Интернет против Телеэкрана, 19.07.2014
Информвойна народная, священная война…
без автора
Одним из великих завоеваний российской демократии является тот факт, что ныне в стране вряд ли отыщешь человека, верящего в беспристрастность средств массовой информации вообще и в их объективность при освещении такой важной штуки, как выборы, в частности. Каждому известно: столь мощное оружие, как собственная газета или подконтрольный телеканал, раскрученная радиостанция или известный Интернет-портал, не могут и не должны оставаться незадействованными в политической борьбе и всегда будут использованы для ведения широкомасштабной информационной войны.

Потоки дезинформации и черный пиар, искусная мимикрия и полное замалчивание, геббельсовская пропаганда и статистическая ложь, нейролингвистическое программирование и метод двадцать пятого кадра, иезуитские средства и софистические приемчики, дискредитация, компроматы и всеобщее оболванивание населения — вот испытанные средства эффективного использования подручных СМИ любым серьезным политиком, если только он задумал достичь хоть какой-то значимой цели.

Особенный шик заключается в использовании этого арсенала при тотальном недоверии к СМИ со стороны граждан: все знают, что ТВ и газеты врут, и всё равно все продолжают потреблять их пойло. Достичь в такой нервной обстановке результата — высшая степень пиар-искусства.

Таким образом, вопрос, пиарить или не пиарить, а также моральные рефлексии на этот счет больше никого не волнуют: всеобщая информвойна всех против всех давно стала реальностью, и в ней либо ты выигрываешь, либо тебя уничтожают. Особенно остро дилемма эта будет стоять для коммунистов в предвыборной кампании 2003—04 годов.

Поразмышляем теперь, как будет складываться обстановка на информ-фронтах на предстоящий летне-осенний сезон. Что ж, скажем прямо: народно-патриотическую оппозицию ожидают тяжелые времена. В распоряжении Кремля, главного противника на выборах, окажутся едва ли не все некоммунистические средства массовой информации: давно замиренные телеканалы, перекупленные газеты, серьезно развившийся Интернет и, конечно, вся радиоразвлекаловка.

Мечтать об обстановке 1999 года, когда основные противники топили друг друга в реках компры, не приходится: на этот раз если Доренко и будет кого-то оперировать в прямом эфире, то явно не Примакова. Вряд ли сегодня стоит ожидать открытой вражды в эфире между, например, чубайсовским РЕН-ТВ и лужковским ТВЦ и ненависти того и другого к кремлевским ОРТ и РТР. Ни Лужков с Примаковым, ни Немцов с Явлинским сегодня никому не интересны; о Жириновском уже забыли, поэтому основной диффамационной мишенью будет Зюганов и другие лидеры НПСР.

Даже про 1996 год с его лютым пропагандистским ширпотребом и антикоммунистической газетой «Не дай Бог!», издававшейся совместно редакциями десятка основных российских газет, мы осенью станем вспоминать с ностальгией. Тогда, по крайней мере, противник не был столь солидарен, и укусы «МК» резко отличались от жалящих ударов НТВ. Теперь же все не только объединятся против КПРФ, но и будут пользоваться единым стратегическим планом, уже расписанным в администрации президента. Зная, что пиар — это, в общем-то, единственное, что делают в Кремле хорошо, когда не зарабатывают миллионы, нам с вами предстоит отразить довольно мощный натиск.

Каковы могут быть главные пункты кремлевского плана? На каких принципах будут строиться пиар-кампании «Единства» и Путина, которые, очевидно, окажутся наложенными одна на другую?

На наш взгляд, в нынешней предвыборной гонке к трем излюбленным кремлевским пропагандистским средствам, к которым относятся дискредитация коммунистического прошлого страны, «точечный» компромат на лидеров оппозиции и собственный безудержный пиар, прибавится четвертая составляющая, практически отсутствующая в прошлых кампаниях — социальная мимикрия. Что это такое?

Как стало известно, за последние пару лет в нашей стране не осталось «космополитов безродных». Все нынче патриоты, все радеют о благе сильной процветающей России. На фоне неуклонного ухудшения экономической и всех прочих составляющих жизни русского человека, быть видным патриотом — это едва ли не единственная сегодня возможность для политика оставаться на плаву. Сегодня даже Немцов с Гайдаром — почти что «красно-коричневые», в этом отношении 1993—96 годы стали для России бесконечно далекими. Так что вряд ли стоит удивляться, когда через пару месяцев начнется усиленная раскрутка нашего родного президента как первого радельца за великодержавные амбиции униженной России.

Дело не ограничится аналогиями с возвращением старого гимна и звезды на военные знамена; даже переименование Волгограда в Сталинград окажется лишь второстепенным событием в череде достославных подвигов кремлевского «державника». Мы должны быть готовыми к тому, что, скажем, калининградская и курильская проблемы окажутся успешно решены «почти выгодно для России» где-то на рубеже 2003—04 годов. Что произойдут резкие подвижки в российско-белорусском объединении. Что поймают Масхадова. Что состоится дипломатическое признание Приднестровья. Что будет выпущен на волю Лимонов и устроена грандиозная пиар-акция против «фашистских правительств» Прибалтики и Казахстана. Что именно Путин, а не Зюганов, первым озвучит «русскую проблему» и заговорит о «вновь обретенной» национальной идее — выживания русских как суперэтноса. Шовинистические речи Путина под аутодафе сжигаемых книг сионистских и американских идеологов активистами «Идущих вместе» — это будет смотреться!

Подобные пиар-акции не потребуют значительных финансовых вливаний и, тем более, смены катастрофического курса, которым идет путинская Россия. Ничего не пойдет дальше широких жестов и громкой риторики. «Но осадок-то останется!»

Наряду с шовинистическим патриотизмом Кремль прибегнет и к социальным метаморфозам. Увеличение пенсий и пособий на 30% — это вчерашний день, ельцинский неуклюжий пиар. Схождение в шахту к горнякам и полеты на истребителе — это тоже устарело. Нужно что-то новенькое, например, суд над Чубайсом и разворот на 180 градусов реформы энергетики и ЖКХ — единственных на сегодняшний день преобразованиях, которые словно намеренно не прикрываются радужным пиаром про то, как всем от них будет хорошо. А если уж делать хождение президента в народ, то — с размахом. Как вам идея паломничества Путина по святым местам — с посохом и в рубище по русскому бездорожью? Вот он заходит в крестьянский дом, и милая хозяйка, кровь с молоком, дает изможденному отцу нации испить водицы. А потом долго машет платком, благословляя в дальнейший путь…

Путин — защитник всех обездоленных. Путин — средоточие национального духа. Путин — великий русский. Путин — лидер коммунистов (вообразите себе и такой пиар-ход: президент приходит на съезд КПРФ, где в свете сотен софитов вещает миру о великом коммунистическом прошлом нашей державы, о собственном членстве в партии большевиков, о подвигах рядовых коммунистов, о великом Сталине и красных героях, и о том, как нынче видится роль партии в совместном возрождении России.). Подобная мимикрия не только выбьет землю из-под ног оппозиции, но и позволит в который раз саккумулировать народные страсти, чаяния и энергии, чтобы весь пар был выпущен впустую. После таких плясок на поле патриотизма нам достанется выжженная земля: кто захочет жить в путинском Сталинграде и посещать вслед за Путиным пустыни?

Будет ли что ответить на это Зюганову? Разве только стать на время главным русским либералом.

Но и помимо социальной мимикрии, Кремлем будут использованы и все прочие средства. В который уже раз услышим мы избитые песни про «Ленина в пломбированном вагоне», «сталинские репрессии», про «поешь последний раз — придет Зюганов», «десятилетнее протирание штанов в Госдуме», «зюгановскую ауди», про расколы во фракции КПРФ и в НПСР.

Как же следует вести себя оппозиции в предстоящей информвойне, в условиях крайне ограниченного финансового ресурса и почти полной блокады со стороны прокремлевских СМИ? Что может противопоставить этому КПРФ?

Первое — взять на себя, наконец, ответственность за решение идти на выборы и идти до конца, в последний и решительный бой. Второе — не бояться быть широкими и гибкими, идти на выгодные союзы, договариваться с врагами твоего врага, избавиться от всех догматиков и старперов. Третье — не стесняться использовать в своих целях оружие врага: компроматы и пиары, быть наглее, напористее, непредсказуемей, и, не скупясь, платить политтехнологам, переманивая их на свою сторону. Четвертое — подчистить свою репутацию, отказаться от всего лишнего, обузного, дискредитирующего, провести чистку рядов, отказаться от «ауди» и любовниц. Пятое — при всякой возможности идти в народ, бороться за каждого человека, видеть в нем союзника, а не просто избирателя, объяснять ему, как с ТВ и страниц газет ему промывают мозги, ибо пиар рассчитан на конкретного дядю Васю и тетю Машу, и без веры этого человека он ничто.

zavtra.ru


0.047782897949219