17/06
10/06
08/06
07/06
05/06
03/06
29/05
22/05
15/05
13/05
12/05
10/05
05/05
28/04
24/04
18/04
13/04
11/04
08/04
07/04
06/04
04/04
01/04
29/03
27/03
Архив материалов
 
Тайны Запада: Третий Рейх, бизнес и разведка

Знания не особо искушенного человека о концерне «I.G. Farben» ограничивается тем фактом, что на его заводах выпускался «циклон-Б». В целом же история аккуратно обошла концерн своим вниманием.

Это неудивительно, в свое время деятельность «IG Farben» камуфлировалась на таком высоком уровне, что даже министр юстиции США Фрэнсис Биддл в сентябре 1941 года на страницах «Нью‑Йорк таймс» самолично «покрывал» химического гиганта:

«Что касается доходов от сбыта аспирина компанией «Байер», то иностранные вкладчики их не получали вовсе. Точно так же отечественная американская продукция и разработка «Байер» новейших препаратов не имеют никакого отношения к связям с «IG Farben», - утверждал он.

И был очень далек от истины. К этому времени «I.G. Farben» имел контроль над подавляющей долей фармацевтической промышленности обеих Америк, владея контрольными пакетами акций в 170 американских компаниях и была миноритарным акционером еще в 108 компаниях.

Жена Эдварда Кларка, возглавлявшего группу лоббистов концерна в правительственных кругах США, после смерти продала бумаги мужа, содержащие информацию об «IG Farben» антикварному магазину на Семнадцатой улице в Вашингтоне - неподалеку от Белого дома, - после чего его владелец, Чарльз Кон, разместил объявление об их продаже. Через два часа после появления объявления в магазин пришел посетитель, назвавшийся коллекционером документов, и выложил 100 тыс. долларов в новых, хрустящих банкнотах.

Кон ему отказал, и на следующий день появилась прелестная молодая дама, предложившая деньги и себя в придачу. Но насторожившийся Кон уже решил передать письма Библиотеке конгресса, где они … бесследно пропали.

Процедура сокрытия истинных владельцев «Farben I.G.» проходила в рамках одного из внутренних положений концерна, которое гласило:

«После Первой мировой войны мы все больше приходили к решению «раздавать» наши иностранные компании ... так, чтобы участие I.G. в этих фирмах не фигурировало. Со временем такая система станет более совершенной ... особое значение имеет то, ... что главы агентских фирм должны быть достаточно квалифицированы и для отвода внимания являться гражданами стран, где они проживают.... Маскировка в прошлом не только давала большую выгоду в коммерческом и налоговом отношении, выражавшуюся во многих миллио­нах, но в результате минувшей войны маскировка дала нам также возможность в значительной мере сохранить нашу организацию, наши капиталовложения и возможность предъявления многочисленных претензий».

Этот документ попал в руки верховного командующего американской оккупационной зоны генерала Эйзенхауэра, который устроил свой штаб в головном офисе «I.G. Farben» во Франкфурте. Пилоты бомбардировщиков были проинструктированы избегать попаданий в эти строения концерна на том основании, что американские силы будут нуждаться в здании офиса, когда войдут в город.

Когда член правления военных эмигрантов Пихле (Pehle) обратился в военный департамент с письменным предложением уничтожить производственную базу Аушвица (Auschwitz), то отказ основывался на том, что такая атака сорвет вылеты на другие, уже запланированные цели. Наверное, под другими целями подразумевалось население Дрездена. А ведь Аушвиц – это тоже одно из предприятий «Farben I.G.».

Тем не менее, из уцелевших архивов офиса «I.G. Farben» сотрудникам штаба Эйзенхауэра было очевидно, что они расположились в покоях самой большой химической компании в мире.

В целом картель управлял более чем 380 немецкими фирмами, имел свои акции в 613 корпорациях, в том числе 173 - в зарубежных странах, включая, «Gulf Oil», швейцарские «Hoffman-LaRoche», «Ciba-Geigy», «Nestle’s», голландские «Shell Oil», «Defa» и «Parta-Chehamij-Mapro», венгерскую «Romanil and Budanil», японскую «Mitsui», норвежскую «Norsk Hydro», греческую «Athanil», испанскую «Union Quimica del Norte de Espana», английскую «Trafford Chemical», французские «Parta-Bayer» и «Etablissments Kuhlman». В Соединенных Штатах в концерн входили «Dow Chemical», «E.I. du Pont de Nemours», «Eastman Kodak», «General Electric», «General Motors», «Ford Motor», «Monsanto Chemical», «Proctor&Gamble», «Standard Oil», «Texaco», «Winthrop Chemical Company», «Agfa-Ansco» и сотни других, с большинством из которых «IG Farben» соединяло патентное соглашение.

Столь развившаяся сеть стала логическим завершением основания в 1925 году «IG Farben Industrie Aktiengesellschaft», чьи расползающиеся по миру, как побеги сорняка, финансовые связи исправно культивировал финансовый консультант «IG Farben» Герман Шмиц. Он готовил почву и прививал к «IG Farben» все новые побеги, он выполнял арбитраж наличных средств, осуществлял функционирование скрытых счетов и расчетов по ним, в том числе по подкупу политиков в интересах Третьего Рейха, а также вел управление системой франчайзинга и патентов. Вот только урожай должны были собрать совсем в другом месте, о чем Герман Шмиц не рассказал даже на Нюренбергском процессе.

Шмиц после прихода к власти Гитлера стал его личным адвокатом и почетным членом Рейхстага. Кроме того, будущий кавалер боевого «Железного креста» 1-го и 2-го класса совместно с Карлом Бошем, Карлом Краухом, Карлом Дуйсбергом встал у основания «I.G. Farben», управляя огромным сегментом экономи­ки.

Активы концерна постоянно росли и, несмотря на спад экономики, в 1926 году утроились. В сектор его непосредственной компетенции входили: «BASF», «Ammoniakwerke Merseburg GmbH», «АG fur Stickstoffdunger», «Deutche Celluloid Fabrik AG», «Dinamit AG», «Rheinische Stahlwerke АG». В различное время Герман Шмиц будет занимать должность директора Банка Международных Расчетов, Рейхсбанка, Deutche Landerbank AG.

Именно большой опыт работы в банковской сфере поможет ему легко манипулировать банковскими счетами, скрывая реальных владельцев активов. Имея доступ к неограниченным финансовым ресурсам, первым делом концерн поглотил крупнейших немецких лидеров в области производства взрывчатых веществ: «Dynamit AG», «Rheinische-Westfaelische Sprengstoff AG» и «Koeln-Roettweil AG», включив их в вертикально-ориентированную структуру.

Также концерн усилил свои позиции на зарубежных рынках, присоединив английскую «Imperial Chemical Industries», основным держателем акций которой являлся Невилль Чемберлен (Chamberlain). Если с 1929 по 1938 год «Imperial Chemical Industries» получил 73 млн фунтов стерлингов прибыли, во время Второй мировой войны его валовая прибыль увеличились вдвое с 9 млн фунтов стерлингов в 1938 до 18, 2 млн в 1944 году.

Далее «I.G. Farben» поглотила итальянскую «Montecatini», а во Франции натолкнулось на противодействие поглощения со стороны фирмы «Kuhlmann». Сопротивление стало следствием давнего противостояния французской и немецкой военно-промышленных структур, продолжившийся после подписания мирного договора, где особое место занимал вопрос о репарациях с Германии после ее поражения в Первой мировой войне.

Приобретение французского производителя красителей «Kuhlmann» было для сотрудников «I.G. Farben» чем-то вроде реванша за Версальский мир.

По части связей растущего спрута «I.G. Farben» примечательной фигурой является Макс Ильгнер (Max Ilgner), который был связан c начальником управления «Абвер-1». Сам Ильгнер вплоть до 1945 года руководил разведывательной структурой «I.G. Farben» - «Бюро НW-7», с помощью которой Абвер и политическая разведка Германии (РСХА) в 1933 году начали формировать экономический вектор агентурной разведки в среде династической элиты Европы.

Сотрудники НW-7, будучи специалистами в различных в сферах экономики, собирали для вермахта данные об условиях рынка, промышленном оборудовании предприятий, поставляемого сырья по всем странам в мире. В Соединенных Штатах через «Chemnyco Inc.», аффилированную «IG», были переправлены чертежи, фото и описания засекреченных технологий, в частности, новый метод получения изооктана, используемого для получения моторного масла и тетраэтилсвинца, без которого, по выражению одного из специалистов «Farben IG», «современные военные действия невозможно представить». 

Дмитрий Перетолчин

http://www.km.ru/science-tech/2016/12/15/istoriya-vtoroi-mirovoi-voiny/790727-tainy-zapada-tretii-reikh-biznes-i-razv


0.12151908874512