности было вбито в зрителя на уровне рефлексов, чтоб при словах такой личности у зрителя привычно отключался блок критического осмысления, как у ребёнка перед словами школьного учителя или матери.

Это может быть, например, человек, авторитет которого вбит в людей со школы (Сванидзе уже использовал в прежних передачах для этой цели Павлова и Чехова, а также ещё и Менделеева – ибо с детства любой человек доверяет гениальным учёным и властителям умов, великим литераторам). Или это может быть человек, почитаемый молвой за великого профессионала и палочку-выручалочку. В этой передаче используется именно второй тип кумира, и в качестве его выбран граф Витте.

Почему Витте? А дело тут в том, что генеральная линия нынешней пропаганды в отношении дореволюционной России выражается следующим набором заклинаний:
Любое из этих заклинаний по отдельности может быть подвергнуто сомнению и легко оспорено. Однако в совокупности они рождают в голове обывателя устойчивое мировоззрение, целостную картину мира, от которой ему нет никаких видимых причин отказываться – при условии постоянного повторения этих заклинаний и постоянного подтверждения их правильности в глазах обывателя (именно для этого и делаются такие передачки, как сванидзевские «хроники»). И Витте (вернее, сложившееся о нём представление) – отличный кумир, выражающий суть этих заклинаний.

Ну а то, что не все знают, кто такой Витте – так это не беда. Сванидзе сообщит всё что нужно и как нужно – и зритель увидит, какой великий умница и профессионал, какой гений, какой замечательный человек граф Витте, прообраз нынешних реформаторов. Как такого гения не послушать, такого благообразного и интеллигентного, с бородой? И коль Витте делал всё то же, что и нынешние реформаторы – ужель нам снова наступать на те же грабли?

Ну а тем временем, пока люди, запуганные химерами из придуманного сванидзами ужасного прошлого, уже 12 лет терпят и ждут (подобно Буратино на Поле Чудес), когда же, наконец, Россия станет богатой страной, в которой с барского стола всем перепадёт, – тем временем кое-кто неплохо делит нефть, газ, алюминий и прикармливает власть, чтоб она покрывала эти делишки.

Поэтому цель данной передачи Сванидзе – раскрутка образа Витте и пропагандирование его взглядов, как взглядов умнейшего, порядочнейшего и талантливейшего профессионала и суперфинансиста, а также привязка деятельности Витте к современным, как они это называют, реформам. Дальше уже зритель сам сделает все необходимые выводы.

Сразу замечу: вопреки расхожим среди интеллигенции представлениям, роль Витте в российской истории была далеко не столь однозначна. Мы это увидим из дальнейшего разбора. Впрочем, главное дело жизни Витте, финансовая реформа, было вполне успешным. В отличие от иных его дел. Многие, слишком многие историки употребляют в отношении его нелицеприятные характеристики, самая мягкая из которых — «авантюрист».

А мемуары Витте, на которые опирается Сванидзе как на непреложную истину и на основе которых составлена передача? Неправильно сходу верить чернухе из чьих-то мемуаров, не проверив, правда ли это. Мемуары – вещь очень субъективная, в которых политические фигуры обычно обеляют своё прошлое и очерняют своих врагов. Тем более в случае с Витте – где явно прослеживается субъективизм, многократно усиленный личными обидами. Цена этому «источнику откровений» будет видна из примеров.

Итак, передача.

Заставка. Сразу обращает на себя внимание общая «конструкция» заставки. Музыка крайне тревожная, нервная, беспокойная, «мрачная». Такая заставка призвана создать у зрителя нужный психологический настрой на ощущение тревоги и опасности: Сванидзе показывает, что говорить он будет, преимущественно, о вещах «плохих» и опасных.

Резко мелькают «лица той эпохи». Ощущение от частой смены кадров так же тревожное.
Положительным контрастом с этим проходит кадр с самим Сванидзе. Он спокоен, неторопливо закрывает какую-то книгу и честно смотрит, держа руки по швам, в глаза зрителю: вот, мол, я весь перед вами. Я честен, ничего не скрываю… Вы должны мне верить.

Далее опять тревожная мелодия, кровавые оттенки видеоряда и мелькание фотографий…

Сванидзе у монумента. Рассказывает о 1905-м годе. Характерная деталь: он говорит, что первая русская революция была следствием поражения в русско-японской войне. Этим он уводит зрителя от осознания того факта, что главными причинами революции вообще-то были невыносимые условия жизни большинства населения Империи. И, соответственно, недальновидная, грабительская по отношению к своей стране и своему народу политика верхушки российской власти (почти как сейчас). Сванидзе подводит к этому для того, чтобы привести зрителя к мысли, что причина социального взрыва может быть только внешнеполитической – поскольку на самом деле в империи большинству жилось хорошо и зажиточно, как учит генеральная линия пропаганды, – и, если бы не горсточка смутьянов и трагических неудач, ничего такого не было бы. Надо уводить зрителя от сомнений в базовых заклинаниях (которые я перечислял в начале статьи).

Идёт перечисление заслуг Витте. «Удачный мир с Японией» Сванидзе преподносит как заслугу Витте. В общем, такой замечательный министр – и миротворец ещё вдобавок. Однако Сванидзе совершенно не посвящает зрителя в истинную роль графа Витте в русско-японской войне. А роль эта более чем неприглядная – ибо это роль творца того поражения. Слово белоэмигрантскому историку А. А. Керсновскому (можно было бы сослаться на какого-нибудь другого исследователя, но в данном случае лучше привлечь именно белоэмигранта, а не советского историка — ибо такое положение Керсновского выступает как гарантия его непредвзятости по отношению к кумиру Сванидзе). Итак, вот выдержка из его книги «История Русской армии»:
С 1895 года политика России на Дальнем Востоке резко меняет свой характер. Вместо разработки своих богатств, как то полагал Император Александр III, учреждая Сибирский путь, мы позарились на чужие, нам ненужные земли. Реализм сменился авантюризмом. В 1897 году Россия приобрела у Китая в аренду Порт-Артур, объект японских мечтаний, результатом чего явился взрыв ненависти к нам в Японии. Война с Россией там стала делом решенным — и сорок миллионов японцев стали к ней готовиться, как один человек. Каменистый и мелководный порт-артурский рейд решено было сделать нашей главной базой на Тихом океане, и там намечена была сооружением крепость.

Став полновластным вершителем судеб России, Витте пошел еще дальше. Вместо того чтобы продолжать Сибирский путь вдоль Амура, как то повелел в свое время Александр III, он повел его по китайской территории через Маньчжурию. Так возникла в 1898 — 1900 годах Восточно-Китайская железная дорога — грандиозное культурное русское дело на Дальнем Востоке, пробудившее к жизни огромный и богатый край. На протяжении жизни одного поколения население Маньчжурии с 3 миллионов увеличилось на 30. Из ничтожной рыбачьей деревушки Харбина в несколько месяцев возник большой город, в несколько лет — главный промышленный и населенный центр края. Русское золото полилось рекой, обогащая чужую страну. Русское население Приамурского края осталось без [35] железной дороги; дорогу зато получили китайцы, а затем, увы, японцы. Столь необходимая для русского Дальнего Востока Амурская дорога была сооружена в 1908 — 1911 годах.
Все это строительство стоило огромных денег. Витте поступил просто. Располагая финансами по своему усмотрению, он добывал нужные средства путем урезывания кредитов Военному и Морскому ведомствам. Стоимость всей авантюры возлагалась с легким сердцем на армию и флот, которым еще пришлось платить за все своей кровью...
На арендованном Ляодуне Витте решил устроить коммерческий порт — в явный ущерб Владивостоку. Искусственно был создан город Дальний, который наши офицеры не без основания стали называть Лишний. Витте смотрел на это, как на вопрос своего личного престижа и не жалел затрат. Деньги на сооружение этого удивительного города Витте достал из кредитов, отпущенных на укрепление Порт-Артура. Строитель Порт-Артурской крепости инженер-полковник Величко представил смету на сооружение верков, рассчитанных на 11-дюймовый калибр. Витте приказал сократить эту смету вдвое и ограничиться укреплениями, рассчитанными на 6-дюймовые снаряды. Освободившиеся таким образом миллионы он употребил на украшение Дальнего. Артурские форты стояли недостроенными, но в Дальнем сооружалась монументальная лютеранская кирха на случай, если в открываемый порт станут заходить немецкие либо скандинавские корабли и их команда захочет помолиться. Артурская крепость осталась недостроенной, зато Дальний был оборудован по последнему слову техники и, только что законченный, преподнесен японцам, которые и мечтать не могли о лучшей базе для действий против России, в частности против Артура. Дальний убил Порт-Артур.
Вся эта авантюра стоила России десятков тысяч жизней, целого флота, 3 миллиардов бесцельных затрат, великодержавного престижа и тяжких внутренних потрясений. Главный ее виновник сумел извлечь выгоду для себя из самого банкротства своей политики, став «графом Портсмутским» и сумев придать законную форму внутреннему врагу учреждением Государственной думы... Убежденный германофил, Витте пользовался полной поддержкой Германии в дальневосточной своей политике, как нельзя больше отвечавшей германским интересам. Вильгельм II не жалел поощрений — памятен остался сигнал, поднятый на грот-стеньге «Гогенцоллерна» при расставании монархов в Бьоркских шхерах: «Адмирал Атлантического океана приветствует адмирала Тихого океана». Это было в 1902 году. Два года спустя кайзер пожал плоды искусной своей политики. Воспользовавшись русско-японской войной и безвыходным положением России, Германия продала свой нейтралитет чрезвычайно выгодной ценою, навязав России торговый договор, отдавший Россию в полную экономическую кабалу ее «неизменно дружественной» западной соседке.
Вот такой вот «финансовый гений». Одно слово — авантюрист. Помните «Зиму в Простоквашино», когда Шарик купил на отпущенные деньги кроссовки вместо валенок? Очень похоже.

Маленькое отступление от темы — уж очень оно к слову приходится. Так вот, заметьте: и нынешние наши «финансовые гении» столь же недальновидно наступают на те же грабли. Строят нарядные торговые центры и закупают яркие безделушки, от которых у людей отлегает от сердца и кажется, что жизнь налаживается. То бишь бросают людям косточку, снимают накопившиеся у людей вопросы, создают иллюзию того, что наконец всё становится как обещано, «как за границей»... И это вместо поддержания армии на должном уровне и ежегодного обслуживания теплотрасс. Сэкономили колоссальные средства, пустили на развлечения и на барахлишко — спрятав голову от таких недешёвых и неблагодарных проблем. А теплотрассы аж с окончания советских времён так необслуженные и стоят. Ветшают, притом этот процесс носит убыстряющийся характер. И скоро число случающихся аварий на них превысит возможности коммунальных служб по их устранению. А знаете, что это означает? Это означает, что в случае морозов начнётся вымерзание целых районов и даже городов. Притом количество таких аварий будет нарастать лавинообразно по всей стране, и никакой МЧС никакими самолётами с грузом радиаторов и труб дела не исправит. Зимой лучше носить валенки, а не кроссовки. И коли живёшь в самой холодной стране мира, будь любезен, не играй в заграницу — позаботься в первую очередь о тепле, а не о безделушках.

Продолжим. Далее Сванидзе приводит «принятие Конституции» как заслугу Витте. Ничего эта «Конституция» России хорошего не принесла (как и ельцинская), оттянув на некоторое время неизбежную катастрофу отжившего режима. Именно эта «Конституция» дала дорогу тем буржуазным силам, которые в феврале 1917 года уничтожили самодержавие, вызвав для этого бурю, разрушившую империю, — когда столь знакомый нам по 1991 году «парад суверенитетов» затронул не только национальные окраины, но когда дело дошло даже об объявлении независимости Кубани и Дона.

Сванидзе пересказывает историю возвышения Витте – как тот, будучи начальником управления движения Юго-Западной железной дороги, дерзко потребовал уменьшения скорости царского поезда и как он оказался прав, когда через 2 месяца царский поезд потерпел крушение, как он и предсказывал. Любопытная особенность – большинство из тех моих знакомых, кто смотрел эту передачу и не был до неё знаком с историей Витте, так и не смогли понять, каким образом Витте стал благодаря этому главным финансистом. Вот такие высокие темпы манипуляционных передач – когда даже вполне познавательный материал «зажёвывается» до невозможности его проанализировать и осознать. Дело же было так: после крушения царь вспомнил о строптивом железнодорожнике и пригласил того в Министерство финансов на должность начальника департамента железных дел, где он и сделал карьеру. В чём особенность этого сюжета? А вот в чём: после этого сюжета у зрителя остаётся ощущение того что Витте – сущий пророк и провидец и ему действительно место у трона. Хотя в действительности просто имело место редкое везение, подобное случаю, когда Пётр приблизил простолюдина Меньшикова. В общем, идёт раскрутка кумира и придание его образу ореола провидца.

Далее у нас идёт цитата из речи Витте в зале Думы – опять используется чтение исполненных мудрости и государственного ума речей для вызывания у зрителя чувства того, что Витте – гигант мысли. Кстати, слова за кадром произносит наш замечательный и всеми любимый диктор Игорь Кириллов, чей голос у всей страны давно ассоциируется с великими и торжественными делами. Вот такой маленький штришок. У зрителя, помимо ощущения величия Витте, возникает и ощущение того, что Государственная Дума тогда тоже была собранием великомудрых государственных мужей. В общем, великая страна, которую растоптали жалкие ничтожества. Правда, всё очарование от такой мысли стразу проходит, стоит только представить, как тот же Игорь Кириллов прочитает таким же поставленным и неторопливым голосом какую-нибудь эффектную цитату, например, из Брежнева или Хрущёва, и у зрителя тоже возникнет ощущение великомудрого государственного мужа…

Болтая о «трудностях» того периода, Сванидзе как бы случайно встаёт напротив российского триколора, приколоченного к стене в Госдуме. После этого, встав в ракурсе съёмки таким образом, чтобы над ним «развевался» флаг, он начинает рассказывать об успехах Витте на поприще поднятия российской промышленности. Таким нехитрым приёмом Сванидзе «привязывает» перечисление успехов (которых так не хватает сейчас) к российскому флагу, и, соответственно, и к нынешнему режиму.

Следующий сюжет. Сванидзе рассказывает об «высоком авторитете золотого рубля», подтверждая наглядно свои рассказы полуанекдотической историей о бунте в Ковент-Гарден, когда артисты потребовали оплаты рублями, а не фунтами. Также в сюжете в качестве экспертов выступают Кудрин и Гайдар.

Трудно сказать, было ли таким уж однозначным благом введение золотого обеспечения рубля (а также прочие элементы реформы Витте), и не имело ли это каких-либо отдалённых последствий «похмельного» свойства для российской экономики на фоне временных улучшений (вроде оскудения золотого запаса и т.п.). Впрочем, самое главное достижение тогдашней реформы видно невооружённым глазом: благодаря введению золотого обеспечения наступила столь необходимая финансовая и экономическая стабилизация, а кроме того, благодаря грамотной государственной политике, финансовые спекулянты лишились возможности играть на курсовой разнице рубля на внешнем и внутренних рынках. Выросли поступления в казну – в частности, за счёт винной монополии и сосредоточения в государственных руках железных дорог. Ведь это тривиально.

Однако «эксперты» Кудрин и Гайдар ни слова про это не говорят – они лишь что-то неразборчиво бормочут на тему «респектабельности валюты» и «привлекательности для инвестиций». Стоп! Вот оно, шулерство. Два типичных либерала (чья доктрина взята режимом на вооружение), наглядно своими провалами показавшие несостоятельность этой доктрины, для подтверждения своих лозунгов берут реформу Витте. Попросту притаскивая её за уши к своим современным заклинаниям — помните их недавние сказки о том, что скоро к нам в Россию потекут рекой инвестиции и вот тогда будет на что поднимать промышленность «по-правильному»? Так и вспоминается история Буратино и Алисы с Базилио. Ибо сейчас, спустя двенадцать лет после начала реформ, потока иностранных инвестиций по-прежнему как не было, так и нет. Похоже на сидение над закопанными на Поле Чудес монетками, да? Примазываются, короче, Кудрин и Гайдар к делам Витте. Позвольте, почтенные! Ну как у вас совести хватает примазываться к той реформе – у вас, проведших «реформу», приведшую к хаосу и разрушению промышленности — к реформе, давшей стабильность и подъём?

Впрочем, возможно, что Гайдар и Кудрин и вправду искренне не понимают, в чём отличие реформы Витте от их дел, оттого и мямлят что-то неразборчивое. Говорят, что самый лучший способ вывести из строя надоевший постоянной ночной работой соседский телевизор за стенкой – это внушить дебильному сынку соседа (если таковой имеется), что он великий телемастер и должен починить папин телевизор. Вот и поручили гайдарам выправлять экономику, а сванидзам – просвещать массы историческим знанием. В результате имеем то что имеем.

Следующий сюжет. Сванидзе вбрасывает очередной мощный антисоветский миф: он сообщает, что Витте знаменитый Транссиб построил всего за 10 лет — гораздо меньше, чем СССР ухлопал на БАМ. Это очень важный миф, его часто используют для того чтобы наглядно «доказать» в глазах обывателя, насколько эффективнее капиталистическая экономика в сравнении с «командно-административной» – дескать, смотрите, в конце ХХ века неэффективные совки, вооружённые современными технологиями и машинами, провозились с более коротким БАМом дольше, чем за сто лет до этого капиталисты с их преимущественно ручным трудом. Вот, дескать, как надо правильно.

Разберём миф подробно. В этой байке врака на враке – и поразительно, насколько много вранья в одной-единственной фразе! Суть вранья здесь в следующем.

Во-первых, некорректно сравнивается тогдашняя железная дорога с современной. Ведь при такой формулировке мифа человек представляет себе Транссиб как современную дорогу. А ведь современный стандарт железных дорог очень отличается от тогдашнего. Дорога стала гораздо более сложным и дорогим сооружением, с гораздо большей пропускной способностью и большей массой составов. Не говоря про электрификацию дороги. Всё это требует гораздо более долгого и основательного строительства. И тот же Транссиб ныне – далеко не та дорога, что была построена при Витте. Она была постепенно полностью заменена на соответствующую современным требованиям, однако этот процесс был постепенным и остался незаметным на фоне постройки БАМ, которую строили уже изначально с учётом современных требований. То есть время постройки Транссиба – это не период от закладки первого рельса до пуска первого поезда, а ещё скрытое время, потраченное на её доводку до современного состояния.

Во-вторых, идёт подмена понятий – заявляется, будто Транссиб построили за 10 лет. А что такое эти «10 лет»? Время от начала строительства и до пуска первого поезда на каком-то из участков? Или, может, это время до начала ограниченной эксплуатации какого-нибудь участка? В данной байке это не конкретизируется, но можно предположить, что это так. Но тогда эти 10 лет — это не время постройки магистрали, а только время от начала строительства и до пуска первого поезда на каком-то небольшом участке (некая праздничная дата.) В то время как время строительства дороги – это время от закладки её и до достижения приемлемых эксплуатационных характеристик. Например, многие участки Транссиба изначально были одноколейными, использовались деревянные мосты. Пропускная способность на таких участках была около трёх пар поездов в сутки. Всё это потребовало дальнейшего очень долгого строительства – уже после пуска первого поезда.

В-третьих, сравниваются несколько параллельно ведшихся строек с одной, что приводит к тому, что кажется, будто такой длинный Транссиб построили быстрее более короткого БАМа. Ведь Транссиб – это совокупность нескольких железных дорог, строившихся независимо друг от друга. Например, вот история строительства Восточно-Сибирской железной дороги.

Как видим, начато её строительство в 1891 году. В 1898 году пошёл первый поезд. И только через два года после этого началась эксплуатация дороги. Девять лет. А дальше? А дальше вот что: Байкал разрывал два участка дороги, между которыми пришлось организовать паромную и санную переправы. Нужно было строить дорогу вокруг Байкала, что и делалось с 1899 года по 1905. То есть ещё 6 лет. В 1907 году только приступили к строительству второго пути — то есть до этого дорога была однопутная. Хорошенькое дело. И продлилось это строительство ещё 9 лет, до 1916 года. Итого дорога была доведена до запланированных эксплуатационных характеристик через 24 года от начала строительства. А ведь это кусок Транссиба, про который Сванидзе заявил, будто Витте построил Транссиб за 10 лет. Как же целое может строиться быстрее, чем его часть?! Удивительное отсутствие способности строить причинно-следственные связи в головах наших либералов.

В этой же статье, кстати, есть и история БАМа – можно сравнить наглядно, кто же дольше строил.
Начато строительство БАМа в 1974. В 1977 г. сдана в эксплуатацию линия Бамовская — Тында. В 1978 г. на участке Лена — Тында было открыто рабочее движение от станции Лена до Нижнеангарска и от Тынды до станции Эльгакан. В 1979 году завершено строительство отрезка от Ургала до Комсомольска-на-Амуре. В 1984 году было уложено «золотое звено», соединившее трассу на всем протяжении от Тайшета до Ванино. Постоянное движение на БАМе началось в 1988 году. Но еще продолжалось строительство нескольких тоннелей, движение вокруг которых осуществлялось по временным переходам. И только в 1990 году основные строительные работы были закончен.
То есть всего 16 лет до полного завершения работ по БАМу – в отличие от 24 лет, потраченных на эквивалентный кусок Транссиба.

А вот статья про другую часть Транссиба – про Уссурийскую железную дорогу:

Читаем:
Поэтому основную часть рабочих составляли ссыльные арестанты и солдаты. Общее число ссыльнокаторжных в Приамурском крае к 1895 г. составляло свыше 11 тыс. человек. Были созданы стационарные лагеря, состоящие из бараков для каторжников, помещений для охраны, столовых, бань, наблюдательных вышек.

Здорово, да? Оказывается, ГУЛАГ начал свою историю как минимум с 1895 года. Либералы любят приводить Транссиб как пример эффективности либеральной экономики и свободного предпринимательства? Хороша либеральная экономика, ничего не скажешь. Ничем от столь ненавистной им сталинской не отличается – тоже труд зеков, тоже лагеря. Только строят дольше. Кстати, либералы обычно говорят, будто Транссиб строили столь превозносимые ими частники. Черта с два! Это было ГОСУДАРСТВЕННОЕ строительство – совершенно как в советские времена.

Амурская же линия Транссиба, ставшая завершающим этапом Великого Сибирского пути, только введена в эксплуатацию была лишь в 1914 году, через 23 года после начала строительства – не говоря о времени по её доводке до требуемых характеристик. И где здесь десять лет? Врёте, Сванидзе, как всегда.

А на закуску вот ещё какая врака. Ставить постройку Транссиба Витте в заслугу нет абсолютно никаких оснований, как бы ни пытался его притянуть за уши Сванидзе. Витте был лишь чиновник, выполнявший чужие указания. Ибо он только назначен был в министерство лишь в 1890 году и возглавил его в 1892. В то же время решение о строительстве Транссиба было принято в 1887 году, а начато в 1891. Комментарии излишни.

Следующий сюжет: причиной забастовки на Путиловском заводе Сванидзе ловко и бездоказательно называет сдачу Порт-Артура. Такая вот картинка: рабочим плевать и на варварские условия труда, и на увольнения, и на штрафы по любому поводу (или вообще без повода…). Они так рады, что их эксплуатируют добрые и мудрые капиталисты, что мысль о забастовке им и в головы не приходит. А вот как только сдали Порт-Артур – так сразу валят бастовать.

Интересно – а как своей забастовкой рабочие Путиловского завода думали помешать сдаче Порт-Артура (тем более, что его уже всё равно сдали)? Владелец-то завода Путилов тут при чём? Он что – по совместительству был японским главнокомандующим или хотя бы генералом? И забастовка на его заводе могла заставить его отдать японским войскам приказ отдать крепость обратно русским? Сванидзе сам-то хоть понял, что сказал?

Сванидзе тут же переключается на то, что «вскоре бастовал уже весть Петербург»… Тоже, видать, исключительно ради выражения несогласия с занятием японцами Порт-Артура. У рабочих, по всей видимости, никаких других проблем, которые можно было бы решить забастовкой, не было…

Впрочем, Сванидзе меньше чем через минуту сам себя и опровергает, перечисляя пункты требования рабочих в петиции царю. Требование прекратить войну там только одно из многих (это требование сам Сванидзе даже не удосужился поставить на первое место — хотя бы для минимального сходства с тем, что он доказывал только что…).

Дальше идёт история Кровавого воскресенья. Не Бог весть как внятно обработанный сюжет, но вот ведь какая в нём пакость: в одном контексте с Гапоном (фигурой действительно мерзкой и явным провокатором) упомянут Горький. Сванидзе бездоказательно приписывает Горькому радость по поводу жертв расстрела. Горький – один из символов СССР. Пачкая его грязью, Сванидзе умело (здесь следует признать: действительно умело) марает Советский Союз. Впрочем, ничего удивительного – это же его главная задача.

А вот крючок для русских патриотов. Сванидзе рассказывает о воспоминаниях Савинкова, в которых он упоминает о миллионе франков (кстати, это полмиллиона рублей – но миллион звучит эффектнее), выделенном некими американскими миллионерами на поддержание революционных партий в России, — с условием, что деньги пойдут на вооружение революционеров. «А-а», — скажет патриот, — «я так и знал. Какие мерзавцы и предатели. Наймиты. Ненавижу.» Чего, собственно, Сванидзе и добивается – чтобы все группы общества, пусть по-своему, но имели основание ненавидеть коммунистов. А такую «мелочь», как тот факт, что Савинков отнюдь не большевик и то, что большевики к этим деньгам никакого отношения не имели, Сванидзе не упоминает. Просто идёт несложная ассоциация – раз революционеры, то наймиты. Большевики — революционеры? Стало быть, такие же.

А вот Сванидзе рассказывает о Цусиме, показывая «эскадру Рождественского». На самом деле на заднем плане видны силуэты американских боевых кораблей первой трети ХХ века. Опять тупая и наглая липа, выдаваемая по принципу «пипл схавает» — лишь бы что-то показывать, неважно что.

Потом Сванидзе грустно повествует о том, как не умеют воевать русские и какими умелыми и благородными оказались японцы. Вообще – сквозит явная мысль – не умеем мы воевать. Вот сдаться на милость победителя – это да, это хорошо! Вот и пленных не то, что не притесняли – а даже позволили жениться на японках. Ну чего нам бороться и воевать за свою свободу с кем-то? – вопрошает Сванидзе. Нужно сдаться (как контр-адмирал Небогатов) – и тогда всё будет хорошо. Даже позволят жениться на представительнице победителей. Это высказывание наглядно демонстрирует шкалу ценностей самого Сванидзе. Кстати, в этом сюжете утверждается, будто Николай называл японцев «жёлтыми макаками». Единственный источник этого – мемуары Витте. В то же время, ни одного документа, в котором царь бы их так называл, не найдено – несмотря на уверения Витте, что их в архивах полно. Вот такие у него мемуары, вот такой он объективный источник сведений – наш кумир передачи.

Сванидзе идёт по пирсу Северных (Путиловских) верфей и рассказывает, как «вот здесь Россия буквально за несколько лет выстроила взамен утерянного новый, ещё более мощный, флот». Съёмки на фоне ремонтирующегося корабля. Сванидзе подводит зрителя к «приведённому выводу», что вот тогда флот потеряли, но построили (даже ещё более мощный) – и сейчас тоже… Флот потеряли (правда без войны, зато благодаря реформам, которые, как неожиданно показывает сам Сванидзе, страшнее всяких войн и разгромов) – но новый построим. И даже ещё мощнее старого (советского).

Тут же «упреждает» вопрос внимательного зрителя: а на какие шиши «демократическая» Россия сможет построить «новый ВМФ»? Всё ведь разворовали да в оффшоры повывезли… Да, спрашивает Сванидзе, а на какие деньги это было сделано? И сам же на свой вопрос отвечает, объясняя тонкости рыночной экономики: а вот – во всём заслуга мудрого Витте. Так и мы – нам нужно только правильно голосовать и умного экономиста (Гайдара к примеру, Илларионова… Или там Грефа какого-нибудь…) выбрать во власть. А уж там – и флот возродим, и каждому по две «Волги» за ваучер ка-ак выдадим! Главное – палочка-выручалочка под названием «рынок».

Следующий сюжет. Сванидзе ёрничает по поводу «непрофессионализма Ленина». Дескать, на III съезде РСДРП он бы делегатом от Одесской губернии и даже голосовал за «курс на вооружённое восстание». А вот на «Потёмкине» началось восстание – и Ленин о нём ни сном, не духом! Какой глупый!.. Сванидзе не понимает, что сам наглядно показывает: большевики были правы в выбранном курсе. Но они не могли предугадать тупости и кретинизма той самой «рыночно-самодержавной» власти, доведшей свою страну (и свой флот) до восстания раньше самых оптимистичных прогнозов ленинцев…

Показательный момент. Рассказывая о восстании на «Потёмкине» (Сванидзе приклеивает к нему соответствующие словечки: «матросский бунт», «бессмысленный и беспощадный»), Сванидзе в очередной раз БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНО утверждает, что «всё было не так, как в фильме», и что Эйзенштейн «сюжет взял из пиратских фильмов Голливуда». Если бы он ещё потрудился объяснить, откуда он такой «жареный факт» раскопал… Кстати, именно эйзенштейновский фильм («лучший фильм всех времен и народов», имевший большой резонанс за границей) стал эталоном для подражания.

Расстрел на Потёмкинской лестнице Сванидзе представляет как «монтаж-аттракцион» Эйзенштейна. Он показывает кадры из фильма и намекает, что «всё было совсем иначе. Важный момент: какие именно кадры бегущей толпы показывает Сванидзе. Обратим внимание, что самые сильные и бьющие по нервам кадры, кадры гибели ребёнка и перевёрнутой коляски с младенцем – не показаны. Говорить, что «всё было не так», когда на экране показывается такое душераздирающее зрелище, опасно – могут не поверить. Интуитивно зритель может принять как установку, что Сванидзе не сопереживает этим несчастным – и психологический эффект от сюжета будет обратный требуемому от Сванидзе заказчиками…

Далее Сванидзе говорит, что «все официальные воспоминания очевидцев были только пересказом кинофильма – а всё было совсем не так». Опять ставший уже традиционным приём: Сванидзе не говорит, какие-такие «подлинные свидетельства» раскопал он. Просто: по свидетельствам очевидцев. А что это за «очевидцы»? Не придумал ли их сам Сванидзе? Или, может, просто почерпнул в очередном сборнике сплетен и небылиц от их известного коллекционера Солженицына?

Далее Сванидзе описывает беспорядки в Одесском порту во время восстания («бунта», как он выражается). Во-первых, страшные картины безудержного пьянства и хаоса ничем (кроме честного выражения лица самого Сванидзе) не подкреплены. Тут бы зрителю задаться вопросом – а что это за кадры? Из какого фильма? Но не успеет зритель, слишком быстро всё сменяется, и эффект очевидца сделает своё дело. Кстати, насколько я помню, пожар в одесском порту произошёл до восстания. А во-вторых…

Во-вторых, Сванидзе, как всегда, сам говорит вещи, о которых ему лучше было бы помолчать… Ведь, если такое даже и творилось на самом деле – до какой степени почитаемому ведущим «рыночному самодержавию» нужно было довести людей и насколько потерять контроль над ситуацией, что бы допустить ТАКОЕ? Вспомним крушение Советского Союза – в Москве, Ленинграде или Одессе было хоть что-то похожее? Нет – советские (ещё) жители этих городов вели себя по-советскому, тихо и с достоинством. Максимум «беспорядков» — это демонтаж статуи Дзержинского на одноимённой площади. За 70 лет «кровавой коммунистической диктатуры» людям привили культуру поведения…


Сюжет о прибытии Витте на переговоры в Портсмут. Сванидзе, как ребёнок, радуется, рассказывая о «имидже» политика Витте. Ему, Сванидзе, человеку явно западной культуры, и в голову не приходит, что изображение ответственного лица России в виде «менеджера», «публичного политика», а не просто человека дела, не плюс, а огромный минус… Как похвала в его устах оценка тогдашнего президента САСШ Теодора Рузвельта: «если бы Витте родился американцем – обязательно стал бы президентом». Эх, побольше бы американцам таких «президентов» – у нас бы проблем поменьше было…

Дежурный сюжет об «антисемитизме в России». Рузвельт вручает Витте письмо соответствующего содержания. Это – стон о горькой судьбе и дежурный книксен в адрес «угнетённого русскими нацменьшинства», захватившего сегодня в России СМИ и финансовые структуры… И поправка Джексона-Веника тут не при чём, говорит Сванидзе – в России всегда обижали евреев.

Следующий сюжет. Сванидзе описывает хаос, охвативший «столицу» благодаря «всеобщей забастовке». Передача явно рассчитана на москвичей: они и «столица», и к стабильности и комфорту привыкли (правда, с приходом демократов к власти, в «столице» то в центре из танков палят, то многоэтажки со спящими людьми взрывают, то берут в заложники целый театр…). Живописуя «ужасы анархии», Сванидзе как бы говорит людям: вот, посмотрите – если «чернь» (с его точки зрения «люди» – это только те, кто уже хорошо обеспечен) станет бороться за свои права, вам станет очень неуютно и опасно… В качестве «аргумента» против рабочего движения, выдвигается Троцкий. Фигура действительно унылая и мрачная, на людей действует угнетающе – а самое главное, большинство людей воспринимают его лишь как большевика, не зная о том, что к большевикам Троцкий сотоварищи примкнул лишь летом 1917-го.

Далее идут «реальные истории» о том, как самоотверженные придворные добывали столь необходимую всем Конституцию. То Витте печатает её «утром сам, на машинке» (Сванидзе долго сюсюкает над милой семейной обстановкой в их доме – опять-таки надо продолжать внушать зрителю симпатию к Витте). То дядя царя Николай Николаевич достаёт хранившийся в шкафчике под часами в комнате, где обсуждалось принятие «Основного закона», револьвер и грозится пустить себе пулю в лоб, если не примут конституцию. Но, говорит Сванидзе, царь дядю любил. И конституцию принял.

На самом деле, конечно, «всё было не так», как любят говорить наши демшизовские разоблачители «страшной исторической правды, которую прячут». Возвращаю им это обратно. Так вот, не было никакой романтической самоотверженности Николая Николаевича, ратующего за свободу. Сцена эта взята из мемуаров придворного А.А.Мосолова. Граф Сергей Юльич, подсовывая Царю манифест, пугал его тем, что «ход исторического прогресса неудержим», а «идея гражданской свободы восторжествует, если не путем реформ, то путем революции». В окружении Царя только немногие – обер-прокурор К.П.Победоносцев, члены Госсовета И.Л.Горемыкин, А.П.Игнатьев, К.И.Пален, Н.М.Чихачев – убеждали его прибегнуть к решительным действиям. Большинство же стояло за уступки. В том числе и те, кто был ближе всего к Царю – Николая Николаевич и петербургский генерал-губернатор Д.Ф.Трепов.

Вообще-то царь на помощь своего дяди сильно рассчитывал, поскольку считал его твердым и решительным человеком. Речь шла о предоставлении ему чрезвычайных полномочий для подавления смуты. Однако великий князь, узнав, что его хотят назначить диктатором, испугался и впал в истерику. Он выхватил перед Мосоловым револьвер и закричал: «Если Государь не примет программы Витте и захочет назначить меня диктатором, я застрелюсь у него на глазах из этого самого револьвера!» (см. А.А.Мосолов. При дворе последнего императора. СПб, 1992, с. 57). Так что не надо, Сванидзе, зрителям вешать на уши лапшу про глупого царя, не способного принять очевидное решение иначе как под угрозой, окружённого сплошь гигантами мысли и отцами русской демократии.

Сванидзе начинает рассказывать о «государственном антисемитизме». Это высказывание направлено на тех евреев, которые начинают задумываться: если мы не собираемся уезжать из этой страны – может быть, стоит подумать, зачем поддерживать тех, кто ведёт эту страну к краху? Может быть имеет смысл, укрепив нашу Родину (Россию), не бежать потом отсюда, а продолжать жить здесь? Вот таким в очередной раз и «напоминают»: да вы что!? Тут же вас всегда били! Вот и сам царь этого хотел, и даже жидами называл! Не надо, не защищайте эту проклятую страну! (Напомню, кстати, что единственный источник про «жидов» — всё тот же, откуда и сведения про «жёлтых макак». То бишь мемуары Витте. И цена этим словам такая же.)

Далее безо всякого перехода после «антисемитизма» Сванидзе начинает ругать большевиков. Перечисляет, сколько при обысках у них было изъято оружия и бомб, сколько бунтовщиков арестовали, скольких убили «при оказании сопротивления». Его речь – копия сводок «Дежурной части» о ликвидации ОПГ (изобретений демократической России). То есть зрителя подводят к знакомому стереотипу. Сванидзе стилистически увязывает восставших рабочих и бандитов, которых задерживает ОМОН.

После описания всех «ужасных преступлений восставших», Сванидзе делает вывод: в городе отношение к восстанию менялось. Начались грабежи, убийства, пожары и исчезло с прилавков продовольствие. Москвичи, говорит Сванидзе, в ужасе: оказывается, революция – это ещё и грабежи и убийства… Идёт ассоциативно привязывание революционеров к сопутствовавшему мародёрству (увы, неизбежная вещь в обществе хапуг и стяжателей – однако после слов Сванидзе зритель не отличает революционеров от мародёров, для него всё это «одна банда»)

Рассказывается о подавлении восстания. Гвардия разгромила восставших рабочих. «Провела, как сейчас говорят, зачистки». Потери солдат – ничтожны. Подавили, короче, одной левой. Зритель удовлетворён: бандитов разогнали по их малинам блистательные воины, живи спокойно, Москва. Как в вестерне: лихая конница разгоняет под занавес распоясавшихся индейцев, спасая уже потерявших надежду главных героев, за которых так переживает зритель. И дальше: «Ленин и Сталин не простили этого гвардии и до конца тридцатых ЧК и НКВД охотились за семёновцами…».

На самом деле про охоту за семёновцами – это очередная байка с целью показать бессильную злобу большевиков, проявившуюся в мстительности за былой позор. Где-то в конце 1920-х был процесс над участниками подавления Московского восстания 1905 года. Напомню, что тогда имело место то, что именуется военным преступлением: был отдан приказ не брать никого живым. Так вот, преследовать после смены власти бывших палачей, если они сумели удрать и спрятаться, — совершенно нормальное явление, едва ли не общепринятое в мировой практике. Так что если такая охота и была (скорее всего, нет), то только за конкретными людьми, а не за «семёновцами» вообще. А вот пример, опровергающий байку об «охоте»: на Милитере скоро появятся мемуары одного из участников тех событий, поручика Семеновского полка Юрия Макарова, опубликованные в Буэнос-Айресе в 1951 году. Сама книга писалась во время Второй Мировой. Там он многократно упоминает своих сослуживцев как вполне здравствующих на тот момент людей. Внук Макарова и посейчас живет в Киеве.

Завершает передачу Сванидзе рассказом о детективной истории, связанной с выходом из печати мемуаров Витте и о том, как этих мемуаров опасались царь и его окружение. Дескать, в них открылись многие позорные тайны империи. Что ж, мемуары – это всегда ценное свидетельство. Только с ними надо обращаться осторожно и профессионально, помня о субъективности авторов, капризах их памяти и желании обелять своих и очернять чужих. История – наука, в которой практически нет места громким сенсациям; и большая часть сенсационных сведений на поверку оказывается недобросовестными. Так что не надо, Сванидзе, носиться с такими откровениями как с писаной торбой. И уж, во всяком случае, не надо нагнетать в обществе истерию по поводу подобных «позорных тайн».

Ох, удивительно много вранья. Просто поразительно, КАК МНОГО вранья у Сванидзе.

0.051768064498901