08/10
03/10
24/09
06/09
27/08
19/08
09/08
01/08
30/07
17/07
09/07
21/06
20/06
18/06
09/06
01/06
19/05
10/05
28/04
26/04
18/04
13/04
09/04
04/04
28/03
Архив материалов
 
ВТО - удавка для России, значит, необходимо выйти из этой организации

Мнение первого зампредседателя Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. 

Фракция КПРФ в Государственной Думе внесла проект закона о денонсации протокола о присоединении России к Марракешскому соглашению (речь идет о вступлении в ВТО). Необходимо отметить, что КПРФ изначально была против этого вступления, поскольку, во-первых, в этой организации выгодно участвовать только государствам, производящим готовые товары. Во-вторых, ВТО - это международная организация, которая была создана для экономического контроля над странами третьего мира и содержания их на праве потребителей, но не производителей.

21 июля 2012 года был ратифицирован протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению или, проще говоря, о вступлении во Всемирную торговую организацию. Ратификация была произведена Федеральным Собранием Российской Федерации с нарушением регламента – протокол об учреждении ВТО не был представлен ни Государственной Думе, ни Совету Федерации, более того, он не был переведен на русский язык. То есть вступали вслепую. Тогда коммунисты дали развернутую негативную характеристику последствий этого вступления, которые, к сожалению, оправдались.

Однако партия власти к коммунистам не прислушалась, последствия вступления России в ВТО правительством не были просчитаны, юристы для международного арбитража не были подготовлены. Готовых товаров промышленность не производила.

В 2012 году экспорт продовольственных товаров составлял $16,7 млрд, текстиля – на $770 млн, вооружения и транспортных средств – на $26,5 млрд. Эти объемы с небольшими колебаниями сохранились до 2016 года. Роль ВТО в вопросе производства и продажи товаров за рубеж Россией не обнаружилась, экспорт не увеличился.

Вопрос: зачем было вступать?

Начиная с 2012 года идет планомерный спад роста экономики, который к 2015-16 годам достиг отрицательных значений. Промышленный рост также планомерно замедляется и перешел в стадию падения.

Обрабатывающие отрасли рухнули с 8% роста в 2011 году до 99,7% в 2016-м. Сельское хозяйство снизило темпы роста с 23% в 2011 году до 2,6% в 2015 году. На 1,2 миллиона голов сократилось поголовье КРС, на 400 тысяч голов – коров. При этом правительство продолжает уверять, что производство сельхозтоваров увеличилось на 12,1% и Россия стала нетто-экспортером сельхозпродукции. К сожалению, только зерновых, и это не заслуга ВТО, а влияние урожайных лет и сформированных крупных хозяйств.

Как положительный фактор правительство констатирует, что России допустимо оказывать поддержку сельскому хозяйству в размере $4,4 млрд. Однако этого объема явно недостаточно. Поддержку получают крупные агрохолдинги, работающие на экспорт, т.к. предмет регулирования норм ВТО как раз экспорт/импорт. И наибольшие выгоды получают эти агрохолдинги. Остальные производители в рамках норм Всемирной торговой организации просто не интересны государству.

Даже отмена торговыми партнерами ВТО ряда ограничительных мер в 2013 году не дала позитивного эффекта. Все отрасли, которые по мнению правительства должны были получить «выгоду», снизили объемы производства. Химическая промышленность, связанная с углеводородами, снизила объемы в 2014 году до 100% и лишь после этого поднялась в 2015 году на 6,3% от 2014 года. Лесная отрасль с 2012 года ничего не прибавила. Машиностроение с роста 102,7% в 2012 году снизило производство до 88,9% в 2015 году. Снизили объемы производства легкая и металлургическая промышленность.

Доля убыточных предприятий в промышленности возросла с 29,1% в 2012 году до 32,8% – в 2015 г. Инфляционные процессы только усилились с 6,5% в 2012 году до 12,9%  в 2015 г. Безработица не уменьшилась и даже немного увеличилась. 

Таким образом, никаких преференций, выгод и даже стимулирования к росту экономики Россия не получила.

ВТО предоставляла экспортные субсидии в сельском хозяйстве производителям мяса, молока и зерна, но Россия не могла ими воспользоваться, поскольку не является экспортером такой продукции, кроме зерна. 

Правила ВТО обязывают РФ выравнивать тарифы на услуги естественных монополий до уровня других членов ВТО, как скрытое субсидирование своих производителей, что наказуемо большими штрафами. Чтобы не попадать под штрафные санкции, в стране планомерно год за годом начали подниматься тарифы на топливо, коммунальные ресурсы, отменили их субсидирование и дотирование, увеличили прямые сборы и косвенные налоги.

За 5 лет примерные потери народного хозяйства от вступления в ВТО исходя из расходов федерального бюджета следующие:

- по национальной экономике 222,1 млрд руб.;

- по ЖКХ 80,4 млрд руб.;

- по здравоохранению 134,2 млрд руб.;

- обслуживание государственного и муниципального долга в силу снижения пошлин за счёт компенсации государственными и муниципальными займами 134,6 млрд. руб.

Таким образом, исходя из бюджетных расходов, ориентировочные потери от ВТО в разрезе бюджетной поддержки составляют 871,3 млрд руб.

Оценка потерь, обусловленных открытием национальных рынков, может быть рассчитана как разница между показателями базового сценария (реальный рост экономики на 3% в год) и показателями сценария, предусматривающего открытие внутреннего рынка. Здесь потери, обусловленные снижением ставок импортных пошлин, могут составлять порядка 3 трлн руб. или 2,3% совокупного выпуска в экономике.

Необходимо отметить, что детальные обязательства по изменению ставок и квот были опубликованы после подписания договора. Большая часть эффекта приходится на сельское хозяйство и пищевую промышленность (2,3 трлн руб.), остальное – на машиностроение, легкую промышленность и другие отрасли промышленности. Такое сокращение экономической активности приведет к потере к 2020 г. 1,9 млн рабочих мест. 

Исходя из реальности экономической стагнации, при ВВП в 86 трлн руб. в 2016 г. потери оцениваются в 4,6% ВВП. Эксперты аналитического центра ВТО-информ с учётом межотраслевого и мультипликативного эффекта оценивают потери в добавленной стоимости российской экономики к 2020 г. за 8 лет членства в 12-14 трлн руб.

Очевидных выгод от присутствия России во Всемирной торговой организации нет. Кроме того, введение экономических санкций в отношении России говорит о том, что ВТО не защищает страну от произвола международной олигархии и политических инсинуаций. Так, специальный докладчик ООН по правам человека Идрис Джезайри, занимающийся вопросами негативного воздействия односторонних принудительных мер, назвал сумму потерь российской экономики от санкций в 52-55 млрд долл.

Таким образом, потеряли в два с лишним раза больше, чем ожидали выиграть. Подобные потери перечеркивают такие преимущества членов ВТО, как участие в спорах, уступки членов ВТО (режим наиболее благоприятствуемой нации, национальный режим, запрет применения количественных ограничений и запрещенных субсидий, свобода транзита, которые будут отменены).

Более того, ВТО используют как инструмент давления на Россию и подают иск в международный суд о взыскании штрафа с России в размере 1,39 млрд евро в год за введенное эмбарго свинины. Подобный штраф аннулирует все преференции, полученные от ВТО Россией, как используемые, так и не используемые. В этом случае выход из ВТО необходим и неизбежен.

Последствия выхода из ВТО не скажутся негативно на экономическом развитии России. Во-первых, страна перестанет платить членские взносы в ВТО и сохранит их в бюджете. Членские взносы привязываются к доле страны в мировой торговле. Такой подход не создаёт стимулов к расширению производства страной – членом организации, т.к. чем больше продаёшь, тем больше платишь. В условиях отечественной действительности важно развивать собственные производительные силы без формальных ограничений.

Во-вторых, на международном рынке Россия будет торговать по правилам ВТО и при этом не будет попадать под санкции этой организации.

В-третьих, правила ВТО не будут тормозить развитие отношений в Таможенном Союзе и Евразийском Союзе. Россия будет свободна в выборе ввозных и вывозных таможенных пошлин, а внутреннее ценообразование не надо будет согласовывать с ВТО и зарубежными партнерами.

При выходе из ВТО Россия получает национальное регулирование пошлин для ввозимых/вывозимых товаров, оформляя протокол изменений к Договору о Евразийском союзе (ст. 115 Договора о Евразийском экономическом союзе), и никаких не взятых на себя обязательств Россия нести за других не будет.

В итоге Россия ничего не потеряет, наоборот, приобретет свободу в экономической деятельности, которая послужит ускоренному развитию страны и ее экономики.

Николай Арефьев

http://www.km.ru/v-rossii/2018/02/18/vsemirnaya-torgovaya-organizatsiya/820190-vto-udavka-dlya-rossii




0.1301109790802