08/10
03/10
24/09
06/09
27/08
19/08
09/08
01/08
30/07
17/07
09/07
21/06
20/06
18/06
09/06
01/06
19/05
10/05
28/04
26/04
18/04
13/04
09/04
04/04
28/03
Архив материалов
 
Анатолий Вассерман о развале системы образования в России

Анатолий Вассерман:

Каждый считает себя специалистом по части тренировки футбольных команд, образования и лечения. Это правда, но далеко не вся. Следующая часть той же правды заключается в девизе одной американской антивоенной группы во время Вьетнамской войны. Девиз был такой: «Не надо быть метеорологом, чтобы сказать, что уже идет дождь». Аналогично: не надо быть ученым, чтобы сказать, что система образования уже развалена. Это видно невооруженным глазом. Конечно, должность министра образования, как и министра здравоохранения, всегда была «расстрельной». Естественно, «стреляли» не свинцовыми пулями, а свинцовыми типографскими литерами. Это очень тяжело, но видно, в какую сторону меняется положение в этой отрасли, и ясно, что оно меняется от плохого к худшему.

Среднюю и высшую школу сейчас во всем мире преобразуют от законоцентричного образования к фактоцентричному. Несколько веков назад главной задачей школы считалось запоминание учеником какого-то набора конкретных фактов без понимания смысла этих фактов и системы взаимосвязей в природе, которая обусловливает появление этих фактов. Но к середине XIX века сложилось четкое понимание, что учиться надо в первую очередь не фактам, а закономерностям и взаимосвязям.

Еще в середине XVIII века Гельвеций сказал: «Знание некоторых принципов успешно заменяет знание некоторых фактов». А спустя век после Гельвеция и других французских энциклопедистов вся система образования выстроилась так, чтобы преподавать эти некоторые принципы. Сейчас систему образования заменяют таким образом, чтобы она преподавала разрозненные факты.

В Западной Европе сейчас очень остро востребованы наши вузовские преподаватели

Система образования отступила в Средние века. Этот факт очевиден довольно давно. Тупиковость такого пути известна со времен позднего средневековья, и вот сейчас нас заставляют двигаться именно по этому пути. Причем в странах, все еще считающих себя развитыми, уже видно, к чему привела такая образовательная политика. Они уже испытывают катастрофический дефицит кадров, способных сделать хоть что-то полезное.

Сейчас Цукерберг создал свою политическую партию, предназначенную для того, чтобы проталкивать способы уменьшения дефицита квалифицированных кадров. Он это сделал, потому что своих кадров американцам уже не хватает. Правда, он говорит о том, что иностранцы, окончившие американскую высшую школу, могли бы оставаться в Америке на работе. По сути дела, это означает, что американская средняя школа не дает достаточного количества учеников для высшей школы. Там преобразования начались именно со средней школы, а в Западной Европе – с высшей. Так вот, в Западной Европе сейчас очень остро востребованы наши вузовские преподаватели, потому что тамошняя высшая школа уже давным-давно не готовит вузовских преподавателей необходимого уровня. Провал этих реформ совершенно очевиден.

Если министр образования, министр здравоохранения или премьер-министр не понимает, что предлагаемый путь реформ – это дорога даже не в тупик, а в обрыв, он профессионально непригоден. Что касается роста числа вузов и числа учащихся в них сейчас, то этот рост может быть от того, что увеличилась сложность жизни и хозяйствования. А может быть, это потому, что высшее образование используется, по сути, как продолженное среднее. Насколько я могу судить, второй вариант ближе к истине.



http://www.km.ru/spetsproekty/2013/04/17/obrazovanie-v-rossii/709085-ne-nado-byt-uchenym-chtoby-skazat-chto-sistema-o


0.13081502914429