Интернет против Телеэкрана, 17.07.2014
Телевизионный лохотрон
Епанчин Ю.
Народ любит зрелища. На протяжении столетий он собирался на рынках и площадях, где бродячие циркачи, скоморохи и арлекины за умеренную плату удовлетворяли его культурные потребности. Технические изобретения последнего столетия сделали возможность предаваться иллюзиям практически беспредельно. Не случайно, что для большинства людей самым близким другом стал телевизор. Подсчитано, что среднестатистический человек проводит в общении с телевизором больше времени, чем с собственными детьми, супругом и родителями.

Экранный суррогат жизни и общения подчас может восприниматься в качестве более привлекательного заменителя реального быта и окружающих отношений. Грезы «красивой жизни» позволяют отвлечься от личной неустроенности. Но иногда телезрителю надоедают отвлеченные «разыгранные» картинки и у него возникает желание самому поучаствовать в экранной жизни. Что ж, телевидение как будто научилось удовлетворять и эту потребность. «Простые люди» стали теперь постоянными гостями и участниками телепередач, к их услугам теперь различные виды интерактивного обмена (телефонные звонки в прямой эфир, участие в ток-шоу, разыгрывание призов, игры и викторины).

О подрывной направленности информационной политики основных телеканалов в патриотической прессе уже писалось достаточно. Однако коммерческая составляющая телевизионного бизнеса оставалась при этом как бы в тени. Между тем развращение и оглупление телезрителя, осуществляемое телевидением, имеет в своей основе не только злой умысел его истинных хозяев, но и расширение возможностей эффективного пополнения собственных карманов. Об одном из источников доходов известно уже всем. Это — реклама. Рекламодатель заинтересован, чтобы о его товаре знало как можно больше людей. Причем это должна быть категория наиболее легко внушаемых людей (люди с низким образованием, молодежь, дети). Такую аудиторию, как правило, обеспечивают именно развлекательные программы. Телевизионные магнаты продают это время рекламодателям по наивысшим расценкам.

Но телевизионщики находят способы и дополнительного вышибания денег у населения. Усердно эксплуатируется массовая страсть к легким деньгам, азартным играм. Еженедельные лотереи («Русское лото», «Золотой ключ», «Бинго» и пр.) имеют многомиллионную аудиторию. Телезрители при этом не обращают внимания на сообщения о том, что выигрышный фонд составляет всего 50 процентов от количества проданных билетов. Никакому Остапу Бендеру не мог присниться столь масштабный способ «сравнительно честного отъема денег».

На широкую коммерческую ногу можно поставить и так называемые «интеллектуальные» шоу. Достаточно раскрутить какую-нибудь популярную игру, и она становится источником постоянного неиссякаемого дохода. Один из механизмов можно проиллюстрировать на примере телепередачи «Хочешь стать миллионером?»

Все гениальное просто. В том числе и жульничество с применением новейших компьютерных технологий. На чем основан громадный рейтинг этой телепередачи? Прежде всего — на создании твердой иллюзии, что средний обыватель своей «эрудицией» может заработать столько, сколько академик за год напряженной работы. Действительно, в передаче участвуют сплошь и рядом вполне ординарные люди, а не какие-нибудь знатоки из «Что? Где? Когда?» И если не миллион, то тысяч сто зараз может положить в карман каждый. Тем более, что и ведущий Максим Галкин из кожи лезет, чтобы помочь игроку. Это вам не зубодробильное «Слабое звено».

Давайте вместе проведем простейший расчет. 1 минута телефонного разговора стоит 10 рублей. Таких минут каждый позвонивший затрачивает не меньше пяти. А звонят на передачу миллионы. Таким образом, к каждой передаче телевизионщики наваривают как минимум 70-90 миллионов. Да что им, в самом деле, миллиона что ли жалко?

Дело, конечно, не в жалком миллионе. Задача состоит в том, чтобы вовлечь в лохотрон как можно больше обывателей. Нужно, чтобы обыватель поверил, что ему такое дело по зубам и по плечу. Вас не удивляло, что среди игроков не было ни одного научного работника, и даже учителя попадаются редко? А они не проходят жесткого отбора. Как так? — спросите вы. А очень просто.

Допустим, вы отвечаете на пять вопросов. Два простых, два средних и один сложный. Тех, кто ответит на сложный вопрос, компьютер отсечет сразу. Среди остальных выберет тех, кто ответит на два, максимум три вопроса. Вот так на собеседование с М.Галкиным поедет самый что ни на есть средний россиянин. А телезритель останется в твердой уверенности, что не боги горшки обжигают. В то же время устроители «интеллектуального шоу» всегда будут иметь гарантированный «навар».


0.24599599838257