15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
Архив материалов
 
Что такое Глобализм

На формирование современных представлений о политической картине мира существенное влияние оказала та геополитическая ситуация в мире, которая явилась результатом реставрации капитализма в большинстве стран социалистического лагеря, произошедшая в последнее десятилетие ХХ века. Она привела нашу планету к утрате на ней политической (и – шире – культурной) биполярности, связанной с относительным балансом, имевшим место между социалистическими и капиталистическими странами. В считанные годы были утрачены достижения, за которые в Великую отечественную войну отдавали свои жизни советские люди. В сравнительно короткий срок  былая биполярность в мире все больше и больше уступает своё место однополярности. Тенденция к однополярности современного мира и получила название глобализации. Более того, появилась наука, предметом которой стали, с одной стороны,  глобализация и антиглобалистская борьба, а с другой, глобализм и антиглобализм. Она получила красивое название: глобалистика. Что же мы имеем в результате? В результате мы имеем, вопервых, глобалистику, вовторых, глобализацию и антиглобалистскую борьбу, и втретьих, глобализм и антиглобализм. Во избежание путаницы, попытаемся дать им рабочие определения.

Глобалистика – наука о глобализме, антиглобализме, глобализации и антиглобалистской борьбе. Глобализация – род политики (геополитики), направленный на распространение своего культурного влияния со стороны какойлибо страны или нескольких стран на весь мир (планету). Противоположностью глобализации является антиглобалистская борьба. Ее назначение – препятствовать глобализации. Глобализм – идеология глобализации, а антиглобализм – идеология антиглобалистской борьбы.   

Схематически глобалистская картина мира может быть представлена следующим образом:

 

Теория (идеология)       1. Глобализм         2. Антиглобализм

Практика     3. Глобализация  4. Антиглобалистская борьба

 

Верхнюю часть глобалистской картины мира составляет теория (идеология) глобализации и антиглобалисткой борьбы. Теория глобализации называется глобализмом (1ый фрагмент). Теория антиглобалистской борьбы есть антиглобализм (2ой фрагмент). Нижнюю часть данной картины мира в свою очередь составляет политическая практика, направленная либо  на культурное доминирование в мире, т.е. на  глобализацию (3ий фрагмент), либо на сопротивление ей, т.е. на антиглобалистскую борьбу (4ый фрагмент).

1. ГЛОБАЛИЗМ

Главными живописцами первого фрагмента глобалистской картины мира стали К.Поппер, Ж.Аттали, И.Валлерстайн, Ф.Фукуяма и З.Бжезински. 

Теоретиком «открытого общества» стал известный философ, науковед и политолог Карл Поппер (19021994), на идеи которого стал опираться известный миллиардер Джордж Сорос. К.Поппер родился и жил до присоединения Австрии к Германии в Вене. Опасаясь преследований со стороны гитлеровских властей как еврей, он эмигрировал в Новую Зеландию, где и написал два тома своей книги «Открытое общество и его враги», которая вышла в Лондоне еще в 1945 г., – примерно за пятьдесят лет до того, как в России и других европейских странах был уничтожен социализм (он дожил и этого времени) и появились первые ростки реальной глобализационной политики. Вот почему мы можем назвать К.Поппера пророком современной глобализации. С 1946 г. и до самой смерти он жил в Лондоне. Вот почему его обычно называют английским ученым.

Что имел в виду К.Поппер под «открытым обществом»? Открытым для западной модернизации, а стало быть, для современной формы глобализации – вестернизации. Вот как сам К.Поппер определял «открытое общество» уже в 70х гг.: «Открытое общество» есть тип социальной организации, в рамках которого утверждаются и развиваются институты, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ СВОБОДЕ ТЕХ, КТО НЕ ИЩЕТ ВЫГОДЫ» (http://magazines.russ.ru/vestnik/2001/2/sor.html). Образцом такого общества К.Поппер и считал Западное общество, несущее всему миру, с его точки зрения, «институты, содействующие свободе тех, кто не ищет выгоды». Звучит, как видим, весьма благородно и бескорыстно! Только один вопрос возникает: существуют ли реальные люди, способные открывать такие институты? Очевидно, автор этих слов предвидел появление таких “бескорыстных” людей, как Дж.Сорос.

В качестве «врагов открытого общества» К.Поппер видел теоретиков коммунизма. Как ни странно, в число «врагов открытого общества» попал и Платон, который жил еще в VIV вв. до н.э. Ему посвящен первый том анализируемой книги – «Чары Платона». Второй том назван так: «Ложные пророки. Гегель, Маркс и последствия». Под «последствиями», здесь, естественно, имелись в виду страны социализма. В коммунистическом обществе он видел яркий образец закрытого общества. В странах социализма, с его точки зрения, установился строй, который не способен к подлинному обновлению, поскольку господствующей в нем стала идеология, претендующая на абсолютную истину. Вот почему по логике К.Поппера и выходило, что общественный прогресс обрывается на демократическом капитализме. На подобной позиции окажутся и современные теоретики глобализации – Ж.Аттали, Ф.Фукуяма и др.

         Жак Аттали родился в еврейской семье, в Алжире, в 1943 году. В 1963 он закончил политехническое училище, а позднее – Институт политических исследований в Париже. В довольно короткий срок он сделал блестящую карьеру, оказавшись в числе финансовых советников Президента Франции Франсуа Миттерана и став первым руководителем Европейского банка реконструкции и развития (с 1991 г.). Но свою финансовую карьеру он сумел сочетать с литературной деятельностью, став автором множества книг («Шумы», «Три мира» и др.). Однако самой популярной его книгой оказалась «Линия горизонта».

Ж.Аттали выделил в человеческой истории три эпохи (строя) – религиозную, завоевательную и торговую. Первая из них выдвинула культ Бога, вторая – культ Силы и третья – культ Денег. Если высшим олицетворением религиозного  строя стал священник, а завоевательного  вождь (король, царь и т.п.), то торгового – финансист или торговец, высшим проявлением которых станет «новый кочевник», т.е. человек, кочующий по миру как гражданин мира.

Какое же отношение имеет эта «эволюционная цепочка» к глобализации? Две первые эпохи в развитии общества, по Ж.Аттали, следует рассматривать как неудачные попытки глобализации  стирания границ между государствами. Так, в религиозную эпоху христиане пытались объединить человечество под эгидой своего Бога, а мусульмане – своего. В эпоху же завоеваний подобная попытка предпринималась великими полководцами (например, Александром Македонским или Чингисханом). Однако глобализационный потенциал религии и вооруженной силы оказался недостаточным, чтобы довести объединение человечества до конца. Третья попытка глобализации человечества будет осуществлена представителями финансовой элиты, которых Ж.Аттали называет «новыми кочевниками». Они – провозвестники новой формы торгового строя, нового мирового порядка. Они – подлинные граждане мира, лишенные какихлибо национальных или культурных предрассудков.

Финансисты, с точки зрения Ж.Аттали,   в конечном счете возвысятся над миром как его надгосударственная и наднацинальная элита, превратившись в мировое правительство. Используя современные информационные технологии, они превратят нашу планету в единое финансовоэкономическое пространство, в котором в товар превратится даже сам человек, а о его достоинствах будут судить только по одному критерию – количеству денег в его кошельке. Впрочем, сами деньги приобретут форму магнитных карточек. «Общество кочевников» уже маячит на линии горизонта (вот почему книга, о которой идет речь, и названа «Линией горизонта»).

Иммануил Валлерстайн (род. В 1930 г.) – профессор Бинхемптонского университета (штат НьюЙорк). Его главный теоретический труд – «Миросистемный анализ», который был опубликован впервые на заре современной глобализации – в 1987 году (http://www.nsu.ru/filf/rpha).

Если К.Поппер поделил все общества на два противоположных типа – закрытые и открытые, то И.Валлерстайн разбил их на три типа – «минисистемы», «мировые империи» и «мировые экономики». Первые представляют собою маленькие общества, для которых характерно единство культуры, а вторые – мировые империи, в рамках которых оказывались разные культуры. Под последним же типом общества («исторической системы») И.Валлерстайн имел в виду не что иное, как капитализм («капиталистическую систему»).

Капитализм охватил, по мнению И.Валлерстайна, весь земной шар к концу ХIХ в. Он писал о нем: «…к концу девятнадцатого века впервые за все время существовала только одна историческая система на земном шаре. И мы сегодня еще находимся в этой ситуации» (там же). Что касается определения капитализма, то в нем господствует, по мнению И.Валлерстайна, чуть ли не сплошная свобода. «Капитализм,  пишет он,  это система, основанная на конкуренции между свободными производителями, использующими свободный труд со свободными товарами, "свободно" выражающими свое предназначение для продажи и купли на рынке» (там же).

Фрэнсис Фукуяма – американец японского происхождения. Еще молодым человеком он приобрел шумную славу благодаря своей статье «Конец истории?», которая появилась в 1989 г. В 1992 появилась его книга «Конец истории и последний человек».

Какие же штрихи в глобалистскую картину мира внес Ф.Фукуяма? Что означает страшное название его книги? Уж не о конце ли света в ней идет речь? Под “концом истории” ее автор имел в виду не что иное, как окончание (обрыв, предел) общественноформационного развития: в либеральном капитализме, как он, в особенности, представлен в США, он видит венец человеческих устремлений в области общественного прогресса. Проще говоря, лучше американской демократии, американского капитализма,  словом, американского образа жизни, по Ф.Фукуяме, на свете ничего нет и быть не может. А если это так, то все дело заключается в том, чтобы любыми средствами способствовать его экстрополяции на весь мир, на всю нашу планету, т.е. глобализировать его. В этом состоит главный мазок, сделанный Ф.Фукуямой в глобализационную картину мира.

Збигнев Бжезинский сделал свою карьеру благодаря тому, что в 19771981 гг. сумел стать советником Президента США Джимми Картера по национальной безопасности. Имея в виду его яростный антисоветизм и антикоммунизм, советские журналисты дали ему кличку  “пентагонский ястреб”. Но он и до сих пор полон антикоммунистических сил. В его кабинете в вашингтонском Центре стратегических международных исследований, руководителем которого он является, висит плакат с изображением советского солдата, уходящего из Западной Европы, с русской надписью “Товарищи, конец”. Среди теоретиков глобализации он лидирует по своей агрессивности. Его главный геополитический труд – “Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы” (1997), где под “великой шахматной доской” имеется в виду весь мир, а под малой “шахматной доской” – Евразия (Россия).  “Евразия, – заявляет ее автор во введении, имеющем красноречивое название – «Политика сверхдержавы», – является  "шахматной  доской",  на   которой продолжается  борьба  за  мировое  господство,  и  такая  борьба затрагивает геостратегию  – стратегическое управление геополитическими интересами» (1;13).

Каким, с точки зрения З.Бжезинского, должен быть новый мировой порядок в политическом смысле? В отличие от Ж.Аттали и И.Валлерстайна, склонных думать, что финансовоэкономический и культурный центр нового мирового порядка переместся в будущем в Японию, “великий шахматист” сохраняет его на бесконечное будущее за единственной и бесспорной сверхдержавой – США. В качестве же главных “агентов влияния” этого порядка он мыслит транснациональные корпорации, возглавляемые финансовой олигархией. Они и должны превратить нашу планету в единый финансовоэкономический и культурный организм, сердцем которого станут США, а ее мозгом – наднациональное финансовоолигархическое правительство. “Очертания мира завтрашнего дня”, рисуемые З.Бжезинским, как видим, больше всего гармонируют с глобалистской картиной мира Жака Аттали. З.Бжезински, вместе с тем, видит главную цель своей жизни не в прорицании “общества кочевников”, а в установлении американского гегемонизма во всем мире вообще и в Евразии в особенности.

2. АНТИГЛОБАЛИЗМ

Антиглобализм – это, с одной стороны,  критика глобализма и глобализации, а с другой, теория антиглобалистской борьбы. Среди теоретиков-антиглобалистов мы выделили здесь наиболее ярких   Г.А.Зюганова и А.С.Панарина.

Геннадий Андреевич Зюганов – не только лидер КПРФ, но и политолог, имеющий степень доктора философских наук. Как антиглобалист, он выступает во многих своих работах, но наиболее полно он изложил свои взгляды на этот счет в эссе «Глобализация: тупик или выход?». Мы будем ее цитировать по сайту журнала «Наш современник» за июнь 2001 г.

Под глобализацией (в самом широком смысле этого слова) Г.А.Зюганов понимает освоение Земли человечеством. В этом смысле глобализация – ровесница рода человеческого. Но современный этап глобализации характеризуется им четырьмя особенностями – технологической, заключающейся в «экстенсивном распространении хозяйственной деятельности человечества по поверхности земной суши», экономической, состоящей в углублении «мирового разделения труда», политической, выражающейся в том, что международные отношения между различными странами становятся мировыми, и культурной, проявляющейся в планетарном культурном взаимообогащении различных народов.

Главное внимание в анализируемой работе уделяется политической составляющей глобализации. С политической точки зрения она расценивается вслед за В.И.Лениным как заключительный этап капитализма, названный империалистическим. Г.А.Зюганов напоминает о следующих чертах этой стадии, как они формулировались В.И.Лениным:

1. Концентрация производства и рост монополий.

2. Сращивание банковского капитала с промышленным и образование в результате этого синтеза финансового капитала.

3. Вывоз капитала, приходящий на смену вывозу товаров.

4. Раздел мира между империалистическими державами и начало борьбы за его передел.

5. Паразитизм и загнивание капитализма на его империалистической стадии.

Рассмотрев каждую их характеристик империалистической стадии капитализм, Г.А.Зюганов пришел к выводу, что ни одна из них не устарела. Особенно важной среди них является последняя. Вот как она проявляется в современном глобализующемся мире: 1/6 от всего человечества, составляющая «золотой миллиард», уже давно перешла на отношения, при которых рынок жестко регулируется со стороны государства, тогда как остальным 5/6 навязывается стихия свободного рынка, никак не контролируемого со стороны государственной власти. В чем же здесь паразитизм “золотого миллиарда”? “…остальному миру, – отвечает Г.А.Зюганов, – навязывается ультралиберальная модель, а по сути – режим управляемого хаоса, чтобы скрыть механизм неэквивалентного обмена, посредством которого "золотой миллиард" эксплуатирует периферию. Этот механизм опирается на диспаритет цен, концентрацию и удержание развитыми странами интеллектуальной ренты, долговую зависимость».

Чтобы развеять надежду, которая еще теплится кое у кого в душе, на возможность вступления России в «золотой миллиард», Г.А.Зюганов пишет: «…сегодня уже вполне очевидно, что Россия не устраивает архитекторов нового мирового порядка не только как главный носитель альтернативного капитализму социалистического пути развития, но – шире – как древняя самобытная цивилизация, со своей самостоятельной системой духовных, нравственных, общественных и государственнополитических ценностей. Что одним из основных препятствий на пути «глобализации» западные стратеги считают русский народ с его тысячелетней историей, с его драгоценными национальными качествами соборности и державности, с его глубокой верой, неистребимым альтруизмом и решительным отторжением торгашеских приманок буржуазного либеральнодемократического «рая». Что очередная стратегия Запада по завоеванию мирового господства на сей раз формируется в рамках геополитических доктрин, основанных на противопоставлении «океанской империи» США и атлантического Большого пространства «континентальной державе» России, попрежнему контролирующей евразийское «сердце мира».

Каким же образом Россия может противостоять глобализации? Как отвечает лидер КПРФ на вопрос о сущности антиглобалистской борьбы, ее движущих силах и способах борьбы? Антиглобалистская борьба должна быть борьбой за смену капиталистического строя социалистическим, поскольку первый сейчас и несет глобализацию со стороны «золотого миллиарда», т.е. Запада во главе с США. В качестве движущей силы антиглобалистской борьбы Г.А.Зюганов видит не только рабочих, но и интеллигенцию – ученых, конструкторов, учителей, врачей и т.д. Вместе они сейчас соствляют «новый рабочий класс – рабочий класс ХХI века». Что же касается способов антиглобалистской борьбы, то здесь мы наблюдаем расхождение между КПРФ, возглавляемой Г.А.Зюгановым, и левым крылом коммунистического движения (В.А.Тюлькиным, А.В.Крючковым, К.Ф.Ковалевым и др.). Если КПРФ придерживается линии на легальные способы борьбы за социализм, то ее левые критики готовят почву для новой социалистической революции.

Отказ КПРФ от революционных методов борьбы за социализм в настоящее время вовсе не означает, что ее лидер теоретически не признает грядущей революции. Напротив, он считает, что события последнего времени, последовавшие за террористическими акциями в США 11 сентября 2001 года, знаменует новый этап в истории человечества, который можно трактовать как новую мировую войну. Более того, как начало третьей мировой войны он считает возможным истолковывать начавшуюся в конце прошлого века политику империалилистической глобализации вообще. Как и две прежние мировые войны, она должна привести, по мнению Г.А.Зюганова, к новой революции. В статье «Глобализм и «новый империализм»» он писал: «Трактовка современных событий как новой мировой войны обязывает ко многому. Обе предыдущие мировые войны завершились революциями, знаменовавшими собой крупнейшие сдвиги в социальноэкономическом и политическом соотношении сил на мировой арене. Речь, стало быть, идет не иначе как об определении перспектив новой социальной революции. Есть войны, выход из которых может быть только революционным. Революция — это ответ на угрозу, которую несет война человеческой цивилизации и культуре. Революциями завершаются именно те войны, те схватки социальных хищников, которые угрожают разрушить основы человеческой цивилизации и культуры. Революция — это ответ человечества на попытку втянуть его в процесс саморазрушения, когда человечество стоит перед альтернативой: либо втянуться в схватку хищников, либо свергнуть их, обуздать» (http://www.gazetapravda.ru/pravda/pravda94.html).

Если Г.А.Зюганов выступает против глобализации с марксистских позиций, то Александр Сергеевич Панарин (19402003) занимал здесь мелкобуржуазную позицию. Не в «новом рабочем классе», а в мелком буржуа он видел ту силу, которая может противостоять главным носителям глобализации – представителям финансоворостовщического капитала, которые воцаряются над миром как его наднациональная паразитическая элита, делающая деньги «из воздуха»  не за счет организации производства, а счет виртуальных финансовых спекуляций. Мы узнаем в ней все тех же «граждан мира» или «кочевников» Жака Аттали. Вот как А.С.Панарин объясняет свои упования на мелкого буржуа: «Вопреки прежним политэкономическим стереотипам, внушившим представление об обреченности мелкой буржуазии в нашу эпоху, мелкие фирмы, воспользовавшись эксапансией техники малых форм, не только  доказали свою живучесть, но и обнаружили ряд преимуществ перед крупными по таким современным показателям, как наукоемкость, рентабельность, экологичность» (3;367).

Сильную сторону в  антиглобалистской концепции А.С.Панарина составляет его критика «новых кочевников», действующих по социалдарвинистскому  закону джунглей: выживает сильнейший. Их появление, по его мнению, философски подготовлено не только американским прагматизмом (У.Джеймсом, Дж.Дьюи и др.), но и французским постмодернизмом (Ж.Ф. Лиотаром, Ж.Дерридой, Ж.Бодрийяром и др.), которые направили свои усилия на разрушение («деконструкцию») универсалистских идеалов Просвещения (эпохи модерна) – истины, добра, красоты, равенства, братства, справедливости и т.п. и провозгласили свои идеалы, направленные на жизнь в настоящем. «…если избранниками будущего были «нищие духом», униженные и оскорбленные,  пишет А.С.Панарин в связи с этим,  то избранниками настоящего, несомненно, являются наиболее приспособленные. Противопоставление настоящего – будущему, прагматического реализма – утопиям, приспособленных – неприспособленным и неустроенным – вот интенции постмодернистского сознания. Глобализм выступает как противопоставление достигшего высшей мобильности меньшинства инертному большинству, связанному «чертой оседлости». Сегодня быть элитой – значит быть кочевником, не признающих «местных» ограничений и кодексов» (3;25). После развала СССР эти «кочевники» сразу сообразили: раз уж земных ресурсов на всех не хватает, возьмем их в России. Слава богу, в ней есть, где разгуляться.

К сожалению, пути борьбы с «кочевниками», намеченные А.С.Панариным, не отличаются особой ясностью. Он писал: «В самом деле, если уж в обществе (как и в современной культуре в целом) сложился консенсус по поводу того, что рыночной экономике нет альтернативы, то ясно, что настоящая альтернатива лежит за пределами таких старых дихотомий, как план  рынок, коммунизм  либерализм, социалдемократия – монетаризм. Истинная дилемма лежит в иной плоскости и касается выбора между паразитарной культурой виртуальной экономики и аскетическимобилизованной культурой реальной продуктивной экономики, способной на реальные инвестиционные накопления и долгосрочную хозяйственную ответственность» (3;387). Неясно: откуда возьмутся эти «аскетически мобилизованные»? И уж совсем утопично звучат такие призывы А.С.Панарина: “В рамках такой дилеммы перед всеми постсоветскими государствами встает трудная задача: привлечь к делу национального возрождения национальный капитал, решительно оторвав его от компрадорского капитала со всеми его спекулятивно-виртуальными “играми”. Речь идет об опоре на национальную среду упрямых трудоголиков, неутомимых, требовательных к себе и другим предпринимателей, сознательно противостоящих давлению растленной субкультуры гедонизма, богемной и криминальной вседозволенности” (3;388).

Впрочем, не только на предпринимателей-трудоголиков уповает А.С.Панарин, в конце книги он вспоминает и о тех, кто у них служит. В этом контексте его призыв к “большой духовной и политической власти” звучит не столь утопически по сравнению с предшествующим: “Такая власть усмирит не только зарвавшихся олигархов и разного рода адептов теневых практик. Она призвана отбить реванш гедонистического инстинкта в наших душах, заново социализировать людей, втайне уже дезертировавших из общества, со всеми его моральными и гражданскими кодексами, в социалдарвинистские джунгли. Для реванша социального начала над инстинктами нужна большая власть. Ее социальную базу на первых порах будут представлять миллионы униженных и оскорбленных, которым не нашлось места под солнцем однополярного мира” (3;408).

3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Под глобализацией мы понимаем политику, которая направлена на культурное доминирование какойлибо страны или нескольких стран в мире. Ее творцами являются конкретные политические деятели, которые опираются на определенную идеологию (теорию) – глобализм или мондиализм. Такими политиками были, например, Александр Македонский и Чингисхан, Наполеон и Адольф Гитлер.

Современный этап глобализации характеризуется стремлением к культурному (и политическому – в особенности) доминированию в мире со стороны Запада. Вот почему он может быть назван вестернизацией. Ее сердцевину составляет американизация, поскольку в настоящее время США играют ведущую роль в мире. Вот почему о современном этапе глобализации следует говорить в первую очередь как об американизации всей Земли. Какими же средствами она проводится? Лучше всего на этот вопрос ответили В.А.Лисичкин и Л.А.Шелепин в книге “Глобальная империя Зла” (2). Под глобализацией её авторы имеют в виду “создание глобальной экономической системы, управляемой из единого центра” (2;33). В качестве такого центра они и видят США – “глобальную империю Зла”. Но полный захват  мировой власти предполагает выполнение ею долгосрочной программы действий, направленных на весь мир.  В качестве средств, которые позволяют ей достичь этой цели, они используют четыре типа оружия – информационное, военное, экологическое и финансово-экономическое.

Информационная глобализация. Нашу эпоху называют то эпохой глобализации, то постмодернистской, то постиндустриальной, а то и информационной, в последнем случае имея в виду развитие в ХХ в. целой сети информационных технологий – печатных, телефонных, радиотрансляционных, телевизионных, компьютерных и др. Эти технологии – величайшее завоевание человечества. Но с их помощью проводится сейчас и американизация. Она превратила информацию в один из видов современного оружия, с помощью которого и осуществляется политика глобализации. Цель этой политики – установление нового мирового порядка, при котором на привилегированном положении должны оставаться страны «золотого миллиарда». Что же касается других стран, то их следует приучать к этому новому порядку, дезориентируя и деморализуя их население  и тем самым подавляя в нем способность к сопротивлению, к антиглобализационной борьбе. С помощью информационного оружия это можно делать бескровно, воздействуя соответственным образом на человеческую психику.

Информационная глобализация охватывает все сферы культуры – религию, науку, искусство, нравственность, политику и т.д. Задача здесь не хитрая: национальные культурные ценности следует подменить на американские или западноевропейские. Вот почему после «перестройки» к нам нахлынули сектанты всякого рода – вплоть до сатанистов. Вот почему самыми модными теориями в науке стали американские. Вот почему в кинотеатрах и на экранах телевидения мы видим главным образом американские боевики, детективы и киллеры. Вот почему главным «нравственным» законом стал закон джунглей. Вот почему в политике процветают, по выражению А.С.Панарина, «агенты глобализма», а патриоты остаются у СМИ на задворках.

Военная глобализация. Этот вид современной глобализации имеет своим идеалом военное присутствие США во всех регионах нашей планеты. Конечно, этот идеал, как и любой другой, всегда впереди, но, надо сказать, очень много для приближения к нему уже и сделано. В особенности в последние годы. Натовское кольцо вокруг России все сжимается и сжимается. Даже и «трагедию 11 сентября», произошедшую в НьюЙорке в 2001 г., американская военщина сумела использовать для своего присутствия в Средней Азии и на Кавказе.

Новый этап в военной стратегии США наступил в начале 1999 г., когда в течение двух с половиной месяцев «в тени молчаливого большинства» (Жан Бодрийяр) натовские летчики бомбили беззащитную Югославию.

Экологическая глобализация. У данного вида глобализации все еще впереди, но, имея в виду его дальнейшую перспективу, следует упомянуть и о нем. Его сущность состоит в том, чтобы странам Запада решать свои экологические проблемы за счет других стран. Он находится пока лишь в зародышевом состоянии, но первая ласточка экологической глобализации уже взлетела. Я имею в виду закон, принятый нашей Государственной Думой, который позволяет размещать ядерные отходы из других государств на территории России.

Финансовоэкономическая глобализация. Данный вид глобализации является ведущим. Именно он предполагает установление над миром власти финансовоолигархической элиты, власти «новых кочевников». Она становится возможной благодаря небывалой концентрации капитала в современном мире. Так, известно, что к концу ушедшего века всего 358 семейных кланов имело годовой доход, превышающий в долларовом исчислении совокупные доходы 45% населения всей Земли.

Финансовую войну США ведут не только со слабыми странами, но и сильными. Так, самым мощным ее конкурентом в настоящее время является Япония. По прогнозам, в ближайшее время она опередит США по внутреннему валовому продукту. Но, как мы усвоили от американских мондиалистов, в мире должна существовать только одна империя – США. Под особым прицелом у США остается Россия. Попрежнему весьма актуально звучат для ее руководства такие напутственные слова  Билла Клинтона, которые он произнес перед начальниками штабов 25 октября 1995 года: «Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке… Однако это не значит, что нам не над чем думать. В России, стране, где еще не достаточно сильно влияние США, необходимо решать одновременно несколько задач: всячески стараться не допускать к власти коммунистов. При помощи наших друзей создать такие предпосылки, чтобы в парламентской гонке были поставлены все мыслимые и немыслимые препоны для левых партий…Если нами будут решены эти задачи, то в ближайшее десятилетие предстоит решение следующих проблем: расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы в Югославии; окончательный развал военнопромышленного комплекса России и армии; установление режимов в оторвавшихся от России республиках, нужных нам» (2;222223).

4. АНТИГЛОБАЛИЗАЦИОННАЯ БОРЬБА

Прообразами будущей мировой власти сейчас выступают такие подконтрольные США финансовые организации, как Мировой валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирный банк и т.п. Они не просто международные ростовщики. Они – органы политической власти. Государства, получившие от них ссуды под грабительские проценты, оказываются в долговой яме, а стало быть, становятся для них объектами для политического давления. Под неусыпным контролем МВФ, в частности, у нас проводились так называемые либеральные реформы, направленные на реставрацию капитализма. Американский аутсайдер от политики Линдон Ларуш писал с чувством саркастической горечи: «МВФ – величайший, самый кровожадный враг из тех, кто когдалибо вторгался на территорию России. Им убито больше народа, чем всеми захватчиками, вместе взятыми» (2;207).

 Международные финансовые организации вместе с транснациональными корпорациями (ТНК) стали восприниматься многими людьми как главное исчадие глобализации. Такие люди на собственной шкуре испытали «благодеяния» международных ростовщиков. Вот почему в города, где время от времени проводятся совещания (саммиты), связанные с деятельностью этих организаций, стали съезжаться не только высшие руководители стран «семерки», к которой в последнее время присоединилась и Россия, но и люди, пытающиеся если не сорвать подобные совещания, то выразить протест против глобализации. Их стали называть антиглобалистами. Самое крупное выступление антиглобалистов произошло во время третьей конференции ВТО, проходившей в американском городе Сиэтле в декабре 1999 г. В нем участвовало 150 тысяч антиглобалистов, которым противостояло 20 тысяч полицейских. Этим событием обычно и датируют начало антиглобалистского движения. В политическом отношении оно весьма неоднородно: в нем участвуют представители самых разных убеждений – и анархисты, и троцкисты, и «зеленые», и пацифисты и т.п. Вот почему сами они именуют себя поразному: «Барьер для глобализации», «Мобилизация ради справедливости», «Классовая война», «Банк Ненависти», «Армия декапитализации планеты» и т.д.

Очевидно, придет время, когда антиглобалистская борьба приобретет организованные формы. Но пока она имеет по преимуществу стихийный характер. Это пока еще неорганизованный бунт против нового мирового порядка. У нее появятся настоящие вожди, а пока, как писал В.Сафрончук,  ситуация здесь выглядит так: «Большинство антиглобалистов – студенческая и рабочая молодежь. Ее духовным кумиром является субкоменданте Маркос – вождь восстания индейцев в мексиканском штате Чиапос, вспыхнувшего в 1994 году. Но родоначальником движения считается француз Жозе Бове, который прославился тем, что в 1995 году в предместье Парижа на своем личном тракторе разрушил закусочную "Макдоналдс". А идеологическая закваска антиглобализма содержится в книге француженки Сюзен Джордж "Рапорт Лугано". В ней нарисована мрачная картина застенков, в которые загнали ТНК большинство человечества: оно трудится на утопающий в роскоши "золотой миллиард". Бове и Джордж основали леворадикальную организацию "Аттак", которая считает главным врагом человечества "дьявольскую троицу": ВТО, МВФ и ТНК» (http://www.rednews.ru/index.phtml).

Выступления антиглобалистов происходили во многих странах – Аргентине, Бразилии, Мексике, США, Канаде, Испании, Англии, Германии, Франции, Швейцарии и др. странах. Но особенно шумное освещение у нас получило их выступление в конце июля 2001 г. в итальянском городе Генуе, где участвовал и российский президент. Как и в Сиэтле, здесь собралось 150 тысяч антиглобалистов, но полицейских было уже не 20, а 40 тысяч. Среди антиглобалистов оказались и русские, которые у себя дома лишь пытаются создать антиглобалистское движение. Вот как рассказывала об атмосфере, царившей в антиглобалистской Генуе, Т.Ведерникова: «Когда колонна входила в очередной туннель, то скандирование: «One solution – revolution – У нас есть одно решение – революция», – буквально оглушало всех. А самыми популярными песнями у нас были «Интернационал», а также «Бандера росса» и «Белла чао»  песни интербригадовцев и партизан времен гражданской войны в Испании 30х годов. И вся обстановка в Генуе напоминала Испанию 38го года. Да, был разлад в лагере «левых», но и было огромное воодушевление. И были в лагере левых все  от троцкистов до коммунистов. Как тогда всех объединил общий враг фашизм, так и сегодня, только врагом является глобализация. И, кстати, противник такой же жестокий и беспощадный» (http://www.rednews.ru/index.phtml).   

Итак, в глобалистской картине мира (ГКМ) наиболее колоритно прорисован ее первый фрагмент – глобализм, главными живописцами которой стали Карл Поппер, Жак Аттали, Иммануил Валлерстайн, Фрэнсис Фукуяма и Збигнев Бжезинский. Они указали нам на движение мира к новому мировому порядку (НМП), при котором ведущая роль в мире отводится странам Запада во главе с США. Второй фрагмент этой картины противопостоит первому: в нем дается критика глобализма и теория борьбы с глобализацией. Последняя составляет третий фрагмент ГКМ и представляет собою политику, проводимую руководителями стран «золотого миллиарда» для установления НМП. Наконец, ее четвертый фрагмент составляет антиглобализационная борьба. Выходит, нечетные фрагменты ГКМ  первый и третий – противостоят четным – второму и четвертому. Борьба между «нечетом» и «чётом» все больше и больше проникает внутрь каждой страны, тем самым деля все человечество на два лагеря – глобалистовкосмополитов и антиглобалистовпатриотов. Вопрос об исходе этой борьбы остаётся открытым.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Бжезински З. Великая шахматная доска. – М., 1998.

2.        Лисичкин В.А., Л.А.Шелепин. Глобальная империя Зла. – М., 2001.

3.        Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М., 2002.

 

В.П.Даниленко


0.084000110626221